Урок-викторина по сказкам «Знатоки сказок» для 5 класса.
Цели:
- обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
- воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
- активизировать детское чтение;
- организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята!
Вас приглашает сказка
На конкурс знатоков,
И должен без подсказки
Здесь каждый быть готов
Найти перо Жар-птицы
И встретить Царь-девицу,
Узнать, кто песенки поёт
И где какой герой живёт,
И побывать с ним на пиру…
Всех приглашаем на игру!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит грамоту «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Ответы учащихся: Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные…
1 этап: Разминка.
«Начинает сказка сказываться…», а ваша задача угадать сказку по её зачину.
1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Царевна-лягушка)
2. Жил-был старик со старухою. Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!
3. Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. (Принцесса на горошине)
4. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! (Гуси-лебеди)
5. Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. (Курочка Ряба)
6. Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. (По щучьему велению)
7. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
8. Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. (Каша из топора)
2 этап. «По словесному портрету ты ответь нам, кто же это!
Со сказочными зачинами вы отлично справились, а теперь посмотрим, как хорошо вы знаете героев сказок. Кто это?
1. Родилась в цветке прелестном,
Труден к счастью её путь.
Каждый, видно, догадался,
Как её зовут (Дюймовочка)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
3. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
4. Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
5. Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто – то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
6. Работала, скромно жила…
Но туфелька ей подошла!
К ней счастье явилось, как солнышко!
А звали красавицу… (Золушка)
7. Способ есть, но он не прост:
Рыбку я ловлю на хвост.
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад. (Волк)
8. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несёт её домой. (Маша)
9. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба-Яга)
10. Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
3 этап. «Телеграмма».
Я смотрю, вы и с героями сказок хорошо знакомы. Пока вы отгадывали загадки, нам принесли несколько телеграмм. Но мы никак не можем понять, от кого они. Поможете нам? Но нужно не только героя отгадать, но и сказку, в которой он живет.
1. Меня лиса из избушки выгнала. Помогите! (зайка, «Зайкина избушка»)
2. Спасите! Нас съел серый волк! (козлята, «Волк и семеро козлят»)
3. Очень расстроена. Разбила яичко! (мышка, «Курочка Ряба»)
4. Чудище на нашу землю напало. Иду биться с ним насмерть. (Иван, «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
5. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой. («Дюймовочка»)
4 этап. Битва капитанов (ребусы).
Каждому капитану вручается конверт с ребусами.
Свинопас, Золушка, Снегурочка, Репка.
А чтобы остальные не скучали, пока наши капитаны заняты делом, предлагаю ответить на вопросы.
1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба-Яга)
2. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора)
3. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
4. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)
5. Сказочный «умный» дом, который поворачивается и открывает свои двери по велению добра молодца. (Избушка на курьих ножках).
6. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
5 этап. «Бюро находок». (картинки)
К нам обратились из бюро находок. У них скопилось много предметов, принадлежащих сказочным героям. Поможем найти сказку, из которой взяты предметы?
1. шляпа, сапоги, замок. (Кот в сапогах)
2. гуси, яблонька, печка. (Гуси-лебеди)
3. сани, роза, зеркало. (Снежная королева)
4. яйцо, утка, лебедь. (Гадкий утенок)
6 этап. «Отгадай мелодию».
Сейчас вы услышите песенки героев сказок и мультфильмов. Вспомните название этих сказок.
(«Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).
7 этап. Путаница.
Какой-то невнимательный ученик неверно записал названия сказок. Попробуйте исправить ошибки.
1. «Барышня-ящерица». (Царевна-лягушка)
2. «Особнячок». (Теремок)
3. «Мышь в ботинках». (Кот в сапогах)
4. «Метровочка». (Дюймовочка)
5. «Суп из молотка». (Каша из топора)
6. «Зелёная кепочка». (Красная шапочка)
7. «Аист и выпь». (Журавль и цапля)
8. «По осетровому желанию». (По щучьему велению)
9. «Крестьянка на фасолинке». (Принцесса на горошине)
10. «Лиса и пятеро ягнят» (Волк и семеро козлят)
8 этап. Реклама.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковер-самолет - над миром подняться,
Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.
А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
Вспоминай, не зевай, Те предметы угадай.
У каждого отряда конверт с изображением сказочного предмета. Ваша задача – не называя самого предмета, прорекламировать его. Остальные должны догадаться, что это за предмет и из какой он сказки. Дам небольшую подсказку: все эти сказки авторские, т.е. придумал их не народ, а писатели, известные всему миру.
Зеркальце (Сказка о мертвой царевне)
Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)
Золотой ключик (Буратино)
Хрустальная туфелька (Золушка)
9 этап. Заключительный.
Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя там, как рыбы.... Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
Перо жар птицы. (Лампа, прожектор)
Сани, что везут сами. Печь Емели. (Автомобиль, аэросани)
Помните, у Емели вёдра сами воду несли. (Водопровод)
Гусли – самогуды. (Магнитофон)
Ступа. Ковёр – самолёт. (Ракета, самолёт)
Чудо – зеркало. (Телевизор, компьютер)
Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас)