СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина-игра по теме: «Воссоединение Крыма с Россией».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина-игра по теме: «Воссоединение Крыма с Россией».»


Психологический анализ урока


1. Общие сведения об уроке

- Класс, дата проведения -5 класс, 06.12.2017 г.

  • Преподаватель - Цунина Ольга Валерьевна.

  • Учебный предмет - Мир деятельности.

  • Тема урока – «Учусь вести диалог».

  • Тип урока: ОНЗ.

Структура урока:

  1. Организационный момент (улыбнись соседу справа, слева).

  2. Основная часть (индивидуальные, парные, групповые и фронтальные игры, упражнения).

  3. Заключительная часть - рефлексия.

Ресурсы: доска, экран, раздаточный и наглядный материал.

2. Цели и задачи урока

Цель урока - сформировать представление о «диалоге» построить правила ведения диалога и сформировать положительный опыт их применения.

Урок построен по технологии деятельностного метода.

Цели и задачи урока поставлены правильно. Учитель убедился в том, чтоб учащиеся правильно поняли цель и задачи урока. В ходе объяснения темы учитывал возрастные особенности группы, уровень её подготовленности, особенности развития познавательных процессов.

Цель урока достигнута. Применяемые методические приемы и весь стиль урока в целом отвечают поставленной цели и соответствуют возрастным особенностям учащихся.

3. Структура урока

Урок соответствует структуре и его целям.

Основные структурные элементы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (оргмомент).

2.Новое знание: основные условия, которые надо выполнить, чтобы диалог состоялся (единая тема, смена ролей, взаимопонимание). Актуализация знаний.

3. Задание на пробное действие: «Что же такое диалог?». В диалоге два участника, которые говорят на единую тему.

4. Фиксация затруднения: «Роль автора, роль понимающего», «Я пока не могу назвать основные условия ведения диалога».

5. Фиксация причины затруднения: «Кем вы себя чувствуете в диалоге?», «От чего зависит понимание диалога?». (один и тот же человек может быть в рамках диалога и автором, и понимающим), «Нужны ли правила, чтобы грамотно построить диалог?».

6. Цель деятельности учащегося, постановка учебных задач: «Узнать основные условия ведения диалога». Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

7. Открытие и фиксация нового знания: «Определение правил ведения диалога». В речи и с помощью эталона, где зафиксированы условия ведения диалога.

8. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Учитель задает вспомогательные вопросы, организуя диалог учащихся – «От чего зависит понимание?», «Что делает автор?», «Что делает понимающий?». В итоге учащиеся приходят к пониманию трех правил, единая тема, смена ролей, взаимопонимание. Весь итог работы наглядно отражается на доске. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

Формы организации деятельности, учащихся на уроке – фронтальная, групповая, парная.

В ходе урока учитель четко придерживался плана, структуры и целей. Все этапы последовательны и логически взаимосвязаны. Время между отдельными структурными элементами распределено рационально. Но немного не хватило времени для озвучивания основных правил диалога учителем. Тип урока выбран рационально и способствует максимальной реализации поставленной цели. Все задание рассчитаны на то, чтобы учащиеся занимались самостоятельным поиском новых знаний.

4. Методика проведения урока

Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, а также целям и задачам урока. Методы соответствуют специфике учебного материала.

В процессе урока учитель использовал активно наглядные пособия, раздаточный материал и технические средство, что способствовало повышению эффективности усвоения учебного материала.

Применялся дискуссионный метод, игры и упражнения, направленные на самостоятельную оценку своих знаний. Дети посредством наводящих вопросов учителя сами рассуждали и находили знания – «Что же такое диалог?», «Мы дали точное определение диалога или смогли что-то забыть?», «Что делает автор?», «От чего зависит диалог?» и т.д.

Задания дифференцировались с учетом склонностей, интересов, способностей учащихся. Подобный подход учитывал возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения.

Хотелось бы отметить высокий уровень усвояемости материала. Об этом свидетельствует следующее:

  1. учащиеся 5 класса правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме;

  2. активно работают в творческих видах работы над задачей.

Учитель объективно оценивал ответы учащихся. С использованием наводящих вопросов помогал достигнут правильного ответа. При необходимости стимулировал и мотивировал к получению нового знания.

Учтены межпредметные связи. Учащиеся проводили аналогии, обобщали, систематизировали учебный материал, выдвигали гипотезы, делали выводы.

Материал подавался с эмоциональной окраской.

Учащиеся работали самостоятельно над получением нового знания. В ходе продуктивной групповой работы приходили к единому решению.

5. Соблюдение принципов обучения

Все принципы дидактики были соблюдены. В ходе урока использовались принципы наглядности, сознатель­ности и активности в работе учителя и учащихся, доступности, последовательности, научности, связи теории с практикой.

Все задания подобраны с учетом особенностей развития мышления. Основной объем знаний усваивался в процессе самостоятельного поиска информации. Учащиеся были вовлечены в творческую деятельность и учились на практике выстраивать диалог.

Учитель ставил проблему, а дети посредством ненавязчивой помощи со стороны её формировали и учились решать поставленные задачи. Учитель контролировал работу со стороны.

При необходимости педагог стимулировал интерес, делал замечания при нарушении установленных правил. Учащиеся прислушивались к ним и корректировали свое поведение.

В ходе урока был найден правильный подход к учащимся – деловой тон общения, внимательность и чуткость, умение видеть и слышать, требовательность и уважительность.

Психологический климат в классе доброжелательный. При небольшом нарушении дисциплины педагог не потерял самообладание, что говорит о высоком знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (напомнил о правиле поднятой руки). Предусмотрено необходимое оборудование для урока.

6. Самоорганизация учителя

Уровень подготовленности к уроку находится на высоком уровне. Учитель на высоком уровне владеет содержанием и структурными компонентами урока, на высоком уровне осознает психологической цели и имеет достаточный уровень внутренней готовности к ее осуществлению.

Рабочее самочувствие характеризуется собранностью, энергичностью, внимательностью, настойчивостью в достижении поставленных целях.

Отдельное внимание хотелось уделить педагогической находчивости. В ходе урока был применен прием, который методологически называют критическое мышление. Для детей была поставлена задача, которую они благополучно решили.

7. Анализ содержания урока

Содержание урока соответствует требованиям образовательных программ. Материал излагался доступно, полно и достоверно. Цель урока была четко обозначена в начале. Понятия определялись полно и четко. Учащиеся были активно вовлечены в самостоятельную работу.

Степень усвоения нового знания находится на высоком уровне. Учащиеся были замотивированы на дальнейшую работу. На следующем уроке будет продолжено изучение темы «Учусь вести диалог».

Упражнения подобраны рационально с учетом уровня подготовленности класса и направлены на активацию познавательных процессов и побуждению учащихся к самостоятельному поиску знаний. Работа в парах, фронтально.

Полученные знания имели связь с жизнью. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Особенно понравилась игра, где требовалось найти равновесие между позицией автора и понимающего. Данная игра помогла детям наглядно, как правильно построить диалог и для чего нужны правила.

8. Анализ организации познавательной деятельности учащихся

Осмысленность и целостность восприятия достигалась посредством наглядности, упражнений, помогающих на собственном опыте понять правила поведения в диалоге. Ребята разделились на три зоны. Разыграли диалог. Дети самостоятельно разработали правила.

При потери внимания педагог напоминал посредством смены интонации голоса о необходимости вернуться в работу, так как дискуссия была эмоциональной дети увлекались рассуждениями, а урок подходил к концу.

На уроке использовались такие виды памяти, как наглядно-образная, смысловая, логическая, эмоциональная. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала использовались такие формы, как индивидуальный опрос, повторение изученного ранее.

Мотивация мыслительной деятельности осуществлялось посредством постановки учителем проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, дискуссий, поисковой деятельности.

Формирование знаний осуществлялось на уровне «открытий».

Виды творческих работ – объяснение темы и целей работы, разыграть диалог, разработать правила, обучение отбору и систематизации материа­ла, а также обработке результатов и оформлению работы. Данными приемами учитель руководил творческим воображением детей.

В процессе работы учитель интересовался эмоциональным состоянием детей – «Кому комфортно в роли автора?», «Кому понравилась роль понимающего?», тем самым создавая положительную мотивацию учения.

Закрепление результатов осуществлялось путем формирования навыков с помощью упражнений.

9. Анализ деятельности учащихся

Класс хорошо подготовлен к уроку. Работоспособность находится на высоком уровне. Стоит отметить, что каждый участник группы был активно вовлечен в работу.

Отношение к учителю – доброжелательное, уважительное. На замечания дети реагируют сразу, инструкцию учителя соблюдают.

Степень овладения практическими навыками – высокая. Учащиеся 5 класса открыли для себя новое в диалоге. Учащиеся предложили разные средства для достижения цели, выбрать основные условия ведения диалога, затем зафиксировали эти условия, то есть составили эталон. Научились достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, познакомились с особенностями диалогической формы речи.

Дисциплинированность класса на протяжении урока находилась на среднем уровне. К концу урока учащиеся эмоционально реагировали, поэтому учителю пришлось прибегнуть к повышению голоса – «Нас не все слышат!», что в целом помогло вернуть класс в рабочий ритм.

10. Анализ деятельности учителя

Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке доброжелательная. Урок начался с организационного момента (улыбнись соседу). Педагог на высоком уровне владеет темой урока, эрудирован, внимателен, тактичен, что свидетельствует о высоком уровне педагогического мастерства.

В ходе урока учтен актуальный уровень развития учащихся и зона ближайшего развития («Что же такое диалог?»). Речь педагога грамотная, эмоциональная. Внешний вид педагога (деловой стиль одежды), мимика, жесты, интонация голоса (способствуют сосредоточению внимания учеников на теме урока).

Стиль преподавания – демократический, основанный на взаимопринятии и взаимоориентации. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Темп работы класса – высокий. Учитель мастерски сочетает фронтальную работу с работой в микро-группах, парах. .

11. Анализ взаимодействия учителя и учащихся на уроке

Этика и педагогический так соблюдены. Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся в процессе ответов на вопросы. Со стороны педагога на протяжении всего урока отмечается активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, глубокое понимание школьников, целей и мотивов их поведения, умение прогнозировать развитие личности школьника.

Реплики оценочного характера не звучали. Дисциплинарные замечания звучали корректно. Допускаемые ошибки ученики исправляли.

По завершению урока рефлексия. Получена обратная связь. Учащиеся смогли задать возникшие вопросы.

12. Выводы и предложения

Цель урока достигнута. В ходе объяснения темы педагог учитывал возрастные особенности группы, уровень её подготовленности, особенности развития познавательных процессов. Упражнения подобраны рационально с учетом уровня подготовленности класса и направлены на активацию познавательных процессов и побуждению учащихся к самостоятельному поиску знаний. Работа проводилась в парах, фронтально. Учащиеся предлагали разные средства для достижения цели.

Полученные знания имели связь с жизнью. Особенно понравилась игра, где требовалось найти равновесие между позицией автора и понимающего. Данная игра помогла детям наглядно понять, как правильно построить диалог и для чего нужны правила.

Мне показался конец урока немного сжатым. Прозвенел звонок. В силу нехватки времени не были четко озвучены основные условия ведения диалога. Хотелось бы, чтобы ребята сформулировали общий вывод. Проверили рефлексию способов и условий действия. Но, следует отметить высокую замотивированость учащихся к работе. После того, как прозвенел звонок, ребята не торопились покидать класс, а задавали вопросы учителю. Это говорит о высокой учебно-познавательной мотивации класса.


Спасибо за урок! Технология деятельностного метода видения урока сегодня актуальна. Педагог сегодня должен уметь создавать такие ситуации, когда у учащихся появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!