5 класс
Тема: Литосфера
Тип урока: урок-викторина
Содержание урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Литосфера –твердая оболочка Земли».
Деятельность обучающихся:
Виды: - обобщают и систематизируют знания и умения по теме
Формы: - решение учебных и практических задач;
- работа с текстом учебника;
- работа со справочным материалом.
Планируемые результаты:
Предметные: - знать содержание всей темы
Метапредметные: - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
-осуществлять расширенный поиск информации;
- формировать готовность к самообразованию.
Личностные: - адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности.
Оборудование: физическая карта полушарий, образцы каменного угля и нефти, черные ящики, разноцветный мел, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Формируются 2 команды игроков и болельщики
Постановка целей урока.
Необычность нашего урока сегодня заключается в том,что мы проводим игру, которая поможет обобщить и систематизировать знания по теме «Литосфера»,научимся использовать свои знания в нестандартных условиях.
Мотивация деятельности учащихся
Итогом нашего урока станет оценивание знаний и умений каждого учащегося.
Проведение викторины.
№ 1 «Пропуск на соревнование»
По 6 уч-ся от каждой команды подходят к столу и берут карточки с вопросами. На обдумывание 10 сек. Уч-ся отвечают. Итого записывается в турнирную таблицу.
Вопросы:
Назвать основные виды движения литосферных плит.
Поясните,какие новые формы рельефа возникают на равнинах под воздействием выветривания.
По происхождению горные породы делятся..
Высота какой горы – 8848м?
Какой минерал самый распространенный на Земле?
Какая гора самая высокая в Крыму?
Самый твердый минерал..
Какая горная система самая высокая?
Что означает в переводе с китайского «Тянь-Шань»??
Чем заканчивается жерло вулкана?
Как называется самый высокий действующий вулкан Евразии?
На каком материке нет действующих вулканов?
№ 2 «Равнины»
Команды по очереди называют равнины до тех пор, пока одна из них после 5-ти секундной паузы не сможет дать ответ.
№ 3 «Черный ящик»
Угадать-что находится в ящике? Командам разрешается задать 5 вопросов учителю, а потом дать ответ.
В черном ящике – 1 команда- нефть,2 команда - каменный уголь.
№ 4 «Игра с болельщиками»
Найдите лишнее слово, которое не относится к теме «Литосфера»
1-ый вариант – вулкан, гейзер, Анды, звезда, эпицентр
2-ой вариант – землетрясение, магматизм, нефть, Везувий, Нептун
№ 5 «Счастливый случай»
Каждой команде задается по 12 вопросов, при этом засчитывается время и кол-во правильных ответов.
1 команда
Земная кора и верхняя часть мантии это…
Большие блоки, на которые разбита литосфера- это…
Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами – это…
Разрушение и смена горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влажности и живых организмов – это…
Огромные насыпи песка серповидной формы в пустыне- это…
Сочетание нескольких минералов или одного в большом кол-ве в земной коре –это…
Горы по высоте делятся…
Затопленные прибрежные части материков с глубинами от 0 до 200 метров называют…
Самая большая равнина в мире….
Самая длинная горная система…
Полезные ископаемые по использованию делятся…
Горячие источники, которые бьют фонтаном из-под Земли,называются…
2 команда
Самая тяжелая внутренняя часть Земли – это…
Колебания земной поверхности и подземные толчки, которые возникают вследствие внезапных смещений и разрывов в глубине земной коры или в верхней части мантии называется…
Магму, которая вылилась на поверхность называют…
Выветривание бывает трех видов…
Вода исполняет три вида работ (разрушительную, транспортную, творческую)
Все минералы и горные породы,которые используют люди называются…
Равнины по высоте делятся..
В переводе на русский язык горы Памир означают
Самое большое плоскогорье мира
К топливным полезным ископаемым принадлежат
Однородные тела, которые состоят из одного вещества, называются…
Канал вулкана, по которому поднимается магма, называется….
Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги в турнирной таблице, считает баллы, выставляет оценки учащимся.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал,что..
- У меня вызвал интерес….
- У меня вызвало затруднение..
- Я работал на уроке…
7. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о самом удивительном явлении, происходящем в пределах оболочки- литосфера.