СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина на тему "Греция в 5-4 вв. до н. э.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка помогает в игровой форме систематизировать знания обучающихся по истории Древней Греции

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина на тему "Греция в 5-4 вв. до н. э.»





Дата

урока____

Класс 5

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний

Вид урока: историческая викторина «Олимпийские игры»

Тема урока

Греция в V-IV вв. до н.э.

Цель урока

Закрепить и обобщить знания учеников по теме, сформировать умения использовать полученные знания в новой учебной ситуации


Обучающие

Развивающие

Воспитательные

обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция; выявить пробелы в знаниях;

развивать навык самостоятельной и групповой работы; умение работать с различными источниками информации;

умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.



ХОД УРОКА

  1. Подготовительный этап.

На этапе подготовки учитель знакомит учащихся с правилами проведения игры, формирует команды, готовит вместе с учениками оборудование (импровизированные оливковые венки для победителей, символичный жертвенный огонь, иллюстрации с изображением олимпийских богов, музыкальное сопровождение).

Правила викторины:

  1. В викторине принимают участие три команды, а в конкурсе ораторов – по одному представителю из каждой команды.

  2. 5 конкурсов проводятся по теме греческих олимпийских игр – это пентатлон (метание диска, метание копья, прыжки, бег и борьба).

  3. Задания для каждого вида соревнований подобраны таким образом:

а) Бег – вопросы по теме «Греко-персидские войны»

б) Борьба – вопросы по теме «расцвет афинской демократии»

в) Прыжки – вопросы по теме «Греческая культура»

г) Метание диска – вопросы по теме «Быт и традиции греков, система воспитания и образования

д) Метание копья – вопросы по теме «Античные города-государства Причерноморья»

4. На каждый конкурс отводится определенное время и количество баллов для оценивания:

а) Бег – по 2 мин. каждой команде (всего 6 мин.), 3 балла максимум за каждый правильный ответ (всего за этот конкурс команда может получить 9 баллов – максимальная оценка).

б) Борьба – 4 мин., по 1 баллу за каждый правильный ответ.

в) Прыжки – подготовка к выступлению – 2 мин., 3 мин. на каждое выступление (всего – 11мин.) 5 баллов – максимальная оценка.

г) Метание диска – 4 мин., по 2 балла за правильный ответ (или 1 балл – за ответ на вопрос соперника)

д) Метание копья - подготовка к выступлению – 2 мин., 3 мин. на каждое выступление (всего – 11мин.) 5 баллов – максимальная оценка.

Всего на соревнования отводится 36 мин.

  1. Члены жюри и учитель оценивают ответы команд

  2. После окончания соревнований можно провести дополнительный конкурс – «Конкурс ораторов». Этот конкурс проводится, если осталось резервное время, или в случае равного количества баллов у нескольких команд. Участник каждой команды должен за 1 мин. подготовить короткую речь (на которую отводится 1 мин.) о значении античной греческой культуры для будущих поколений. За речь – 5 баллов (максимальная оценка).

  1. Проведение викторины.

Вступительное слово учителя.

Учитель дает общую характеристику классическому периоду древнегреческой истории (V-IV вв. до н.э.)

Классический период стал временем наивысшего расцвета античной культуры. Города-государства Эллады переживали времена значительного развития хозяйства, политического и военного могущества, объединив свои усилия, отстояли страну от Персидского государства, перешли в наступление и освободили от персидского владычества побережье Эгейского моря. Были налажены торговые связи с греческими колониями в Черном море. В конце этого периода между греческими городами вспыхнула губительная для Эллады Пелопоннесская война. Начался кризис и падение античной цивилизации.

  1. Открытие Олимпийских игр»

Ученик кратко рассказывает о проведении олимпийских игр в древности:

- Олимпийские игры стали проводить в 776 г до н.э. и проводились каждые четыре года на протяжении 5 дней. В первый и последний день приносили жертвы богам, проводили торжественные процессии, а часть посвящали соревнованиям. Сначала в программу игр входили только бег, в 708 г. до н.э. появился пентатлон – пятиборство. Позднее начали проводить кулачные бои (панкратион), соревнование на колесницах. На период игр войны прекращались, к участию допускались только граждане греческих городов-полисов.

Затем учитель предлагает учащимся поприветствовать олимпийских богов («принести жертву»), вспомнив их имена и дать каждому краткую характеристику. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов (за каждый ответ – 1 балл).

  1. Соревнования (36 мин.)

Конкурс 1. Бег «Марафонская дистанция»

Сначала учащиеся должны объяснить происхождение понятия «марафонская дистанция» (1 балл). Затем каждая команда должна «пробежать марафонскую дистанцию». Можно организовать работу на два варианта.

Вариант 1.

На доске 3 записи:

  1. Милет_____ мыс Афон_____Марафонская равнина

  2. Геллеспонт_____Фермопильское ущелье_______ о.Саламин

  3. г.Платеи_____ мыс Микале________о.Делос (Афины)

Участники команд подбегают к указанным пунктам, ставят флажок (в каждой команде – разный цвет) и отвечают, какое событие связано с этим местом, когда оно произошло, имена каких выдающихся исторических личностей связаны с этим событием, и кратко характеризуют его последствия. Побеждает команда, которая потратила меньше времени и дала больше правильных ответов.

Вариант 2.

Эти же записи написаны на 3 карточках, которые получает каждая команда. Ответы даются в письменной форме, карточки сдаются учителю, а потом зачитывают. Победителя определяют также как и в первом варианте.

Конкурс 2. «Классическая борьба»

В конкурсе побеждает команда, которая больше всех «положила соперника на лопатки» - даст больше правильных ответов.

Вопросы:

- Назовите хронологические рамки классического периода.

- Какая система власти сложилась в Афинах?

- Объясните значение термина «демократия»

- Что такое Первый Афинский морской союз»

- Какой город установил гегемонию в этом союзе?

- Кто стал основным противником Первого Афинского морского союза?

- Как называлось народное собрание в Афинах?

- Кто такой Эфиальт?

- Какие реформы были им проведены?

- Какую должность и на протяжение какого времени занимал Перикл?

- Какое название получил период правления Перикла.

- Какое название получила борьба между Афинским морским союзом и Пелопоннесской лигой.

- На какие периоды делят Пелопоннесскую войну?

- Кто победил в этой войне?

- Назовите условия капитуляции Афин.

Конкурс 3. «Культурный скачок»

Учитель объясняет, что греческие научные и культурные достижения классического периода стали настоящим прорывом (скачком) в сравнении с тем, что было создано раньше. Поэтому конкурс, посвященный этому факту, называется «Культурный скачок».

Каждая команда получает соответствующее задание подготовить выступление о развитии древнегреческой: 1) науки (1 команда); 2) литературы и театра (2 команда); 3) архитектуры и скульптуры (3 команда) классического периода. В выступлении должны прозвучать имена выдающихся деятелей науки и культуры, их основные идеи, названия известных произведений. Жюри оценивает правильные ответы, ораторское мастерство выступавшего и выставляет соответствующие баллы.

Конкурс 4. «Метание диска».

На доске или на большом ватмане – таблица с номерами вопросов

1 2 3 4

5 6 7 8

9 10 11 12

Капитан команды «кидает диск» - называет выбранный им номер. Под каждым номером – соответствующее задание, на которое команда должна дать ответ и получить 2 балла. Если ответ не прозвучал или был неправильным, право хода переходит к соперникам. За ответ на вопрос соперника команда получает 1 балл.

Вопросы:

- Как называлась рыночная площадь Афин?

- Название религиозного праздника в честь Посейдона

- Название религиозного праздника в честь Деметры

- Название религиозного праздника в честь Афин

- Название религиозного праздника в честь Диониса

- Название мужской и женской одежды древних греков

- Как называлась мужская и женская половины в греческом доме?

- Название помещения для занятия сортом

- О какой школе: афинской или спартанской идет речь: в этой школе дети учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах

- Для кого из греков образование было недоступным?

- Название раба. Который воспитывал ребенка с 7 лет

- Какие учителя обучали греческих детей?

Конкурс 5. «Метание копья».

На доске – таблица с номерами заданий

1 2 3

Капитан команды «метает копье» - называет выбранный номер. Под каждым номером – соответственно к заданию – рассказ о истории одного из античных городов-государств Северного Причерноморья:

Херсонес Таврический Пантикапей Ольвия

Каждая команда должна рассказать об истории города, географическом положении, значении греческого названия, жизнь жителей этой колонии, современное название города, появившегося на месте прежней колонии.

Конкурс 6. «Конкурс ораторов».

(смотри в правилах проведения викторины)

  1. Подведение итогов. «Закрытие Олимпийских игр»

Жюри подсчитывает количество баллов для каждой команды, называет победителей и проводится церемония награждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!