СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина со дня 200-летию И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литер

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина со дня 200-летию И.С.Тургенева»

Биография

Биография

Цель: закрепить ранее полученные знания по теме «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание» , развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, способствовать развитию внимания и коллективной деятельности студентов, воспитывать сознательную дисциплину

Цель: закрепить ранее полученные знания по теме «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание» , развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, способствовать развитию внимания и коллективной деятельности студентов, воспитывать сознательную дисциплину

Ф.М. Достоевский Происхождение.  Ранние годы 100 Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  200 Каторга и ссылка 100 300 После ссылки 200 100 400 300 100 200  Последние годы 200 300 400 500 100 400 500 300 200 500 400 300 500 400 500 ВЫХОД

Ф.М. Достоевский

Происхождение.

Ранние годы

100

Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы

200

Каторга и ссылка

100

300

После ссылки

200

100

400

300

100

200

Последние годы

200

300

400

500

100

400

500

300

200

500

400

300

500

400

500

ВЫХОД

Происхождение.  Ранние годы  100 В каком году родился Фёдор Михайлович Достоевский?    Герб Достоевских ОТВЕТ

Происхождение. Ранние годы 100

В каком году родился Фёдор Михайлович Достоевский?

Герб Достоевских

ОТВЕТ

назад 1821 выход

назад

1821

выход

Происхождение.  Ранние годы  200  В каком городе родился Ф.М. Достоевский? ОТВЕТ

Происхождение. Ранние годы 200

В каком городе родился

Ф.М. Достоевский?

ОТВЕТ

НАЗАД Достоевский родился в Москве ВЫХОД

НАЗАД

Достоевский родился в Москве

ВЫХОД

 Происхождение.  Ранние годы  300  Каким неприятным событием была омрачена юность Достоевского? (Вследствие этого события у Достоевского начались приступы эпилепсии) ОТВЕТ

Происхождение. Ранние годы 300

Каким неприятным событием была омрачена юность Достоевского?

(Вследствие этого события у Достоевского начались приступы эпилепсии)

ОТВЕТ

НАЗАД Отца писателя убили крепостные крестьяне ВЫХОД

НАЗАД

Отца писателя убили крепостные крестьяне

ВЫХОД

 Происхождение.  Ранние годы  4 00  Какого зарубежного поэта более всего почитал Достоевский в юности? ОТВЕТ

Происхождение. Ранние годы 4 00

Какого зарубежного поэта более всего почитал Достоевский в юности?

ОТВЕТ

НАЗАД Шиллер  ВЫХОД

НАЗАД

Шиллер

ВЫХОД

Происхождение.  Ранние годы  500 В какой семье родился Достоевский ? А. Священника Б. Отставного офицера В. Врача Г. Юриста          ОТВЕТ

Происхождение. Ранние годы 500

В какой семье родился Достоевский ?

  • А. Священника
  • Б. Отставного офицера
  • В. Врача
  • Г. Юриста

ОТВЕТ

НАЗАД Достоевский родился в семье врача      ВЫХОД

НАЗАД

Достоевский родился в семье врача

ВЫХОД

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  100 Как называлось первое произведение Ф.М. Достоевского ? ответ

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы 100

Как называлось первое произведение

Ф.М. Достоевского ?

ответ

НАЗАД    ВЫХОД

НАЗАД

ВЫХОД

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  200 Первое произведение Достоевского … Осталось неопубликованным Было высоко оценено В.Г. Белинским и Н. Некрасовым Не вызвало у критиков и читателей никакого интереса Послужило поводом для насмешек над автором со стороны семьи ответ

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы 200

Первое произведение Достоевского …

  • Осталось неопубликованным
  • Было высоко оценено В.Г. Белинским и Н. Некрасовым
  • Не вызвало у критиков и читателей никакого интереса
  • Послужило поводом для насмешек над автором со стороны семьи

ответ

НАЗАД Роман « Бедные люди» был высоко оценен  В.Г. Белинским и Н. Некрасовым  ВЫХОД

НАЗАД

Роман « Бедные люди» был высоко оценен В.Г. Белинским и Н. Некрасовым

ВЫХОД

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  300   В каком учебном заведении Достоевский получил высшее образование?   ответ

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы 300

В каком учебном заведении Достоевский получил высшее образование?

ответ

НАЗАД В инженерном училище Петербурга   ВЫХОД

НАЗАД

В инженерном училище Петербурга  

ВЫХОД

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  400 В 1837 году, после смерти матери, Ф. М. Достоевский приезжает в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. В каком известном здании Петербурга располагалось училище?  Аничков дворец Дом Зингера Михайловский замок Зимний дворец   ответ

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы 400

В 1837 году, после смерти матери, Ф. М. Достоевский приезжает в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. В каком известном здании Петербурга располагалось училище?

  • Аничков дворец
  • Дом Зингера
  • Михайловский замок
  • Зимний дворец

ответ

НАЗАД Михайловский замок ВЫХОД

НАЗАД

Михайловский замок

ВЫХОД

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы  500 Н. А. Некрасов, прочитав рукопись романа «Бедные люди», пришёл в такой восторг, что среди ночи отправился к одному критику и разбудил его криком «Новый Гоголь явился!». На что разбуженный критик ответил: «У Вас Гоголи как грибы растут». Кто это был?   ответ

Юность. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы 500

Н. А. Некрасов, прочитав рукопись романа «Бедные люди», пришёл в такой восторг, что среди ночи отправился к одному критику и разбудил его криком «Новый Гоголь явился!». На что разбуженный критик ответил: «У Вас Гоголи как грибы растут». Кто это был?

 

ответ

НАЗАД В.Г. Белинский ВЫХОД

НАЗАД

В.Г. Белинский

ВЫХОД

Каторга и ссылка  100 22 декабря 1849 года – очень важная дата в жизни Достоевского. В этот день… Он объявляет о своей долгожданной свадьбе Выходит в свет его первый роман Достоевский начинает издавать альманах «Современник» Достоевского приговаривают к смертной казни   ответ

Каторга и ссылка 100

22 декабря 1849 года – очень важная дата в жизни Достоевского. В этот день…

  • Он объявляет о своей долгожданной свадьбе
  • Выходит в свет его первый роман
  • Достоевский начинает издавать альманах «Современник»
  • Достоевского приговаривают к смертной казни

ответ

НАЗАД 22 декабря 1849 года Достоевского приговаривают к смертной казни ВЫХОД

НАЗАД

22 декабря 1849 года Достоевского приговаривают к смертной казни

ВЫХОД

Каторга и ссылка  200 Где Достоевский познакомился со своей будущей женой, Марией Дмитриевной Исаевой?    ответ

Каторга и ссылка 200

Где Достоевский познакомился со своей будущей женой, Марией Дмитриевной Исаевой?

ответ

НАЗАД Достоевский познакомился с Марией Исаевой в ссылке в Омске ВЫХОД

НАЗАД

Достоевский познакомился с Марией Исаевой в ссылке в Омске

ВЫХОД

Каторга и ссылка  300 Из-за участия в какой организации Достоевского приговорили к смертной казни? ответ

Каторга и ссылка 300

Из-за участия в какой организации Достоевского приговорили к смертной казни?

ответ

НАЗАД Кружок Петрашевского Арест петрашевцев ВЫХОД

НАЗАД

Кружок

Петрашевского

Арест петрашевцев

ВЫХОД

Каторга и ссылка  400 Достоевский направлялся в Омский острог через Тобольск. Здесь он встретился с женами сосланных декабристов Жозефиной Муравьевой, Прасковьей Анненковой и Натальей Фонвизиной. Они подарили петрашевцам единственную книгу, которая была разрешена в остроге. Достоевский не расставался с ней всю жизнь.   Назовите эту книгу ответ

Каторга и ссылка 400

Достоевский направлялся в Омский острог через Тобольск. Здесь он встретился с женами сосланных декабристов Жозефиной Муравьевой, Прасковьей Анненковой и Натальей Фонвизиной. Они подарили петрашевцам единственную книгу, которая была разрешена в остроге. Достоевский не расставался с ней всю жизнь.  

Назовите эту книгу

ответ

НАЗАД Евангелие Сегодня книга хранится в музее-квартире писателя в Москве. ВЫХОД

НАЗАД

Евангелие

Сегодня книга хранится в музее-квартире писателя в Москве.

ВЫХОД

Каторга и ссылка  500 Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома»   «Записки сумасшедшего» «Мертвый дом» ответ

Каторга и ссылка 500

Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести

«Записки из Мёртвого дома»  

«Записки сумасшедшего»

«Мертвый дом»

ответ

НАЗАД ВЫХОД

НАЗАД

ВЫХОД

После ссылки  100 Роман «Игрок» Достоевский пишет для того, чтобы… Рассчитаться с долгами и не потерять права на свои же издания Продолжить роман «Преступление и наказание» и показать, как в дальнейшем сложилась судьба Раскольникова Попробовать себя в жанре авантюрного романа    ответ

После ссылки 100

Роман «Игрок» Достоевский пишет для того, чтобы…

  • Рассчитаться с долгами и не потерять права на свои же издания
  • Продолжить роман «Преступление и наказание» и показать, как в дальнейшем сложилась судьба Раскольникова
  • Попробовать себя в жанре авантюрного романа

ответ

НАЗАД Роман «Игрок» Достоевский пишет для того, чтобы рассчитаться с долгами и не потерять права на свои же издания ВЫХОД

НАЗАД

Роман «Игрок» Достоевский пишет для того, чтобы

рассчитаться с долгами и не потерять права на свои же издания

ВЫХОД

После ссылки  200 Журнал, который братья Достоевские издавали в 1861-1863 годах, назывался Время Русский вестник Народная летопись ответ

После ссылки 200

Журнал, который братья Достоевские издавали в 1861-1863 годах, назывался

  • Время
  • Русский вестник
  • Народная летопись

ответ

НАЗАД  ВЫХОД

НАЗАД

ВЫХОД

После ссылки  300 Недостаток характера, с которым боролся и победил Достоевский  Страсть к азартным играм Обжорство Излишняя стеснительность ответ

После ссылки 300

Недостаток характера, с которым боролся и победил Достоевский

  • Страсть к азартным играм
  • Обжорство
  • Излишняя стеснительность

ответ

НАЗАД Страсть к азартным играм    ВЫХОД

НАЗАД

Страсть к азартным играм

ВЫХОД

После ссылки  4 00 Наследственная болезнь, которой страдал Достоевский ответ

После ссылки 4 00

Наследственная болезнь, которой страдал Достоевский

ответ

НАЗАД Эпилепсия ВЫХОД

НАЗАД

Эпилепсия

ВЫХОД

После ссылки  500 В повести «Двойник» (1843) Ф. М. Достоевский употребил новое для литературного языка слово, которое сейчас распространено и значение которого теперь хорошо известно. Какое слово ввёл в литературный язык Достоевский? ответ

После ссылки 500

В повести «Двойник» (1843) Ф. М. Достоевский употребил новое для литературного языка слово, которое сейчас распространено и значение которого теперь хорошо известно. Какое слово ввёл в литературный язык Достоевский?

ответ

НАЗАД Стушеваться ВЫХОД

НАЗАД

Стушеваться

ВЫХОД

Последние годы  100 Какой город Достоевский неоднократно описывал в своих произведениях?     ответ

Последние годы 100

Какой город Достоевский неоднократно описывал в своих произведениях?  

ответ

НАЗАД Санкт-Петербург ВЫХОД

НАЗАД

Санкт-Петербург

ВЫХОД

Последние годы  200 Произведение, не принадлежащее писателю:  «Преступление и наказание»  «Во глубине сибирских руд»  «Подросток»  ответ

Последние годы 200

Произведение, не принадлежащее писателю:

  • «Преступление и наказание»
  • «Во глубине сибирских руд»
  • «Подросток»

ответ

НАЗАД «Во глубине сибирских руд…» ВЫХОД

НАЗАД

«Во глубине сибирских руд…»

ВЫХОД

Последние годы   300 Оказавшийся в долгах Достоевский должен был в очень короткий срок предоставить издателю роман, к которому пока ещё даже не приступал. В тяжелой ситуации ему помогла А. Г. Сниткина. Кем она работала? ответ

Последние годы 300

Оказавшийся в долгах Достоевский должен был в очень короткий срок предоставить издателю роман, к которому пока ещё даже не приступал. В тяжелой ситуации ему помогла А. Г. Сниткина. Кем она работала?

ответ

НАЗАД Стенографисткой   ВЫХОД

НАЗАД

Стенографисткой  

ВЫХОД

Последние годы  400 Главным героем какого произведения является князь Мышкин? ответ

Последние годы 400

Главным героем какого произведения является князь Мышкин?

ответ

НАЗАД  ВЫХОД

НАЗАД

ВЫХОД

Последние годы  500 Какое событие в жизни Достоевского перевернуло его взгляд на мир?    * смерть жены;   * смерть брата;   * «обряд смертной казни»;  ответ

Последние годы 500

Какое событие в жизни Достоевского перевернуло его взгляд на мир?

  * смерть жены;  * смерть брата;  * «обряд смертной казни»; 

ответ

НАЗАД Обряд смертной казни выход

НАЗАД

Обряд смертной казни

выход

ВОПРОС

ВОПРОС

аукцион ВОПРОС

аукцион

ВОПРОС

ВОПРОС

ВОПРОС

аукцион ВОПРОС

аукцион

ВОПРОС

аукцион ВОПРОС

аукцион

ВОПРОС

ВОПРОС

ВОПРОС

Спасибо Вам за участие в игре! Надеюсь, что Вам понравилось !

Спасибо Вам за участие в игре!

Надеюсь, что Вам понравилось !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!