Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»
План урока 21.05.2021г
Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;
Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.
Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)
Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро
Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».
Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.
Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)
Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.
Ход урока
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Власть над собой – самая высшая власть…
Л.Н.Толстой
I. Учитель:
В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?
Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)
Иллюстрации героев романа.
II. Назовите героев романа.
- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.
Проблемный вопрос
Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Ответы учащихся:
- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;
- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;
Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.
По его мнению героем произведения является Елена Стахова.
Почему?
Текст эпизода (фрагменты).
III. Анализ эпизодов романа «Накануне»
1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства
Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?
- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;
- она дружила с Катей, хотя они были разные;
- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…
- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…
Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.
Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?
- ответы учащихся
Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?
Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.
Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):
Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.
Назовите слова-синонимы к слову «смирение».
Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.
В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?
- это самостоятельный выбор человека
- это поступки, продиктованные сознанием человека
- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.
- и другие ответы учащихся
2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.
Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?
- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;
- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;
- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.
Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?
- Я должна его освободить...
«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?
Ответы учащихся:
3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.
Иллюстрация и текст эпизода.
Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.
- Я приведена на край бездны и должна упасть.
Какое слово повторяется?
- должна
Почему?
- она больше герой, чем Инсаров
- она по долгу поступает
- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»
- она сознательно выбирает свой путь
IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.
Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?
Ответы учащихся:
- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)
- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж
- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…
Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой
В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.
Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»
План урока 21.05.2021г
Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;
Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.
Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)
Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро
Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».
Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.
Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)
Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.
Ход урока
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Власть над собой – самая высшая власть…
Л.Н.Толстой
I. Учитель:
В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?
Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)
Иллюстрации героев романа.
II. Назовите героев романа.
- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.
Проблемный вопрос
Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Ответы учащихся:
- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;
- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;
Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.
По его мнению героем произведения является Елена Стахова.
Почему?
Текст эпизода (фрагменты).
III. Анализ эпизодов романа «Накануне»
1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства
Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?
- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;
- она дружила с Катей, хотя они были разные;
- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…
- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…
Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.
Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?
- ответы учащихся
Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?
Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.
Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):
Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.
Назовите слова-синонимы к слову «смирение».
Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.
В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?
- это самостоятельный выбор человека
- это поступки, продиктованные сознанием человека
- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.
- и другие ответы учащихся
2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.
Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?
- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;
- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;
- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.
Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?
- Я должна его освободить...
«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?
Ответы учащихся:
3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.
Иллюстрация и текст эпизода.
Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.
- Я приведена на край бездны и должна упасть.
Какое слово повторяется?
- должна
Почему?
- она больше герой, чем Инсаров
- она по долгу поступает
- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»
- она сознательно выбирает свой путь
IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.
Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?
Ответы учащихся:
- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)
- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж
- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…
Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой
В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.
Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»
План урока 21.05.2021г
Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;
Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.
Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)
Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро
Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».
Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.
Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)
Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.
Ход урока
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Власть над собой – самая высшая власть…
Л.Н.Толстой
I. Учитель:
В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?
Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)
Иллюстрации героев романа.
II. Назовите героев романа.
- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.
Проблемный вопрос
Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Ответы учащихся:
- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;
- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;
Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.
По его мнению героем произведения является Елена Стахова.
Почему?
Текст эпизода (фрагменты).
III. Анализ эпизодов романа «Накануне»
1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства
Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?
- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;
- она дружила с Катей, хотя они были разные;
- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…
- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…
Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.
Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?
- ответы учащихся
Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?
Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.
Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):
Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.
Назовите слова-синонимы к слову «смирение».
Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.
В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?
- это самостоятельный выбор человека
- это поступки, продиктованные сознанием человека
- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.
- и другие ответы учащихся
2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.
Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?
- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;
- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;
- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.
Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?
- Я должна его освободить...
«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?
Ответы учащихся:
3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.
Иллюстрация и текст эпизода.
Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.
- Я приведена на край бездны и должна упасть.
Какое слово повторяется?
- должна
Почему?
- она больше герой, чем Инсаров
- она по долгу поступает
- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»
- она сознательно выбирает свой путь
IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.
Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?
Ответы учащихся:
- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)
- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж
- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…
Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой
В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.
Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»
План урока 21.05.2021г
Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;
Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.
Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)
Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро
Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».
Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.
Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)
Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.
Ход урока
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Власть над собой – самая высшая власть…
Л.Н.Толстой
I. Учитель:
В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?
Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)
Иллюстрации героев романа.
II. Назовите героев романа.
- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.
Проблемный вопрос
Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?
Ответы учащихся:
- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;
- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;
Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.
По его мнению героем произведения является Елена Стахова.
Почему?
Текст эпизода (фрагменты).
III. Анализ эпизодов романа «Накануне»
1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства
Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?
- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;
- она дружила с Катей, хотя они были разные;
- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…
- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…
Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.
Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?
- ответы учащихся
Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?
Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.
Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):
Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.
Назовите слова-синонимы к слову «смирение».
Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.
В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?
- это самостоятельный выбор человека
- это поступки, продиктованные сознанием человека
- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.
- и другие ответы учащихся
2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.
Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?
- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;
- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;
- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.
Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?
- Я должна его освободить...
«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?
Ответы учащихся:
3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.
Иллюстрация и текст эпизода.
Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.
- Я приведена на край бездны и должна упасть.
Какое слово повторяется?
- должна
Почему?
- она больше герой, чем Инсаров
- она по долгу поступает
- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»
- она сознательно выбирает свой путь
IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.
Елена Стахова – литер