СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина "Тепловые явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использованая в период проведения предметных недель, на внеклассных мероприятиях по физике, а так же в качество урока повторения и закрепления знаний по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект_Викторина_Тепловые явления»

Урок-викторина

Тема: «Тепловые явления»

Учитель физики: Кречетов А.Н.

В данной работе представлены материалы по физике для проведения викторины между учащимися 8 класса в период проведения предметных недель, на занятиях физических кружков, во внеклассных мероприятиях по физике, а так же в качестве урока повторения и закрепления знаний по данной теме. Урок проводится с использованием интерактивной доски.

Цель: Активизация деятельности учащихся, развитие интереса к физике, углубление знаний.

Задачи:

  1. Повторить основные понятия, формулы, единицы измерения, физические законы.

  2. Обобщить материал по теме «Тепловые явления», развить устную речь, коммуникативные способности.

  3. Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.

1. «Разминка»

На данном этапе учащиеся класса делятся на две команды. Разминка проводится в виде блиц-опроса, каждый вопрос оценивается одним баллом.

2. «Кроссворд».

1





















2

















3



















4



















5



















6















7





















8



















9
















10




















11















12




















13















Вопросы кроссворда

  1. Прибор для измерения температуры (термометр).

  2. Передача тепла струями жидкости или газа (конвекция).

  3. Один из видов передачи тепла (теплопроводность).

  4. Современная единица измерения количества теплоты (джоуль).

  5. Старинная единица измерения количества теплоты (калория).

  6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо).

  7. Учёный, придумавший первый прибор, отмечавший изменение температуры воздуха (Галилей).

  8. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой (термос).

  9. Шведский учёный, усовершенствовавший термометр ельсий).

  10. Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и т.п. (воздух).

  11. Самый плохой проводник тепла акуум).

  12. Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве (излучение).

  13. Единица измерения температуры (градус).



Если вы правильно отгадали слова по горизонтали, то по вертикали получите ключевое слово «теплопередача».

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

3. Конкурс «Формулы»

Участники от каждой команды выходят по очереди к доске и вписывают правильное обозначение физической величины в формулу.

Каждый правильный ответ – один балл

4. Конкурс «Анаграмма».

Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания. Вам нужно получить из слова при перестановке букв или слогов, или же при обратном прочтении (справа - налево) совершенно новое слово, например, лиса- сила.

1. Такое время года вы любите не зря 
Хорошая погода, походы, лагеря.
Но буквы поменяй местами- 
И мы предмет получим с вами. (ЛЕТО-ТЕЛО)

2. Слева направо прочитаешь- 
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь- 
Без ног по проводу бежит. (ТОК-КОТ)

3. Случайно, может быть, катались 
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались по улицам былой Москвы.
Но только лишь двум буквам место 
Вы перемените во мне -
Стремительно взлечу я с треском 
И буду мчаться к вышине (КАРЕТА-РАКЕТА)

За каждый правильный ответ – один балл.

5. Конкурс «Ромашка»

Проверяем умение решать различные качественные задачи. На экране интерактивной доски изображена «Ромашка», участники команд по очереди выходят и выбирают один из лепестков, под которым скрыт вопрос задачи:

Задача 1.  Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем  чистый? (Потому что темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение)).

Задача 2. За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. При замерзании воды теплота отдавалась атмосферному воздуху или получалась от него? (При замерзании теплота отдавалась воздуху).

Задача 3. Днём слой льда на поверхности озера растаял. При таянии льда теплота отдавалась воздуху или получалась от него? (При таянии льда теплота получалась от воздуха).

Задача 4. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску? (Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи. (излучение)).

Задача 5.  Жидкости и газы нагревают снизу.  Почему это не обязательно для твердого тела? (Жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью и их нагревают снизу используя явление конвекции, твердые тела нагревают путем теплопроводности.)

Задача 6. Прежде чем налить в стакан кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните для чего это делают? ( Если наливать в стакан кипяток без ложки, то стакан получая теплоту может лопнуть, а если мы опустим в стакан сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть стакан и он не лопнет.)

Задача 7.Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из алюминия, другая из фарфора.  Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в неё жидкость?
 (Алюминиевая кружка быстрее нагреется до температуры налитой жидкости в нее, т.к. теплопроводность алюминия больше.)

Задача 8. Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги? (В комнате самые холодные слои воздуха внизу.)

Правильный ответ к задаче – один балл.

6. «Чайнворд»

Участники команд, на скорость, должны расшифровать чайнворд представленный на экране доски: ключевое слово ЭНЕРГИЯ.

Ответ: Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией тела.

Правильный ответ – 1 балл.

7. «Вопросы знатокам физики».

Следующий конкурс – «Вопросы знатокам физики».

А задавать вам их будут: турист, хозяюшка, биолог и космонавт. Проявите находчивость, покажите свою эрудицию и попробуйте ответить на вопросы. Удачи вам в этом нелегком деле!

Вопросы туриста-любителя:

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге (или по болоту) трудно вытаскивать ноги из грязи?

2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь?

4.Можно ли с помощью льда развести огонь?

5Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

Вопросы хозяюшки

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической?

3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ.

4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

5.Почему подушка мягкая?

Вопросы космонавта:

1.Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в состоянии невесомости?

2.Космонавт вышел из корабля в космос и с помощью индивидуального ракетного двигателя совершает прогулку по окрестностям. Возвращаясь, он несколько передержал двигатель включенным, подошел к кораблю с избытком скорости и стукнулся о него коленом. Будет ли ему больно?

3.Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания?

4.Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?

5.Могут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом?

Вопросы биолога

1Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия?

2.Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?

3.Видят ли глубоководные рыбы?

4.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной?

5.Почему бегущая в жару собака высовывает язык?

8. Подведение итогов.

Участники команд подсчитывают набранные баллы.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация_Викторина_Тепловые явления»

МБОУ Центр образования села Марково» Урок викторина Урок физики в 8 классе Учитель Кречетов А.Н.

МБОУ Центр образования села Марково»

Урок викторина

Урок физики в 8 классе

Учитель Кречетов А.Н.

Что такое тепловое движение? ( Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела). Энергия движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело. (Внутренняя энергия) Какие способы изменения внутренней энергии вам известны?  ( Совершение механической работы над телом; 2. Теплопередача). Что называется теплопередачей?  ( Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом). Какими способами может осуществляться теплопередача?
  • Что такое тепловое движение?

( Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела).

  • Энергия движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело.

(Внутренняя энергия)

  • Какие способы изменения внутренней энергии вам известны?

( Совершение механической работы над телом; 2. Теплопередача).

  • Что называется теплопередачей? 

( Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом).

  • Какими способами может осуществляться теплопередача?

( Теплопроводностью; конвекцией; излучением).

1 2 3 4 5 7 6 8 10 9 12 11 13

1

2

3

4

5

7

6

8

10

9

12

11

13

Q=c (t 2 – t 1 )    = =     V=

Q=c (t 2 – t 1 )

= =

V=

Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания. Вам нужно получить из слова при перестановке букв или слогов, или же при обратном прочтении (справа - налево) совершенно новое слово, например, лиса- сила.

Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания. Вам нужно получить из слова при перестановке букв или слогов, или же при обратном прочтении (справа - налево) совершенно новое слово, например, лиса- сила.

1. Такое время года вы любите не зря  Хорошая погода, походы, лагеря.  Но буквы поменяй местами-  И мы предмет получим с вами. ЛЕТО-ТЕЛО

1. Такое время года вы любите не зря Хорошая погода, походы, лагеря. Но буквы поменяй местами- И мы предмет получим с вами.

ЛЕТО-ТЕЛО

2. Слева направо прочитаешь-  Зимой на печке он сидит.  Читай обратно и узнаешь-  Без ног по проводу бежит. КОТ-ТОК

2. Слева направо прочитаешь- Зимой на печке он сидит. Читай обратно и узнаешь- Без ног по проводу бежит.

КОТ-ТОК

3. Случайно, может быть, катались  Когда-нибудь во мне и вы.  Мои колеса быстро мчались по улицам былой Москвы.  Но только лишь двум буквам место  Вы перемените во мне -  Стремительно взлечу я с треском  И буду мчаться к вышине РАКЕТА-КАРЕТА

3. Случайно, может быть, катались Когда-нибудь во мне и вы. Мои колеса быстро мчались по улицам былой Москвы. Но только лишь двум буквам место Вы перемените во мне - Стремительно взлечу я с треском И буду мчаться к вышине

РАКЕТА-КАРЕТА

Выбираем лепесток, отвечаем на вопрос!!! Закончить конкурс

Выбираем лепесток, отвечаем на вопрос!!!

Закончить конкурс

Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем  чистый? Потому что темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение).

Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем  чистый?

Потому что темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение).

За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. При замерзании воды теплота отдавалась атмосферному воздуху или получалась от него? При замерзании теплота отдавалась воздуху.

За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. При замерзании воды теплота отдавалась атмосферному воздуху или получалась от него?

При замерзании теплота отдавалась воздуху.

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску? Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи. (излучение).

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?

Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи. (излучение).

Жидкости и газы нагревают снизу.  Почему это не обязательно для твердого тела? Жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью и их нагревают снизу используя явление конвекции, твердые тела нагревают путем теплопроводности.

Жидкости и газы нагревают снизу.  Почему это не обязательно для твердого тела?

Жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью и их нагревают снизу используя явление конвекции, твердые тела нагревают путем теплопроводности.

Прежде чем налить в стакан кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните для чего это делают? Если наливать в стакан кипяток без ложки, то стакан получая теплоту может лопнуть, а если мы опустим в стакан сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть стакан и он не лопнет.

Прежде чем налить в стакан кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните для чего это делают?

Если наливать в стакан кипяток без ложки, то стакан получая теплоту может лопнуть, а если мы опустим в стакан сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть стакан и он не лопнет.

Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги? В комнате самые холодные слои воздуха внизу.

Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги?

В комнате самые холодные слои воздуха внизу.

Ключевое слово – ЭНЕРГИЯ .

Ключевое слово – ЭНЕРГИЯ .

А задавать вам их будут: турист, хозяюшка, биолог и космонавт. Проявите находчивость, покажите свою эрудицию и попробуйте ответить на вопросы.

А задавать вам их будут:

турист, хозяюшка, биолог и космонавт.

Проявите находчивость, покажите свою эрудицию и попробуйте ответить на вопросы.

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге ( или по болоту ) трудно вытаскивать ноги из грязи? 2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке? 3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь? 4.Можно ли с помощью льда развести огонь?

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге ( или по болоту ) трудно вытаскивать ноги из грязи?

2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь?

4.Можно ли с помощью льда развести огонь?

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? 2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической? 3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ. 4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической?

3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ.

4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

1.Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в состоянии невесомости? 2.Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания? 3.Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом? 4.Могут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом?

1.Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в состоянии невесомости?

2.Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания?

3.Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?

4.Могут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом?

1.Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия? 2.Видят ли глубоководные рыбы? 3.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной? 4.Почему бегущая в жару собака высовывает язык?

1.Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия?

2.Видят ли глубоководные рыбы?

3.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной?

4.Почему бегущая в жару собака высовывает язык?

Участники команд подсчитывают набранные баллы.
  • Участники команд подсчитывают набранные баллы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!