СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения (10-12 классы) на тему «Путешествие по литературным местам Кузбасса. Знакомьтесь: В.Д. Фёдоров и В.М. Баянов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения (10-12 классы) на тему «Путешествие по литературным местам Кузбасса. Знакомьтесь: В.Д. Фёдоров и В.М. Баянов»»

Урок внеклассного чтения (10-12 классы) на тему

«Путешествие по литературным местам Кузбасса. Знакомьтесь: В.Д. Фёдоров и В.М. Баянов»

Учитель Германова Т.П.,

ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС» ФКУ ИК-22



Цели:

1. Образовательные:     познакомить обучающихся с жизнью и творчеством отдельных поэтов и писателей Кузбасса, формировать умение выразительно читать поэтические тексты;


2. Развивающие:     развивать коммуникативные способности, творческое мышление,  исследовательские навыки;

     

3. Воспитательные:      воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к русскому языку, интерес к природе и людям родного Кузбасса.

привитие интереса к родному краю, бережного

                                       

Оборудование:

   

Выставка книг, брошюр, журналов:

1. В.Д. Фёдоров. Стихотворения.

  1. Документальные материалы из Дома-музея В.Д.Фёдорова села Марьевка.

3. Сборник стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв. ред. С. Донбай. Кемерово.- Издательство «Практика», 2005.

4. Сибирь поэтическая / Кемеровское книжное издательство, 1966.

 5.  Ю.А. Лавряшина. Союз писателей Кузбасса. Библиографический словарь Кузбасса.

 6. Журнал «Огни Кузбасса»









Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по литературным местам Кузбасса. Познакомимся с жизнью и творчеством кузбасских поэтов, воспевающих в своих стихотворениях красоту нашей земли, её богатство, природное и людское.

Замечательный поэт, наш знаменитый земляк, известный на всю Россию, Василий Дмитриевич Фёдоров писал:

Всё чудо!

Солнце, вёсны, зимы,

И звёзды, и трава, и лес.

Всё чудо!

Вот именно среди этого чуда и родился В.Д. Фёдоров в 1918 году. Детство поэта прошло в деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области. В детстве и юности многое пришлось пережить парнишке: он был пастухом, учётчиком, водовозом, помощником бригадира, а в 15 лет был избран членом правления колхоза, что считалось очень почётным в те годы. Потом он уезжает в Москву, где учится в Литературном институте. Но свою малую родину, Марьевку, не забывал, называя её Свет-Марьевка.

Он любил родную природу, но больше всего любил речку Яя, такую быструю, говорливую. Любил ловить на ней пескарей, налимов, окуней. Любовь к рыбалке он пронёс через всю жизнь:

1 ученик: Я не люблю немые реки...

Я не люблю немые реки,
Я говорливые люблю,
Их перекатные разбеги
И волн весёлую гульбу.

Не сорванными якорями,
В глуби обретшими покой, —
Они богаты пескарями...
Я, тихий, вырос на такой.

Река моя
Меж берегами
То меркнет, то в лучах горит.
Она с весёлыми стрижами
О чём-то нежном говорит.
Да, не со мной,
Жалевшим время
На ласку этих милых вод,
А разговаривает с теми,
Кто прилетает каждый год.

Ворчит,
Как будто мне двенадцать,
Всё сердится, а я молчу,
Хотя и мог бы оправдаться,
Но оправдаться не хочу.
Лежу,
Гляжу в туман глубинный,
Где окунь водит плавником.
Как перед женщиной любимой,
Мне, виноватому,
Легко.





2 ученик: Со стихов о родной Марьевке, о ее людях начнется его первый серьезный творческий взлет. Марьевка станет потом одной из главных песен его сердца. « С Марьевкой у меня, - говорил поэт, - более чем творческая связь. В Марьевке, можно сказать, со мной происходит что-то похожее на процесс обновления. Я чувствую в себе такой аккумулятор, который работает во всю силу, и когда я приезжаю сюда, сразу подключаюсь к нему. И тогда поначалу мне кажется, энергия как бы покидает меня, я становлюсь пассивным. А потом начинаю  осматриваться и вроде начинаю все заново. В это время весь другой мир будто исчезает для меня, я забываю своих московских друзей, столичную сутолоку, споры и длинные речи на заседаниях.

И вот, когда я здесь «отсижусь», у меня, как у начинающего, появляется жажда работы, жажда творчества.  И что важно, здесь, в Марьевке, я начинаю как-то яснее ощущать, видеть то, что я называю для себя государственной клеткой. Село большое и видится оно мне клеткой социального организма. Подумаешь так, и сразу видишь два полюса: эту клетку видишь и большой полюс – Государственный. И события, которые происходят в мире проходят через эту клетку, она их чувствует, отзывается на них…»

3 ученик: Марьевке посвящает В.Федорова одну из поэм, которую так и называет - «Марьевская летопись».

Поэма «Марьевская летопись состоит из четырех глав. Но каждая глава делится на подглавки, а каждая из подглавок - подобие маленького стихотворения. Поэтому по композиции главы напоминают цикл. Но их структура намного органичнее, намного теснее в своем единстве.

Первая подглавка первой главы… Лирический герой вернулся в родную деревню после окончания войны. Деревню он покинул еще до мобилизации. И тут естественны воспоминания о былом, использован прием узнавания.

1 ученик: Поражают точность и емкость сравнений, метафор, олицетворений которые находим у поэта, когда он пишет о встрече с родной деревней. Вас. Федоров - мастер живописи словом. И в этом отношении опыт А.С. Пушкина не прошел для него бесследно. Конкретность, предметность, вещность выступают как особенность его стиля:

Одна, последняя верста...

Вот с высоты горы отлогой

В широкую ладонь моста

Упала узкая дорога.

Где, выступая с двух сторон,

Деревья, точно на параде,

Всей тяжестью душистых крон

Касались тонких перекладин;

Где на высокую дугу

Завился хмель, созревший в пору.


2 ученик: В стихах поэта отразились пройденный им жизненный путь, судьбы людей, которых он встретил в родном краю.

Кроме того Василий Фёдоров пишет в своих произведениях о цене успеха и о вине человека перед землей, о неизбежной утрате «чувства первичности», о красоте и силе, прекрасном и пользе. Он стремился измерить все достижения человека критериями красоты и человечности.

4 ученик: Земля моя, моя родная Русь...

... Земля моя,
Моя родная Русь,
Везде с тобой
Моё земное сердце.
Неужто я,
Когда домой вернусь,
Услышу плач
И стоны погорельцев?

Земля моя,
Тревожно мне порой,
Как будто в тесном доме
Без привычки
Детей своих оставил за игрой
И не прибрал,
И не припрятал спички.
И потому
На небе на Седьмом
Тревожусь я делами цеховыми,
Ведь мы на самолёте боевом
Кроили крылья
Слишком голубыми...


1 ученик: Ещё одно большое произведение - поэма «Золотая жила». В ней представлено отражение сибирского таежного характера, быта кузбасской деревни вековой давности, что не может не вызвать интереса читателей. Проблемы нравственности, духовного мира человека, тема любви – все нашло отражение в содержании поэмы.

Это поэма, с одной стороны, историческая, потому что воскрешает былое, показывает на конкретном примере, как и почему люди шли в революцию.

Во - вторых, это образец поэмы - биографии: автор повествует о судьбе своего деда. «Золотая жила», в отличие от рассмотренных поэм, поэма характеров.

В начале поэмы Василий Федоров дает портрет своего деда, подчеркивая тем самым его богатырскую силу:

2 ученик: С вызовом

Выбрасывая звоны,

Молотом играет Харитон.

«Будь покорен», - говорят законы.

Только Харитону что закон!

Молодой,

Лицом и телом ладный,

Лошадь зашибавший кулаком,

То, что величаем мы кувалдой,

Называл он просто молотком.

У него в руках железо пело,

У него от жаркого труда

На лице румяном накипела

Черная с рыжинкой борода …

3ученик: В деревне был только один равный Харитону по силе. Это его друг Назар. Первый - высокий, второй - раздавшийся в плечах. Друзей отличала не только сила, но и нравственность, как правило, свойственная простым и сильным людям. Поэт, продолжая характеристику друзей, использует гиперболу:

Не один опустит злое око,

Как пойдут они на шумный яр,

Харитон, поднявшийся высоко,

И в плечах раздавшийся Назар.

Как придут они туда да стукнут

С силой, застоявшейся в ногах,

Аж леса окрестные аукнут,

Озеро качнется в берегах,

Сила их носила, возносила

Над безумьем деревенских драк.

Лишь однажды их лесную силу

Подлость одолела...

4ученик: В самом начале поэмы автор показывает, в чем заключалась подлость, которая друзьям чуть не стоила жизни. Это кульминация.

На Руси любили пить во все времена. Отношение к этому поэта вполне понятно:

Был бы там,

Решился бы, спросил я,

Отчего был дед на зелье лют,

Почему сыны твои, Россия,

Больше всех на свете водку пьют?

Почему?... Не надо удивляться.

Наши деды по нужде, поверь,

Пили столько,

Что опохмеляться

Внукам их

Приходится теперь…

5 ученик: В поздней лирике Фёдорова появляются всё чаще человек и природа расходятся, отношение к красоте извращенное. Человек воспринимает её чисто механически:

В глазах еще белым-бело…

По северу кочуя,

 Я видел лебедя крыло, 

Я видел лебедя крыло…

Им подметали в чуме.
По мнению Фёдорова, человек должен жить в гармонии с природой. Иначе – ничего не будет.

Учитель: На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района открыт дом- музей Василия Дмитриевича Фёдорова, экспонаты для которого передала его жена Лариса Фёдорова. Начиная с 1985 года 19 апреля на Назаркиной горе проходит ежегодный день  памяти поэта-земляка «Фёдоровские чтения».в этот день собирается множество почитателей таланта В.Федорова. В феврале проводятся малые чтения, которые включают в себя конкурсы чтецов, викторины о жизни и творчестве Василия Дмитриевича, литературные гостиные.

Решением губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева утверждены литературные премии им. В.Д. Фёдорова. Их лауреатами стали известные сибирские поэты - В.М. Баянов, Б.В. Бурмистров, В.В. Махалов, Л.М. Гержидович.

Музей им. В.Д. Федорова также открыт в Марьевской общеобразовательной школе.


             

1 ученик: Сторона любимая, приметная,

У тебя приметы есть предметные.

Где-то есть такие ж кедры с соснами,

Где-то есть такие ж зимы с веснами.

Горы есть со снеговыми шапками

И поселки с трубами и шахтами.

Только нет нигде чего-то главного,

По цене одной лишь жизни равного,

Очень близкого чего-то, очень местного,

Сердцу только одному известного.

Стоит только лишь откуда-то вернуться,

Как готово сердце захлебнуться.

Весь мой век такое с ним случается,

Пробовал унять – не получается.                                       

Эти строки вышли из-под пера, из самого сердца, ещё одного кузбасского поэта, навеки сросшегося с малой родиной (с. Дедюево в Топкинском районе), Виктора Михайловича Баянова.

2 ученик: Теперь не знаю –
       в шесть ли, в семь ли.
       А может быть чуть-чуть поздней, 
       Я полюбил вот эту землю
       И все цветущее на ней.

       Иные равнодушны к рощам,
       А мне бы снова в дебри те, 
       Где я учился, между прочим
       И красоте, и доброте...

 Учитель:   Привязанность к родной земле, к своей деревне, к окружающей природе осталась у него на всю жизнь. И не только к ним. Остались уважение и любовь к людям, живущим и работающим на земле, и особенно к деревенским женщинам. Они у поэта: «Cтатные, да ладные, до работы жадные. Красивее искать – только время терять». 


     3 ученик: За пределами российскими
      Все века живет молва,
      Будто самая росистая 
      По утрам у нас трава.

      Будто, смяв былинки хрусткие
      На заре ногой босой,
      Для красы девчата русские
      Умываются росой.

      Будто в пору сенокосную,
      Коль любовь в груди крепка,
      На отаву ходят росные
      Женщины до сорока.

      Да и сам не раз я видывал
      В росах женщин пожилых
      И любови их завидовал,
      И наивной вере их.

      Но ни разу не обмолвился – 
      Не вернуть, мол, вам красы:
      Пусть подольше верят в молодость,
      В свойства чудные росы.

4 ученик: Женщины, населяющие сибирскую землю, необыкновенно отзывчивы и внимательны. Они синеглазы, как сама Сибирь, и в суровую природу вносят притягательное умягчение:

Стернина. Ток. Сторожевая будка.
Над полем вертолёт, что стрекоза,
Вдали синеет озеро – как будто
Прощальные Наташины глаза.

Или:

И поверю в страхи-байки
Про трясины и леса,
Потому что у хозяйки
Очень синие глаза.


5 ученик: И ещё один синеглазый женский образ:

Она ступала по избе
Дорожкой тканою рябою
И так красиво о себе
Рассказывала всей собою.
А вслух – про мужа своего,
С любовью, скрытой в синем взоре,
Словечки «мой», «у моего»
Тепло мелькали в разговоре…

1 ученик: Синеглазую женщину можно увидеть на какой-нибудь сибирской станции: спешит на поезд, ей много надо проехать, так как здесь развёрнут мир больших расстояний:

У станции цветов — каких угодно. 
Я не спеша красу земную рву 
И думаю наивно, что сегодня 
Я без волнений всяких проживу. 
Но на перроне злак хрустящ и порист. 
Но график, как всегда, неумолим. 
А женщина торопится на поезд 
Со стареньким баульчиком своим. 
В ее глазах, невыразимо синих, 
Какой-то робкий и тревожный свет. 
И я спокойным быть уже не в силах 
И все смотрю — успела или нет?

2 ученик: Всю свою сознательную жизнь Виктор Михайлович работал кочегаром, помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза, машинистом тепловоза, совмещая с писательским трудом. Многие не понимали, почему этот известный, талантливый поэт, член Союза писателей, автор многих книг, наконец, выпускник Высших литературных курсов, продолжает работать машинистом тепловоза. Ответом им стали строчки Баянова:

      Я больше живу на колесах,
      Я больше на рельсах живу
      И чаще всего на откосах
      Цветы тебе ранние рву...... 
      Их мало кто любит на свете,
      А может, одна только ты
      Влюбленно так смотришь на эти
      Пропахшие дымом цветы.

3 ученик: Много стихов у него имеют конкретную географическую привязанность - это своеобразный вклад поэта в поэтическое краеведение. Сибирская природа, величественная, переливающаяся всеми цветами радуги, разноголосицей птичьего пения и щедрыми дарами земли, зримо встает перед глазами, когда читаешь строки поэтического репортажа «Какой земле принадлежим»: 

       Кипит родник, воркует голубино, 
       Прохладой вея на клубничный луг.
       Над ним краснеет красная рябина, 
       Малина густо разрослась вокруг...

    4 ученик:   То, что Виктор Михайлович Баянов является корифеем не только кузбасской, но и сибирской поэзии, уже давно нет ни у кого сомнения

И все они – шахтеры , машинисты,

Сибирь из тьмы поднявшие рывком,

Слова не рассыпали, как мониста,

И в грудь не били кулаком.

Не выходили напоказ, раззванивая,

Мол, сибиряк, а не какой иной…

Они всегда большое это звание

С достоинством несут перед страной.

Живут трудом. А по труду – награда.

Идут перед широким большаком.

«Я - сибиряк!» - кричать совсем не надо,
А надо просто быть сибиряком.

5 ученик: Его поэзия нужна, как родник, как поляна, как поле, без которого нет жизни.

Родное поле видеть мне дано.
Какою веет широтой былинной!
Как блудный сын, я не был здесь давно,
Давно не слушал клекот журавлиный.
Мне хочется теперь сильней всего,
Не отдаваясь мелочным заботам,—
Чтоб градом не повыбило его,
Не затянуло сорняком-осотом.
О поле, не прохладе над рекой
Пою, слова заветные роняя.
Не лгу, не лгу ни словом, ни строкой.
Когда угаснет песнь моя земная,
Пусть поле золотится надо мной,
Тяжелые колосья наклоняя.

Учитель: Кроме этих имён можно привести многие другие, чьё творчество связано с нашим родным Кузбассом. Это и Игорь Киселёв, и Сергей Донбай, и Виталий Крёков, и Геннадий Юров, и Михаил Небогатов и многие другие, с чьим творчеством при желании можно познакомиться.

Все они с большой любовью пишут о нашем крае заставляя задуматься о его богатстве и о том, как это богатство сохранить и приумножить для наших потомков.

Мне очень хотелось бы надеяться, что у вас непременно после сегодняшнего урока возникнет желание познакомиться с творчеством и других наших земляков.

Большое спасибо за внимание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!