СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения, 5 класс Б.С. Житков «Наводнение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения для детей с обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

Цель: совершенствование навыков чтения в процессе  знакомства с новым произведением.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения, 5 класс Б.С. Житков «Наводнение»»

Урок внеклассного чтения, 5 класс

Б.С. Житков «Наводнение»

Разработала и провела учитель русского языка и литературы

МКОУ «Чёрмозская КШИ» Гладких М.П.

Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с творчеством Б. Житкова;

  • учить отвечать на поставленные вопросы по содержанию прочитанного;

  • развивать навык выразительного и осмысленного чтения;

  • развивать устную речь учащихся, расширять их кругозор;

  • учить правильно формулировать свои предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, мышление, память;

  • развивать умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость;

  • содействовать осознанию учащимися ценности поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности.


Ход урока

Этап урока

Вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Включение в работу

Слайд 1

-Добрый день, ребята. Хорошее ли у вас настроение? Надеюсь, что и в конце урока у вас останется такое же бодрое, веселое настроение.

- Какое сегодня число? День недели?

- Какое сейчас время года?

Отвечают на вопросы учителя.




Артикуляционная гимнастика.

Чтение пирамидки из слов:

Слайд 2

-Посмотрите на экран, прочитаем все вместе слова медленно, быстро, в темпе скороговорки.

Вода

Водица

Водный

Подводный

Наводнение (медленно, быстро, в темпе скороговорки)

-Молодцы!

Учащиеся выполняют гимнастику.

  1. Проблемное изложение знаний.


Сообщение темы урока.

Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны.

- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. 

Снег теперь уже не тот, -Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд, Будто раскололи.

Облака бегут быстрей. Небо стало выше.

Зачирикал воробей Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром Светятся серёжки.

(С.Маршак)

- Определите тему нашего урока.

-Действительно, мы будем говорить о весне.

Слайд 3

И тема нашего урока называется Б. С. Житков «Наводнение».

-Для начала я предлагаю познакомиться с писателем. Борис Степанович Житков (1882–1938) — писатель, путешественник, исследователь.

Слайд 4

Родился в 1882 года в Великом Новгороде. Когда Борису Житкову было семь лет, семья переехала на Чёрное море — в Одессу. После окончания гимназии будущий писатель поступил на естественное отделение в университет, а позже — на кораблестроительное отделение в политехнический институт. Затем Житков пробовал себя в различных профессиях: был моряком, инженером-судостроителем, рабочим-металлистом, преподавателем физики и руководителем училища.

Писать короткие стихи и заметки Борис Степанович Житков начал ещё в 1909 году, но не задумывался о том, чтобы публиковать их. Переубедить его удалось Корнею Ивановичу Чуковскому, и в 1924 году вышел в свет первый сборник Бориса Житкова. В следующие 15 лет писатель работал для маленьких читателей в самых разных жанрах. Произведения Бориса Житкова — это рассказы для детей об отважных людях, дальних путешествиях, удивительных научных и географических открытиях. Многие рассказы для детей Борис Степанович посвятил теме животных.

Некоторые рассказы Б. С. Житкова: «Храбрый утёнок»; «Как я ловил человечков»; «Как слон спас хозяина от тигра»; «Как Саша маму напугал»; «Как подняли пароход со дна»; «Зоосад»; «Урок географии».

- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Уч-ся слушают стих., определяют тему урока (весна).

Слушают рассказ учителя об авторе рассказа «Наводнение Б.С.Житков»






























Март, апрель, май.


Основная часть

Коррекционное упражнение на определение целого по его части.

Индивидуальная работа в группах.

Давайте вспомним, какие же признаки весны вы знаете?

- Почему тает снег, лед на реке? (День увеличивается и становится теплее)

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, от этого становится теплее. Тает снег. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. На реках происходит быстрый подъём воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы – наводнение, которое приносит людям много бед.

-Рассказ, который мы с вами будем читать называется «Наводнение»

Стало теплее, солнце стало ярче светить, стал таять снег, бегут ручьи.


Словарная работа.

Чтение рассказа «Наводнение».

Словарная работа:

-В тексте вам встретились трудные слова, давайте посмотрим что же они означают.

Слайд 5

Буксирный пароход – пароход, который тянет за собой судно.

Баржа – судно для перевозки груза.

Мель – мелководное место в реке

Самостоятельное чтение – жужжащее чтение уч-ся рассказа

  1. Физминутка

Физминутка для снятия напряжения.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Уч-ся выполняют упражнения, которые показывает учитель.

  1. Основная часть

Работа над выразительностью чтения и осмыслением.

Работа по теме урока. Работа по тексту, выборочное чтение.

-Сейчас мы с вами вместе прочитаем текст по цепочке, следим друг за другом. Читаем громко, четко, соблюдая все знаки препинания.

  • Что случилось ночью?

  • Отчего ахнул Никита? Что он увидел в окно?

  • Волновались ли вы, читая рассказ? В какой момент?

  • Чем опасны реки, которые «не текут всё время по одному месту»?

  • Как избежать размыва берега водой?

  • Что надо делать?

  • Как вы думаете, почему людям удалось быстро остановить реку?

  • Как они работали?

  • Смогли бы люди быстро остановить реку без помощи?

  • Кто им помог?

  • Как избежать размыва берега водой?

  • Какова главная мысль рассказа? (Надо помогать людям).


Выразительное чтение уч-ся вслух по цепочке.

Ответы на вопросы учителя.

Итог урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

-Какой рассказ мы прочитали?

-Что такое наводнение?

-Как надо преодолевать трудности?

Слайд 6

Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете? Беда, грозись, а мы друг за друга держись!


Ответы учащихся

  1. Рефлексия


-Ребята, что вам больше всего запомнилось на уроке?

-Поднимите руки те, кому было интересно на уроке?

-Хотела бы отметить учеников, которые активно работали на уроке.

(Выставление оценок учителем.)

- Молодцы! Мне  понравилась ваша работа. Урок окончен.



Ответы учащихся



Борис Житков «Наводнение»

В нашей стране есть такие реки, что не текут всё время по одному месту. Такая река то бросится вправо, потечёт правее, то через некоторое время, будто ей надоело здесь течь, вдруг переползёт влево и зальёт свой левый берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в реку, и, если на обрыве стоял дом, то полетит в воду и он.

Вот по такой реке шёл буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход остановился у пристани, чтобы оставить там одну баржу, и тут к нему с берега приехал начальник и говорит:

— Капитан, вы пойдёте дальше. Будьте осторожны, не сядьте на мель: река ушла сильно вправо и теперь течёт совсем по другому дну. И сейчас она идёт всё правее и правее и затопляет и подмывает берег.

— Ох, — сказал капитан. — Мой дом на правом берегу почти у самой воды. Там остались жена и сын. Вдруг они не успели убежать!

Капитан приказал пустить машину самым полным ходом. Он спешил к своему дому и очень сердился, что тяжёлая баржа задерживает ход.

Пароход немного проплыл, как вдруг его сигналом потребовали к берегу. Капитан поставил баржу на якорь, а пароход направил к берегу.

Он увидел, что тысячи людей с лопатами, с тачками спешат — возят землю, насыпают стенку, чтоб не пустить реку залить берег. Возят брёвна, чтобы забивать в берег и укреплять стенку. А машина с высокой железной рукой ходит по стенке и ковшом нагребает на неё землю.

К капитану подбежали люди и спросили:

— Что в барже?

— Камень.

Все закричали:

— Ах, как хорошо! Давайте сюда! А то, смотрите, сейчас река прорвёт стенку и смоет всю нашу работу. Река бросится на поля и смоет все посевы. Скорей! Скорей давайте камень!

Тут капитан забыл про жену и сына. Он пустил пароход что есть духу и привёл баржу под самый берег.

Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше не пошла. Тогда капитан спросил.

— Не знаете ли, как у меня дома?

Начальник послал телеграмму, и скоро пришёл ответ. Там тоже работали все люди, какие были, и спасли домик, где жила жена капитана с сыном.

— Вот, — сказал начальник. — Здесь вы помогли нашим, а там товарищи спасли ваших.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!