СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Без березы не мыслю России" (часть 3)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литература, урок внеклассного чтения с использованием регионального компонента

Тема: «Без берёзы не мыслю России» (образ берёзы в поэзии, музыке и живописи)

Продолжительность: 2 урока по 40 минут

Класс: 8 класс

Технологии: презентация Power Point, мобильные телефоны (для выхода в Интернет)

Аннотация:

Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей литературы с изобразительным искусством, музыкой и формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Без березы не мыслю России" (часть 3)»

20


Предмет: литература, урок внеклассного чтения с использованием регионального компонента


Тема: «Без берёзы не мыслю России» (образ берёзы в поэзии, музыке и живописи)


Продолжительность: 2 урока по 40 минут


Класс: 8 класс


Технологии: презентация Power Point, мобильные телефоны (для выхода в Интернет)


Аннотация:


Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей литературы с изобразительным искусством, музыкой и формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.


Личностные УУД:

  • воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию России и своей малой родины;

  • выстраивание системы личностных отношений.


Познавательные УУД:

  • выделение информации;

  • структурирование знаний;

  • анализ с целью выделения основных признаков;

  • синтез.


Коммуникативные УУД:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание.


Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • контроль (сличение результата);

  • коррекция (внесение дополнений и корректив)

  • оценка (выделение и осознание усвоенного).


Я исхожу из того, что интегрированные знания позволяют учащимся воспринимать окружающий мир во всём его многообразии и увеличивают объём информации.


Считаю, что сильной стороной урока являются знания и умения, направленные на развитие мышления, чувств, эмоций, творческих способностей учащихся.


Готовясь к уроку, учащиеся использовали компьютер, Интернет, принтер, что позволило самостоятельно искать информацию, отбирать её, анализировать, сохранять, а на самом уроке передавать другим (УУД, информационная компетенция).


Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о роли и значении берёзы в фольклоре, живописи, музыке, советской, современной поэзии и поэзии родного края. Для этого я использовала ЭОР (две презентации). Презентация № 1 выполнена в виде фильма продолжительностью 5 минут, демонстрируется в начале урока и предназначена для эмоционального настроя на урок. Презентация № 2 демонстрируется по ходу урока.

После урока учащиеся, используя наработанные материалы и Интернет-сайты для подбора рифм, создают собственное произведение: стихотворение на тему «Берёзовое настроение».


В контексте ноосферологии данный урок – урок-проект, конечным результатом которого стало создание собственных стихотворений учащихся о берёзе (образовательный продукт урока).


На уроке применены технологии системно-деятельностного подхода, развивающего обучения, проектной деятельности, ИКТ (презентации Power Point, мобильные телефоны для выхода в Интернет), здоровьесберегающая, элементы игровой технологии.


В реализации целей и задач урока использованы следующие педагогические методы и приёмы:


- индивидуальная, групповая и парная работа;

- эффект удивления;

- активные методы познания (анализ, синтез);

- поисковый метод;

- вербальный метод (запоминание);

- наглядный метод (повышение эффективности восприятия учебного материала).


Урок может быть применён в рамках предметной недели и как урок с использованием регионального компонента.


Таким образом, данный урок расширяет знания, развивает познавательный интерес, раскрывает потенциальные возможности учащихся, что соответствует личностно-ориентированному обучению и требованиям современного урока.


Практическая реализация:


Лёша О.:

Мне понравился урок, потому что было интересно. Я люблю, когда на уроках используется Интернет, есть презентации. Сегодня мне помог мобильный телефон, и не было замечаний, что я пользуюсь мобильником. Когда проводилась физминутка, я вспомнил деревню, когда был летом у дедушки в Псковской области. Мы ходили на рыбалку и в лес. Я люблю в лесу слушать пение птиц. Когда заполняли фишбоун , я мало глаголов придумал, в голове вертелись прилагательные. Стихотворение никогда не пробовал писать, привлеку родителей, попробуем вместе. А вот берёзу я нарисую, мне нравится рисовать.


Алёна П.:

Сегодня на уроке я узнала об апатитском поэте Юрии Ушакове. Полистала сборник его стихотворений. Мне стало как-то радостно, что и о наших северных невзрачных берёзках написаны стихи. Ещё мне понравились песни о берёзах, которые сопровождали презентацию. На уроке было много нового для меня. Я иногда сочиняю стихи, попробую написать о берёзе. Мне понравилась игра «Сказочная берёза». Я не знала половину ответов, пользовалась мобильником. У меня безлимитный Интернет. Я обычно им пользуюсь на уроке английского и на русском, когда не знаю, как написать слово. Но это тайно, когда учителя не видят. А сегодня совсем другое дело. Два урока пролетели быстро, скучно не было. Спасибо за урок. Ухожу с пятёркой.





Описание работы с ЭОР:


Цель:

раскрытие поэтического таланта учащихся.


Задачи:

образовательные

  1. познакомить учащихся со стихотворениями о берёзе русских, советских и современных поэтов;

  2. вспомнить русские народные сказки, пословицы и поговорки о берёзе;

  3. познакомить учащихся с полотнами русских художников и музыкальными произведениями о берёзе;


развивающие

  1. развивать аналитическое и логическое мышление;

  2. развивать устную речь учащихся через выразительное чтение стихотворений;

  3. развивать интерес к литературе как учебному предмету;

  4. формировать умение работать индивидуально, в паре, в группе;


воспитывающие

  1. воспитывать в детях чувство любви к прекрасному, к русской природе, России и родному краю;

  2. воспитывать художественный вкус, эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и поэзию.


Оборудование:

  1. Презентация №1 (показывается в начале урока);

  2. Презентация №2 (используется по ходу урока);

  3. шкатулка из карельской берёзы;

  4. сборник стихотворений Юрия Ушакова «Цветок Хибин»;

  5. мобильные телефоны учащихся для выхода в Интернет.


Предварительное домашнее задание:


  1. две ученицы, занимающиеся в детской художественной школе, помогли мне подобрать репродукции картин о берёзах и нашли информацию, в каких музеях они хранятся;


  1. один из учеников подготовил сообщение об апатитском поэте Ю.И.Ушакове (краткий анализ стихотворений «Хибинский соловей», «Лист»; биографические сведения; чтение стихотворения «Берёзка» наизусть);


  1. учащиеся самостоятельно нашли в Интернете стихотворения о берёзе, понравившиеся заучили наизусть.




ПЕРВЫЙ УРОК


Показ Презентации №1 для эмоционального настроя на урок (длительность 5 минут; смена слайдов автоматическая).


Учитель: Ребята, вы посмотрели презентацию о берёзе. Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока? Сформулируйте их. (ответы учащихся)


Ученик:

БЕРЁЗОНЬКИ РАНИМЫЕ


Берёзоньки, ранимые,

Россиею хранимые,

Стоят и в пояс клонятся

Пшеничным колоскам,

А нива-то волнуется

И волнами красуется,

Что друг за другом гонятся

К берёзовым лескам.

Прошли тысячелетия,

Пройдут ещё столетия,

А Вы, родные, будете

Поклоны бить земле.


Вы людям всё прощаете,

Просторы освещаете

И долго путь России

Сиять будет во мгле!

Подруженьки, берёзоньки,

Росиночки, как слёзоньки,

Роняете задумчиво,

Ах, как душа болит!

Простите нас, коль сможете,

Ведь нету Вас дороже-то,

Храните Русь заветную,

А Русь Вас сохранит!


Татьяна Викторовна Герасимова (2002 г)


Учитель: Самым любимым деревом у русского народа всегда была берёза. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, обувала, помогала лечить болезни, собирала молодежь в праздники. На Руси существовало много обычаев, связанных с берёзой. Например, когда в семье появлялся ребёнок, родители сажали у дома молодую берёзку, веря, что она сделает дитя счастливым и оградит от напастей и невзгод всех живущих в этом доме. С помощью ветвей берёзы девушки гадали на суженого. Берёзовыми ветками украшали церкви и жилища на день Святой Троицы. Древесину дерева традиционно использовали как строительный и поделочный материал, а также для отопления и освещения жилища (берёзовая лучина горит ярко и почти без копоти). Наши далекие предки писали на берёзовой коре – бересте (берёсте), и делали из неё книги – свитки, которые хранились в специальных туесках.


Любит берёзку русский народ. Она и погоду предскажет, и подскажет, когда хлеб сеять, и какой урожай будет. Много песен, пословиц, поговорок, сказок и загадок сложено о белоствольной красавице. Вот одна из загадок о берёзе, тесно связанная с крестьянским бытом (Слайд 2 Презентация №2):


Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве четыре угодья:

первое — больным на здоровье; - (берёзовые веники, отвары и настои

из почек, серёжек, листьев)

второе — людям колодец; - (берёзовый сок)

третье — от зимы свет; -(лучина)

четвёртое — дряхлым пеленанье. -(гроб)


Учитель: Какие пословицы и поговорки о берёзе вы знаете? (можно пользоваться мобильным телефоном для поиска пословиц и поговорок в Интернете)

Ученики:

Бела береста – да дёготь чёрен.

Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

Берёза ума даёт (о розгах).

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

Где дубняк, там и березняк.

Для врага и берёза – угроза.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.


Учитель: А теперь давайте поиграем. Вспомним русские народные сказки, где упоминается белоствольная красавица. Перед вами слайд со «сказочной» берёзой (Слайд 3 Презентация №2). Под каждым листочком скрывается цитата из сказки. Вам предстоит отгадать, что это за произведение. Распределитесь на две команды (команды по очереди отвечают на выбранные вопросы (Слайды 4-11 Презентация №2), при затруднении можно пользоваться мобильным телефоном для выхода в Интернет).


  1. «…На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к берёзе за деньгами. Приходит в лес — стоит берёза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели…»



— «Берёза и дурак»

  1. «… Взял он её за крылышко и говорит: «Стань белая берёза у меня позади, а красная девица впереди!». Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню…»




— «Белая уточка»

  1. «…Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается.

Шёл-шёл, устал и говорит:

«Сяду на пенёк, съем пирожок!...»




— «Маша и медведь»

  1. «…Начал он (солдат) читать эту книгу; одну ночь читал - вышла из берёзы красная девица, красоты неописанной, по самые груди; другую ночь читал - вышла по пояс; третью ночь читал - совсем вышла…»




— «Берёза и три сокола»

  1. «…– Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, – говорит тётка. – Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя берёзка в глаза стегать – ты её ленточкой перевяжи...»



— «Баба-яга»

  1. «…Он срубил себе берёзку, и солдаты срубили себе по берёзке. Пришли к глубокой реке — моста нет, а обходу двести вёрст; Фомка бросил свою берёзку в воду, и солдаты побросали свои туда же, запрудили реку и перешли на другую сторону…»




— «Фома Беренников»

  1. «…Пошла коза к берёзе:
    - Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить? Качнула берёзка веточками, сказала:
    - Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку...»




— «Как коза избушку построила»

  1. «…Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушку не глодала,

Под берёзкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Да как бежала через гребéльку,

Ухватила воды капéльку....»




— «Коза-дереза»


Ученик:

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Поэтому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.

Олег Шестинский


Учитель: С первой половины XIX века белоствольную красавицу начинают воспевать П.Вяземский и М.Лермонтов, продолжают Н.Некрасов, А.Фет, А.К.Толстой. Наивысшего развития поэтический культ берёзы достигает в творчестве Сергея Есенина.


Ученик: ***

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?


Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?


Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.


И мне в ответ березка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.


Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.


И так, вдохнувши глубко.

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Учитель: Ярко воспета русская берёзка в песнях, в романсах и даже в симфонии. П.И.Чайковский включил в 4 симфонию мотив хороводной песни «Во поле берёзка стояла».


(Звучит фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского. Слайд 12 Презентация №2)


Учитель: Ребята, кто из вас слышал старинный русский вальс «Берёзка»? (ответы детей) Написал его композитор, музыкант, военный капельмейстер Евгений Михайлович Дрейзин. Этому вальсу в 2011 году исполнилось 100 лет.


(Звучит вальс Е.М. Дрейзина «Берёзка». Слайд 13 Презентация №2)


Ученик: Русская красавица делила с народом радость и печаль как в мирное время, так и в годы войны. Молчаливо стоят берёзки у солдатских могил. Не найти лучших свидетелей страшной трагедии Великой Отечественной войны. Последний привет умирающие солдаты посылали белоствольной берёзе как символу Родины.

(Звучит песня «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Людмилы Зыкиной. Слайд 14 Презентация №2)


Тот же ученик:

***

Ты ее увидишь, и забьется сердце.
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?


Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне во след глядели,
Русский посылая до земли поклон.



Потому что помню небо в грозных грозах.
И когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза
Доброй милосердия сестрой.


И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.

И.Светличный


Учитель: В стихотворениях Николая Михайловича Рубцова звучат мотивы русской истории и русской природы с бескрайностью лесов, болот и полей. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". Пейзажи Рубцова — это сельский мир, в котором высятся оглаженные временем холмы, блестят озёра, раскинулись моховые клюквенные болота, шумят берёзы.


Ученик:

БЕРЕЗЫ


Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.


Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.



Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.


На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...


Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Николай Рубцов (1957)


Учитель: Николай Рубцов служил на Северном военно-морском флоте. Северная тематика нашла своё отражение в его творчестве.


Ученик:

СЕВЕРНАЯ БЕРЕЗА

Есть на севере береза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально березка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется «Счастливо!»
Прошептать судам вослед.
Но в просторе молчаливом
Кораблей все нет и нет...
Спят морские перекрестки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой березке
На обветренной скале.


Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе! И по праву. Она прекрасна круглый год: весной, когда глаз не оторвешь от зелёной дымки молодой листвы, летом в подвенечном наряде нежных зелёных кос, осенью, когда зажигаются ее ярко-жёлтые факелы. А зимой в лесу белым-бело не только от снега, но и от белых берёзовых стволов; темные ветви деревьев рисуют бесконечные узоры на фоне бледного неба.



ВТОРОЙ УРОК


Учитель: Продолжаем урок, посвященный русской берёзе. Наши северные поэты тоже воспели белоствольную красавицу. (показать сборник стихотворений Ю.И.Ушакова «Цветок Хибин»)


Ученик: (Слайд 15 Презентация №2)


Над ущельем склонилась, неброска,

Протянув к солнцу кисти ветвей,

Удивление-чудо-берёзка.

Символ Хибинский, зов-соловей.


Так начинает своё стихотворение «Хибинский соловей» апатитский поэт Юрий Иванович Ушаков. В этом произведении автор одухотворил северную берёзку, назвав её соловьём, родной сестрёнкой, которая поёт песни лирическому герою.


В стихотворении «Лист» поэт сравнивает жизнь с берёзовым листом. Он говорит о молодости, когда человек полон сил и энергии, так:


…А в юность изумрудно-чист

Рос, наливаясь силой…


Вот молодость «Ушла. Всё было, было…». Наступила осень жизни: лист «Стал спутником бездомным». И лирический герой теперь полон грусти о прошлом, размышлений об одиночестве в преклонном возрасте:


Уже и старость на порог.

Цвет мудрости так светел.

Ненужный всем так одинок. –

Куда подует ветер.


Юрий Иванович родился в 1935 году в г. Кандалакша. Его детство и юность связаны с Карелией. В 1955 году он был призван в армию на Северный флот, служил в г. Североморск радистом-радиомехаником. После службы вернулся в г. Сегежа, был рабочим на целлюлозно-бумажном комбинате. В 1958 году впервые напечатали его стихотворения в газете. В 1965 году он заочно закончил историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета. С 1963 года стал служить в органах МВД, сначала в Петрозаводске, а с 1966 г. в Апатитах. В 1983 году ушёл в отставку в звании капитана милиции. О своих стихотворениях Юрий Иванович говорит так: «Моя поэзия — мечта, простор, любимые горы… Я просто рад, что частицу своего сердца оставляю добрым людям».

БЕРЕЗКА


Хрустальные серебряные косы

Свисают с плеч в морозной тишине…

Спит ветер шалый, ни о чём не спросит,

Уснул бродяга где-то в стороне.

Не раз шептал таинственно и тихо,

Ласкаясь, пел ей песни про любовь,

Непризнанный, к другим бросался лихо,

И виноватый возвращался вновь.

Хотел обнять красавицу-невесту,

Открыть пытался снежную фату –

Услышал лишь: - Ты – ветер, легковесный,

Я солнце жду как радость и мечту!

Стоит прямая на горе открыто,

Стройна, светла, как девица-краса,

А ветер спит, отвергнутый, забытый…

Тоскуют вместе с нею небеса.

Хрустальные серебряные косы

Свисают с плеч в морозной тишине…

Искрится снег на веточках берёзы,

И звёздочки мерцают в тишине.


Учитель: Мурманский поэт Николай Владимирович Колычёв в одном из своих стихотворений назвал листья осенней берёзы «жар-птицыны перья», а карликовую берёзу охарактеризовал так:

Изогнутые карлики-берёзы

Напоминают мне индийских йогов,

Принявших столь причудливые позы,

Что выпрямиться вновь уже не могут.


Учитель: Известный на всех российских флотах североморский поэт Евгений Иванович Гулидов сравнил берёзу с девчушкой на балу:


Ученик:

Когда сентябрь ещё гостил,

Горстями раздавал награды,

Сосед берёзку посадил

В углу двора, возле ограды.


Не оскудел ближайший лес,

Всего на прутик стал пореже,

А город – скрасил перевес

В стекле, бетоне и железе.


Не долго мудрствовал сосед

И тут же деревце оставил,

Отягощенный грузом лет

И не вкусивший светских правил.


Кружился листьев хоровод,

Светились блёстки и румяна,

Воссоздавая эпизод

Непревзойдённого романа.


Берёзка пряталась в углу,

В осеннем городе – чужая,

Как та девчушка на балу,

И трепеща, и предвкушая.


Учитель: Карельская береза (Слайд 16 Презентация №2) является одним из символов Республики Карелия. Мировую известность это дерево получило благодаря своей богатой палитре золотистых оттенков и причудливой текстуре, рисунок которой напоминает мрамор. На слайде вы видите различия текстуры обычной берёзы и карельской. За такие ценные качества, как твёрдость, прочность, изумительная красота древесины, карельская берёза на Руси носила название Царского дерева. В международной торговле её измеряют не кубометрами, как у других деревьев, а килограммами. У меня в руках шкатулка из карельской берёзы. Посмотрите, рисунок древесины действительно напоминает мраморный (отдать шкатулку посмотреть ученикам).


Ученик:

КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА


Мороз морозил,

Ветры дули.

Всю жизнь,

Безжалостны и злы,

Они её крутили,

Гнули,

Вязали в скорбные узлы.


И вот шкатулка.

Как красивы

Для нас открывшиеся вдруг

Пересечённые извивы

Её преодолённых мук!

Гляжу влюблёнными глазами

И думаю:

«Она мила

Не тем,

Что мучилась годами,

А тем,

Что все-таки

Жила».


Василий Фёдоров (1958-60гг)



Учитель: Очень точно и ёмко, с душевной теплотой о карельской берёзе сказал Всеволод Рождественский.


Ученик:

КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА


Стоит она здесь на излуке,

Над рябью забытых озер,

И тянет корявые руки

В колеблемый зноем простор.

В скрипучей старушечьей доле,

Надвинув зеленый платок,

Вздыхает и слушает поле,

Шуршащее рожью у ног.

К ней ластятся травы погоста,

Бегут перепелки в жару,

Ее золотая береста

Дрожит сединой на ветру;

И жадно узлистое тело,

Склонясь к придорожной пыли,

Корнями из кочки замшелой

Пьет терпкую горечь земли.



Скупые болотные слезы

Стекают к ее рубежу,

Чтоб сердце карельской берёзы

Труднее давалось ножу;


Чтоб было тяжелым и звонким

И, знойную сухость храня,

Зимой разрасталось в избенке

Трескучей травою огня.

Как мастер, в суке долговязом

Я выпилю нужный кусок,

Прикину прищуренным глазом,

Где слой поубористей лег.

В упрямой и точной затее

Мечту прозревая свою,

Я выбрал кусок потруднее,

Строптивый в неравном бою.

И каждый резьбы закоулок

Строгаю и глажу стократ —

Для крепких домашних шкатулок

И хрупкой забавы ребят.

Прости, что кромсаю и рушу,

Что сталью решаю я спор,—

Твою деревянную душу

Я все-таки вылью в узор.

Мне жребий завидный подарен;

Стать светом — потемкам назло.

И как я тебе благодарен,

Что трудно мое ремесло!


Учитель: Давайте немного отдохнем (Слайд 17 Презентация №2). Встанем из-за парты, поднимем руки вверх, закроем глаза. И под музыку (звучит ария из сюиты №3 Баха на фоне звуков природы: пения птиц, шелеста деревьев, журчания ручья – 2 минуты) представим себя молодыми стройными берёзками на рассвете. Веточки тихонько раскачиваются на ветру (учащиеся раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону). Роса уже спала, но свежесть утра ещё не исчезла. Мягкие лучи солнышка ласково касаются листочков, раскрашенных всеми оттенками зелёного. И берёзки тянутся (учащиеся встают на носочки, пытаясь вытянуться как можно выше) всё выше и выше в бездонное ярко-голубое небо с пушистыми снежно-белыми облаками, вбирают в себя всю положительную энергию солнца. Птицы (учащиеся расставляют руки в стороны и имитируют взмах крыльев птиц) весело щебечут, перелетая с ветки на ветку в поисках вкусных мошек и жирных гусениц. Вот запела голосистая иволга, одетая в яркий жёлто-чёрный наряд. Хохлатый дятел вторит ей. Где-то далеко-далеко кукует пепельно-серая кукушка. Совсем рядом бежит прозрачный ручей (учащиеся наклоняются, пытаясь достать до пола). Его чистые прохладные воды так и манят напиться живительной влаги (учащиеся садятся на корточки и имитируют зачерпывание руками воды из ручья, подносят ладони ко рту). Вот серебристая рыбка блеснула чешуёй и исчезла под камешком (учащиеся встают, открывают глаза). Окружающий нас мир прекрасен. Давайте не будем это забывать (учащиеся садятся на свои места).


Учитель: Щедрым поэтическим ливнем пролилась тема берёзы у современных поэтов. Послушаем стихотворения, написанные недавно. (Слайд 18 Презентация №2)


Чтение стихотворений учащимися:


ГИМН БЕРЕЗЕ


Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре

Милая стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю,

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий,

На краю села,

На обрыве-то, над кручей

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша,

И для русского народа

Ты его душа!

Т.В.Герасимова (2002 г)



НЕ КЛОНИСЬ, БЕРЕЗА...


Не клонись, берёза, долу.

Не рыдай над родником...

К изумрудному подолу

Подойду я босиком.

Ах, берёза, белоствольна,

Ветви клонятся к земле.

То поникнут вдруг безвольно,

То потянутся ко мне..!

Ствол могуч и ввысь уходит

Чёрно-белою стрелой.

Сразу на тоску наводит

Гул ветвей над головой.


Сумрак стелется туманно.

Холодок струит к ногам.

Пятна, трепетно и странно,

Светятся то тут, то там.

Грустно здесь, душе приятно.

Песню звонкий соловей

Вдруг заводит громко, внятно,

Ах, для любушки своей!

И берёза, наклонившись,

В грёзах слушает певца...

Ухожу я, вытирая

Слёзы с мокрого лица!

Т.В.Герасимова (1998 г)









Учитель: Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэтов ряд ассоциаций. Давайте найдём его в стихотворениях и внесём в таблицу (Работа в парах (по выбору учащихся); обсуждение заполненных таблиц. Напечатанные незаполненные таблицы (Приложение №3) и все стихотворения, прозвучавшие на уроке (Приложение №2), лежат перед каждым учеником).


Примерный вариант заполнения таблицы № 1 «Ассоциативный ряд»

1

Предмет

Ассоциации

11.

Как называют берёзу (неодушевл.)

берёзонька, берёзка, удивление-чудо-берёзка, символ Хибинский

22.

Как называют берёзу (одушевл.)

родная, милая, подруженька, девчушка, красавица-невеста, девица-краса, сестра милосердия, голубка, сестрёнка родная, зов-соловей

33.

Части берёзы и их признаки

хрустальные серебряные косы, косы-ветви, косоньки, плечи, изумрудный подол, чёрно-белая стрела, острые колени, зелёная прическа, зелёный платок, святые слёзы


44.

Явления, "создаваемые" берёзой

гул, шёпот, шелест, напевы, шум, тишина

55.

Явления "внутреннего мира" берёзы

душа, любовь, вдохновение, дума


Учитель: “Что может быть прекраснее берёзы, - говорил художник Игорь Эммануилович Грабарь, - единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал”.


Но не только Грабарь обращался к образу белоствольной красавицы. В начале урока мы посмотрели репродукции картин русских художников, где героиней является берёза. Многие из этих репродукций могли бы послужить иллюстрациями к стихотворениям поэтов. Давайте посмотрим 5 картин живописцев. С какими стихотворениями, прозвучавшими сегодня на уроке их можно ассоциировать? Заполним ещё одну таблицу (Индивидуальная работа, обсуждение заполненных таблиц; напечатанные незаполненные таблицы (Приложение №4) лежат перед каждым учеником). (Слайды 19-23 Презентации №2)




Примерный вариант заполнения таблицы № 2 «Иллюстрации к стихотворениям»


Автор, название картины

Автор, название стихотворения

11.

И.Э.Грабарь, Февральская лазурь

Ю.Ушаков, «Берёзка»

22.

С.Ю.Жуковский, Старая усадьба. Май

С.Есенин, «Зеленая прическа…»

33.

Е.Е.Волков, В лесу. По весне

В.Рождественский, «Карельская берёза»

44.

В.Н.Бакшеев, Голубая весна

Т.Лаврова, «Берёзы»

55.

А.А.Рылов, Зеленый шум

Н.Рубцов, «Берёзы»


Учитель:

Ребята, а какой вы видите берёзу? (ответы детей)

Какие ассоциации и образы связаны у вас со словом «берёза»? (ответы детей)


Учитель: Напоследок поработаем в группах (учащиеся делятся на три группы). Давайте заполним фишбоун (ребра рыбы). Возьмите схемы (лежат перед каждым учащимся, Приложение №4). На каждой косточке рыбы надо записать свои ассоциации, которые рождаются у вас при слове «берёза». Первая группа использует только имена существительные, вторая группа – прилагательные, а третья группа – глаголы. Эта схема поможет вам при выполнении домашнего задания (после выполнения задания учащиеся озвучивают, что у них получилось).


Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун именами существительными


Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун прилагательными




Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун глаголами


Учитель: Белоствольные красавицы трогают не только душу русского человека, но и иностранцев. Знаменитый футболист Пеле на вопрос о том, что ему больше всего понравилось в России, ответил: «Белое дерево». Пройдут сотни лет, но берёза останется символом нашей Родины.


На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокурые берёзки – символ Родины моей.

Ты так мила мне до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина,

Берёзовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Учитель: А теперь, ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке. Дайте оценку своей работе. Выбери предложение и продолжи его (Слайд 24 Презентация №2):


- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно на уроке, потому что…

- Мне понравился урок, потому что…


Учитель: Благодарю всех за урок, вы сегодня отлично работали. (Оценивание) Посмотрим домашнее задание.


Домашнее задание (Слайд 25 Презентация №2):


  1. написать стихотворение (не менее 10-12 строк) на тему «Берёзовое настроение» (впечатления от поделки из бересты или карельской берёзы, от прогулки в берёзовой роще в разные времена года, в дождливый или солнечный день и т.д.); для поиска рифмы можно пользоваться интернетом (например, http://rifmovnik.ru );

  2. при желании можно проиллюстрировать свою работу.





Литература

  1. Винонен Р. Чувство пути: Над страницами современной поэзии. – М., 1981

  2. Гулидов Е.И. Между полуднем и первой звездой: Стихотворения. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984

  3. Колычёв Н.В. Гармония противоречий: Стихотворения. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007

  4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – Москва, 2000

  5. Светличный И. Память сердца – В кн.: Лес и человек: Ежегодник, 1979. М.: Советский писатель, 1981

  6. Современная русская лирика/ Вступ. ст., сост. А.И.Ашплатова; Послесл. С.А.Золотцева – М.: Сов. Россия, 1991

  7. Ушаков Ю.И. Цветок Хибин. Поэтический сборник. – Издательство Петрозаводского университета, 1997

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Betula

  9. http://eluoru.ru/catalog/volgogradskaya_oblas/volgograd

  10. http://www.rusbereza.ru/jour/2008/200802/20080208.shtml

  11. http://www.boxter.org/stihi/show.php?id=235

  12. http://karber.3dn.ru/publ/12-1-0-27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!