20
Предмет: литература, урок внеклассного чтения с использованием регионального компонента
Тема: «Без берёзы не мыслю России» (образ берёзы в поэзии, музыке и живописи)
Продолжительность: 2 урока по 40 минут
Класс: 8 класс
Технологии: презентация Power Point, мобильные телефоны (для выхода в Интернет)
Аннотация:
Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей литературы с изобразительным искусством, музыкой и формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.
Личностные УУД:
воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию России и своей малой родины;
выстраивание системы личностных отношений.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
контроль (сличение результата);
коррекция (внесение дополнений и корректив)
оценка (выделение и осознание усвоенного).
Я исхожу из того, что интегрированные знания позволяют учащимся воспринимать окружающий мир во всём его многообразии и увеличивают объём информации.
Считаю, что сильной стороной урока являются знания и умения, направленные на развитие мышления, чувств, эмоций, творческих способностей учащихся.
Готовясь к уроку, учащиеся использовали компьютер, Интернет, принтер, что позволило самостоятельно искать информацию, отбирать её, анализировать, сохранять, а на самом уроке передавать другим (УУД, информационная компетенция).
Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о роли и значении берёзы в фольклоре, живописи, музыке, советской, современной поэзии и поэзии родного края. Для этого я использовала ЭОР (две презентации). Презентация № 1 выполнена в виде фильма продолжительностью 5 минут, демонстрируется в начале урока и предназначена для эмоционального настроя на урок. Презентация № 2 демонстрируется по ходу урока.
После урока учащиеся, используя наработанные материалы и Интернет-сайты для подбора рифм, создают собственное произведение: стихотворение на тему «Берёзовое настроение».
В контексте ноосферологии данный урок – урок-проект, конечным результатом которого стало создание собственных стихотворений учащихся о берёзе (образовательный продукт урока).
На уроке применены технологии системно-деятельностного подхода, развивающего обучения, проектной деятельности, ИКТ (презентации Power Point, мобильные телефоны для выхода в Интернет), здоровьесберегающая, элементы игровой технологии.
В реализации целей и задач урока использованы следующие педагогические методы и приёмы:
- индивидуальная, групповая и парная работа;
- эффект удивления;
- активные методы познания (анализ, синтез);
- поисковый метод;
- вербальный метод (запоминание);
- наглядный метод (повышение эффективности восприятия учебного материала).
Урок может быть применён в рамках предметной недели и как урок с использованием регионального компонента.
Таким образом, данный урок расширяет знания, развивает познавательный интерес, раскрывает потенциальные возможности учащихся, что соответствует личностно-ориентированному обучению и требованиям современного урока.
Практическая реализация:
Лёша О.:
Мне понравился урок, потому что было интересно. Я люблю, когда на уроках используется Интернет, есть презентации. Сегодня мне помог мобильный телефон, и не было замечаний, что я пользуюсь мобильником. Когда проводилась физминутка, я вспомнил деревню, когда был летом у дедушки в Псковской области. Мы ходили на рыбалку и в лес. Я люблю в лесу слушать пение птиц. Когда заполняли фишбоун , я мало глаголов придумал, в голове вертелись прилагательные. Стихотворение никогда не пробовал писать, привлеку родителей, попробуем вместе. А вот берёзу я нарисую, мне нравится рисовать.
Алёна П.:
Сегодня на уроке я узнала об апатитском поэте Юрии Ушакове. Полистала сборник его стихотворений. Мне стало как-то радостно, что и о наших северных невзрачных берёзках написаны стихи. Ещё мне понравились песни о берёзах, которые сопровождали презентацию. На уроке было много нового для меня. Я иногда сочиняю стихи, попробую написать о берёзе. Мне понравилась игра «Сказочная берёза». Я не знала половину ответов, пользовалась мобильником. У меня безлимитный Интернет. Я обычно им пользуюсь на уроке английского и на русском, когда не знаю, как написать слово. Но это тайно, когда учителя не видят. А сегодня совсем другое дело. Два урока пролетели быстро, скучно не было. Спасибо за урок. Ухожу с пятёркой.
Описание работы с ЭОР:
Цель:
раскрытие поэтического таланта учащихся.
Задачи:
образовательные
познакомить учащихся со стихотворениями о берёзе русских, советских и современных поэтов;
вспомнить русские народные сказки, пословицы и поговорки о берёзе;
познакомить учащихся с полотнами русских художников и музыкальными произведениями о берёзе;
развивающие
развивать аналитическое и логическое мышление;
развивать устную речь учащихся через выразительное чтение стихотворений;
развивать интерес к литературе как учебному предмету;
формировать умение работать индивидуально, в паре, в группе;
воспитывающие
воспитывать в детях чувство любви к прекрасному, к русской природе, России и родному краю;
воспитывать художественный вкус, эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и поэзию.
Оборудование:
Презентация №1 (показывается в начале урока);
Презентация №2 (используется по ходу урока);
шкатулка из карельской берёзы;
сборник стихотворений Юрия Ушакова «Цветок Хибин»;
мобильные телефоны учащихся для выхода в Интернет.
Предварительное домашнее задание:
две ученицы, занимающиеся в детской художественной школе, помогли мне подобрать репродукции картин о берёзах и нашли информацию, в каких музеях они хранятся;
один из учеников подготовил сообщение об апатитском поэте Ю.И.Ушакове (краткий анализ стихотворений «Хибинский соловей», «Лист»; биографические сведения; чтение стихотворения «Берёзка» наизусть);
учащиеся самостоятельно нашли в Интернете стихотворения о берёзе, понравившиеся заучили наизусть.
ПЕРВЫЙ УРОК
Показ Презентации №1 для эмоционального настроя на урок (длительность 5 минут; смена слайдов автоматическая).
Учитель: Ребята, вы посмотрели презентацию о берёзе. Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока? Сформулируйте их. (ответы учащихся)
Ученик:
БЕРЁЗОНЬКИ РАНИМЫЕ
Берёзоньки, ранимые, Россиею хранимые, Стоят и в пояс клонятся Пшеничным колоскам, А нива-то волнуется И волнами красуется, Что друг за другом гонятся К берёзовым лескам. Прошли тысячелетия, Пройдут ещё столетия, А Вы, родные, будете Поклоны бить земле. | Вы людям всё прощаете, Просторы освещаете И долго путь России Сиять будет во мгле! Подруженьки, берёзоньки, Росиночки, как слёзоньки, Роняете задумчиво, Ах, как душа болит! Простите нас, коль сможете, Ведь нету Вас дороже-то, Храните Русь заветную, А Русь Вас сохранит! Татьяна Викторовна Герасимова (2002 г) |
Учитель: Самым любимым деревом у русского народа всегда была берёза. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, обувала, помогала лечить болезни, собирала молодежь в праздники. На Руси существовало много обычаев, связанных с берёзой. Например, когда в семье появлялся ребёнок, родители сажали у дома молодую берёзку, веря, что она сделает дитя счастливым и оградит от напастей и невзгод всех живущих в этом доме. С помощью ветвей берёзы девушки гадали на суженого. Берёзовыми ветками украшали церкви и жилища на день Святой Троицы. Древесину дерева традиционно использовали как строительный и поделочный материал, а также для отопления и освещения жилища (берёзовая лучина горит ярко и почти без копоти). Наши далекие предки писали на берёзовой коре – бересте (берёсте), и делали из неё книги – свитки, которые хранились в специальных туесках.
Любит берёзку русский народ. Она и погоду предскажет, и подскажет, когда хлеб сеять, и какой урожай будет. Много песен, пословиц, поговорок, сказок и загадок сложено о белоствольной красавице. Вот одна из загадок о берёзе, тесно связанная с крестьянским бытом (Слайд 2 Презентация №2):
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
первое — больным на здоровье; - (берёзовые веники, отвары и настои
из почек, серёжек, листьев)
второе — людям колодец; - (берёзовый сок)
третье — от зимы свет; -(лучина)
четвёртое — дряхлым пеленанье. -(гроб)
Учитель: Какие пословицы и поговорки о берёзе вы знаете? (можно пользоваться мобильным телефоном для поиска пословиц и поговорок в Интернете)
Ученики:
Бела береста – да дёготь чёрен.
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
Берёза ума даёт (о розгах).
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, там и березняк.
Для врага и берёза – угроза.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Учитель: А теперь давайте поиграем. Вспомним русские народные сказки, где упоминается белоствольная красавица. Перед вами слайд со «сказочной» берёзой (Слайд 3 Презентация №2). Под каждым листочком скрывается цитата из сказки. Вам предстоит отгадать, что это за произведение. Распределитесь на две команды (команды по очереди отвечают на выбранные вопросы (Слайды 4-11 Презентация №2), при затруднении можно пользоваться мобильным телефоном для выхода в Интернет).
«…На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к берёзе за деньгами. Приходит в лес — стоит берёза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели…» | — «Берёза и дурак» |
«… Взял он её за крылышко и говорит: «Стань белая берёза у меня позади, а красная девица впереди!». Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню…» | — «Белая уточка» |
«…Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит: «Сяду на пенёк, съем пирожок!...» | — «Маша и медведь» |
«…Начал он (солдат) читать эту книгу; одну ночь читал - вышла из берёзы красная девица, красоты неописанной, по самые груди; другую ночь читал - вышла по пояс; третью ночь читал - совсем вышла…» | — «Берёза и три сокола» |
«…– Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, – говорит тётка. – Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя берёзка в глаза стегать – ты её ленточкой перевяжи...» | — «Баба-яга» |
«…Он срубил себе берёзку, и солдаты срубили себе по берёзке. Пришли к глубокой реке — моста нет, а обходу двести вёрст; Фомка бросил свою берёзку в воду, и солдаты побросали свои туда же, запрудили реку и перешли на другую сторону…» | — «Фома Беренников» |
«…Пошла коза к берёзе: - Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить? Качнула берёзка веточками, сказала: - Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку...» | — «Как коза избушку построила» |
«…Я не сыта, я не пьяна, По горочкам не ходила, Травушку не щипала, Осинушку не глодала, Под берёзкой не лежала, А как бежала через мосточек, Ухватила кленовый листочек. Да как бежала через гребéльку, Ухватила воды капéльку....» | — «Коза-дереза» |
Ученик:
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Поэтому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.
Олег Шестинский
Учитель: С первой половины XIX века белоствольную красавицу начинают воспевать П.Вяземский и М.Лермонтов, продолжают Н.Некрасов, А.Фет, А.К.Толстой. Наивысшего развития поэтический культ берёзы достигает в творчестве Сергея Есенина.
Ученик: *** Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум. | И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня. И так, вдохнувши глубко. Сказал под звон ветвей: «Прощай, моя голубка, До новых журавлей». |
Учитель: Ярко воспета русская берёзка в песнях, в романсах и даже в симфонии. П.И.Чайковский включил в 4 симфонию мотив хороводной песни «Во поле берёзка стояла».
(Звучит фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского. Слайд 12 Презентация №2)
Учитель: Ребята, кто из вас слышал старинный русский вальс «Берёзка»? (ответы детей) Написал его композитор, музыкант, военный капельмейстер Евгений Михайлович Дрейзин. Этому вальсу в 2011 году исполнилось 100 лет.
(Звучит вальс Е.М. Дрейзина «Берёзка». Слайд 13 Презентация №2)
Ученик: Русская красавица делила с народом радость и печаль как в мирное время, так и в годы войны. Молчаливо стоят берёзки у солдатских могил. Не найти лучших свидетелей страшной трагедии Великой Отечественной войны. Последний привет умирающие солдаты посылали белоствольной берёзе как символу Родины.
(Звучит песня «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Людмилы Зыкиной. Слайд 14 Презентация №2)
Тот же ученик:
*** Ты ее увидишь, и забьется сердце. Сколько о березе сложено стихов! Может быть, довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? Потому что помню: в новенькой шинели Я почти мальчишкой уходил на фронт, И березы тихо мне во след глядели, Русский посылая до земли поклон. | Потому что помню небо в грозных грозах. И когда упал я, ранен, чуть живой, Надо мной склонилась белая береза Доброй милосердия сестрой. И во мне воскресли молодые силы, Солнце засияло, засветлела высь! Красота России, чистота России В ней, в березе белой, на века сплелись. И.Светличный |
Учитель: В стихотворениях Николая Михайловича Рубцова звучат мотивы русской истории и русской природы с бескрайностью лесов, болот и полей. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". Пейзажи Рубцова — это сельский мир, в котором высятся оглаженные временем холмы, блестят озёра, раскинулись моховые клюквенные болота, шумят берёзы.
Ученик:
БЕРЕЗЫ Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю - и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. | Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад... |
Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... Николай Рубцов (1957) |
Учитель: Николай Рубцов служил на Северном военно-морском флоте. Северная тематика нашла своё отражение в его творчестве.
Ученик:
СЕВЕРНАЯ БЕРЕЗА
Есть на севере береза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально березка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется «Счастливо!»
Прошептать судам вослед.
Но в просторе молчаливом
Кораблей все нет и нет...
Спят морские перекрестки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой березке
На обветренной скале.
Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе! И по праву. Она прекрасна круглый год: весной, когда глаз не оторвешь от зелёной дымки молодой листвы, летом в подвенечном наряде нежных зелёных кос, осенью, когда зажигаются ее ярко-жёлтые факелы. А зимой в лесу белым-бело не только от снега, но и от белых берёзовых стволов; темные ветви деревьев рисуют бесконечные узоры на фоне бледного неба.
ВТОРОЙ УРОК
Учитель: Продолжаем урок, посвященный русской берёзе. Наши северные поэты тоже воспели белоствольную красавицу. (показать сборник стихотворений Ю.И.Ушакова «Цветок Хибин»)
Ученик: (Слайд 15 Презентация №2)
Над ущельем склонилась, неброска,
Протянув к солнцу кисти ветвей,
Удивление-чудо-берёзка.
Символ Хибинский, зов-соловей.
Так начинает своё стихотворение «Хибинский соловей» апатитский поэт Юрий Иванович Ушаков. В этом произведении автор одухотворил северную берёзку, назвав её соловьём, родной сестрёнкой, которая поёт песни лирическому герою.
В стихотворении «Лист» поэт сравнивает жизнь с берёзовым листом. Он говорит о молодости, когда человек полон сил и энергии, так:
…А в юность изумрудно-чист
Рос, наливаясь силой…
Вот молодость «Ушла. Всё было, было…». Наступила осень жизни: лист «Стал спутником бездомным». И лирический герой теперь полон грусти о прошлом, размышлений об одиночестве в преклонном возрасте:
Уже и старость на порог.
Цвет мудрости так светел.
Ненужный всем так одинок. –
Куда подует ветер.
Юрий Иванович родился в 1935 году в г. Кандалакша. Его детство и юность связаны с Карелией. В 1955 году он был призван в армию на Северный флот, служил в г. Североморск радистом-радиомехаником. После службы вернулся в г. Сегежа, был рабочим на целлюлозно-бумажном комбинате. В 1958 году впервые напечатали его стихотворения в газете. В 1965 году он заочно закончил историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета. С 1963 года стал служить в органах МВД, сначала в Петрозаводске, а с 1966 г. в Апатитах. В 1983 году ушёл в отставку в звании капитана милиции. О своих стихотворениях Юрий Иванович говорит так: «Моя поэзия — мечта, простор, любимые горы… Я просто рад, что частицу своего сердца оставляю добрым людям».
БЕРЕЗКА
Хрустальные серебряные косы
Свисают с плеч в морозной тишине…
Спит ветер шалый, ни о чём не спросит,
Уснул бродяга где-то в стороне.
Не раз шептал таинственно и тихо,
Ласкаясь, пел ей песни про любовь,
Непризнанный, к другим бросался лихо,
И виноватый возвращался вновь.
Хотел обнять красавицу-невесту,
Открыть пытался снежную фату –
Услышал лишь: - Ты – ветер, легковесный,
Я солнце жду как радость и мечту!
Стоит прямая на горе открыто,
Стройна, светла, как девица-краса,
А ветер спит, отвергнутый, забытый…
Тоскуют вместе с нею небеса.
Хрустальные серебряные косы
Свисают с плеч в морозной тишине…
Искрится снег на веточках берёзы,
И звёздочки мерцают в тишине.
Учитель: Мурманский поэт Николай Владимирович Колычёв в одном из своих стихотворений назвал листья осенней берёзы «жар-птицыны перья», а карликовую берёзу охарактеризовал так:
Изогнутые карлики-берёзы
Напоминают мне индийских йогов,
Принявших столь причудливые позы,
Что выпрямиться вновь уже не могут.
Учитель: Известный на всех российских флотах североморский поэт Евгений Иванович Гулидов сравнил берёзу с девчушкой на балу:
Ученик:
Когда сентябрь ещё гостил,
Горстями раздавал награды,
Сосед берёзку посадил
В углу двора, возле ограды.
Не оскудел ближайший лес,
Всего на прутик стал пореже,
А город – скрасил перевес
В стекле, бетоне и железе.
Не долго мудрствовал сосед
И тут же деревце оставил,
Отягощенный грузом лет
И не вкусивший светских правил.
Кружился листьев хоровод,
Светились блёстки и румяна,
Воссоздавая эпизод
Непревзойдённого романа.
Берёзка пряталась в углу,
В осеннем городе – чужая,
Как та девчушка на балу,
И трепеща, и предвкушая.
Учитель: Карельская береза (Слайд 16 Презентация №2) является одним из символов Республики Карелия. Мировую известность это дерево получило благодаря своей богатой палитре золотистых оттенков и причудливой текстуре, рисунок которой напоминает мрамор. На слайде вы видите различия текстуры обычной берёзы и карельской. За такие ценные качества, как твёрдость, прочность, изумительная красота древесины, карельская берёза на Руси носила название Царского дерева. В международной торговле её измеряют не кубометрами, как у других деревьев, а килограммами. У меня в руках шкатулка из карельской берёзы. Посмотрите, рисунок древесины действительно напоминает мраморный (отдать шкатулку посмотреть ученикам).
Ученик:
КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА Мороз морозил, Ветры дули. Всю жизнь, Безжалостны и злы, Они её крутили, Гнули, Вязали в скорбные узлы. И вот шкатулка. Как красивы Для нас открывшиеся вдруг Пересечённые извивы Её преодолённых мук! | Гляжу влюблёнными глазами И думаю: «Она мила Не тем, Что мучилась годами, А тем, Что все-таки Жила». Василий Фёдоров (1958-60гг) |
Учитель: Очень точно и ёмко, с душевной теплотой о карельской берёзе сказал Всеволод Рождественский.
Ученик:
КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА Стоит она здесь на излуке, Над рябью забытых озер, И тянет корявые руки В колеблемый зноем простор. В скрипучей старушечьей доле, Надвинув зеленый платок, Вздыхает и слушает поле, Шуршащее рожью у ног. К ней ластятся травы погоста, Бегут перепелки в жару, Ее золотая береста Дрожит сединой на ветру; И жадно узлистое тело, Склонясь к придорожной пыли, Корнями из кочки замшелой Пьет терпкую горечь земли. | Скупые болотные слезы Стекают к ее рубежу, Чтоб сердце карельской берёзы Труднее давалось ножу; Чтоб было тяжелым и звонким И, знойную сухость храня, Зимой разрасталось в избенке Трескучей травою огня. Как мастер, в суке долговязом Я выпилю нужный кусок, Прикину прищуренным глазом, Где слой поубористей лег. В упрямой и точной затее Мечту прозревая свою, Я выбрал кусок потруднее, Строптивый в неравном бою. И каждый резьбы закоулок Строгаю и глажу стократ — Для крепких домашних шкатулок И хрупкой забавы ребят. |
Прости, что кромсаю и рушу,
Что сталью решаю я спор,—
Твою деревянную душу
Я все-таки вылью в узор.
Мне жребий завидный подарен;
Стать светом — потемкам назло.
И как я тебе благодарен,
Что трудно мое ремесло!
Учитель: Давайте немного отдохнем (Слайд 17 Презентация №2). Встанем из-за парты, поднимем руки вверх, закроем глаза. И под музыку (звучит ария из сюиты №3 Баха на фоне звуков природы: пения птиц, шелеста деревьев, журчания ручья – 2 минуты) представим себя молодыми стройными берёзками на рассвете. Веточки тихонько раскачиваются на ветру (учащиеся раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону). Роса уже спала, но свежесть утра ещё не исчезла. Мягкие лучи солнышка ласково касаются листочков, раскрашенных всеми оттенками зелёного. И берёзки тянутся (учащиеся встают на носочки, пытаясь вытянуться как можно выше) всё выше и выше в бездонное ярко-голубое небо с пушистыми снежно-белыми облаками, вбирают в себя всю положительную энергию солнца. Птицы (учащиеся расставляют руки в стороны и имитируют взмах крыльев птиц) весело щебечут, перелетая с ветки на ветку в поисках вкусных мошек и жирных гусениц. Вот запела голосистая иволга, одетая в яркий жёлто-чёрный наряд. Хохлатый дятел вторит ей. Где-то далеко-далеко кукует пепельно-серая кукушка. Совсем рядом бежит прозрачный ручей (учащиеся наклоняются, пытаясь достать до пола). Его чистые прохладные воды так и манят напиться живительной влаги (учащиеся садятся на корточки и имитируют зачерпывание руками воды из ручья, подносят ладони ко рту). Вот серебристая рыбка блеснула чешуёй и исчезла под камешком (учащиеся встают, открывают глаза). Окружающий нас мир прекрасен. Давайте не будем это забывать (учащиеся садятся на свои места).
Учитель: Щедрым поэтическим ливнем пролилась тема берёзы у современных поэтов. Послушаем стихотворения, написанные недавно. (Слайд 18 Презентация №2)
Чтение стихотворений учащимися:
ГИМН БЕРЕЗЕ Если мне воспеть берёзу Свыше дан наказ, Я её святые слёзы Воспою для Вас. Я её печальный облик В рифму облеку, Шёпот листьев, птичий оклик. Раны на веку... Как светло-то на просторе. Дивный свет струит; На высоком косогоре Милая стоит... Подойду я и, любуясь, Косоньки ветвей Соберу-ка в прядь тугую... Вей же, ветер, вей! | Нe сломить березу в бурю, Коль душа алмаз, Даже средь осенней хмури Радуешь ты глаз! В зимнем сне, в мороз трескучий, На краю села, На обрыве-то, над кручей Как же ты мила! А весною... Боже правый! Красивее нет! Молодых листочков нежен, Изумруден цвет! Ты в любое время года Чудно хороша, И для русского народа Ты его душа! Т.В.Герасимова (2002 г) | |
| НЕ КЛОНИСЬ, БЕРЕЗА... Не клонись, берёза, долу. Не рыдай над родником... К изумрудному подолу Подойду я босиком. Ах, берёза, белоствольна, Ветви клонятся к земле. То поникнут вдруг безвольно, То потянутся ко мне..! Ствол могуч и ввысь уходит Чёрно-белою стрелой. Сразу на тоску наводит Гул ветвей над головой. | Сумрак стелется туманно. Холодок струит к ногам. Пятна, трепетно и странно, Светятся то тут, то там. Грустно здесь, душе приятно. Песню звонкий соловей Вдруг заводит громко, внятно, Ах, для любушки своей! И берёза, наклонившись, В грёзах слушает певца... Ухожу я, вытирая Слёзы с мокрого лица! Т.В.Герасимова (1998 г) | | |
Учитель: Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэтов ряд ассоциаций. Давайте найдём его в стихотворениях и внесём в таблицу (Работа в парах (по выбору учащихся); обсуждение заполненных таблиц. Напечатанные незаполненные таблицы (Приложение №3) и все стихотворения, прозвучавшие на уроке (Приложение №2), лежат перед каждым учеником).
Примерный вариант заполнения таблицы № 1 «Ассоциативный ряд»
1 | Предмет | Ассоциации |
11. | Как называют берёзу (неодушевл.) | берёзонька, берёзка, удивление-чудо-берёзка, символ Хибинский |
22. | Как называют берёзу (одушевл.) | родная, милая, подруженька, девчушка, красавица-невеста, девица-краса, сестра милосердия, голубка, сестрёнка родная, зов-соловей |
33. | Части берёзы и их признаки | хрустальные серебряные косы, косы-ветви, косоньки, плечи, изумрудный подол, чёрно-белая стрела, острые колени, зелёная прическа, зелёный платок, святые слёзы |
44. | Явления, "создаваемые" берёзой | гул, шёпот, шелест, напевы, шум, тишина |
55. | Явления "внутреннего мира" берёзы | душа, любовь, вдохновение, дума |
Учитель: “Что может быть прекраснее берёзы, - говорил художник Игорь Эммануилович Грабарь, - единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал”.
Но не только Грабарь обращался к образу белоствольной красавицы. В начале урока мы посмотрели репродукции картин русских художников, где героиней является берёза. Многие из этих репродукций могли бы послужить иллюстрациями к стихотворениям поэтов. Давайте посмотрим 5 картин живописцев. С какими стихотворениями, прозвучавшими сегодня на уроке их можно ассоциировать? Заполним ещё одну таблицу (Индивидуальная работа, обсуждение заполненных таблиц; напечатанные незаполненные таблицы (Приложение №4) лежат перед каждым учеником). (Слайды 19-23 Презентации №2)
Примерный вариант заполнения таблицы № 2 «Иллюстрации к стихотворениям»
| Автор, название картины | Автор, название стихотворения |
11. | И.Э.Грабарь, Февральская лазурь | Ю.Ушаков, «Берёзка» |
22. | С.Ю.Жуковский, Старая усадьба. Май | С.Есенин, «Зеленая прическа…» |
33. | Е.Е.Волков, В лесу. По весне | В.Рождественский, «Карельская берёза» |
44. | В.Н.Бакшеев, Голубая весна | Т.Лаврова, «Берёзы» |
55. | А.А.Рылов, Зеленый шум | Н.Рубцов, «Берёзы» |
Учитель:
Ребята, а какой вы видите берёзу? (ответы детей)
Какие ассоциации и образы связаны у вас со словом «берёза»? (ответы детей)
Учитель: Напоследок поработаем в группах (учащиеся делятся на три группы). Давайте заполним фишбоун (ребра рыбы). Возьмите схемы (лежат перед каждым учащимся, Приложение №4). На каждой косточке рыбы надо записать свои ассоциации, которые рождаются у вас при слове «берёза». Первая группа использует только имена существительные, вторая группа – прилагательные, а третья группа – глаголы. Эта схема поможет вам при выполнении домашнего задания (после выполнения задания учащиеся озвучивают, что у них получилось).
Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун именами существительными
Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун прилагательными
Примерный вариант заполнения схемы Фишбоун глаголами
Учитель: Белоствольные красавицы трогают не только душу русского человека, но и иностранцев. Знаменитый футболист Пеле на вопрос о том, что ему больше всего понравилось в России, ответил: «Белое дерево». Пройдут сотни лет, но берёза останется символом нашей Родины.
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокурые берёзки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Учитель: А теперь, ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке. Дайте оценку своей работе. Выбери предложение и продолжи его (Слайд 24 Презентация №2):
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было интересно на уроке, потому что…
- Мне понравился урок, потому что…
Учитель: Благодарю всех за урок, вы сегодня отлично работали. (Оценивание) Посмотрим домашнее задание.
Домашнее задание (Слайд 25 Презентация №2):
написать стихотворение (не менее 10-12 строк) на тему «Берёзовое настроение» (впечатления от поделки из бересты или карельской берёзы, от прогулки в берёзовой роще в разные времена года, в дождливый или солнечный день и т.д.); для поиска рифмы можно пользоваться интернетом (например, http://rifmovnik.ru );
при желании можно проиллюстрировать свою работу.
Литература
Винонен Р. Чувство пути: Над страницами современной поэзии. – М., 1981
Гулидов Е.И. Между полуднем и первой звездой: Стихотворения. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984
Колычёв Н.В. Гармония противоречий: Стихотворения. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – Москва, 2000
Светличный И. Память сердца – В кн.: Лес и человек: Ежегодник, 1979. М.: Советский писатель, 1981
Современная русская лирика/ Вступ. ст., сост. А.И.Ашплатова; Послесл. С.А.Золотцева – М.: Сов. Россия, 1991
Ушаков Ю.И. Цветок Хибин. Поэтический сборник. – Издательство Петрозаводского университета, 1997
http://ru.wikipedia.org/wiki/Betula
http://eluoru.ru/catalog/volgogradskaya_oblas/volgograd
http://www.rusbereza.ru/jour/2008/200802/20080208.shtml
http://www.boxter.org/stihi/show.php?id=235
http://karber.3dn.ru/publ/12-1-0-27