СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Люблю тебя,мой край родной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения по литературе "Люблю тебя,мой край родной" проведена с учащимися 7-9 классов. Материал посвящен  творчеству поэтов – земляков земли уральской, которые жили и работали в Туринском городском округе. Ряд биографических сведений из литературы,стихи собственного сочинения.Также содержится материал  о поэтах 18-19 веков, которые любили свою родину и воспевали её в своих стихах. 

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Люблю тебя,мой край родной"»

Урок внеклассного чтения в форме

встречи в литературной гостиной «Люблю тебя, мой край родной»…

Приветственное слово учителя. Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами очень дружно и активно поработаем. Я в этом даже не сомневаюсь. Пусть вас не смущает, что на уроке присутствуют гости. Мы им рады.

(Включение клипа « С чего начинается Родина»…, фильм о городе Туринске)

Игра- головоломка. У вас на столах лежат разрезанные листочки, необходимо быстро составить предложение. 1ю часть предложения составляет одна группа, 2 – другая. А я вам немножечко помогу. И так –начали. Молодцы.Что же у нас получилось? Урок внеклассного чтения (встреча в литературной гостиной « Люблю тебя, мой край родной»…)

Учитель: на доске вы видите эпиграф:

Туринский край, прекрасный и родной!

К судьбе твоей я чуточку причастный,

Пусть счастлив ты или совсем несчастный,

Я воедино слит всегда с тобой! Это слова М.М.Бушланова.

Учитель: На слайде вы видите слова: Песнь, малая родина, поэт, земляк, проза, творчество, стихи, знакомство, история.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Уч. Действительно, сегодня мы познакомимся с творчеством поэтов – земляков, будем говорить о поэтах 18-19 веков, которые любили свою родину и воспевали её в своих стихах.

Как бы вы определили для себя цель урока? Что вы ждете от урока? ( каждый отвечает)

Цель: побудить интерес учащихся к поэзии, познакомиться с творчеством поэтов – земляков.

Задачи:

1.Способствовать углублению и расширению знаний учащихся о поэтах 19-20 веков, о Туринском районе, селе Коркинское - Родине учащихся.

2. Способствовать формированию мотивации учащихся на изучение истории своего края.

3. Формировать патриотические качества учащихся.

4. Воспитывать любовь к Родине, внимательное и бережное отношение к природе.

Оформление: рисунки природных мест, фотографии туринских поэтов В. Малькова, М.Бушланова, Ю.Клюшникова, сборники стихов поэтов, слайд – фильм, презентация.

На ваших столах лежат словари, черновые листы, куда вы можете сделать необходимые записи, листы для самооценки. Прочитайте вопросы. В графе поставьте плюс. Если же все, что там написано, выполнено, вы можете себе поставить 5.

Уч. Любимая Родина - это и наша общая планета Земля, и континенты, и страны, и города, поселки, деревеньки, но в первую очередь - это, конечно же место, где мы родились, и которое навсегда остается в душе и в сердце.

Среди нас жили и живут хорошие и добрые люди, которые преданно любят свой дом, свой маленький уголок земли, где родились и выросли, где жили и живут, где признаются в любви к своей Родине в стихах и песнях.

Уч. Скажите, а какие пословицы о родине вы знаете? О чем они говорят?

Сегодня мы поговорим о поэзии. (Словарная работа)

Уч. Что такое поэзия?

Поэзия - это особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении произведения разных жанров в стихах. Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане - образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.

Уч. Кого мы называем поэтом?

Поэт- (от др.-греч. ποιητής – стихотворец) — писатель, создающий произведения в стихах. Литератор, творящий в поэтических жанрах. В. И. Даль в 1882 году дал определение поэту (от уст. пиит) в статье "Поэзия": человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное.

Уч. Дайте определение слову земляк.

Земляк - рожденный с кем-нибудь в одной местности (например, городе или деревне), области, государстве.

Уч. Назовите синонимы к слову Родина. ( Отечество, Отчизна, родной край, страна)

Уч. Как вы представляете образ Родины? Что для вас родина? ( ответы учащихся)

Уч. Скажите, а что такое любовь?( Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему.)

В психологии любовь определяется как притяжение, эмоциональное отношение между людьми, т.е. любовь в широком смысле

Уч. Поэзия помогает вглядеться во внутренний мир читателя, затронуть самые сокровенные, самые чистые переживания, заглянуть в самые потаенные уголки себя. 

Ученица. Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт
.
Прав был Александр Сергеевич Пушкин, его дело – поэзия будет жить вечно, потому что есть люди, для которых писать, творить – это душевная необходимость, это жизнь! С творчеством именно таких замечательных людей мы и познакомимся.

Эти люди – наши земляки.

Мальков Владимир Анатольевич родился 7 ноября 1945 года, умер 2 июля 1993г. Родился в г.Туринске, в семье служащих.Учился в средней школе N2.Трудовая биография поэта началась в 1967 году. Первый сборник стихов Владимира Малькова вышел в 1995 году в Туринске. В последние годы, словно пытаясь что-то наверстать, поэт писал много, отдаваясь своему призванию без остатка.

Его знали многие в нашем городе. В те годы едва ли можно было найти равного ему книгочея. Он постоянно был в курсе самых модных новинок литературы. Запоем читал толстенные романы, журналы, газеты. А как он любил Туринск! Он любил запах железнодорожных шпал и утверждал, что ни в одном городе они не пахнут так особенно. Любил вагонные путешествия. По утрам включал приемник, чтобы послушать передачу «У газетного киоска». Затем шел к заводской проходной. Долгие годы эта дорога вела его к людям, радовала и огорчала, дарила надежду и отчаяние.

За последние полгода своей жизни он написал и опубликовал в районной газете «Заря» более тридцати материалов разной общественной тематики. После него осталось 6 общих тетрадок стихотворений, но гораздо больше разошлось по листочкам. «Ни дня без строчки»-он строго следовал этому принципу. В каждом человеке он усматривал что – то неординарное, о чем, возможно, его собеседник и не догадывался. Казалось – он знаком со всем миром! Руководил молодежным клубом «Данко», работал библиотекарем. Трогательно его отношение к школе, к учителям. Выступал с лекциями, читал стихи.

И писал, писал…о Туринске говорил « Как же я с Туринском, где родился, за дары такие расплачусь…Очень любил свой город. В Туринске издана книга стихов « Возвращение. Из поэтических тетрадей» .

Послушайте, с какой любовью пишет поэт о Туринске ( ст. «Туринску» с.87), о реке Туре (с.175)

Среди педагогов, живущих в Туринском городском округе, есть те, кто пишет стихи. О Владимире Малькове написала моя коллега Наталья Петровна Гончерова, учительница Леонтьевской школы (сегодня она наша гостья). Ей написано 2 стихотворения. Одно сейчас прозвучит.

( Чтение ст. «Посвящение В.Малькову»)

Уч. Какие хорошие стихи. А мы продолжаем наш разговор.

«Красоты благоговейной певец» - так говорили о поэзии Михаила Михайловича Бушланова.

Родился поэт 25 декабря 1935 года в селе Ленское. Была война. Михаил в семилетнем возрасте пошел трудиться на подсобные работы в колхоз « Красный пахарь». Затем учеба, Армия. После службы в Армии вернулся на свою малую Родину. Работал директором Дома Культуры с. Ленское, был секретарем партийного комитета совхоза « Ленский». Был неутомимым краеведом, собирал материал по истории села Ленское. Написал книгу « Сказание о Ленском». Под его руководством в Ленске создавался народный музей. 35 лет являлся внештатным корреспондентом газеты «Заря».

Судьба дала М.М. Бушланову писать хорошие стихи… А может быть муза избрала его, потому что он имел душу, способную чутко откликаться на красоту и боль окружающей жизни. О чем пишет поэт… О любви, о красоте природы и человеческих отношений, о доброте. Часто его стихи – это бесхитростные картины деревенской жизни, иногда – отклики на злобу дня. « В себе самом надо искать счастье»,- говорил М.Бушланов. В это он свято верил и был счастливым человеком. С любовью прожил жизнь на своей малой родине в селе Ленском, считая, что нет для него счастливей доли.

Нет, не найти мне лучшей доли.

Чем край родимый обнимать,

Ведь солоней соленой соли,

Вдали от родины страдать.

Вот эта любовь к родному краю и определила главную тему его творчества- любовь к малой родине, её истории. Он воспевает неброскую красоту родной земли, труд людей, на ней живущих.

Им написаны стихи о Туринской земле ( «Таёжный мой край», « Туринский край», «Тура») , о родном Ленске («Великий Ленск», «Родное село», «Деревня милая», «Сторона моя ольховая»), пронизаны сыновней любовью. Милый сердцу край любим поэтом во все времена года « Зима», « Метель», « Улыбка весны», « Прелести лета», «Осень» и многие другие. Писал поэт и детские стихи.

«Это был красивый человек. И внешне и внутренне. Удивительная цельность характера, мыслей и поступков», - так писала о нем газета «Заря».

( учащиеся читают стихи из сборника «Сторона моя ольховая»,с. 155 «Туринский край», с.159 « Тура»).


Еще один замечательный поэт жил и творил на Туринской земле.

Клюшников Юрий Иванович - журналист и краевед из Туринска родился 4 ноября 1935 года в г.Камышлове. Любовь к поэзии унаследовал от своей мамы - Елизаветы Петровны, народной песенницы- сказительницы. Окончил школу №1 с серебряной медалью, затем - факультет журналистики УрГУ. Являлся младшим научным сотрудником краеведческого музея. Публиковался с 1970-х годов. В 1989-1991 годах в местной газете «Заря» опубликовал немало сказок, в том числе повести-сказки «Снегурочка» (1990-1991) и «В Поспешиловом царстве» (1991). «Про Снегурочку» (1991).Сборник « Сто русских народных сказок в стихах» вышел в 2011г.

Журналист, краевед, писатель, поэт. Созданные им былины – одна из попыток возродить древний поэтический эпос на уральском материале.

Творчество Юрия Клюшникова разнообразно.

( посмотрите сказку « Спасся рак»)

Рака сцапала ворона.

Полетела с ним до дома.

Чует рак: погибель кружит.

Это горькой редьки хуже.

Выбор точно не велик.

Защищать себя велит.

Исхитришься-поживёшь.

Не удастся- пропадёшь.

Начал:- Знал вороны папу.

Перед ним снимали шляпу.

Был джентльмен. Клянусь- не вру.

Слышит рак в ответ: -Угу.

-Знал ещё вороны маму,

Восхитительную даму.

«Дивная!» – сказать могу.

Снова слышит рак: -Угу.

-Только ты всех изумила

И родителей затмила.

Царского достойна трона.

-Вер- но!-каркнула Ворона.

Глядь: добыча – то ку-ку.

Спасся Рак. Бултых в реку.

Уч.Какое произведение напоминает эта сказка? ( дети Басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица»).

Уч. Физпауза. Наклонились на спинку стула, закрыли глаза, опустили руки, расслабились… Отдохнули и снова за работу.

Уч. Часто в газете « Известия – Тур» печатаются стихи современных молодых поэтов. Которые, как и мы, любят свою малую Родину. Они не только пишут стихи, они сочиняют песни, исполняют их. Это Владимир Ковалев, который исполняет свои песни под гитару, Анатолий Медведев «Песня о Туринске». ( Предлагаю послушать песню о Туринске)

Уч. В Туринске вышли 2 сборника стихов «Провинциальная лира», выпуск 1 и 2. В этих сборниках есть стихи нашей выпускницы, почетной гостьи нашей гостиной ДеминойМ.В. Предоставим ей слово. ( Чтение стихотворения.)

В нашей школе и сейчас есть ребята, которые пишут стихи. Неплохо это получается у Ирины Б.. А свое стихотворение о своей родине селе Коркинское прочитает Алина Р. ( чтение стихотворения)

Любит свой край, говорит о любви к нему Алена П. Взгляните на её творчество!..

Вам было дано задание. Написать сочинение на тему « Моя малая Родина». Все сочинения хорошие. Ольгу Ш. прошу прочитать своё сочинение, (чтение сочинения).

Исследовательскую работу провела Ксения К. Ей слово.

Уч. Любят свой край учащиеся и учителя нашей школы. Работает Велоклуб. Вы знаете, что учащиеся под руководством Шаврина В.В. ежегодно совершает путешествия по разным городам и селам Свердловской области, живут на природе, любуются её красотой. Владимир Витальевич и ребята представили свои снимки, а Григорий М., ученик вашего класса, создал слайд – фильм.

Для вас, тех, кто любит свою большую и малую Родину, я с огромной любовью представляю свой фильм…

( просмотр слайд- фильма)

Уч. 1)А сейчас викторина « Узнай поэта». Работаем по группам.

( Включаем слайды по очереди).

Уч. Какой вид искусства, помимо поэзии, даёт нам возможность полюбоваться красотой мира? ( Ответ- живопись)

2) Назовите художника и картину. ( Левитан «Грачи прилетели», Шишкин « Утро в сосновом бору»)

3)Очень любили свою родину, описывали завораживающую природу многие прославленные поэты. Игра « Путаница» ( работа в паре) ( на листе напечатаны стихи, нужно определить кому из авторов они принадлежат).


Уч. В вашем учебнике ( откройте его) есть целый раздел « Тихая моя родина…» Статья на стр. 218 Стихотворения о родной природе. Прочитайте. В каких словах заключен главный смысл статьи?

Уч. Познакомимся со стихотворением Николая Рубцова «Тихая моя Родина».

Читает Никульникова Анжелика. Слушайте внимательно. Будьте готовы задать вопросы и ответить на вопросы.

Вопросы:

1.Понравилось ли вам стихотворение?

2. Какое настроение вызвало оно у вас?

3.Какие устаревшие слова встретились вам в этом стихотворении?

4.Кто знает значение этих слов?

Погост - сельское кладбище.( В старину церковь с прилегающим участком и кладбище).

Обоз - повозки, едущие друг за другом.

Обитель – то же, что и монастырь- храм, церковь.

5. Обратите на знаки препинания в конце первой строки. (Это восклицательный знак). С какой интонацией надо прочитать эти слова? ( с восторгом, с любовью, с восхищением)

6.Что стоит в конце второй строки?

Ивы, река, соловьи…( Многоточие) Этот литературный прием называется умолчание.

7. С какой интонацией надо читать следующие строки?

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.( С сожалением, с грустью)

8.Какие слова повторяются вновь и вновь?

…Тихо ответили жители, тихо проехал обоз…

Этот литературный прием называется повтор. Его автор использует, чтобы показать неспешность, размеренность сельской жизни, а также доверительность. Проникновенность своего внутреннего состояния.

9.Какое же желание осталось у автора?Найдите строчки о речке.

( Речка за мною туманная\\ будет бежать и бежать).Этот литературный прием нам показывает, что жизнь сравнивается с рекой. Как называется этот прием?( олицетворение) На ваших столах сборники для подготовки к ОГЭ, там данные определения есть.

10. Какие слова говорят о привязанности к родным местам?

Чувствую самую жгучую, \\самую смертную связь. Это эпитеты. Какие чувства надо передать слушателям?(тихую грусть, любовь к родным местам)

Какие слова особенно подчеркивают это?

( Тихая моя родина \\ я ничего не забыл).

Попробуйте теперь поставить логические ударения, выделить паузы.

На этом знакомство с поэтами, людьми, любящими свой город. Свою малую родину – мы заканчиваем. Заканчиваем разговор о любви к своему родному краю, своей малой Родине. Но мы многое еще не узнали. Сколько еще предстоит узнать… Продолжим встречи в нашей гостиной в следующий раз.

Запишем домашнее задание.

  1. К любому стихотворению о природе нарисовать рисунок.

  2. Выучить наизусть стихотворение Ник. Рубцова « Тихая моя Родина».

  3. Составить кроссворд на тему « Поэзия».

Вот мы и подошли к этапу «Самооценка и взаимооценка». На ваших столах лежат листы для самооценки. Прочитайте вопросы. В графе поставьте плюс. Если же все, что там написано, выполнено, вы можете себе поставить 5. Взаимооценка. Сегодня почти каждый из вас читал наизусть. Какую оценку вы бы поставили своим одноклассникам? ( Комментирование)

Рефлексия. Сейчас работает « свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями.

А что же вы узнали? Чему научились?

Полезен ли был для вас наш разговор?

Если понравился и вы считаете его полезным, прикрепите листочки на дерево, если же нет, пусть они упадут рядом…

Прикрепляют листочки под муз. Песня о Туринске.

Лист самооценки

Сегодня на уроке:

-Я научился…



-Было интересно…



-Было трудно…



-Могу похвалить себя за то, что…



-Могу похвалить одноклассников за то, что…



-Больше всего мне понравилось…



-Мне показалось важным…



-Для меня было открытием то, что



Разработка составлена учителем русского языка и литературы

Шавриной Л.Н.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!