1. Урок внеклассного чтения «Н. В. Гоголь.
«Петербургские повести» как художественное целое»
Цель урока: Познакомиться с повестями, входящими в цикл Н.В.Гоголя «Петербургские повести»; определить, что объединяет все повести; рассмотреть понятие «цикл»; рассмотреть образы героев повестей.
Задачи урока:
-
Знакомство с повестями и их героями; рассмотрение образа Петербурга как центрального образа цикла; знакомство с понятием «цикл».
-
Совершенствование навыков работы с текстом; развитие внимания, памяти, мышления, навыков устного ответа.
-
Формирование эстетического вкуса, развитие интереса и любви к русской литературе.
1. Вступительная лекция.
Полтора века назад для современников Пушкина и Гоголя живой и осязаемой была связь северной столицы и её основателем. Петербург — это город Петра. Итог и символ его реформаторской деятельности, воплощение новой России. Вспомним у А. С. Пушкина в его последней поэме «Медный всадник» гимн творению Петра и признание ему в любви: « Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...»
Но уже у Пушкина какое-то особенное очарование Петербурга, самого прекрасного — и такого молодого! - города необъятной Российской империи, таило в себе что-то двойственное. Может быть, невские туманы, мокрой пеленой покрывающие город, серое небо, непокорённая северная природа, нет-нет, да и напоминающая о себе штормовыми ливнями, резкими холодными ветрами, бедственными наводнениями, вступали в противоречие со строгой соразмерностью улиц и площадей, великолепием дворцов и зданий, парадной, торжественной красотой петербургских ансамблей? Пышная нарядность облика молодой столицы как бы подавлялась её казённым духом, холодной и чопорной официальностью, чиновным бюрократизмом, лицемерием и фальшью аристократических гостиных. И у того же А. С. Пушкина в его поэме «Цыганы» мы читаем исповедь Алеко перед Земфирой ( читают ребята, т.к поэма изучалась незадолго перед данной темой):
...когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Любовь, восхищение, гордость- и холод, дух неволи, ненависть, сквозь которую проглядывает ужас.
Все это зреет, копится, осмысляется Пушкиным, чтобы затем вылиться в совершеннейших его творениях.
Тема Петербурга- города русской славы и в то же время- социальных контрастов, была продолжена , осмыслена, расширена Н.В.Гоголем. Вы помните, какие неудачи, разочарования постигли молодого Гоголя в первые месяцы его жизни в Петербурге. Поразив юношу внешним блеском, столица открылась затем перед ним картинами глубоких общественных противоречий и социальных контрастов. Город представился будущему писателю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильностью, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности»- это описание Петербурга из знаменитых «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя, которые создавались на протяжении более чем 10 лет (1831-1842 г.) и включили в себя несколько произведений: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего». Это серия сюжетно связанных картин, каждая из которых изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30 годов 19 века.
-
Когда был создан и опубликован цикл «Арабески»?(1835г.)
-
Какие повести вошли в этот цикл? («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»)
-
Что означает название цикла? (Арабески – это узоры, в которых нет единства).
-
В чем разница между «Арабесками» и «Петербургскими повестями»? (цикл «Петербургских повестей включает в себя семь произведений, в том числе три из сборника «Арабески»).
2. Свой урок мы назовём так «Петербургские повести» как художественное целое»
Цикл состоит из пяти повестей: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет». Но мы с вами упомянули термин «цикл» - а что это такое?
- Цикл – ряд произведений, объединенных общим сюжетом или составом действующих лиц. И открывается этот цикл повестью «Невский проспект», которая впервые была опубликована в книге «Арабески» в 1835 году. Уже в названии повести заявлена тема, объединяющая весь цикл, какая?
- Да, тема Петербурга. Каким он представлен в этой повести? Что мы можем сказать о Невском проспекте и людях, посещающих его? Почему ни у кого из них нет имени? Как это характеризует город?
Место развития всех событий – Петербург.
Петербург - не только место развития событий, это и действующее лицо во всех произведениях. Город влияет на судьбы героев произведений, ставит их перед ситуацией выбора. Чтобы доказать этот тезис обратимся к анализу произведений. Для этого разделимся по группам.
-
Работа по группам
1 группа – Повесть «Невский проспект»
Задание: определите смысл названия повести. Найдите в тексте описание Невского проспекта, что дает нам такое изображение главной улицы Петербурга? (Невский проспект – это центральная улица Петербурга, при помощи одной только улицы автор изображает весь петербургский мир, «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все»…Невский проспект – средоточие блеска, обмана и пошлости мишурной столицы
2 группа. Выделите проблематику повести. Какой прием использует Гоголь для изображения событий? Черты каких литературных методов используются в повести?
3 группа. Определите основные темы в повести «Портрет». Какой предстает действительность в произведении? (приведите примеры из текста).
4 группа. Каким предстает главный герой «Записок сумасшедшего» в начале повести и в конце? (примеры из текста). В чем причина сумасшествия Поприщина.
(Анализ результатов)- 5 минут.
Учитель: Проанализировав эти повести, мы можем ответить на вопрос, почему же эти повести литературоведы объединяют в цикл?
Ученики: во всех повестях есть сквозные темы и мотивы
-
Тема Петербурга
-
Тема «маленького человека»
-
Тема искусства
-
Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.
Учитель: Мы выделили основные темы произведений. Все они так или иначе присутствуют в каждой повести, следовательно, мы должны рассматривать каждую повесть неотрывно от всего цикла, так как мотивы и темы повестей развиваются и усложняются от произведения к произведению.
Мы рассмотрели не все повести. Но в четырех мы выделили тему «маленького человека», которая является одной из центральных тем произведения. В повести «Шинель» эта тема – ведущая. Мы изучали уже тему «маленького человека» в творчестве Пушкина. Теперь посмотрим, как она трансформируется в творчестве Гоголя. Для этого обратимся к анализу повести «Шинель».
-
Работа с текстом
Учитель: давайте прочитаем начало повести. Как автор обрисовывает главного героя. Подтвердите примерами из текста.
(«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтоб очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…Что ж делать! Виноват петербургский климат!)
Ученики: автор изображает Акакия Акакиевича человеком, робким, заурядным, но мы не видим насмешки автора, в его словах скрывается сочувствие герою.
Учитель: да, мы видим героя беззащитным перед суровым петербургским морозом, перед насмешками молодых чиновников. Если мы прочитаем дальше, то увидим, как автор подчеркивает контраст между бедным и богатым чиновничьим миром Петербурга. Чем занимается Акакий Акакиевич?
Ученики: Он мелкий чиновник, занимается перепиской бумаг и выполняет свою работу самозабвенно, старательно. Но его жизнь скучна и однообразна до появления в ней шинели.
Учитель: верно. Найдите в тексте эпизод, в котором мы видим, каким трудом досталась Башмачкину новая шинель. Но с мыслью о ее покупке н Акакий Акакиевич меняется. Давайте найдем отрывок, где герой копит деньги и ждет, когда наберется достаточная для покупки сумма.
(«С этих как будто существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто бы какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который определил и поставил себе цель»).
Учитель: что же происходит с героем, когда он задумывает купить новую шинель.
Ученики: Акакий Акакиевич преображается. В его жизни появляется смысл, он теперь не одинок, впервые за многие годы он чувствует себя человеком, причем человеком, у которого могут быть свои чувства, мысли, интересы. Шинель открывает ему новый взгляд на мир.
Учитель: действительно, это так. Шинель – это не просто вещь, в которой физически нуждается главный герой, это предмет, который открывает для Башмачкина новый путь, она является связью с петербургским миром, миром чиновников. По тому, какую одежду носит человек, люди судили и раньше. Теперь посмотрим, каким представляется Башмачкин в тот момент, когда получает новую шинель и впервые примеряет ее. Найдите этот отрывок.
(«Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия….Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте»)
Вопрос: каким нам представляется герой?
Ученики: он счастлив, что сбылась его мечта, он добился своей цели собственными усилиями и чувствует моральное удовлетворение от своих стараний.
Учитель: верно, Башмачкин счастлив. А теперь давайте посмотрим, как сталкивается герой с действительностью Петербурга. Давайте найдем отрывок, где Акакий Акакиевич идет по улицам города на вечер к сослуживцу. («Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и все, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать что-нибудь оттуда в порядочном виде». и дальше) Вопрос: каким представляется Петербург в этом отрывке? Как воспринимает его Акакий Акакиевич?
Ученики: Петербург предстает как город, в котором царствует обман, как город роскоши, пошлости, неограниченной власти. Для Башмачкина мир этого города не знаком, герой не ходит по шумным богатым улицам – это привилегия богатых чиновников, сослуживцев героя, которые издеваются над ним. Гоголь говорит, что «все улицы слились и смешались так в, голове, что ничего оттуда не достанешь в порядочном виде»
Учитель: верно. Петербург предстает как город обмана, фальши, это город, убивающий человека в человеке. Он враждебен главному герою, в петербургской действительности нет места счастью, искренности, любви. Все человеческие ценности обречены на опошление и гибель. «Маленький человек» в этом городе – мишень для насмешки, он не может противостоять гнету действительности. Давайте посмотрим отрывок, где Акакий Акакиевич после кражи шинели приходит к значительному лицу. Чем показателен этот эпизод? («Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно» - голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заранее у себя в комнате, в уединении перед зеркалом…»).
Ученики: В этом эпизоде мы видим всю жестокость бюрократического мира Петербурга. В нем происходит крушение мечты и жизни Акакия Акакиевича. Надежда на новую жизнь, полную смысла рушится.
Учитель: Сцена у «значительного лица» - идейная кульминация повести. В ней мы видим страшный катастрофический мир чиновничьего Петербурга. Жестокость, безумие, несправедливость становятся главными характеристиками образа города в этой повести. Акакий Акакиевич не может физически и духовно противостоять этому миру, он умирает никем не замеченный, никем не оплакиваемый. Он не вписывается в этот страшный мир богатства. Он – «маленький» человек не может противостоять злу и насилию. Со смертью Акакия Акакиевича заканчивается реалистическая часть повести. Что происходит дальше?
Ученики: по городу проходит слух о том, что призрак мертвого чиновника ищет свою шинель и срывает верхнюю одежду со значительных лиц.
Учитель: как вы думаете, зачем Гоголю такой финал?
Ученики: Гоголь делает романтический финал в целом реалистической повести. Он изображает бунт маленького человека после его смерти. Если при жизни он не может противостоять злу, жестокости и фальши Петербурга, то после смерти есть шанс восстановить справедливость.
Вывод учителя: Гоголь в повести «Шинель» поднимает тему «маленького человека». Сталкивая своего героя с миром жестокости, равнодушия, насилия, автор раскрывает острые социальные проблемы России в его эпоху. Простой человек не может надеяться на счастье, на смысл жизни, если его окружает ложь, фальшь, издевательства вышестоящих. Мы видим боль автора за всех «маленьких людей», неспособных противостоять петербургскому миру.
III. Подведение итогов
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели цикл «Петербургских повестей» Гоголя. Выделили основные его темы и проблемы. Одной из таких, пронизывающих весь цикл, является тема «маленького человека», тема, открытая еще А. С. Пушкиным. Чем отличается «маленький человек» Гоголя от «маленького человека» Пушкина?
Если в творчестве Пушкина присутствует надежда на счастье, будущее, на обретение смысла жизни, на бунт против жестокости и несправедливости мира, То в «Петербургских повестях» Гоголя и, особенно в повести «Шинель» звучит мотив безнадежности, трагизма. Маленький человек Гоголя – это человек изначально трагический. Он не способен противостоять петербургскому миру, миру двойственному, катастрофическому, за внешним блеском которого скрывается внутренняя косность, черствость, жестокость. Маленький способен на бунт либо собственной смертью (Пискарев из «Невского проспекта»), либо лишением ума - что еще страшнее смерти (Поприщин), либо после смерти (Акакий Акакиевич). Гоголь, сочувствует своим героям, но мы видим, что «маленький человек» не может бороться с пошлостью мира, она сильнее его.
Домашнее задание. 1) Читать произведение И.С.Тургенева «Первая любовь»
Задание по вариантам:
1 вариант: Подготовить выборочно пересказ трагической истории художника Пискарёва.
2 вариант: Похождения Пошляка и обывателя поручика Пирогова.
2.Урок внеклассного чтения История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»
“«Первая любовь» – это пережито” (И.С. Тургенев)
«Это единственная вещь, которая мне самому
до сих пор доставляет удовольствие,
потому что это сама жизнь, это не сочинено…»
И.С.Тургенев
Цель урока: Проверка первичного восприятия текста.
Выделение идейно-эмоционального содержания повести.
Знакомство с автобиографической основой.
Задачи:
-продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
-совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
развивать эмоциональную восприимчивость.
-воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
1. Прослушайте и ответьте на вопрос: О чем стихотворение? Какие чувства автора передает? Каким образом перекликается с содержанием повести?
Прослушивание романса на стихи Тургенева «Утро туманное»
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, как жадно , так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далекое…
Романс посвящен теме любви. Воспоминания, об ушедших любовных переживаниях, что роднит содержание повести и романс. Рассказчик Владимир Петрович вспоминает о своей первой юношеской любви.
2.Изучение нового материала
Учитель. Я просила вас подобрать дома цитаты Тургенева о любви. Прочтите их, пожалуйста.
Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.
Учитель. Какой вывод о Тургеневе, как о человеке, вы могли бы сделать, прослушав романс, высказывания писателя? Как он относится к этому чувству?
(Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев – один из писателей , трепетно изображающих рождение вечно юного чувства –любви. Он ставит чувство любви превыше всех человеческих чувств. Любовь пробуждает в нас все лучшее. Счастлив человек, умеющий любить и испытывающий это чувство. А первая любовь самая трепетная. Говорят, что она не забывается)
Учитель. Согласны ли вы с этим? Ваши впечатления от прочтения повести.
Актуально ли произведение, ведь она написана более 150 лет назад?
(Сфера человеческих переживаний не изменилась за эти годы. Проблема первой любви так же актуальна для человечества, как и в 19 веке. Главный герой – почти ровесник . Его трепетные переживания. Нравственная чистота).
Учитель. Думаю, что вам хотелось бы узнать о повести побольше.
Работа в группах
Учитель. Предлагаю начать с посвящения. Прослушайте индивидуальное сообщение и составьте тезисный план.
Примерный план:
- близкий друг И.С. Тургенева
- литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф
- учился в Горном институте Петербурга
- вольнослушатель историко-филологического факультета
- дружба с Гоголем и Белинским
- поездка в Европу
- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»
Учитель. Сравните свои записи с записями на доске.
ОБ Анненкове.
Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.
Для меня было бы интересно узнать мнение Анненкова о повести, посвященной ему, но, к сожалению, я не нашла ничего по этому поводу. Думаю, что и у каждого из вас сложилось определенное мнение о произведении, каждый сделал для себя определенные выводы. Но современниками Тургенева повесть “Первая любовь” была воспринята неоднозначно. Для нас прежде всего важны мнения тех читателей, к кому внимательно прислушивался сам Тургенев. Это Луи Виардо и Гюстав Флобер.
В письме французского писателя и критика пластических искусств Луи Виардо к Тургеневу (Париж, 11/23 ноября 1860 года) мы читаем резкую критику повести: “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью (одиозный - вызывающий к себе крайне отрицательное отношение). Словарная работа.
Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь.… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».
3.ФИЗМИНУТКА
Литературный спор (дискуссия). (Беседа на выявление первичного восприятия).
Учитель. Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ответ цитатами из текста.
Так что же представляет тургеневская повесть: образец «нездоровой литературы» или «вершину»?
Фронтальная беседа
Наводящие вопросы на тот случай, если учащиеся вяло отреагируют на предложение сформулировать свою точку зрения.
Перечислите героев и персонажи повести. Что в них одиозного? Чем это можно оправдать, как объяснить?
Дайте краткую характеристику каждому из них.
Встретились ли вам эпизоды, поступки героев, вызвавшие какие-либо негативные чувства?
Кто из героев вызвал симпатию? Почему?
Какова основная мысль повести? Тема? Идея? Проблема?
Почему Флобер считает указанные две строчки «вершиной»? Сделайте вывод.
Образец «нездоровой литературы»
«Вершина»
Характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.
Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.
-У княжны много обожателей. Для чего она кокетничает с ними?
Володя слишком юн,гусар Беловзоров добр, но глуп,
граф Малевский – откровенно фальшив и подл,
талантливость поэта Майданова сомнительна,
Нирманский – шут,
доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине.
Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность.
Не может она увлечься кем-то из них. Это невозможно.
-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?
Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения.
Юная девушка не должна заводить романов с женатым мужчиной.
Отец Володи. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка.
Петр Васильевич. Его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдают Владимир, Зинаида — а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.
По описанию отношений с женой в повести видно, что между супругами нет и, скорее всего, никогда не было любви. Полюбив по-настоящему, Петр Васильевич честно признается в своих чувствах жене, даже плачет при этом.
Удар хлыстом. Как он может так поступить с той, которую любит?
Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.
Для чего Зинаида так жестоко проверяет чувства Владимира? Прыжок со стены.
Чувство блаженства, сладкую боль испытывает герой. Готов ради любимой на все, хотя и понимает, что он еще ребенок.
Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».
Учитель. Что может оправдать поступки, поведение героев? Конечно же чувство любви!
Вывод: То, как описывает чувства и переживания Тургенев, можно по праву считать вершиной. Любовь — это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций — от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период — свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.
Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом и свидетельствуют упомянутые выше строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».
Вот теперь, после нашей беседы, настало время узнать: имеет ли повесть автобиографическую основу?
Первое сообщение.
“Вся моя биография – в моих сочинениях” – эти слова Тургенева ещё раз подтверждаются повестью “Первая любовь”, основанной на автобиографическом материале.
““Первая любовь” – это пережито”, – замечал Тургенев в своём дневнике. Действительно, в повести мы видим последовательность реальных жизненных фактов: действие происходит летом 1833 года, когда будущему писателю шёл шестнадцатый год, а его герой, Вольдемар, на год старше. “До четырнадцати лет, – вспоминал Тургенев, – я был маленький ростом; угрюмый, упрямый, злой и любил математику. Четырнадцати лет я заболел, пролежал несколько месяцев в постели и встал почти таким высоким, каким теперь меня видите. Доктора уверяли, будто я и болел-то от сильного роста. С тех пор я совершенно изменился, – стал мягкий, слабохарактерный, полюбил стихи, литературу, стал склонен к мечтательности...” (Островская Н.А. Из воспоминаний о Тургеневе // Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988).
Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Это качество унаследовал от отца и сын. Его, как и отца, влекли к себе незаурядные, артистические, одарённые натуры: Полина Виардо, баронесса Юлия Вревская, актриса Мария Савина. И он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя)намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа.
В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».
Учитель. Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил : «Этот мальчик –ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».
О прототипе главной героини повести, расскажет Пивоварова Диана.
Второе сообщение. Прототип Зинаиды Засекиной
Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.
Что голос осуждений света?
Глагол ничтожной суеты!
Я не хочу его привета
И презираю клеветы!
Я знаю, люди не поймут,
Не оценят моих желаний
И не постигнут упований!
С душой холодной не дадут
Они мечте моей ответа ...
Для них чужда душа Поэта,
Их сила чувства не живит,
Их жизнь души не проявит.
Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж . Замужество княжны какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром . Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е.Л.Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:
Мой друг, как ужасно, как сладко любить!
Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.
Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.
4.Подведение итога
5.Рефлексия.
6.Выставление отметок.
Д/З :
Для анализа и самостоятельных интерпретаций 4 эпизода (подготовка к работе в группах):
I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);
II вариант: “Гроза” (гл. VII);
III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);
IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).
П л а н н а анал и з э п и з о д а
Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.
Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?
Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?
Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Всеволода Рождественского:
Рождественский Всеволод
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Читать произведение Б.Васильева « В списках не значился»
3. Урок внеклассного чтения «Произведение Б.Васильева
«В списках не значился»
«Был выбор у каждого: я или Родина”
Цели урока: доказать
-
Нравственную чистоту и подлинную человечность героев романа, их высокую меру ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников;
-
40 млн. человеческих жизней – это гибель лучших, самых прекрасных людей страны;
-
Н.Плужников – мужественный сын непокоренной Родины. Смерть его – апофеоз свободы и бессмертия.
Апофеоз (греч.) – прославление, возвеличивание
Молодежь принесла главную жертву в войне.
Сколько прекрасных людей мы потеряли!
Маршал Г.К.Жуков
Мы с вами прочитали роман Б.Л.Васильева “В списках не значился”. Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием романа.
Перечитывая страницы романа, мы должны постараться увидеть, в чем проявляется нравственная чистота и подлинная человечность героев романа, какова их мера ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников.
Мы вновь пройдем вместе с героями их путь от начала и до конца, разделим их горести и радости. А теперь вспомним, какую знаменательную дату вся наша страна будет отмечать в мае 2015 года?
Да, 70 лет великой Победы. Этот прекрасный праздник наполнен не только радостью, но и скорбью и печалью, потому что 74 года назад 22 июня мир рухнул, растаял, как утренняя дымка.
Казалось, ничто не предвещало беды и вдруг …
Этим чувством, неизбывной тоски по мирной жизни, которую прервал день 22 июня 1941 года пронизано стихотворение Степана Щипачева (читает ученик).
И.Н.Плужников, герой романа, уезжая на свое место службы, не предчувствовал беды, мечтал в Бресте увидеть белых-белых аистов, а 22 июня в 4 часа 15 минут увидел бомбы, несущие разрушения и смерть, и в крепости уже пахло не сиренью, а гарью и кровью.
(зачитать)
Кругом горело все …
Перед людьми встал выбор:
Я или Родина. Они выбрали Родину и вступили в смертельный бой.
-
Как вспоминает 19-летний лейтенант Плужников войну в первые 2 дня? Какие ошибки он делает?
(Коля молод, молоды и немного наивны его мечты, естественно и тщеславие молодого командира, который сначала войну воспринимает как игру, и думает он еще не о том, как будет воевать, а как будет рассказывать о войне. Он еще не знает, с каким врагом вступил в схватку. Поэтому он пьет, не отрываясь от фляжки с водой, поддавшись панике, оставляет своих бойцов в костеле).
-
Имеем ли мы право судить Плужникова за ошибки, сделанные в первые дни войны?
-
А как квалифицирует его действия старший лейтенант с орденом на груди? Почему?
Верит ли он в Плужникова?
(Это преступление. Я обязан расстрелять вас, - говорит старший лейтенант, - но у меня мало боеприпасов).
Костел был ключом обороны крепости, а Плужников, поддавшись панике, бросил своих бойцов и трусливо бежал с позиции, которую приказано было держать во что бы то ни стало.
Старший лейтенант верит Плужникову, он дает возможность искупить свою вину.
-
Как вы считаете, с какого момента лейтенант Коля Плужников стал лейтенантом Плужниковым, бойцом и командиром?
(зачитать)
С момента, когда начал оценивать свои действия, нести ответственность за свои поступки. Вот он судит себя за трусость, не перекладывая вину на обстоятельства.
-
Была ли возможность у лейтенанта Плужникова спастись?
( Да. Ведь он в силу стечения ряда обстоятельств “в списках не значился”, т.е. формально ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец, или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной, невообразимо опасной ситуации )
-
Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова?
зачитывают и комментируют:
– политрук с перебитыми ногами
– фельдшер
– старшина Степан Матвеевич
– старшина Семишный)
Никто не знал, что на крайнем западе страны, далеко в немецком тылу, живой человеческой кровью истекает старая крепость. Защитники ее умирали, не срамя.
-
Коварство врагов не знает границ. Что же делают они, чтобы сломить упорство защитников?
(зачитать и прокомментировать)
Бросали бочки с бензином, выжигали огнеметами
(зачитывает учитель)
Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми
-
А что враги представляют собой поодиночке?
(Писатель приближает к читателю одного из таких существ, ставит врага одного перед одним защитником Н. Плужниковым)
Вспомним немца, которого Николай взял в плен (зачитать).
-
Почему Николай отпускает немца?
(Он не может стрелять в беззащитного, уже мертвого от страха, но все же врага. Он отпускает немца, проявив при этом подлинную человечность, гуманность по отношению к поверженному врагу. А враг в ответ на милосердие снова показывает свой звериный оскал. А как повел себя немец?
Немец на следующий день приводит своих с огнеметами.
-
Как же теперь делит людей Плужников?
(зачитываем)
Н.Плужников сделал для себя открытие. Он делит людей на убитых и непобежденных.
-
Величие и нравственная красота, несгибаемая сила воли бойца, вера в Красную Армию, в победу показаны в словесном поединке бывших бойцов Климкова и Небогатова с Николаем Плужниковым.
(зачитываем этот эпизод)
-
На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом.
Крепость истекала кровью, но еще жила…
“Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей”.
-
Погибают несломленными мужчины и женщины. Погибает Мирра, столкнувшись снова с тем “мертвым” фашистом и их прислужником. Погибает гордо, маленькая, хрупкая девушка, боящаяся крыс и темноты, погибает, стремясь уберечь того, кто остался там, в развалинах.
-
А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости?
(Плохо стал видеть, попал в ловушку, патроны закончились)
Он опять в который раз проявляет гуманность, жалеет еврея Свицкого, бывшего скрипача, который когда-то играл для Коли Плужникова. Но того Коли нет, а есть гордый, непобедимый защитник, желающий последний раз посмотреть в глаза врагов, в глаза побежденных.
-
20-летний Николай Петрович Плужников идет в бессмертие.
( зачитываем об этом)
Как вы это понимаете?
-
Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова?
-
Давайте дочитаем о последних шагах в бессмертие Н.Плужникова – мужественного сына непокоренной Родины.
(зачитывают учащиеся)
(зачитывает учитель)
На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. В музее вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Сейчас Брестская крепость – это музей, мемориальный комплекс. Брестская крепость – это памятник, созданный из камня, бронзы и гранита благодарным народом, который увековечил подвиг мужественных людей, защищавших нашу Родину.
Этот подвиг увековечен и в книгах, таких, как “Брестская крепость”, “Крепость на границе”, “В поисках героев Брестской крепости” (С.Смирнов), альбом “Стояли насмерть”. Настоятельно рекомендую эти книги прочесть. Подвиг героев Великой Отечественной войны увековечен и на полотнах художников.
(показать картины о Бресте)
Совсем молодыми уходили в бессмертие 19-20-летние юноши и девушки, такие, как Н.Плужников, Лиза Чайкина, Зоя Космодемьянская и другие (показать на портреты).
Это о них сказал маршал Г.К.Жуков:
“Молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли”.
И как гимн памяти всем погибшим звучат стихи А.Твардовского.
(стихотворение А.Твардовского “Прошла война, прошла страда”)
Победа нам стоила не просто 40 млн. человеческих жизней, а гибели самых лучших, самых прекрасных людей страны. Дорогая цена! И помнить об этой дорогой цене – святой долг каждого из нас, потому что во имя нашей жизни погибли они в 1941-1945 гг. и жить мы должны так, чтобы быть достойными памяти павших.
А ветеранов войны, людей, опаленных войной, но оставшихся в живых, нужно окружить постоянной заботой и вниманием – это тоже наш святой долг.
Домашнее задание6 читать роман А.Фадеева «Молодая гвардия»
4-5. Урок внеклассного чтения по произведению А.Фадеева
«Молодая гвардия»
-
Вводная беседа
3 июня 1949 года парижская газета «Леттр франсэз» писала: «Если история одной цивилизации и один из ее величайших моментов должны быть выражены одним только литературным произведением, то в СССР таким произведением вполне может служить «Молодая гвардия» Александра Фадеева».
/1949 год газета «Леттр франсэз» /
-Как вы понимаете эти слова?
3.Объявление темы урока
Тема нашего сегодняшнего урока : А.Фадеев «Молодая гвардия»: судьба романа.
4. Определите цели урока
-создать установку на чтение и осмысление романа при помощи вхождения в факты, связанные с историей романа, его публикацией, в атмосферу литературного процесса 40-50-х годов;
- осмыслить судьбу романа;
- выявить расхождения художественной версии и реальных событий;
- определить значимость романа для современной молодежи
Задание 1. Определить время написания романа и смысл заглавия
1) Когда был создан роман?
2 Что означает заглавие? Заглавие- то, что во главе, что главное. Определить значение слова «гвардия» по словарю С.И. Ожегова:
ГВАРДИЯ, гв’ардия, -и, ж.
1. Отборные, лучшие войска. Национальная г. Гвардии полковник.
2. перен. Лучшая, испытанная часть какого-н. коллектива, группы. Старая, проверенная гвардия
4) Какой метафорический смысл скрывается, по-вашему, в названии романа?
5) Есть ли уже в заглавии позиция автора во взгляде на героев?
Задание 2. Погружение в атмосферу того времени
Попробуем прочувствовать атмосферу времени, когда действовали молодогвардейцы.
Перед вами документы (раздаточный материал). Работая с ними, подчеркните факты, которые произвели на вас сильное впечатление.
Первый приказ немецкого коменданта гласил:
" За неподчинение новому порядку - расстрел.
За уклонение от сдачи оружия - расстрел.
За неявку на регистрацию в полицию - расстрел.
За слушание радиоприёмника - расстрел.
За появление на улицах после 18.00- расстрел..."
"Вода - только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны. Вода для русских - на другой стороне".
«И где-то полтора месяца был поток военных, в район Сталинграда. Хотя мы тогда не знали, что именно в район Сталинграда. Ехали, ехали – это была масса. И это поразило людей, и казалось, что эту мощь нельзя победить, потому что наши войска обессиленные, потрёпанные отступали, а это мощь именно, лавина. Машины колоссальные, упряжь – лошади тяжеловозы немецкие, с толстыми ногами, хвост закручен косой. Румынская армия, итальянская армия, и всё это двигалось, двигалось и двигалось на восток …Через нас немцы на Сталинград летали только самолётами. Это были армады самолётов, возили туда вооружение, наверное. А обратно – раненых. Вообщем, каждый день – небо чёрное от этих самолётов..».
/из воспоминаний жителя Краснодона В.П.Минаева/
«Гитлеровцы установили в Краснодоне свой «порядок»… Сразу же после прибытия гестапо начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых красных партизан. Всех их расстреливали. Тридцать шахтеров за неявку на регистрацию закопали в землю живыми. В эти дни кровавого фашистского разгула и зародилась наша «Молодая гвардия.»
/из отчета командира «Молодой гвардии Ивана Туркенича/
-- Какие факты вы для себя выделили?
- О каком времени идет речь?
- Что мы узнаем из этих документов об атмосфере, царившей в оккупированном городе?
- Какими методами действовали фашисты? К чему они стремились?
- Смогли этого достичь?
- В какое время была создана «Молодая гвардия»? Что двигало ребятами?
Сообщение учителя. Организация просуществовала всего 4 месяца. 1 января 1943 года начались аресты. В застенках гестапо к ребятам были применены чудовищные пытки. 72 участника этого подполья погибли в 53-метровом шурфе бывшей краснодонской шахты.
Задание 3. Аналитическая и творческая работа.
- Смогли ли молодогвардейцы нанести большой урон фашистам? Много они сделали или мало? Как вы считаете, в чем их подвиг?
- Какими вам видятся молодогвардейцы? (напишите 2-3 предложения о героях романа, какими они видятся )
Задание 4 . Постановка проблемного вопроса
Фадеев приехал в Краснодон летом 1943 года.
А что мог чувствовать Фадеев? Какие чувства испытывает автор по отношению к своим героям?
Фадеев под впечатлением от увиденного и услышанного в Краснодоне уехал в Москву писать роман.. Это стало делом его жизни, долгом перед молодогвардейцами. В рекордно короткие сроки Фадеев написал роман о «Молодой гвардии», но написал ли Фадеев историю «Молодой гвардии»?..
Чего Фадеев не учел?- сложный вопрос, к нему мы еще вернемся….
Все молодогвардейцы в романе описаны под своими именами, только один человек имеет вымышленное имя.
Виктор Третьякевич… Гордость и боль Краснодона… Создатель и комиссар «Молодой гвардии», обвиненный в ее предательстве…
Сообщения ребят.
1 сообщение
С 8 лет жизнь Виктора Третьякевича была связана с Краснодоном. Здесь он учился в школе, здесь встретил войну.
В сентябре 1942 года благодаря Виктору из разрозненных подпольных групп, возникших и действовавших стихийно, была создана единая подпольная организация "Молодая гвардия". Своим комиссаром ребята избрали Третьякевича.
Когда же начались аресты, одним из первых был арестован Виктор. В застенках гестапо он, как и остальные молодогвардейцы, вынес чудовищные пытки. Ребята держались отважно, и, чтобы сломить их волю, гитлеровцы пустили слух, что комиссар Третьякевич не выдержал пыток и предает своих товарищей.
Осужденный позже полицейский Давыденко показал: "Третьякевич не выдал никого из своих товарищей, хотя избивали его и пытали непрерывно".
14 января 1943 года была казнена первая группа юных подпольщиков. Генерал - майор С. Косенко, долгое время работавший со следственными документами по делу "Молодой гвардии", описал последние минуты жизни этого отважного парня: " Виктор Третьякевич, когда его стали подводить к шурфу, схватил за шею заместителя начальника полиции Захарова и пытался вместе с ним спрыгнуть в пропасть. Только удар жандарма пистолетом по голове Третьякевича помог Захарову освободиться. Третьякевича сбросили в шурф живым".
После освобождения Краснодона для выяснения деятельности организации была создана комиссия, которую возглавил Анатолий Васильевич Торицын.
Параллельно с работой комиссии Торицына шло судебное следствие по факту гибели молодогвардейцев. В ходе этого следствия следователь полиции Михаил Кулешов, желая умалить свою вину и избежать смертного приговора, предателем назвал Виктора Третьякевича.
На основании показаний Кулешова комиссия Торицына сделала вывод, что Виктор, не выдержав пыток, «давал подробные показания о членах организации». Создателем организации и комиссаром Торицын без всяких на то оснований, под влиянием матери молодогвардейца Олега Кошевого, Елены Николаевны, объявил ее сына.
Восстановить честное имя Третьякевича удалось лишь 16 лет спустя, после ареста Василия Подтынного, участвовавшего в зверской расправе над молодогвардейцами. В 1959 году специальная комиссия официально признала, что Виктор Третьякевич стал жертвой чудовищной клеветы.
Но руководство страны, ссылаясь на огромную популярность романа Фадеева, решило не предавать эти сведения широкой гласности и ограничиться опубликованием их только в Краснодоне.
По словам Василия Левашова, выжившего члена штаба «Молодой гвардии» ,роман Фадеева имел огромное положительное значение в масштабах страны, но огромное отрицательное значение - в масштабе Краснодона, где правду жизни стали подгонять под книгу Фадеева.
Чего же не учел Фадеев? (Не ожидал, что роман будет иметь такой успех и что именно по роману будут изучать историю этого подполья. )
-Есть ли вина Фадеева в этом? Как Вы считаете?
Долгих 16 лет понадобилось, чтобы снять с Виктора Третьякевича клеймо предателя. А спор о том, кто был комиссаром организации, ведется до сих пор.
2 сообщение
В советской историографии должность комиссара «Молодой гвардии» закрепилась за Олегом Кошевым. Ее пропагандировали Елена Николаевна Кошевая и трое из оставшихся в живых молодогвардейцев - Нина Иванцова, Ольга Иванцова, Валерия Борц.
Между тем, другие уцелевшие участники подполья, а именно Василий Левашов, Георгий Арутюнянц, Анатолий Лопухов и Радий Юркин, свидетельствуют, что Виктор Третьякевич был комиссаром «Молодой гвардии».
В подтверждение комиссарства Олега Кошевого приводились следующие доказательства: 1) отчет командира организации Ивана Туркенича о работе «Молодой гвардии»; 2) свидетельства оставшихся в живых молодогвардейцев; 3) следственные материалы процессов над бывшими полицейскими; 4) временные комсомольские билеты молодогвардейцев.
В своей работе мы опровергаем эти утверждения.
-
В отчете Туркенича о работе организации, действительно комиссаром назван Кошевой . Но позже, в ноябре 1943 года, В ЦК комсомола Туркенич заявил, что Кошевой появился в «Молодой гвардии» накануне 7 ноября 1942 года, а комиссаром был Третьякевич.
-
Василий Левашов, выживший член штаба «Молодой гвардии», утверждал: «Комиссаром «Молодой Гвардии» с момента создания этой подпольной организации … и до начала арестов… был только один человек - комсомолец Виктор Иосифович Третьякевич. Другого комиссара у нас не было».
-
Факт о руководящей роли в подполье Третьякевича проходит и через все показания Михаила Кулешова. Это же подтвердили на следствии в 1946 году в Краснодоне полицейские Николай Давыденко, Тихон Усачев и Иван Черенков, участвовавшие в пытках молодогвардейцев.
-
Четыре временные комсомольские удостоверения молодогвардейцев 16 апреля 1991 года были направлены во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз.
Проведенная экспертиза установила, что фамилия комиссара во всех удостоверениях подвергалась изменению, а в удостоверении на имя Ольги Иванцовой в месте расположения первой буквы фамилии «Кашук» ( подпольное имя Кошевого) выявлена буква «С».
Георгий Арутюнянц изначально утверждал, что на бланках стояла фамилия Славин – подпольное имя Виктора Третьякевича.
- Это противоречит роману Фадеева. Как вы считаете, надо ли поднимать вопрос о том, как все было на самом деле? Почему?
- А нужен ли роман, который искажает ист. действительность?
- Кто может назвать имена молодогвардейцев? Почему?
3 сообщение
Роман Фадеева создавался во время войны и должен был отвечать запросам того времени, а именно вдохновлять людей на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Независимо от соответствия героев романа их прототипам, роман эту задачу выполнил.
Режиссер Сергей Герасимов поставил на этом материале дипломный спектакль и фильм. Но фильм вызвал резкое недовольство у партийного руководства страны, одновременно был подвергнут критике и роман Фадеева.
В первой редакции романа комсомольцы действуют под влиянием личных убеждений и юношеского порыва. Однако в послевоенные годы эта «самодеятельность масс» стала восприниматься как угроза политической иерархии».
11 октября 1948 года была выпущена первая серия переделанной картины. Буквально на следующий день газеты вышли с хвалебными рецензиями.
Вторая редакция романа Фадеева была опубликована в 1951 году.
В годы хрущевской оттепели, в связи с новыми попытками более объективно разобраться в истории краснодонского подполья, роман Фадеева снова оказался в центр внимания.
в связи с реабилитацией Виктора Третьякевича, в начале 1960-х годов Сергей Герасимов еще раз внес серьёзные исправления в фильм. Предлагаю Вам посмотреть отрывки из двух редакций фильма: 1) герой актёра Евгения Моргунова предатель Стахович был «переименован» в Геннадия Почепцова , 2) по просьбе матери Виктора Третьякевича Анны Иосифовны из сцены казни вырезали эти кадры, 3) в конце 2 редакции вставлено имя Виктора Третьякевича.
Можно однозначно утверждать, что и на этом отрезке истории судьба романа «Молодая гвардия» отражала судьбу всей страны.
В разгар холодной войны начались попытки дискредитировать роман Фадеева. В 1955 году украинский националист Евгений Стахив выступил с заявлением, что он в годы войны в Донбассе организовал бандеровское подполье, которое активно боролось как против фашистов, так и против большевиков. По его версии, Фадеев бандеровское подполье сделал комсомольским, а предателю дал имя, созвучное его имени.
В 1987 году американские СМИ заговорили о том, что нужно пересмотреть отношение ко всей «Молодой гвардии», а в журнале «Кольерс» появилась установка: «… добиться, чтоб в грядущей войне с Россией не было «Молодой гвардии».
В 90-ые годы в стране сложилась ситуация, когда прежние ценности разрушались. На этой волне роман был исключен из школьной программы.
Таким образом, мы можем сделать вывод: роман прожил на рассматриваемом отрезке времени сложную судьбу, но это и судьба нашей страны.
- Подумайте, почему роман вызвал такую реакцию со стороны спецслужб Америки?
-Удалось установку американских спецслужб претворить в жизнь ?
- Кто читал роман?
Но попытки уничтожить память о молодогвардейцах продолжаются. Так, летом 2014 года киевские власти потребовали передать экспонаты Краснодонского музея «Молодой гвардии» в Киев. Сотрудники музея это распоряжение не выполнили и по существу спасли музей. Небезызвестный украинский националист Дмитрий Ярош сказал, что, как только украинские войска возьмут Краснодон, первое что надо сделать – это взорвать памятник молодогвардейцам. А в 2015 году по решению Киева в процессе декоммунизации Краснодон был переименован в Сорокино.
В 2016 году, в связи с 70-летием, в нашей стране был поднят вопрос о необходимости возвращения романа в школьную программу.
Вопрос к классу: Как вы считаете, надо возвратить роман в школьную программу?
ОБРАЩЕНИЕ РАБОТНИКОВ МУЗЕЯ К СУВОРОВЦАМ
«…Подвиг – это … движение во имя людей, во имя других. Глубинные личностные процессы, происходящие в подвиге и протекающие на границе сознания и сверхсознания, требуют немалых внутренних усилий и нравственной чистоты.
Так же и поиск, исследование истории жизни и подвига молодогвардейцев, требуют от исследователя немалых внутренних усилий и нравственной чистоты, дабы не осквернить память тех, кто в грозные годы Великой Отечественной войны встал на защиту будущего человечества, не ожидая приказа, добровольно, по зову своей совести.
От имени всего коллектива Музея благодарим суворовцев за внимание к героям-краснодонцам!
Мы желаем вам, ребята, быть достойными преемниками героического прошлого Земли Русской!»
/ Научный сотрудник отдела научно-исследовательской и экспозиционной работы ГУК ЛНР «Краснодонский ордена Дружбы народов музей «Молодая гвардия» Ирина Ивановна Черниенко. Март 2018 г./»
Они выбрали Родину как высшую ценность
Жанр «Молодой гвардии» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне эпохальных событий, охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число персонажей, мест и событий.
Суть: о чём?
Сорок второй год. Немецкая армия подходит к Краснодону, Красная армия отступает, город находится под угрозой оккупации. Нас знакомят со множеством значимых персонажей, показывают их мысли переживания по поводу грядущей угрозы. Кто-то намерен уходить вместе с армией, кто-то отказывается покидать родной город и намерен бороться, а кто-то и вовсе желает сотрудничать с захватчиками и уже строит грандиозные планы.
Эвакуация идёт полным ходом, но немцы атакуют переправу, не давая части населения уйти, а позже занимают сам Краснодон.
Сцены из жизни на оккупированных территориях перебиваются началом партизанской борьбы. Комсомолец Тюленин поджигает немецкий штаб. Секретарь райкома Лютиков собирает молодых людей в единую организацию, которую участники называют «Молодой гвардией».
Далее нам рассказывают о деятельности организации, рассказывают о непростой судьбе людей, оставшихся в оккупации или угнанных на работы в Германию. Молодогвардейцы распространяют листовки, расправляются с полицаем, готовятся к ряду диверсионных операций. Девушка Любовь Шевцова используя, своё обаяние, внедряется к немцам и добывает для своих товарищей важную информацию.
Во время битвы за Сталинград организация пытается помочь фронту, нападая на немецкие грузовики снабжения. Во время одного из рейдов герои захватывают грузовик, перевозивший новогодние подарки немецким солдатам. Некоторые из молодых людей пытаются продать их на местном рынке и арестовываются немцами. С помощью пыток немцы узнают имена членов «Молодой гвардии» и арестовывают их всех.
Во всех чудовищных подробностях Фадеев вырисовывает сцены пыток и издевательств над молодыми людьми, которые, однако, остаются не сломленными до самого конца, мужественно принимая свою смерть.
Главные герои и их характеристика
Олег Кошевой | мужественный молодой человек. Рассудительный и дальновидный лидер. Талантливый организатор и стратег. Является одной из центральных фигур подпольной организации. В конце романа погибает. |
Ульяна Громова | девушка, пережившая немецкую бомбардировку во время переправы через реку, не смогла эвакуироваться и была вынуждена вернуться в город, где мужественно боролась с оккупантами. В конце романа подвергается пыткам калёным железом и погибает вместе со своими товарищами. |
Любовь Шевцова | артистичная девушка, внедрившаяся к немцам с помощью своей привлекательности для того, чтобы добывать для молодогвардейцев информацию. На первый взгляд производит впечатление ветреной и пустой особы, но на деле оказывается отважной и самоотверженной героиней. В конце романа принимает смерть с песней, отказавшись встать на колени и получив пулю в лицо. |
Сергей Тюленин | отчаянный молодой человек, убивший двух немцев ещё до начала деятельности молодой гвардии. Участвовал в самых опасных операциях. Сжёг немецкий штаб. Был схвачен и убит вместе с остальными. Не сломался даже в тот момент, когда на его глазах били его родную мать. До последнего сохранял мужество и ясность мысли. |
Филипп Петрович Лютиков | мужчина средних лет. Участник гражданской войны. Секретарь райкома, координатор всех подпольных ячеек на территории Краснодона. Рассудительный руководитель. Погибает в конце романа, выдержав все пытки. |
Темы
Тематика романа «Молодая гвардия» более обильна, но описывать все тонкости можно несколько статей подряд, поэтому если Вам необходимо перечисление других тем, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
-
Любовь – Фадеев показывает нам молодых людей, которые хотят жить, работать и любить. Молодогвардейцы – это самые обычные люди, которые из-за обстоятельств вынуждены отказаться от нормальной жизни и вступить в борьбу с захватчиком. Они еще совсем молодые ребята, жаждущие полноценных чувств, но все они жертвуют своими привязанностями ради общего дела.
-
Патриотизм – главные герои романа представляют из себя настоящих патриотов своей Родины, готовых сражаться и умирать за будущее своего народа. Все они жертвуют самым дорогим, что у них есть, лишь бы освободить страну от оккупации.
-
Преданность. Главные герои до последнего верили друг в друга и разделяли общие идеалы. Никто из них не предал отечество и свою команду даже под давлением обстоятельств.
Проблемы
Проблематика романа «Молодая гвардия» тоже может быть дополнена, если в этом есть надобность. О ней нужно написать Многомудрому Литрекону.
Война – в романе присутствует множество сцен, которые показывают весь ужас войны. Война у Фадеева лишена всякого романического флёра. Люди, разорванные на куски, расправы над пленными, жизнь в оккупации, — все это читатель видит без розовых очков. Однако писатель, тем не менее, подчёркивает важность и праведность войны за выживание, которую вёл советский народ против нацизма.
Отвага – храбрость и сила духа, которую продемонстрировали нам герои Фадеева, кажется поистине нечеловеческой. Писатель показывает силу духа молодых людей, которые за несколько месяцев проходят путь от беззаботных детей до самоотверженных мучеников.
Детство на войне. Подростки в оккупации моментально перевоплощаются во взрослых людей, готовых на смерть ради идеи. Борьба лишает их детства, счастья, островка безопасности в семье и доме.
Основная идея
«Молодая гвардия» является художественным произведением, которое рассказывает о реальном подвиге реальных людей. Через эту книгу Фадеев пытается донести до читателя важность Великой отечественной войны и героизм миллионов и миллионов простых людей. Преклонение перед сложностью и жертвенностью подвига — вот главная мысль романа «Молодая гвардия».
Этот роман подчёркивает также и то, что именно идеи коммунизма и советского патриотизма, привязанности к социалистической родине и воспитание в духе социализма делают из обычных людей настоящих героев. Так, с помощью сцены, в которой молодогвардейцы слушают по радио речь Сталина, Фадеев подчёркивает то единство, которое было между советской властью и простым народом в военное время. В этом и состоит пропагандистский смысл романа «Молодая гвардия», который был частью идеологической литературы того периода.
Чему учит?Роман «Молодая гвардия» может подать своему читателю пример настоящего героизма и патриотизма. Рассказать ему о Великой отечественной войне, заставить его хотя бы отдалённо прочувствовать важность и масштабность этого события.
Фадеев учит читателя никогда не пасовать перед трудностями, бороться с несправедливостью мира, а не мириться с ней. Он заставляет задуматься о том, как важно до последнего защищать то, во что мы верим.
Домашнее задание:Написать сочинение на одну из тем.
1. Что сделало бесстрашными молодых героев романа А.Фадеева «Молодая гвардия», что давало им силы и мужество терпеть все муки и издевательства фашистов?
2. Что толкнуло предателей «Молодой гвардии» на преступление перед своим народом?
3. Матери молодогвардейцев (по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»)
Читать : А.Алексин «Безумная Евдокия»
6.Урок внеклассного чтения по произведению Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» – урок-дискуссия.
«Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество».
Цель:
1 Познакомить с творчеством А.Алексина на примере повести «Безумная Евдокия».
2 Продолжить работу над развитием умения учащихся анализировать эпические произведения.
3. Развивать умение учащихся самостоятельно получать знания, вести дискуссию, развивать устную речь.
4. Создать условия для воспитания подлинно свободной личности, открытой для новых контактов и культурных связей, готовой активно отстаивать собственную точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.
5. Воспитывать в учениках талант человечности.
-Ребята, вы сейчас находитесь на пороге взрослой жизни. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно делами и поступками человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что «в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую». А как определить, что злак, а что сорная трава?
-Никто из вас не думает о себе плохо. Но всегда ли вы правы, всегда ли поступаете справедливо? Над этим стоит задуматься.
-Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают нам многие художественные произведения. Одним из таких является произведение Анатолия Алексина «Безумная Евдокия».
- Тема сегодняшней дискуссии «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество».
-Предлагаю вспомнить, что такое дискуссия и ее правила:
Итак, дискуссия – это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия – это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.
Этапы дискуссии:
1. Вступление в контакт членов дискуссии.
2. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).
3. Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.
4. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.
5. Обсуждение и оценка всего сказанного.
6. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.
ПРАВИЛА ДИСКУССИИ.
Дискуссия имеет особые правила. И это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.
1. Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.
2. Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.
3. Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.
4. Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.
5. Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление – полностью продуманным и последовательным.
6. Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.
7. Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.
Учитель:
- Проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, актуальны, потому что школа является для каждого из вас тем Миром, где вы учитесь не только читать, писать, думать. В школе вы учитесь жить. По тому, как человек относится к школе, своим одноклассникам, учителям, судят о его внутренней культуре.
-Ребята! Как вы думаете, почему столы, за которыми вы сидите, сегодня расставлены в форме треугольника? (участниками образовательного процесса в ОУ являются: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители)
- Скажите, а всегда ли хорошо складываются отношения в этом треугольнике: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ?
-А из-за чего чаще всего возникают конфликты? (несогласие с организацией д/з ,отношение к их ребенку со стороны учителя, из-за отметок, непринятия их ребенка сверстниками, завышение требований со стороны школы к их ребенку)
-Ребята, а чем закончился конфликт между Олей, ее родителями и учительницей Евдокией Савельевной в повести А.Алексина «Безумная Евдокия» (сумасшествием Олиной матери)
-Это произведение для взрослых или для детей? (для всех)
- Какое впечатление произвела на вас повесть?
- Какой эпизод понравился, взволновал, заставил задуматься?
- В повести много разных героев. Назовите их.
· Евдокия Савельевна;
· Оля;
· Люся;
· Боря;
· Митя Калягин;
· Олины родители;
· Девятиклассники;
· Бывшие ученики.
-С кем бы вы хотели поговорить или поспорить? (Ответы детей).
- Определите тему произведения. (Роль учителя и семьи в воспитании человека с большой буквы).
- Какие важные проблемы поднимает автор в повести? Очень простые, но такие сложные:
- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;
- взаимоотношение между учителями и учениками, родителями и детьми;
- проблема семейного счастья.
- Давайте попытаемся посмотреть на эти проблемы глазами обучающихся, родителей и педагогов.
Ученица читает выдержку из сочинения:
«Когда я читала эту историю в детстве, мне с самого начала было непонятно, почему надо осуждать Олю. Да, девочка талантлива, незаурядна, она не такая, как все, у нее другие интересы, зачем ей тратить время на мероприятия, которые организует ее классный руководитель, если они ей неинтересны…».
-Согласны ли вы с автором этих строк? Почему?
- Можно ли считать Олю талантливой? (Ответы детей)
Предлагаю разыграть такую сцену: беру на себя роль Евдокии Савельевны, а кто-то из « учеников» сыграет роль Оли
1. Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал. Стал директором троллейбусного парка. 2. Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и по черчению твердые тройки. 3. Митя Калягин оправдал мои ожидания. Прекрасный человек. Теперь самосвал водит. Я уверенна, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобится. | 1. Прошел путь от водителя до руководителя. Точнее сказать, проехал. 2. Никогда нас не катали на груженом самосвале. 3. Эти люди ей дороги. Пусть встречается. Но ведь так можно устраивать вечер в честь каждого любого из жильцов нашего дома. |
-Какой вы представили себе Олю? Можно ли считать Олю талантливой?
- Как вы думаете, в ней появится талант человечности?
- Во всем ли вы согласны с учительницей Евдокией Савельевной?
-Какие из этих определений можно отнести к Евдокии Савельевне?
«странная», «смешная», «серьезная», «несовременная», «забавная».
(Дети объясняют свою точку зрения)
-А какие определения добавили бы вы?
- В семье Оли ее называют «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.
Безумие –1.Сумасшествие (устаревшее);
2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;
3.Одержимость идеей служения людям (переносное)
- Какое значение этого слова имели в виду, Оля и ее родители? Почему?
-Какое значение слова «безумная» выбрали вы?
Вывод: проблема Е.С. лишь в том, что она стремится делать людей лучше, ориентируясь исключительно на собственные представления о норме и морали.
- В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Оля?
( Ответы учащихся): Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в питомцах «талант человечности».
- А Оля? Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее, они растворились в ней и потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно она виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности.
-Почему мудрая Евдокия Савельевна не смогла изменить характер Оли? (Потому что родители Оли не поддерживали ее, смотрели на все глазами Оли).
-Кто же виноват в том, что Оля такой выросла?
-Кто виновен в конфликте, переросшем в трагедию?
- Почему же так получилось, что такие хорошие, образованные родители вырастили дочь-эгоистку?
-Почему Евдокия Савельевна именно в конце повести раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?
-В конце повести у отца Оли изменилось отношение к учительнице? (Он чувствует вину перед ней :«Судьба отомстила нам за это глупое прозвище. Безумие пришло в наш дом. Что может быть страшнее?» ).
-Давайте вспомним, какую фразу произносит потрясенный горем отец Оли? (Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей, а ты чтобы погубить… самого близкого тебе человека).
-ВЫВОД: вот, что случается с теми, кто хочет быть первым любым способом, такие люди обречены на одиночество, на горе, на беду близких людей». Помните, ребята, об этом всегда.
Учитель - Итак, проблемы отношений между людьми, обозначенные в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», никого не могут оставить равнодушными. Прав писатель, говоря, что дети «должны плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого».
Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков и их родителей, одноклассников. Необходимо помнить , что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить… Учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.
- Какие нравственные уроки вы извлекли из повести?
•Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким.
•Одной из причин эгоизма Оли стала слепая любовь ее родителей.
• Евдокия Савельевна в своем поведении была права. Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей.
• Не столько важно, кем мы станем, важно - какими.
• Надо помнить слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”. Нужно ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
•Надо запомните «золотое» правило нравственности: не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.
•Необходимо не забывать, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; надо учиться щадить, беречь тех, кто рядом с нами.
•А.Алексин утверждает: «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество».
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему
« Какие способы выберу, чтобы воспитать в себе Человека?»
Хорошие люди похожи на теплое солнце,
Которое, тучи раздвинув, выходит из тьмы.
Когда целый мир над твоей неудачей смеется,
Они добрым словом согреют в разгаре зимы.
Хорошие люди не сразу заметны обычно,
Не лезут в глаза, как отросшая челка девчат.
Но в сложный момент не бывают они безразличны,
У них обязательно добрый с грустинкою взгляд.
Хорошие люди наивны и сентиментальны,
В них сердца любовь заглушает ворчанье ума.
Обидчика зло забывают они моментально,
Им сложно поверить в неискренность чувств и обман.
Хорошие люди в друзьях ошибаются часто,
Не видя, что с ними не дружат, используя их.
Острей ощущают и боль, и гармонию счастья,
И знают: есть много несчастных, но нету плохих.
Нельзя постоянно в их лучиках солнечных греться,
Ведь надо, встречая добро, становиться добрей!
Хорошие люди всегда улыбаются сердцем,
И видят в угрюмых прохожих — хороших людей.
Ирина Самарина-Лабиринт