СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по литературе "Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова "Сотников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения "Проблема нравственного выбора по произведению В.Быкова "Сотников" проводится в 9 классе. Методы и формы проведения меняются: это может быть проектно - исследовательская деятельность, ЭОС, урок с созданием ментальных карт и т. п. Использование данных методов способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе "Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова "Сотников"»

Урок внеклассного чтения по литературе

в 9 классе по теме:

«Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»

Федорова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы


Цели урока:

  • обучающая: дать понятие об особенности нравственного выбора героев повести «Сотников»;

раскрыть мотивы испытания на человечность героев;


  1. познавательная: на основе анализа текста вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести выявить специфику изображения поведения героев на войне и выяснить их жизненные позиции;


  1. контролирующая: формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно – образной структуре;


  1. практическая: выявить уровень знания прочитанного текста, умение работать с ним;


воспитывающая: формирование познавательной, нравственной и коммуникативной компетенций учащихся;

  • расширение читательского интереса, воспитание нравственности, ответственности за свои поступки;

формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма


  • развивающая: развитие словесно-логического и критического мышления учащихся путём аналитического чтения текста.

Оборудование:

    1. компьютерная презентация к уроку;

2. фрагмент фильма Ларисы Шепитько «Восхождение»;

3. аудиозапись песни Б.Окуджавы «Молитва»;

4. репродукции к фильму Пьера Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея»;

5. запись голоса Левитана о начале ВОВ,

6. стихотворение А.Ахматовой «Мужество».


Методы: проблемно – исследовательский, ЭОС.


ХОД УРОКА

Учитель:

I. Звучит запись слов В.Левитана о начале ВОВ. Слайд  2.

Эти слова 22 июня 1941 года подвели черту под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими.

Василю Быкову было 18, когда он отправился на фронт. Слайд 3.

Он прошёл войну от Украины до Австрии, дважды был ранен, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Слайд 4.

Это писатель, верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких    военных панорам и количество действующих лиц невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Повесть имеет жизненную основу. В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство. Этот эпизод лёг в основу повести.

Слайд 5.

Учитель: Какие проблемы поднимаются автором в произведении?

- подлинного и мнимого героизма,

- проблема поведения людей в экстремальных ситуациях,

- что происходит с внутренним миром человека во время сложных жизненных ситуаций,

- проблема испытания на человечность;

- проблема предательства (запись на доске).

А какая проблема главная, над чем мы продолжаем думать, закрыв последнюю страницу книги? Сформулируйте тему урока!

Проблема нравственного выбора героев в повести В.Быкова «Сотников»

Слайд 6.

- Это и будет предметом нашего исследования на уроке.

Эпиграфом к уроку возьмём слова нашего современника Е.Винокурова (читать) Слайд 7.

Il . Учитель:

  1. Приходится ли нам выбирать в жизни?

(да, часто: где и с кем учиться, общаться)

2.А в чём особенность выбора героев повести? (Выбор между жизнью и смертью).

3.Сделали герои свой выбор? (Да, понимаем это по финалу). Почему именно таким он оказался?

Анализируем жизнь и смерть героев. Смотрим финальную сцену казни. Это фильм Ларисы Шепитько по повести Быкова, который называется «Восхождение». Слайд 8

- В самом начале можно было сказать, что Рыбак будет предателем?

Физически сильный, полагающийся всегда только на себя, почему он стал предателем?

А как смог выстоять больной, с простреленной ногой Рыбак?

Обращаемся к тексту:

- С какой целью партизаны идут в деревню? (17 партизан, среди которых есть дети и женщины остались без пропитания).
-  Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен. («Потому и не отказался, что другие отказались».)
-  Каким предстаёт Сотников в начале повести?
(Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)
-  Рыбак в начале повести. Какой он?
(С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью; 2-умением быстро ориентироваться; 3-подбадривает больного товарища, даёт ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине.)
-   В чём главное различие героев уже с первых страниц произведения? (Главное различие  на духовном уровне.)
-  Вспомним эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. Почему Сотникова не трогает сочувствие старостихи, заметившей, что он болен?
(От чрезмерной доверчивости отучила война.)
-  Почему Рыбак не задумался над причинами службы старосты у немцев?
(«Факт службы у старосты определял для него всё».)
-  А что побудило Рыбака вернуться к раненому Сотникову? (Рыбаку так просто было уйти - вряд ли догонят. Вся неприглядность его прежнего намерения стала столь очевидной, что он «опустился на край отважно».
Не сила внутреннего убеждения, взаимовыручки в бою,
а мысль об ответе, «страх за свою жизнь».)
-  Тот ли это Рыбак, который не боялся пули в бою? Что с ним произошло?
(Страх поселился в нём, и первый шаг к растерянности уже сделан. Не о спасении Сотникова думал Рыбак, а только о себе. В это же время появляется первое недовольство товарищем.)

Обращаемся к тексту:

- В каком временном пространстве существуют герои? (Годы войны, фронтовое прошлое, настоящее, эпизоды из детства, плен). Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно то глазами Рыбака, то глазами Сотникова. Зачем?

- Чтобы стала ясна авторская позиция.

Сформулируем её:

почему в одних и тех же обстоятельствах один погибает как герой и остаётся в благодарной памяти людей, а другой идёт на предательство. Слайд 9.

Решение проблемного вопроса: попробуем это выяснить.

Каждая группа получит задание. На работу отводится 5 минут. Формулируем ответ на поставленный вопрос, выявляя авторскую позицию.

1 группа.

Эпизоды детства (самые яркие).

Жизнь героев до войны?

Как Рыбак спас всех, совершив героический поступок.

Эпизод с маузером Сотникова. Какой нравственный вывод сделал?

Нравственные основы Сотникова и Рыбака.

Выводы: зачем в повествование о войне включены эпизоды детства?

2 группа.

Эпизоды фронтового пути:

как Сотников попал в плен, как попал в партизанский отряд, каким был партизаном;

как попадает в партизанский отряд Рыбак, как он воевал?

Выводы: зачем в повествование о выборе в плену автор рассказывает о героях во время войны?

3 группа

Как ведут себя герои по мере усиления опасности: эпизоды

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

2. Преследование

3. В избе у Дёмчихи

4. По дороге в полицию

5. В последний час. Выводы по эпизодам. (заполнить таблицу по тексту в презентации?)

4 группа.

Плен. Ситуация выбора.

Создать ментальную карту.

5 группа.

Создание синквейнов по теме ВЫБОР.

Почему фильм Ларисы Шепитько назван Восхождение»?

Восхождение – сл.статья:

  1. Путь к высшей реальности;

  2. Объединение души с божеством;

  3. Возвышение души.

Ответы групп: по 5 минут:

Ответ 3 группы

Посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.   Слайды  6,7. Для этого рассмотрим таблицу:

Эпизоды

Рыбак

Сотников

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»

«... так просто он им не дастся»

2 Преследование

«... всё чаще стала напоминать о себе ... тревога за собственную жизнь»

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

3 В избе у Дёмчихи

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

4 По дороге в полицию

«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

«... только бы выгородить Дёмчиху»

5 В фашистском плену

«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

6 В последний час

«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было»

«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

Вывод по эпизодам.

5 группа.

Эпизод «Плен»- ситуация выбора.

Как ведут себя герои?

(оформить при помощи ментальной карты).

IV. Учитель:

- Итак, каждый из героев сделал свой выбор:

Какой выбор сделал каждый из героев?
(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное- умереть достойно, взяв всю вину на себя.)
-  Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды.
(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

Что приводит Рыбака к предательству? – Жизнь бесценна: «Я за свою жизнь ещё повоюю». Компромисс.
-  В чём же подвиг Сотникова?
(Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.)
Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине. Об этом стихотворение А.Ахматовой «Мужество» Слайд 13.

Критики отмечали: Слайд 14.

«Рыбак будет жить, но жизнь превратится для него в ад». (И. Золотусский.)

«Есть основания верить в сильные стороны души Рыбака: он сможет ещё вернуться к жизни, но будущего у него нет».( В.Крупин.)

-  Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».) Слайд 15

Сделаем выводы по уроку:

1. Когда выбираем, кто нас подталкивает? Каждый имеет право на выбор.

2. К чему может привести нравственный выбор? К гибели кого-то.

3. Жизнь бесценна, но человек отвечает за свой выбор. Нравственно, морально.

4. Проблемы, поднятые Быковым в повести, актуальны сегодня?
(Да, нельзя достичь корыстной цели любым способом. Нужно задумываться над тем, как выбор отразится на окружающих.)

5. А какова позиция автора? (основой человеческого в человеке, особенно во время войны, является нравственный стержень. Только он может помочь человеку остаться достойным гражданином в нечеловеческих условиях).

- Как вы думаете, а почему Л.Шепитько назвала свой фильм «Восхождение»? Кого и куда это было восхождение? (Ответ группы 5)

Вот лексические значения слова восхождение:

  1. Путь к высшей реальности;

  2. Объединение души с божеством;

  3. Возвышение души.

Её фильм - один из лучших фильмов нашего отечественного и мирового кино. На МКФ в Сопоте (Югославия - 1977г.) получил приз "Статуя свободы", на МКФ в Западном Берлине (1977г.) - приз "Золотой медведь". Слайд 16.

Во время мировой премьеры особенно отмечали зрители последнюю сцену казни, где Сотников мужественно ждет смерти с таким же фанатичным блеском в глазах, как Христос из "Евангелия от Матфея" Пазолини. Слайд 17,18

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

В жизни у человека всегда бывает выбор. А что же такое нравственный выбор для человека начала 21 века, для вас?

Ответы 5 группы. Ученики формулируют ответ на вопрос, используя составленные синквейны.

Да, выбор – это умение сохранить свой нравственный стержень, умение оставаться в любой ситуации Человеком. Этому каждый должен научиться сам.

Рефлексия.

Домашнее задание:

базовый уровень: для электронной энциклопедии ВИКИПЕДИЯ составьте словарную статью о произведении В.Быкова «Сотников».

повышенный уровень: подготовьте для подшефного класса урок ПАМЯТИ

с использованием материала урока.

творческий уровень: напишите эссэ на тему «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников».

Звучит  песня Б.Окуджавы «Молитва». Слайд 19.


























Скачать

© 2019 1730 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!