СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по повести. Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь найдете презентацию урока по литературе. Работа в группах

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести. Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"»

Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры   УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по ТЕМЕ: «Настоящая повесть о настоящем человеке» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».  Главный герой: Летчик Алексей Мересьев (Прототип: Алексей Петрович Маресьев ).   Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 7 класса Автор: Сарьянова Р.Ш.., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Реутов Московской области

Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры

  • УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по ТЕМЕ: «Настоящая повесть о настоящем человеке»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Главный герой: Летчик Алексей Мересьев
  • (Прототип: Алексей Петрович Маресьев ).

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе

для учащихся 7 класса

  • Автор: Сарьянова Р.Ш.., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Реутов Московской области

Цели урока:

  • представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";
  • познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;
  • совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;
  • воспитывать интерес к чтению, к истории России;
  • формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Оборудование:

портрет Б.Н. Полевого; выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;

иллюстрации к повести;

компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);

DVD-проигрыватель и телевизор для просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев", художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" или его фрагментов.

Раздаточный материал:

тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке";

вопросы для беседы по содержанию повести.

Предварительный этап:

За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.

Планируемые результаты

  • Предметные : Знать. Биографию писателя Б. Н. Полевого. Знакомство с произведением «Повесть о настоящем человеке». Уметь анализировать художественное произведение. Уметь. Выразительно читать (эпизоды, стихотворения), анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
  • Личностные результаты: Оценивание произведения с духовно-нравственной позиции; понимать и принимать такие понятия, как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
  • Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и тему урока; прогнозировать возможные ситуации; уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
  • Коммуникативные УУД : общение со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение сотрудничать друг с другом; умение слушать и слышать других.
  • Познавательные УУД : формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; учиться вдумчиво читать художественные и учебно-научные тексты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
  • Методы обучения : метод инцидентов, исследовательский.
Инновационность Тип мероприятия : комбинированное исследование с использованием ИКТ. Формы работы : групповая, дискуссионная. Использование образовательных технологий : участники-выступающие и участники-зрители; групповая проблемная работа; технология проектной деятельности. Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, отрывки из произведения.

Инновационность

  • Тип мероприятия : комбинированное исследование с использованием ИКТ.
  • Формы работы : групповая, дискуссионная.
  • Использование образовательных технологий : участники-выступающие и участники-зрители; групповая проблемная работа; технология проектной деятельности.
  • Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, отрывки из произведения.
Борис Полевой - Герой Социалистического Труда,  (1908 – 1981 гг.) История создания повести Борис Полевой и его литературный герой Алексей Петрович Маресьев. Борис Полевой во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент

Борис Полевой - Герой Социалистического Труда, (1908 – 1981 гг.) История создания повести

  • Борис Полевой и его литературный герой Алексей Петрович Маресьев.
  • Борис Полевой во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг. Летом 1943 г познакомился с Алексеем Мересьевым Широкую Известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног.
План занятия Работа с темой урока Индивидуальное выступление о писателе и истории создания произведения Постановка проблемной ситуации (групповая работа) Выбор спикера группы, ученого секретаря Представление и защита работы групп Оценивание выступлений групп Работа с пословицами Составление плана пересказа повести Групповая работа «Золотое правило дружбы» Создание проекта

План занятия

  • Работа с темой урока
  • Индивидуальное выступление о писателе и истории создания произведения
  • Постановка проблемной ситуации (групповая работа)
  • Выбор спикера группы, ученого секретаря
  • Представление и защита работы групп
  • Оценивание выступлений групп
  • Работа с пословицами
  • Составление плана пересказа повести
  • Групповая работа «Золотое правило дружбы»
  • Создание проекта

Учебный материал. Этап объяснения

  • Вчитывание в тему урока. «Настоящая повесть о настоящем человеке».
  • Кого можно назвать настоящим человеком?
  • Постановка проблемной ситуации (групповая работа)
  • Объяснение технологии работы в группах, выставление оценок по критериям (таблица)
  • Анализ эпизодов (работа по группам): выразительное чтение эпизодов по ходу выступления.
  • 1 группа. 1 часть «Путь к своим»– Анализ эпизодов «В последнем бою» – гл.2; «Поединок с медведем» – гл. 3; «Отношение жителей деревни Плавни к Алексею»;
  • 2 группа 2 часть «Борьба за возвращение в строй» – (эпизоды «Григорий Гвоздев-танкист» – 2 гл, «Полковой комиссар Сергей Воробьёв – гл.2 – выразительное чтение по ролям; «Комиссар» – гл.8 – выразительное чтение наизусть);
  • 3 группа – 3 часть «Победа над собой». Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится… – Что может испытывать человек в подобной ситуации? – Какой Алексей Мересьев ? («Военный санаторий» – просмотр видеофрагмента из к/ф А. Столлера)
  • 4 группа. 4 часть «Снова в строю». Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое? – Как вы понимаете высказывание: «Возможности человека безграничны!»? («Первый бой Алексея» – пересказ)
  • Представка и защита работы группы: по выбору выступает вся группа, спикер или представители.
  № группы Выступление до 5 минут, до 5 баллов 1 Вопросы - до 1 б. по 1 вопросу (от остальных групп) 2   Ответы - до 1 б. до 2 минут     3 Возражения - до 3 баллов, 1 минута (от остальных групп)       4     Дополнения +          Баллы место   Наказание -                                    

 

группы

Выступление до 5 минут, до 5 баллов

1

Вопросы - до 1 б. по 1 вопросу (от остальных групп)

2

 

Ответы - до 1 б. до 2 минут

 

 

3

Возражения - до 3 баллов, 1 минута (от остальных групп)

 

 

 

4

 

 

Дополнения +

 

 

 

 

Баллы место

 

Наказание -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал. Этап закрепления Выступление групп, оценивание ответа, остальные группы задают по 1 вопросу по данной теме, ответы выступающей группы; возражения от каждой группы: формулировка: «нам кажется, что в вашем выступлении были неточности …». Ответ Корректный выступающих : «Спасибо, мы учтем ваши замечания…» Итог. Ответить на вопросы по тексту и определить: какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий герой?

Учебный материал. Этап закрепления

  • Выступление групп, оценивание ответа, остальные группы задают по 1 вопросу по данной теме, ответы выступающей группы; возражения от каждой группы: формулировка: «нам кажется, что в вашем выступлении были неточности …». Ответ Корректный выступающих : «Спасибо, мы учтем ваши замечания…»

Итог. Ответить на вопросы по тексту и определить: какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий герой?

Учебный материал. Этап опроса Вопросы к уроку  1. «Повесть о настоящем человеке» - книга, посвященная борьбе летчика с природой и с самим собой. Докажите этот тезис. Опираясь на текст 1 главы.     2. 2 часть. Госпиталь, душевное состояние героя.  Благодаря кому состоялось новое становление героя не столько физически, столько духовно?     3. 3 часть. Возвращение в строй. Лето 1942 года. Воинская часть. «Рядом все добры: и люди…». Почему все помогают Алексею Мересьеву?     4. 4 часть и эпилог. Бои на Курской дуге. Как показывает патриотизм советских людей в повести Борис Полевой? Каково значение повести в наши дни?

Учебный материал. Этап опроса

  • Вопросы к уроку 1. «Повесть о настоящем человеке» - книга, посвященная борьбе летчика с природой и с самим собой. Докажите этот тезис. Опираясь на текст 1 главы.   2. 2 часть. Госпиталь, душевное состояние героя. Благодаря кому состоялось новое становление героя не столько физически, столько духовно?   3. 3 часть. Возвращение в строй. Лето 1942 года. Воинская часть. «Рядом все добры: и люди…». Почему все помогают Алексею Мересьеву?   4. 4 часть и эпилог. Бои на Курской дуге. Как показывает патриотизм советских людей в повести Борис Полевой? Каково значение повести в наши дни?
Проблемные вопросы и задания Пословицы о героизме. Выберите пословицу, объясните, как понимаете. Выберите из записанных личностных качеств человека те, которые дают характеристику человеку-герою.  Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом. Победит тот, кто не дрогнет. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Тот герой, кто за Родину горой. Бояться смерти - так и победителем не быть. Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт. Героям страх неведом. Искренность; открытость; грубость; сочувствие; умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.

Проблемные вопросы и задания

  • Пословицы о героизме. Выберите пословицу, объясните, как понимаете.

Выберите из записанных личностных качеств человека те, которые дают характеристику человеку-герою.

  • Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом.
  • Победит тот, кто не дрогнет.
  • Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
  • Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Бояться смерти - так и победителем не быть.
  • Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
  • Героям страх неведом.

Искренность; открытость; грубость; сочувствие; умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.

Подведение итога урока, примерный ответ учащихся. Итог: Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? Составление плана – индивидуальная работа  1) «Путь к своим» 2) «Борьба за возвращение» 3) «Победа над собой» 4) «Снова в строю» 5) Наши выводы. Проверка планов. Выступлени

Подведение итога урока, примерный ответ учащихся.

  • Итог: Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг?
  • Составление плана – индивидуальная работа
  • 1) «Путь к своим» 2) «Борьба за возвращение» 3) «Победа над собой» 4) «Снова в строю» 5) Наши выводы.
  • Проверка планов.
  • Выступлени
Рефлексия Самооценка урока Критерии оценки урока Выступление спикера группы – оценивание работы товарищей внутри группы. Все учащиеся смогли составить вопросы по прочитанному тексту, определить тему, основную мысль, опираясь на вопросы; создать собственный «Графический органайзер», выражая собственное мнение. Все учащиеся смогли поработать с текстом повести, решить проблемные задания по пословицам. В ходе мероприятия создавался благоприятный социально-психологический климат, что явилось результатом совместной деятельности класса, создания условий для организации совместной деятельности, поощрение активности, инициативы. В данной работе представлены примеры игр, тренингов, вопросов, бесед, направленных на формирование всех этих нравственных качеств.

Рефлексия

Самооценка урока

Критерии оценки урока

  • Выступление спикера группы – оценивание работы товарищей внутри группы.
  • Все учащиеся смогли составить вопросы по прочитанному тексту, определить тему, основную мысль, опираясь на вопросы; создать собственный «Графический органайзер», выражая собственное мнение.
  • Все учащиеся смогли поработать с текстом повести, решить проблемные задания по пословицам.
  • В ходе мероприятия создавался благоприятный социально-психологический климат, что явилось результатом совместной деятельности класса, создания условий для организации совместной деятельности, поощрение активности, инициативы.
  • В данной работе представлены примеры игр, тренингов, вопросов, бесед, направленных на формирование всех этих нравственных качеств.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя