Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры
- УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по ТЕМЕ: «Настоящая повесть о настоящем человеке»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Главный герой: Летчик Алексей Мересьев
- (Прототип: Алексей Петрович Маресьев ).
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе
для учащихся 7 класса
- Автор: Сарьянова Р.Ш.., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Реутов Московской области
Цели урока:
- представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";
- познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;
- совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;
- воспитывать интерес к чтению, к истории России;
- формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.
Оборудование:
портрет Б.Н. Полевого; выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;
иллюстрации к повести;
компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);
DVD-проигрыватель и телевизор для просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев", художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" или его фрагментов.
Раздаточный материал:
тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке";
вопросы для беседы по содержанию повести.
Предварительный этап:
За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.
Планируемые результаты
- Предметные : Знать. Биографию писателя Б. Н. Полевого. Знакомство с произведением «Повесть о настоящем человеке». Уметь анализировать художественное произведение. Уметь. Выразительно читать (эпизоды, стихотворения), анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
- Личностные результаты: Оценивание произведения с духовно-нравственной позиции; понимать и принимать такие понятия, как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
- Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и тему урока; прогнозировать возможные ситуации; уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
- Коммуникативные УУД : общение со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение сотрудничать друг с другом; умение слушать и слышать других.
- Познавательные УУД : формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; учиться вдумчиво читать художественные и учебно-научные тексты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
- Методы обучения : метод инцидентов, исследовательский.
Инновационность
- Тип мероприятия : комбинированное исследование с использованием ИКТ.
- Формы работы : групповая, дискуссионная.
- Использование образовательных технологий : участники-выступающие и участники-зрители; групповая проблемная работа; технология проектной деятельности.
- Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, отрывки из произведения.
Борис Полевой - Герой Социалистического Труда, (1908 – 1981 гг.) История создания повести
- Борис Полевой и его литературный герой Алексей Петрович Маресьев.
- Борис Полевой во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг. Летом 1943 г познакомился с Алексеем Мересьевым Широкую Известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног.
План занятия
- Работа с темой урока
- Индивидуальное выступление о писателе и истории создания произведения
- Постановка проблемной ситуации (групповая работа)
- Выбор спикера группы, ученого секретаря
- Представление и защита работы групп
- Оценивание выступлений групп
- Работа с пословицами
- Составление плана пересказа повести
- Групповая работа «Золотое правило дружбы»
- Создание проекта
Учебный материал. Этап объяснения
- Вчитывание в тему урока. «Настоящая повесть о настоящем человеке».
- Кого можно назвать настоящим человеком?
- Постановка проблемной ситуации (групповая работа)
- Объяснение технологии работы в группах, выставление оценок по критериям (таблица)
- Анализ эпизодов (работа по группам): выразительное чтение эпизодов по ходу выступления.
- 1 группа. 1 часть «Путь к своим»– Анализ эпизодов «В последнем бою» – гл.2; «Поединок с медведем» – гл. 3; «Отношение жителей деревни Плавни к Алексею»;
- 2 группа 2 часть «Борьба за возвращение в строй» – (эпизоды «Григорий Гвоздев-танкист» – 2 гл, «Полковой комиссар Сергей Воробьёв – гл.2 – выразительное чтение по ролям; «Комиссар» – гл.8 – выразительное чтение наизусть);
- 3 группа – 3 часть «Победа над собой». Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится… – Что может испытывать человек в подобной ситуации? – Какой Алексей Мересьев ? («Военный санаторий» – просмотр видеофрагмента из к/ф А. Столлера)
- 4 группа. 4 часть «Снова в строю». Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое? – Как вы понимаете высказывание: «Возможности человека безграничны!»? («Первый бой Алексея» – пересказ)
- Представка и защита работы группы: по выбору выступает вся группа, спикер или представители.
№ группы
Выступление до 5 минут, до 5 баллов
1
Вопросы - до 1 б. по 1 вопросу (от остальных групп)
2
Ответы - до 1 б. до 2 минут
3
Возражения - до 3 баллов, 1 минута (от остальных групп)
4
Дополнения +
Баллы место
Наказание -
Учебный материал. Этап закрепления
- Выступление групп, оценивание ответа, остальные группы задают по 1 вопросу по данной теме, ответы выступающей группы; возражения от каждой группы: формулировка: «нам кажется, что в вашем выступлении были неточности …». Ответ Корректный выступающих : «Спасибо, мы учтем ваши замечания…»
Итог. Ответить на вопросы по тексту и определить: какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий герой?
Учебный материал. Этап опроса
- Вопросы к уроку 1. «Повесть о настоящем человеке» - книга, посвященная борьбе летчика с природой и с самим собой. Докажите этот тезис. Опираясь на текст 1 главы. 2. 2 часть. Госпиталь, душевное состояние героя. Благодаря кому состоялось новое становление героя не столько физически, столько духовно? 3. 3 часть. Возвращение в строй. Лето 1942 года. Воинская часть. «Рядом все добры: и люди…». Почему все помогают Алексею Мересьеву? 4. 4 часть и эпилог. Бои на Курской дуге. Как показывает патриотизм советских людей в повести Борис Полевой? Каково значение повести в наши дни?
Проблемные вопросы и задания
- Пословицы о героизме. Выберите пословицу, объясните, как понимаете.
Выберите из записанных личностных качеств человека те, которые дают характеристику человеку-герою.
- Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом.
- Победит тот, кто не дрогнет.
- Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
- Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Бояться смерти - так и победителем не быть.
- Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
- Героям страх неведом.
Искренность; открытость; грубость; сочувствие; умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.
Подведение итога урока, примерный ответ учащихся.
- Итог: Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг?
- Составление плана – индивидуальная работа
- 1) «Путь к своим» 2) «Борьба за возвращение» 3) «Победа над собой» 4) «Снова в строю» 5) Наши выводы.
- Проверка планов.
- Выступлени
Рефлексия
Самооценка урока
Критерии оценки урока
- Выступление спикера группы – оценивание работы товарищей внутри группы.
- Все учащиеся смогли составить вопросы по прочитанному тексту, определить тему, основную мысль, опираясь на вопросы; создать собственный «Графический органайзер», выражая собственное мнение.
- Все учащиеся смогли поработать с текстом повести, решить проблемные задания по пословицам.
- В ходе мероприятия создавался благоприятный социально-психологический климат, что явилось результатом совместной деятельности класса, создания условий для организации совместной деятельности, поощрение активности, инициативы.
- В данной работе представлены примеры игр, тренингов, вопросов, бесед, направленных на формирование всех этих нравственных качеств.