СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Осеевой "В классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок учит детей  анализировать произведение, прочитанное дома и помогает пробудить у детей желание создать дружный коллектив.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу В.Осеевой "В классе"»

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Осеевой «В классе»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «В классе»;  помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

  • Личностные:  воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.

Задачи:

-  Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, желание стать настоящим другом и создать дружный коллектив класса

Ход урока:

  1. Психологический настрой

Дорогие, ребята!

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками в работе пусть станут: внимание, старание и находчивость.


2. Узнай произведение!

- По иллюстрациям на экране назовите произведение

- Что объединяет эти произведения? (один автор)

- Давайте послушаем ребят, подготовивших сообщения о писательнице.

3. Рассказ о писательнице

1)Валентина Осеева родилась 15 апреля 1902 года в Киеве. Девочка была младшим ребенком, кроме нее в семье росли две старшие сестры. Валечка уже в детстве считала, что каждый человек должен жить и поступать так, как велит совесть. Она сочувствовала и сопереживала всем окружающим людям. Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой. Получив школьный аттестат, она стала студенткой факультета драматургии. Однако вскоре семье пришлось переехать в Москву. Девушка была вынуждена бросить театральный институт и попрощаться с мечтой детства.

2)В 1923 году мать Валентины начала работу в трудовой коммуне. Воспитанницами коммуны были девочки-беспризорницы, чьи родители погибли на гражданской войне. Однажды двадцатилетняя Валя Осеева побывала у матери на работе. Пообщавшись с воспитанниками, она вспомнила свое детство и голодных, плохо одетых друзей. Девушка вдруг поняла, что ее призванием является именно это – воспитание и обучение детей. В детской коммуне Валентина Осеева проработала шестнадцать лет.

3)Именно в коммуне Осеева написала свой первый рассказ "Гришка". Часто долгими зимними вечерами у горячей печки Валентина рассказывала детям историю о беспризорном мальчике, воспитывающемся в детском доме. История очень полюбилась детям, и они уговорили Валю отнести рассказ в редакцию. Книга была издана в 1937 году, а еще через три года дети с удовольствием зачитывались рассказами из сборника «Рыжий кот».

4)Когда началась Великая Отечественная война, семью начинающей писательницы эвакуировали в Башкирию, где Валентина работала воспитательницей детского сада. Изучив башкирский язык, она переводила народные башкирские сказки на русский язык. И, разумеется, продолжала писать свои собственные произведения. После войны писательница перебралась обратно в столицу. В июле 1969 года, в возрасте 67 лет Валентина Осеева скончалась, но её произведения живут до сих пор в издаваемых вновь книгах и сердцах читателей.

4.Выставка книг

- Изданных произведений Осеевой не так уж и много. Ее сказки, повести и рассказы и сейчас учат добру и честности, их читают не только дети, но и их родители. Произведения Валентины Осеевой живут до сих пор в издаваемых вновь книгах и сердцах читателей. В нашей школьной библиотеке такие книги имеются в сборниках. У вас есть возможность взять их и почитать.

5.Проверка первичного восприятия прочитанного рассказа. Сообщение цели урока.

- Какой рассказ Осеевой вы читали на каникулах?

- Поднимите руки кому рассказ понравился?

- Что особенно понравилось в рассказе?

- Когда главного героя было жалко?

- Чему же, собственно, учит данное произведение?

Если ты отличник, то не зазнавайся

Рассказ учит сплоченности и дружбе.

Учит помогать товарищам.

Учит не выделяться.

Учит думать не только о себе.

Учит уважать других людей.

- Ребята, в конце урока мы вернёмся к этому вопросу и попробуем ответить на него ещё раз.

6. Установление порядка содержания рассказа. Работа в паре.

- Давайте вспомним краткое содержание рассказа. Возьмите карточки прочитайте 3 части и слева перед скобкой установите порядок событий этого рассказа.

1) Петя отличник. Он пришел в новый класс. Он подружился с Витей, и часто с ним гулял. Сначала Петя очень понравился всем ребятам, с ним было интересно.

2) Но вскоре стал проявляться его не очень хороший характер. На уроках отличник Петя скучал, а если другой одноклассник совершал ошибку, отвечая у доски, то он ехидно ухмылялся или обращал внимание учителя на эту ошибку. Его стали считать эгоистом и выскочкой.

3) Из-за этого ребята перестали с ним дружить. Петя осознал свое поведение, и решил помочь с учебой двоечнику Буньке. Благодаря этому, он понял, что такое сопереживание, научился быть вместе с коллективом. Витя снова подружился с Петей, и мальчик был счастлив.

- Зачитайте.

7.Характеристика героев с опорой на 1 часть.

- Ребята вначале рассказа, писательница даёт характеристику героям рассказа. Давайте и мы охарактеризуем их. Расположите карточки на доске так, чтобы они подходили к каждому герою, обосновав свой выбор моментом из текста.

Петя Набатов

Хорошо учится - подтвердил это работой на уроке

Выскочка - выкрикивал ответы, не давал другим подумать



Задавака – свысока смотрел на тех, кто не имел таких же способностей, как он (лучше бы уроки готовили, как следует и не придирались к другим)



Эгоист – не понимал, зачем Витя должен был идти к больному товарищу и ещё и проводить с ним несколько часов. («Не люблю я больных»)



Много знает – вокруг него всегда было много одноклассников, т.к он интересно рассказывал.



Игорь

Отличник - сидел на последней парте



Лидер класса – первым подошёл и заговорил с новеньким, указал место где сесть.



Справедливый – сам сидел на последней парте, сказал фразу «лежачего не бьют»

Витя Волков

добрый мальчик – помог Пете освоиться в новом городе, ходил к больному ученику не ради обязанности, а чтобы облегчить жизнь (уроки, шахматы, новости школьные «ему же скучно одному»)

предан классу – отказался от дружбы с Петей после того, как он некрасиво себя повёл.



Буня Пронин

двоечник - «только вот Бунька подводит»

неуверенный в себе – сомневался в ответах, даже когда знал

несамостоятельный – просил помощи в учёбе у ребят.

- Охарактеризуйте класс в который пришёл Петя? (дружный, любят учится, многим интересуются, приходят на помощь друг другу, один за всех, все за одного)

8. Физминутка

У каждого из наших героев были хорошие и плохие качества. Давайте поучимся их различать. Я называю качество. Если оно хорошее, вы тянетесь руками вверх, если плохое – прячете руки под стол.

Высокомерие, доброта, эгоизм, сопереживание, несамостоятельность, заботливость, помощь другому, неуверенность, хвастовство.



8. Работа над основной частью рассказа

Во второй части рассказа развивается конфликт.

- С чего он начинается? (классный организатор Игорь сделал Пете по дружески замечание: «Ты отличник, тебе всё легко даётся, а другим трудно, поэтому когда они отвечают не сбивай их зря»)

- Как Петя отреагировал на замечание? (обиделся и возмутился «если неправильно, указать ошибку каждый может»)

- Как ответил ему Игорь? (если человек подумает, то сам всё скажет)

- Как отнеслись одноклассники к разговору Пети и Игоря? (поддержали Игоря)

- Изменилось поведение Пети после этого разговора? (нет)

- А что изменилось в жизни Пети после этого разговора? (Витя перестал с ним гулять)

- Как Петя мог избежать дальнейшего конфликта с ребятами?

- Можно ли этот момент назвать кульминацией в рассказе?

- Что такое кульминация?

Кульминация  — момент наивысшего напряжения в развитии произведения.

- В какой момент на ваш взгляд возникла кульминация?

Давайте перечитаем вторую стычку ребят по ролям. В этом эпизоде встречается слово «кумач». Кто знает что оно обозначает?

Автор- Аня Д, учитель- Егор, ребята- Василиса, Петя- Полина, Игорь – Костя, Витя – Рома.

- Как вели себя ребята, когда Буньку отвечал у доски? Почему для ребят учёба Буньки была важна? (он подводил класс и с ним дополнительно после уроков занимался Витя)

- Почему в этот раз ребята разговаривали с Петей грубо? (они понимали, что он не думает ни про Буньку, ни про класс и все их старания подтянуть Буньку могут пойти на смарку)

- Из прочитанного эпизода всё является кульминацией?

- Какие слова и поступки Пети показывают, что своё я он ставит на первое место?

- Какие дальнейшие события заставляют Петю меняться?

(Ребята разговаривали по необходимости, сухо, никто не подходил к нему, некоторые в открытую называли эгоистом, не брали с собой играть)

– Что стал замечать Петя? ( каждого, кто хорошо ответил у доски, ребята встречали дружным одобрением и только он ни у кого не вызывал сочувствия)

- Как вы думаете Петя заслужил такое отношение?



9. Работа над концовкой

- Каким моментом воспользовался Петя, чтобы изменить отношение ребят к себе.

- Давайте найдём в тексте слова, которые показывают, как меняется Петя?

Зачитайте их.

- Замечают эти изменения ребята? учитель?

- Какие слова, сказанные учителем выражают главную мысль рассказа?

- Какое радостное событие происходит с Петей в преддверии Нового года?

( Налаживается дружба с Витей, но самое главное он Петя понял, что не хорошо выделяться из коллектива и считать себя лучше других. Он понял, что тех, кто задается, никто не любит. И он научился уважать интересы других ребят. И ребята его простили. Пете пришлось нелегко, но он справился, нашел в себе силы измениться, и значит, у него все будет хорошо.)

- А теперь давайте вернёмся к вопросу, который я задала вначале урока. Чему учит рассказ? (учит жить в коллективе)

- Как вы думаете для чего автор написала нам это произведение? (задумались над своими поступками, подумали, что мы можем сделать, чтобы наш класс стал таким же дружным, как класс Пети.)

- Как вы думаете, что объединяет наш класс и класс Пети Набатова?

— Вспомните, как говорил Витя вначале рассказа: «у нас в классе, конечно, не все ребята одинаковые… ну, там по характеру, что ли… Но все-таки класс у нас очень дружный»

- Я искренне желаю ребята, чтобы наш класс был таким же дружным и для этого каждый из вас должен стремиться научиться жить в коллективе. Ведь мы тоже разные, но мы вместе. Завершая наш урок, я хочу спросить: Вам понравился наш урок. Какое у вас настроение?

Видеоролик

Резерв: работа с пословицами

1) Друга иметь – себя не жалеть.

2) Не хвали себя сам, пусть народ похвалит.

3) Без коллектива и жизнь несчастлива.

4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5) Сумел ошибиться, сумей и исправить.

6) Дружба заботой да подмогой крепка.

7) Один за всех и все за одного.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!