Урок внеклассного чтения по рассказу В.Осеевой «В классе»
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «В классе»; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, желание стать настоящим другом и создать дружный коллектив класса
Ход урока:
Психологический настрой
Дорогие, ребята!
Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками в работе пусть станут: внимание, старание и находчивость.
2. Узнай произведение!
- По иллюстрациям на экране назовите произведение
- Что объединяет эти произведения? (один автор)
- Давайте послушаем ребят, подготовивших сообщения о писательнице.
3. Рассказ о писательнице
1)Валентина Осеева родилась 15 апреля 1902 года в Киеве. Девочка была младшим ребенком, кроме нее в семье росли две старшие сестры. Валечка уже в детстве считала, что каждый человек должен жить и поступать так, как велит совесть. Она сочувствовала и сопереживала всем окружающим людям. Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой. Получив школьный аттестат, она стала студенткой факультета драматургии. Однако вскоре семье пришлось переехать в Москву. Девушка была вынуждена бросить театральный институт и попрощаться с мечтой детства.
2)В 1923 году мать Валентины начала работу в трудовой коммуне. Воспитанницами коммуны были девочки-беспризорницы, чьи родители погибли на гражданской войне. Однажды двадцатилетняя Валя Осеева побывала у матери на работе. Пообщавшись с воспитанниками, она вспомнила свое детство и голодных, плохо одетых друзей. Девушка вдруг поняла, что ее призванием является именно это – воспитание и обучение детей. В детской коммуне Валентина Осеева проработала шестнадцать лет.
3)Именно в коммуне Осеева написала свой первый рассказ "Гришка". Часто долгими зимними вечерами у горячей печки Валентина рассказывала детям историю о беспризорном мальчике, воспитывающемся в детском доме. История очень полюбилась детям, и они уговорили Валю отнести рассказ в редакцию. Книга была издана в 1937 году, а еще через три года дети с удовольствием зачитывались рассказами из сборника «Рыжий кот».
4)Когда началась Великая Отечественная война, семью начинающей писательницы эвакуировали в Башкирию, где Валентина работала воспитательницей детского сада. Изучив башкирский язык, она переводила народные башкирские сказки на русский язык. И, разумеется, продолжала писать свои собственные произведения. После войны писательница перебралась обратно в столицу. В июле 1969 года, в возрасте 67 лет Валентина Осеева скончалась, но её произведения живут до сих пор в издаваемых вновь книгах и сердцах читателей.
4.Выставка книг
- Изданных произведений Осеевой не так уж и много. Ее сказки, повести и рассказы и сейчас учат добру и честности, их читают не только дети, но и их родители. Произведения Валентины Осеевой живут до сих пор в издаваемых вновь книгах и сердцах читателей. В нашей школьной библиотеке такие книги имеются в сборниках. У вас есть возможность взять их и почитать.
5.Проверка первичного восприятия прочитанного рассказа. Сообщение цели урока.
- Какой рассказ Осеевой вы читали на каникулах?
- Поднимите руки кому рассказ понравился?
- Что особенно понравилось в рассказе?
- Когда главного героя было жалко?
- Чему же, собственно, учит данное произведение?
Если ты отличник, то не зазнавайся
Рассказ учит сплоченности и дружбе.
Учит помогать товарищам.
Учит не выделяться.
Учит думать не только о себе.
Учит уважать других людей.
- Ребята, в конце урока мы вернёмся к этому вопросу и попробуем ответить на него ещё раз.
6. Установление порядка содержания рассказа. Работа в паре.
- Давайте вспомним краткое содержание рассказа. Возьмите карточки прочитайте 3 части и слева перед скобкой установите порядок событий этого рассказа.
1) Петя отличник. Он пришел в новый класс. Он подружился с Витей, и часто с ним гулял. Сначала Петя очень понравился всем ребятам, с ним было интересно.
2) Но вскоре стал проявляться его не очень хороший характер. На уроках отличник Петя скучал, а если другой одноклассник совершал ошибку, отвечая у доски, то он ехидно ухмылялся или обращал внимание учителя на эту ошибку. Его стали считать эгоистом и выскочкой.
3) Из-за этого ребята перестали с ним дружить. Петя осознал свое поведение, и решил помочь с учебой двоечнику Буньке. Благодаря этому, он понял, что такое сопереживание, научился быть вместе с коллективом. Витя снова подружился с Петей, и мальчик был счастлив.
- Зачитайте.
7.Характеристика героев с опорой на 1 часть.
- Ребята вначале рассказа, писательница даёт характеристику героям рассказа. Давайте и мы охарактеризуем их. Расположите карточки на доске так, чтобы они подходили к каждому герою, обосновав свой выбор моментом из текста.
Петя Набатов
Хорошо учится - подтвердил это работой на уроке
Выскочка - выкрикивал ответы, не давал другим подумать
Задавака – свысока смотрел на тех, кто не имел таких же способностей, как он (лучше бы уроки готовили, как следует и не придирались к другим)
Эгоист – не понимал, зачем Витя должен был идти к больному товарищу и ещё и проводить с ним несколько часов. («Не люблю я больных»)
Много знает – вокруг него всегда было много одноклассников, т.к он интересно рассказывал.
Игорь
Отличник - сидел на последней парте
Лидер класса – первым подошёл и заговорил с новеньким, указал место где сесть.
Справедливый – сам сидел на последней парте, сказал фразу «лежачего не бьют»
Витя Волков
добрый мальчик – помог Пете освоиться в новом городе, ходил к больному ученику не ради обязанности, а чтобы облегчить жизнь (уроки, шахматы, новости школьные «ему же скучно одному»)
предан классу – отказался от дружбы с Петей после того, как он некрасиво себя повёл.
Буня Пронин
двоечник - «только вот Бунька подводит»
неуверенный в себе – сомневался в ответах, даже когда знал
несамостоятельный – просил помощи в учёбе у ребят.
- Охарактеризуйте класс в который пришёл Петя? (дружный, любят учится, многим интересуются, приходят на помощь друг другу, один за всех, все за одного)
8. Физминутка
У каждого из наших героев были хорошие и плохие качества. Давайте поучимся их различать. Я называю качество. Если оно хорошее, вы тянетесь руками вверх, если плохое – прячете руки под стол.
Высокомерие, доброта, эгоизм, сопереживание, несамостоятельность, заботливость, помощь другому, неуверенность, хвастовство.
8. Работа над основной частью рассказа
Во второй части рассказа развивается конфликт.
- С чего он начинается? (классный организатор Игорь сделал Пете по дружески замечание: «Ты отличник, тебе всё легко даётся, а другим трудно, поэтому когда они отвечают не сбивай их зря»)
- Как Петя отреагировал на замечание? (обиделся и возмутился «если неправильно, указать ошибку каждый может»)
- Как ответил ему Игорь? (если человек подумает, то сам всё скажет)
- Как отнеслись одноклассники к разговору Пети и Игоря? (поддержали Игоря)
- Изменилось поведение Пети после этого разговора? (нет)
- А что изменилось в жизни Пети после этого разговора? (Витя перестал с ним гулять)
- Как Петя мог избежать дальнейшего конфликта с ребятами?
- Можно ли этот момент назвать кульминацией в рассказе?
- Что такое кульминация?
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии произведения.
- В какой момент на ваш взгляд возникла кульминация?
Давайте перечитаем вторую стычку ребят по ролям. В этом эпизоде встречается слово «кумач». Кто знает что оно обозначает?
Автор- Аня Д, учитель- Егор, ребята- Василиса, Петя- Полина, Игорь – Костя, Витя – Рома.
- Как вели себя ребята, когда Буньку отвечал у доски? Почему для ребят учёба Буньки была важна? (он подводил класс и с ним дополнительно после уроков занимался Витя)
- Почему в этот раз ребята разговаривали с Петей грубо? (они понимали, что он не думает ни про Буньку, ни про класс и все их старания подтянуть Буньку могут пойти на смарку)
- Из прочитанного эпизода всё является кульминацией?
- Какие слова и поступки Пети показывают, что своё я он ставит на первое место?
- Какие дальнейшие события заставляют Петю меняться?
(Ребята разговаривали по необходимости, сухо, никто не подходил к нему, некоторые в открытую называли эгоистом, не брали с собой играть)
– Что стал замечать Петя? ( каждого, кто хорошо ответил у доски, ребята встречали дружным одобрением и только он ни у кого не вызывал сочувствия)
- Как вы думаете Петя заслужил такое отношение?
9. Работа над концовкой
- Каким моментом воспользовался Петя, чтобы изменить отношение ребят к себе.
- Давайте найдём в тексте слова, которые показывают, как меняется Петя?
Зачитайте их.
- Замечают эти изменения ребята? учитель?
- Какие слова, сказанные учителем выражают главную мысль рассказа?
- Какое радостное событие происходит с Петей в преддверии Нового года?
( Налаживается дружба с Витей, но самое главное он Петя понял, что не хорошо выделяться из коллектива и считать себя лучше других. Он понял, что тех, кто задается, никто не любит. И он научился уважать интересы других ребят. И ребята его простили. Пете пришлось нелегко, но он справился, нашел в себе силы измениться, и значит, у него все будет хорошо.)
- А теперь давайте вернёмся к вопросу, который я задала вначале урока. Чему учит рассказ? (учит жить в коллективе)
- Как вы думаете для чего автор написала нам это произведение? (задумались над своими поступками, подумали, что мы можем сделать, чтобы наш класс стал таким же дружным, как класс Пети.)
- Как вы думаете, что объединяет наш класс и класс Пети Набатова?
— Вспомните, как говорил Витя вначале рассказа: «у нас в классе, конечно, не все ребята одинаковые… ну, там по характеру, что ли… Но все-таки класс у нас очень дружный»
- Я искренне желаю ребята, чтобы наш класс был таким же дружным и для этого каждый из вас должен стремиться научиться жить в коллективе. Ведь мы тоже разные, но мы вместе. Завершая наш урок, я хочу спросить: Вам понравился наш урок. Какое у вас настроение?
Видеоролик
Резерв: работа с пословицами
1) Друга иметь – себя не жалеть.
2) Не хвали себя сам, пусть народ похвалит.
3) Без коллектива и жизнь несчастлива.
4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5) Сумел ошибиться, сумей и исправить.
6) Дружба заботой да подмогой крепка.
7) Один за всех и все за одного.