Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе
по рассказу В.П. Астафьева «Шинель без хлястика» 1958 год.
Тема урока: Рассказ В.П. Астафьева «Шинель без хлястика».
Дидактическая цель: познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Шинель без хлястика».
Задачи:
1.Образовательные:
- раскрыть идейно-художественный смысл рассказа В.П. Астафьева «Шинель без хлястика»;
- на основе анализа данного рассказа показать учащимся, какая была трудная жизнь у женщин в Великую Отечественную войну;
- формировать умение анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение.
2.Развивающие:
- развивать эмоциональную восприимчивость, коммуникативные умения;
- развивать мышление, устную речь, воображение, память.
3.Воспитательные:
- формировать чувство гуманности;
- воспитывать чувство ответственности и отзывчивости по отношению к окружающим людям;
- воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: изучение художественного произведения (изучение нового материала).
Форма урока: урок-беседа, урок-размышление.
Оборудование: оформление классной доски, портрет В.П. Астафьева, текст рассказа у каждого учащегося, на каждой парте листок со словарной работой, запись песни «Бери шинель, пошли домой», на каждой парте листок с изображением двух шинелей.
На доске написана словарная работа:
Хлопотала
Беспрестанно
Сидела потупившись
Аудитория
Говорить скованно
Бязевые портянки
Стипендия
Паёк
Шинель
Хлястик
Отдала за бесценок
Профсоюзный и комсомольский комитет
Перекипело, ссохлось
Ход урока:
Мотивационно-целевая экспозиция. Подготовка к восприятию прозаического произведения.
Основной приём – слово учителя. (Биография Виктора Астафьева на данном уроке не рассматривается, так как она изучается перед прочтением рассказа «Васюткино озеро»).
Задача учителя на данном этапе урока – поставить перед учениками цель урока, вывести тему и проблему урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы прочитаем новый для вас рассказ Виктора Петровича Астафьева «Шинель без хлястика». Это рассказ не столько о войне, страшном испытании человека на прочность не столько физическую, сколько нравственную, а о большой, всепоглащающей, жертвенной любви матери, сыновней благодарности и душевном взрослении семнадцатилетнего юноши. Наша задача – убедиться в том, что жизнь женщин на войне была очень тяжёлой и непосильной.
Прежде , чем перейти к чтению рассказа, необходимо понять, а почему же Астафьев пишет произведение о войне? Что же его волновало?
Великая Отечественная война вызвала к жизни множество прекрасных стихотворных и прозаических произведений. Поэты и писатели говорили о тяготах войны, о сражениях, о победных походах, о женщинах и детях, передавали трагедию семей, оставшихся без кормильцев, без мужей и сыновей. Людям и событиям этой войны посвящены стихотворения и поэмы Александра Твардовского, Константина Симонова, Алексея Суркова. О войне писали рассказы и повести Алексей Толстой, Михаил Шолохов. Не был исключением и Виктор Астафьев.
Индивидуальный проект заранее подготовленного учащегося:
Виктору Астафьеву было всего 18 лет, когда он в 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артиллерийским разведчиком и связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен. Когда война закончилась, он уехал на Урал. Позднее он напишет: «… Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, - всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».
- Эти слова, ребята, говорят о том, что Виктор Астафьев был участником войны, он видел все ее ужасы и не мог после окончания войны не написать о тех горестных и тяжёлых годах. Только тот, кто был на той страшной войне, может передать все те чувства, переживания, которые он прочувствовал на поле боя.
Ребята, я думаю , вы поняли, что рассказ «Шинель без хлястика» был написан Астафьевым не случайно. Посмотрим на год написания рассказа. Мы видим 1958 год, то есть произведение было написано после окончания войны. О чём это говорит, ребята?
Ученики: Это говорит о том, что рассказ является откликом на те страшные события войны 1941-1945 года.
Учитель: Давайте обратимся к названию рассказа. Знаете ли вы, что такое шинель? Посмотрим на листочки, которые лежат перед вами. Найдём определение шинели и хлястика, прочитаем.
(Ученики читают вслух понятия шинели и хлястика).
Шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. Офицерская шинель.
Хлястик – полоска ткани на спинке одежды, прилегающая к талии или лежащая свободно.
Учитель: Ребята, давайте не будем торопиться и о заголовке рассказа (о его названии) поговорим чуть позднее, когда сделаем анализ всего произведения, так как после анализа вам будет более понятно, о чём этот рассказ и почему такое название дал ему писатель.
Учитель: Сейчас давайте обратимся к остальным словам, которые написаны на листочке. Прочитаем слова и то, что они обозначают в данном рассказе. Эту работу сделаем для того, чтобы вы лучше поняли, о чём пойдёт повествование в произведении.
(Устная работа со словами из рассказа). Приложение 1.
Учитель: Для того, чтобы лучше представить, что такое шинель, давайте посмотрим на иллюстрации с изображением шинели.
(Учитель использует презентацию)
Приложение 2.
Учитель: А сейчас, ребята, прослушаем песню «Бери шинель, пошли домой» из кинофильма «От зари до зари»: слова – Б. Окуджавы, музыка – В. С. Левашова.
(Прослушивание музыкального произведения). Приложение 3.
Учитель: Какое впечатление произвела на вас данная песня? О чём вы задумались, прослушав её?
Ученик: Эта песня вызывает чувство грусти, тревоги и печали по тем, кто пал в боях, кто не вернулся с войны. Прослушав её, можно задуматься над смыслом жизни. Как же время не властно над миром людей! Каждый человек должен и обязан гордиться тем, что он живёт на этой земле!
Учитель: Ребята, как вы думаете, что связывает эти два произведения: одно – литературное, а другое – музыкальное?
Ученик: Эти два произведения связывает созвучие одной темы, волновавшей весь русский народ – темы войны.
Восприятие прозаического произведения. Презентация нового материала.
Чтение прозаического произведения учащимися вслух. Первичное осмысление текста. Приложение 4.
Основной приём – беседа, в которой учитель помогает учащимся определять первые впечатления, охарактеризовать возникшие ассоциации.
Задача учителя на этом этапе урока – предъявить новый материал учащимся и организовать частичное осмысливание нового.
Учитель: Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ Астафьева?
Ученик: После прочтения этого произведения на душе становится грустно и мрачно. Скорбная интонация выражает чувства грусти, горести и тревоги.
Учитель: Какая картина возникла в вашем воображении при прочтении этого произведения? Что вы «увидели»?
(Устное словесное рисование).
Ученики: Вечеринка… Мать хлопочет возле стола, рядом её взрослый сын… Ночь… Комната сына… Взволнованная мама рядом с сыном, рассказывает ему необыкновенную жизненную историю… Мальчик наедине со своими мыслями…
Всё это вызывает мрачное, жуткое чувство тревоги. Звучит мотив одиночества и тоски.
Учитель: Какие эпитеты и словосочетания использует писатель, чтобы изобразить одиночество и тоску главной героини? (работа с текстом)
Ученики: «Тревожный взгляд»; «груз, который пригибает к земле матерей»; «грусть в голосе»; «грустная» история; «повторяла со вздохом»; «так положено - в жизни делить всё пополам»; «первая седина у матери».
Учитель: Итак, перед нами мрачная и тревожная картина послевоенного времени. А как писатель представляет нам человека? Каким мы видим человека в этом произведении?
Ученик: Если говорить о женщине, то она показана не сломленной войной, она не бросила ребёнка. Она нашла в себе силы окончить с отличием университет. Мать вырастила сына, родного человека, настоящего друга. Если же говорить о мальчишке, который до этой ночи не знал грустной, печальной истории мамы, сейчас начал задумываться о большой жизни, в которой ему предстоит «страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика».
Учитель: Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся, объясните свой выбор.
Ученики: В основном в этом рассказе преобладают неяркие, невзрачные, тусклые и бледные краски: серые, серо-белые, чёрные, так как мать уже не молодая «седина, пропахавшая её голову большими бороздами, стала особенно заметной», «румянца на её щеках уже нет, у неё очень тревожный взгляд». Она ведёт повествование грустной истории, в которой нет ярких красок, сын не видел в жизни ничего прекрасного и яркого. Есть небольшое пятнышко яркого в самом начале повествования, так как была вечеринка, радостные хлопоты, гости, счастливые лица. Остаётся только надеяться на то, что, когда мальчик вырастет, он добьётся многого, и тогда в его жизни появятся те долгожданные яркие краски.
Учитель: Вначале урока мы с вами прослушали музыкальное произведение Б. Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». Могло ли стать это музыкальное произведение аккомпанементом для рассказа Виктора Астафьева «Шинель без хлястика»? Что объединяет эти произведения?
Ученик: Да, безусловно, могло. Эти два произведения объединяет один мотив – мотив тоски и печали.
III. Анализ и истолкование прозаического текста. Этап усвоения новых знаний.
Основной приём – аналитическая беседа.
Задача учителя на данном этапе урока – провести наблюдение над композицией рассказа, над языковыми изобразительными средствами. Необходимо подвести учащихся к тому состоянию, к тем чувствам и мыслям, которые возникли у писателя под впечатлением увиденного или услышанного.
Учитель: Рассказ «Шинель без хлястика» - сравнительно небольшое по объёму произведение, поэтому разделим текст рассказа на части. Заметим, что части должны быть небольшими. Каждая часть имеет свой смысл, свою значимость. (работа в группах)
Ученики: Рассказ Виктора Астафьева можно разделить на три части. В первой части (начало рассказа) говорится о том, что была вечеринка, мать хлопотала возле стола по поводу того, что её сын окончил десятилетку и пригласил к себе гостей. Вторая часть (средняя часть рассказа) - это рассказ героини о своей нелёгкой жизни. Третья часть (заключение) - это последние два предложения, в которых мальчишка задумывается над смыслом жизни.
Учитель: Какая из этих частей кажется вам наиболее важной для понимания смысла всего рассказа?
Ученик: Безусловно, вторая часть.
Учитель: Конечно. В каких строчках мы видим ключ к пониманию смысла произведения?
Ученик: Смысл произведения мы видим в последнем предложении рассказа: «Ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика».
Смысл в этих строчках таков – жизнь выше и сильнее смерти, так было и так будет всегда, и человек должен сам к этому стремиться! Каждый человек на земле должен оставить свой след, чтобы его запомнили надолго. Так и этот мальчик должен прожить свою жизнь не просто так, а так, чтобы «сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика». Только в жаждущей борьбе, в стремленье к жизни человек всегда будет непреклонен!
Учитель: Высказывает ли Виктор Астафьев своё отношение к героям рассказа?
Ученик: Прежде всего, Астафьев акцентирует своё внимание на главной героине рассказа. Он, безусловно, ей сочувствует, переживает, жалеет её, рассказывая о её нелёгкой судьбе, о большом грузе на душе этой женщины, «который долго пригибал меня к земле, впрочем, он пригибает и сейчас тех матерей, которые растят детей без отцов…».
Можно добавить ещё и то, что автор восхищается главной героиней, она смогла преодолеть многие испытания, начертанные на её жизненной линии. Это и воспитание сына, а одной очень трудно воспитывать детей, когда нет больше помощи рядом, это и жизнь на пайки и стипендию, это и постоянное скитание по квартирам, это и ревность хозяек квартир к своим мужьям. К сыну этой женщины писатель так же испытывает сострадание и жалось, так как мальчик рос без отца, он и не видел его никогда. Писатель верит в этого мальчишку, в его светлое будущее в то, что он сумеет многое сделать и многое успеть в своей жизни.
Учитель: Да, ребята, действительно, главная героиня этого рассказа - фронтовичка. Она вернулась с войны в солдатской шинели без хлястика. Вернулась без орденов, но с ребёнком на руках. У неё нет ничего своего: ни угла, ни денег, ни родных, ни работы. И горькая обида сдавливает сердце: «Почему такой итог войны? Почему эти женщины, нужные в пекле сражений, выносящие раненых с поля боя, приближающие час победы, оказались никому не нужными в мирное время?»
Героиня не спилась, не попрошайничала, не бросила ребёнка. Она нашла в себе силы окончить с отличием университет и стала в нём преподавать. Она вырастила сына, родного человека, настоящего друга, то надёжное плечо, которое у неё украла война. И в этом её второй не менее героический подвиг.
Учитель: Ребята, а вы поняли, какой же первый героический подвиг этой женщины - фронтовички?
Ученик: Первый её героический подвиг – это испытание судьбы войной. Женщины, которые участвуют в войне, это смелые, отважные, сильные, мужественные духом люди. Такого не должно быть, чтобы женщины были на войне, но так нужно было в то ужасное время и ничего здесь не поделать!
Учитель: Правильно вы сказали, многое предстояло выдержать этой женщине, но её не сломила война, она вытерпела всё, что её было предписано судьбой.
Учитель: Ребята, в начале урока я вам говорила, о чём этот рассказ. Вспомните ещё раз, скажите своими словами, это и будет темой нашего произведения.
Ученик: Этот рассказ о страшном испытании человека на прочность, на выживание, а так же об огромной любви матери к своему сыну.
Учитель: А сейчас попрошу вас, ребята, поподробнее рассказать, о чём же мать рассказывает своему сыну, какую грустную, горькую историю она ему поведала?
Ученики: Мама никогда не рассказывала своему сыну о своей нелёгкой судьбе, но вот когда ему исполнилось 17 лет, она решила, что он уже взрослый и должен знать, как было трудно и тяжело ей одной воспитывать его. Она рассказывает о большом грузе на своей душе, «который долго пригибал меня к земле».
Рассказ свой она начала о том, как приехала с фронта, без медалей и орденов, с одним свёртком на руках. В этом свёртке, укутанный в бязевые портянки, пищал её сынишка.
У неё не было ничего: ни дома, ни работы, ни денег. Был только сын, и она стала жить для него. Она поступила в университет, и они вдвоём жили на стипендию и на пайки. Они жили на частных квартирах, и им всё время отказывали, потому что сын был болезненный и крикливый. Кроме того, она не могла хорошо платить за квартиру. А ещё ей отказывали потому, что хозяйки ревновали к ней своих мужей.
Она плакала, терпела и постепенно свыклась со своей бедой, и уже не лила слёз и научилась делать невозмутимый вид. Вот только сердце у неё рано начало сдавать. Университет она закончила с отличием, стала работать. Всё образовалось. Свой рассказ заканчивает мудрыми словами: «Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче. — Ничего не поделаешь, так положено в жизни — делить всё пополам».
Учитель: Молодцы, ребята, всё правильно. Сейчас вроде бы она ни в чём не раскаивается и ни о чём не жалеет. Но это не так. Об одной вещи она всё жалеет. О чём идёт речь?
Ученик: Она жалеет свою солдатскую шинель. В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом её единственного сына. Под этой шинелью она спала, любила и родила своего ребёнка. Однажды ей стало нечем кормить сына. На дворе был март, и она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок.
Учитель: Молодцы! Во что же до сих пор верит главная героиня рассказа?
Ученик: Главная героиня рассказа твёрдо верит: если бы остался жив отец ребёнка, то он обязательно нашёл бы их.
Учитель: О чём начал думать юноша после того, как мама ушла?
Ученик: Мать ушла, а юноша думал о том, что первая седина у матери, наверное, появилась в тот день, когда она продала шинель. Ещё он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика.
Учитель: А как вы думаете, почему в рассказе автор не употребляет собственных имён?
Ученик: Наверно, потому, что в этом рассказе говорится не о какой-то конкретной, одной женщине-фронтовичке и не об одном таком единственном мальчике, которого она воспитала в те ужасные годы войны. Скорее всего в рассказе нет собственных имён, так как говорится о всех женщинах, которые испытали ужасы войны и сумели воспитать своих детей, даже если у них война отняла мужей.
Учитель: Всё правильно, хорошо! Ребята, а какой можно сделать вывод по этому рассказу?
Ученики: Вывод может быть таков: женщинам в военное время многое пришлось испытать и выдержать, поэтому мы должны относиться к ним и к тем тяжёлым годам с уважением и почитанием, а так же должны и обязаны помнить о тех ужасных годах Великой Отечественной войны. Сын же главной героини, как и мы , не видел той страшной войны, поэтому не случайно Виктор Астафьев главный смысл рассказа вкладывает в размышления мальчика перед сном. Именно он должен подумать, как «прожить очень большую жизнь и очень много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика».
Учитель: Ребята, пришло время поговорить о названии рассказа. Я вам говорила, что сначала мы сделаем анализ произведения, а потом подумаем над его заголовком. Анализ рассказа близится к концу, давайте же подумаем и ответим, почему же Виктор Петрович назвал свой рассказ «Шинель без хлястика»?
Ученики: Если шинель с хлястиком, то это одно что-то целое, единое, неделимое, а если же без хлястика, то это что-то раздельное, не слитое воедино. Рассказу «Шинель без хлястика» Виктор Петрович дал такой заголовок потому, что шинель без хлястика – это значит без мужа, без опоры в семье, а так же шинель без хлястика является символом веры, надежды в светлое будущее.
Учитель: Ребята, ещё нам необходимо сделать работу над художественно-изобразительными средствами данного рассказа. Какие встречаются художественно-изобразительные средства в каждой части рассказа, какие мы наблюдаем переходы от одной части к другой?
Ученики: В первой части рассказа мы видим несколько эпитетов: «седина, пропахавшая её голову большими бороздами», «тревожный взгляд», «мать разрумянилась», «проглянуло в глазах, в улыбке матери что-то такое девчоночье, юное». Эпитеты подчёркивают одновременно молодость, юность и уже немолодые черты на лице матери.
Переход от первой части ко второй - это начало рассказа матери о своей судьбе. Переход очень плавный, медлительный, так как мама не знает с чего начать свой рассказ: «Мать долго сидела потупившись. Потом провела рукой по глазам, будто стёрла с них что-то и потребовала: «Слушай, ты уже взрослый, - она на минуту смолкла, задумалась…»
Во второй части рассказа встречаются такие эпитеты «груз пригибает к земле», «невозмутимый вид», «сердце начало сдавать», «всё перекипело, ссохлось». Эти эпитеты говорят о трудной и тяжёлой судьбе героини. Переходом от второй части к третьей служит союз А: «А он лежал в темноте и думал…», этот союз подчёркивает противопоставление одного действия другому: «…она ушла, а он лежал и думал…».
Учитель: Ребята, каким же настроением заканчивается рассказ?
Ученики: Рассказ «Шинель без хлястика» заканчивается оптимистическим настроением, так как юноша настроен на светлое и хорошее будущее, «настроен прожить большую жизнь и очень много сделать».
IV. Совместное подведение итогов.
Основной приём – письменный обобщающий опрос.
Задача учителя на этом этапе урока – учитель предлагает ребятам самим оценить свою деятельность на уроке в письменной форме. Ребята пишут ответы на вопросы, которые предлагает учитель, листочки с ответами сдают учителю на проверку, а на следующем уроке можно ответы обобщить и сделать единый вывод по всем ответам.
Релаксация Вопросы: 1). Какой на ваш взгляд был самый интересный момент урока? 2). Какие возникли трудности у вас на этом уроке? 3). Что нового вы узнали на уроке? 4). Какой момент на уроке вас больше всего взволновал?
V. Предъявление домашнего задания.
Учитель предлагает и объясняет учащимся домашнее задание на выбор:
1).Проиллюстрировать рассказ «Шинель без хлястика»;
2).Написать мини-сочинение на тему: «Как бы я закончил (а) рассказ «Шинель без хлястика?»
(Задание направлено на закрепление материала, изученного на уроке.)