СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки в притче А. Костюнина «Дубочек»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения подготовлен с учётом требований ФГОС. Применяются элементы проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки в притче А. Костюнина «Дубочек»»

Урок внеклассного чтения в 5 классе:

«Нравственные уроки в притче А. Костюнина «Дубочек»

Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характера героя притчи; помочь осмыслить притчу как художественное произведение; разобраться, почему нравится притча, какие нравственные уроки может каждый взять для себя

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


Предварительная подготовка к уроку:

1) самостоятельно прочитать и осмыслить притчу А.Костюнина “Дубочек”

2) нарисовать иллюстрации к притче

3) индивидуальное: подготовить сообщение о творчестве А.В. Костюнина

Тип урока: Урок - беседа.

Оборудование:

  • мультимедиа;

  • презентация

  • Портрет писателя.

  • Карточки «Правила работы в группе» .

  • Текст притчи «Дубочек»

  • тесты

  • Рабочая тетрадь.

Ход урока

I.0рганизационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: « Спасибо, что ты рядом!»

  1. Мотивация.

Звучит запись «Песни о родителях» (2 куплет) в исполненении группы «Синема» (до слов «Нам просто очень хочется про всё узнать самим»)


- Ребята, (слайд 2) подумайте и порассуждайте, почему урок внеклассного чтения мы начинаем с этой песни? О чем мы будем говорить сегодня? (О взаимоотношениях детей и взрослых, а конкретно Дубочка и его близких)

Актуально ли это в наше время?

- Как бы вы определили тему нашего урока?

Тема: Нравственные уроки в притче А.В. Костюнина «Дубочек» (слайд 3)

- Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4)

1) познакомиться с творчеством А.В. Костюнина.

2) постараться понять притчу

3) понять, какие уроки для себя мы возьмём из притчи?

А прежде чем, мы познакомимся поближе с автором произведения, которое вы прочитали дома, вы решите небольшой тест на знание текста.

II. Актуализация знаний. Учащиеся должны выполнить тест на знание текста притчи.

Тест на знание текста притчи А.Костюнина «Дубочек» (работа в парах слайд 5)

  1. Из какого большого произведения взята данная притча? _______________________________________________________________________

  2. С кем поссорился Дубочек уже в начале притчи? _____________________________

  3. Кто, по словам Дубочка, боялся подать ему дурной пример? _______________________________________________________________________

  4. Где селились червячки-ползучки, гусеницы, божьи коровки? ______________________________________________________________________

  5. Какое желание «обуяло» Дубком?__________________________________________

  6. Кого призвал на помощь Дубок? __________________________________________

  7. Кто спас Дубка от урагана? _______________________________________________

  8. Чего больше всего напугался Дубок? _______________________________________

  9. Кто в конце притчи защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца? _______________________________________________________________

Проверка по слайду (слайд 6):

  1. Трилогия «Кавказ»

  2. Пичужка

  3. Прадеды и прабабки

  4. В толстом слое прелых листьев

  5. «Сбросить путы», стать выше, краше предков.

  6. Ветер

  7. Отец-дуб

  8. Если смерч вырвет и отца, то Дубочек погибнет

  9. Дубочек

  1. Погружение в тему.

Учитель: Знакомство с автором притчи. (слайд 7) Послушаем сообщение Кузьминой В. и посмотрим презентацию, а затем ответим на вопросы: каким вы узнали нашего современника А. В. Костюнина, как вы думаете, есть ли у этого человека желание бесцельно использовать время, например, «зависать» «В контакте» или «Одноклассниках» или просто играть в компьютерные игры? Чем интересен этот человек?

Презентация с сайта А.В. Костюнина в сопровождении музыки рондо «Veniziano-Armonie». В конце презентации учитель зачитывает слова А. Костюнина: «Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день». (Ал. Костюнин).

Сообщение о жизни и творчестве Александра Викторовича Костюнина

Александр Викторович Костюнин родился в Карелии, в с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета. Как сам писатель сказал: «Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души» ". Но сейчас уже изданы: «Точка души», трилогия «Кавказ» (дневник поездки).

На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. Александра Ивановича Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы» (малая проза) «Лучшая книга года» - Александр Костюнин признан лауреатом за книгу «В купели белой ночи».

А.В.Костюнин- талантливый человек .Он увлекается литературным творчеством, рисованием и фото. Он член Союза писателей России с 2007 года и Председатель Совета директоров «ОАО Судостроительного завода «Авангард»». Одновременно строит суда и души людей. Как он сам говорит: «Убежден, используя силу слова Россия возродится»

Итак, я повторяю вопросы, поставленные перед сообщением Кузьминой Вероники и просмотром презентации: каким вы узнали нашего современника А. В. Костюнина, как вы думаете, есть ли у этого человека желание бесцельно использовать время, например, «зависать» «В контакте» или «Одноклассниках» или просто играть в компьютерные игры? Чем интересен этот человек?

IV. Анализ притчи «Дубок»

- Ребята, вы дома прочитали притчу. Встречались ли вы с этим жанром ранее? ( Во время работы над журналом «Поделись своим теплом»)

Словарная работа (слайд 8):

-  Что обозначает слово «притча»? (ответы детей)

Иносказательный рассказ с нравоучением. (Словарь русского языка С.И.Ожегов)

На уроке мы столкнёмся со словом «бумеранг» - метательное орудие австралийских дикарей в виде изогнутой палки, возвращающееся само обратно к бросившему.

Трилогия - три произведения, объединённые одной темой

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проведём интересное исследование, в ходе которого выясним, какие же нравственные уроки преподал нам Александр Викторович Костюнин в притче «Дубочек»? А итогом нашего исследования будет «Дубочек нравственных уроков» ( слайд 9), его мы создадим вместе, прикрепляя листочки с нашими выводами.

- Каким представлен Дубок в начале повествования? Какие качества характера проявляются в нём?

(Молодой Дубок красовался. Дерзил, высокомерно отзывался о своих близких. А попросту завидовал своим прадедам, прабабкам, деду, отцу. Его недоумение по поводу того, что приходится прозябать в тени старых деревьев, привели к страшному желанию: ураган должен уничтожить все деревья. И ведь ветер согласился помочь.

Учитель: Есть старая мудрость: бойтесь своих желаний - они исполняются. А я бы добавила: бойтесь необдуманных, сиюминутных желаний, их исполнение приводит к неприятностям, а может быть, и к беде.

И желание Дубка исполнилось. Изъявив желание, Дубок и не предполагал, к каким последствиям все это приведет, а осознав это, понимает, что исправить что-либо невозможно…)

- Ребята, а с вами случались подобные ситуации, когда необдуманные желания приводили бы к неприятностям?

- Какие уроки мы вынесем для себя?

(1) Уважай взрослых, своих родителей.

2)Не завидуй другим, а тем более близким людям. Зависть разъединяет, озлобляет, подталкивает к необдуманным поступкам)

Учитель: Найдите эпизод «Картина после урагана». Я сейчас включу музыкальную композицию, а кто-то из вас прочитает выразительно этот эпизод.

Звучит композиция «В память о погибших родителях»

Учитель: Все деревья истреблены. Только отец - дуб, даже ценой своей жизни, продолжал защищать свое неразумное дитя. Как и любой любящий родитель.

- Как вы думаете, осознал ли Дубок всё содеянное им? Какой нравственный жизненный урок он вынес для себя?

(И осознал, и вынес: всё хорошее и всё плохое к нам возвращается, только цена была очень велика.)

- Какие уроки мы вынесем для себя?

(3) Бойтесь необдуманных, сиюминутных желаний, их исполнение приводит к неприятностям, а может быть, и к беде.

4) всё хорошее и всё плохое, сделанное нами, к нам же и возвращается – закон бумеранга.

Дети прикрепляют листочки к Дубочку)

- А почему Дубочек, возмужав, сам начал возвышаться над молодыми дубками, опекать их, ведь это ему когда-то так мешало?

(Теперь уже он сам занял место своих родственников. Сам стал защищать молодые деревья. И наверняка, с таким же сожалением стал слышать их жалобы и ропот. Но именно свой жизненный опыт помог ему терпеливо выполнять свой долг, снисходительно относиться к слабостям и ошибкам других.

- Какой жизненный урок получен?

(Нужно дорожить своими близкими, видеть и чувствовать их заботу о себе. Если бы не этот урок, то вряд ли Дубок мог изменить свои взгляды. У него открылись глаза. Но заплатил дубок за это высокую цену.

5) Дорожи своими близкими

Очень часто так происходит. Бумерангом возвращается то, что человек сделал: и плохое и хорошее. Именно поэтому стоит призадуматься перед тем, как совершить поступок. А в данном случае даже мысли сыграли свою роль.)

Учитель: Ребята, а в каком произведении мы уже встречались с героем, который не уважал свою маму? («Двенадцать месяцев» - дочка посылала маму в лес за подснежниками) Взяла ли эта героиня для себя какой-то урок? Как она была наказана? ( Злая, завистливая девочка, да и мама, безжалостно относящаяся к падчерице, были превращены в собак.)

-А какой героине сложившаяся ситуация послужила уроком? (Королева в конце сказки понимает, что её судьба зависит от падчерицы, поэтому меняется её тон: она уже не приказывает, а просит.)

- Для чего, как вы думаете, автор вводит образ пичужки? Какова её роль?

(Интересен образ пичужки. В начале рассказа она не пожелала оставаться с дерзким Дубком. А в конце - свила гнездо на его ветвях и вывела птенцов. Автор показывает, что изменилось отношение к дубку. Теперь Дубок не просто вызывает доверие, но и уважение.)

Учитель: Такой художественный прием называется кольцевое обрамление. Этот прием помогает ярче подчеркнуть тему бумеранга. Когда Дубок был дерзок, с ним даже пичужка не хотела общаться. А изменившийся Дубок стал более привлекателен.

- А теперь подумайте, какой поэт и в каком произведении сказал:

Пусть нам не дано
изменить все немедля, как хочется,-
когда изменяемся мы,
изменяется мир?

(Евгений Евтушенко в стихотворении, ставшем песней, «Серёжка ольховая»)

Дома я просила вас нарисовать иллюстрацию к прочитанному. Рисунок – это выражение вашего понимания прочитанного. И я рада, что у вас получились такие красивые рисунки.

- Какова мораль притчи? Как можно понять слова «Жизнь продолжается»?

(Последние слова «Жизнь продолжается» говорят о том, что ошибки и их исправление дают нам колоссальный опыт. Но желательно учиться на чужих ошибках. Именно поэтому А.В. Костюнин написал нам эту притчу. Но, к большому сожалению, молодость предпочитает совершать свои ошибки и учиться на своих ошибках. И ничего с этим не поделаешь. Юношеский максимализм присущ всем. Все через это проходят. Видимо, старый дуб-отец в свое время тоже отличался дерзостью. Но когда пришло время, стойко защищал свое дитя, свой неразумный Дубок. Теперь сам Дубок занял место отца. И он готов ценой своей жизни спасать неразумную молодежь. Опыт и ошибки. Жизнь продолжается.)

- Какие чувства вызывает у вас это произведение? Над чем заставила вас задуматься эта притча?

(Грустные чувства. Сочувствие. Но в то же время и светлые чувства. Приходит мысль о том, что необходимо задумываться над своими поступками, словами и даже мыслями.)

Мы говорили о Дубочке, а уроки выносили для себя. К нам в гости прилетела та самая пичужка и принесла дубовые листочки с «Золотыми словами», ими мы подведём итог всему сказанному и завершим создание «Дубочка жизненных уроков». Вокруг кроны дуба приклейте карточки настроения. (Дети подходят по одному берут листочек из клюва птички, зачитывают слова об уважении к близким и прикрепляют их к Дубочку)

Слова на листочках:

  1. Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью и болью, счастьем и страданием.

  2. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.

  3. Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении. Если люди считают тебя плохим человеком – это большое горе для твоей матери и твоего отца.

  4. Не огорчай своих родителей ничем. Для твоего блага они расходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства прибавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей.

  5. «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети»,- говорит народная мудрость. Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим сыном или дочерью.

  6. Твой отец – защитник Родины. Если вспыхнет пламя войны, твой отец уйдет в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ.

  7. Всегда оставайся ребенком своей матери, потому что ты для нее даже 60-летний – всегда дитя. Спрашивай у нее совета, неси ей радости и печали. Ты получил свой первый заработок – купи подарок матери, бабушке. Этот подарок выражение твоей благодарности.

  1. Рефлексия (слайд 10)

Я предлагаю оценить результаты работы на уроке, выбрав одно из данных утверждений и продолжив его:

  1. Сегодня я узнал …

  2. Было интересно …

  3. Я понял, что…

  4. Я приобрел …

  5. Я научился …

  6. У меня получилось …

  7. Я смог …


Задание на дом: (слайд 11) Составить синквейн к словам «Дубок», «Ветер», «Притча» или придумать свою притчу или выучить фрагмент из притчи «После урагана»


План синквейна:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.









































Тест на знание текста притчи А.Костюнина «Дубочек» (работа в парах)

  1. Из какого большого произведения взята данная притча? _______________________________________________________________________

  2. С кем поссорился Дубочек уже в начале притчи? _____________________________

  3. Кто, по словам Дубочка, боялся подать ему дурной пример? _______________________________________________________________________

  4. Где селились червячки-ползучки, гусеницы, божьи коровки? ______________________________________________________________________

  5. Какое желание «обуяло» Дубком?__________________________________________

  6. Кого призвал на помощь Дубок? __________________________________________

  7. Кто спас Дубка от урагана? _______________________________________________

  8. Чего больше всего напугался Дубок? _______________________________________

  9. Кто в конце притчи защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца? _______________________________________________________________

Тест на знание текста притчи А.Костюнина «Дубочек» (работа в парах)

  1. Из какого большого произведения взята данная притча? _______________________________________________________________________

  2. С кем поссорился Дубочек уже в начале притчи? _____________________________

  3. Кто, по словам Дубочка, боялся подать ему дурной пример? _______________________________________________________________________

  4. Где селились червячки-ползучки, гусеницы, божьи коровки? ______________________________________________________________________

  5. Какое желание «обуяло» Дубком?__________________________________________

  6. Кого призвал на помощь Дубок? __________________________________________

  7. Кто спас Дубка от урагана? _______________________________________________

  8. Чего больше всего напугался Дубок? _______________________________________

  9. Кто в конце притчи защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца? _______________________________________________________________

Тест на знание текста притчи А.Костюнина «Дубочек» (работа в парах)

  1. Из какого большого произведения взята данная притча? _______________________________________________________________________

  2. С кем поссорился Дубочек уже в начале притчи? _____________________________

  3. Кто, по словам Дубочка, боялся подать ему дурной пример? _______________________________________________________________________

  4. Где селились червячки-ползучки, гусеницы, божьи коровки? ______________________________________________________________________

  5. Какое желание «обуяло» Дубком?__________________________________________

  6. Кого призвал на помощь Дубок? __________________________________________

  7. Кто спас Дубка от урагана? _______________________________________________

  8. Чего больше всего напугался Дубок? _______________________________________

  9. Кто в конце притчи защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца? _______________________________________________________________

Синквейны детей:

Сурыгин Артём:

Дубочек Маленький, дерзкий Ненавидел, завидовал, не любил Уничтожил дубовую рощу Изверг.

Ваганова Валерия:

Дубочек Эгоистичный, самовлюблённый Завидовал, дерзил, злился Понял, что натворил Отец.

Масина Валерия:

Ветер Коварный, ураганный Услышал, выполнил, натворил Уничтожил все вековые дубы Ураган.

Ашмарин Кирилл:

Притча Интересная, поучительная Заинтересовала, внушает, учит Учит на всю жизнь Мудрость






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!