СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Елабуга-мой город».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привививать детям этническую культуру через лознание своего города.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 7 классе «Елабуга-мой город».»

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема: «Елабуга-мой город».

Цель: Привитие этнической культуры через познание своего города, раскрытие литературно-исторического наследия народов края для развития духовно-нравственной культуры.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

1)Эпиграф: Провинция! Ты тем и хороша,

Что сохраняешь от распада личность.

Евгений Евтушенко.

Словарная работа: Эпиграф- изречение, краткая цитата, которая раскрывает тему. Провинция- местность вдалеке от крупных центров, столицы. Распад- деление на мелкие части.

2)Слово учителя:

-Мы живём в небольшом провинциальном городке. Но он известен далеко за пределами не только нашей республики, но и огромной России - как вы считаете, почему наша Елабуга известна многим? (ответы…) - Правильно ребята. Молодцы!

А сегодня мы с вами поговорим о красоте нашего города, о нашем с вами отношении к нему и послушаем, что пишут о Елабуге наши земляки гости города. Зачитываю стихи о родном городе:

На Елабугу звон колокольный, Вдоль Покровской стекает с небес, Льется нежно призывно и вольно, Словно манит нас в царство небес!

В этом звоне и стон поколений, И надежда на лучшую жизнь… Стихи Н.А.Дуровой. Это поэтическая баллада-песня о романтической любви девушки Зейлы к пастуху Дукмуру: Бежит, гремит, кипит, клокочет Волшебный ключ моей страны! Злой Керемет в лесу хохочет. В часы полночной тишиною

Бежит, гремит, кипит, сверкает

Волшебный ключ моей страны.


Об известной всем нам кавалерист-девице Н.А.Дуровой знают далеко за пределами нашей республики. Не всем людям ставят памятники, а вот стоит памятник Дуровой в Москве, Елабуге, городе Сарапуле.

О Н.А. Дуровой можно говорить много: это и переписка с А.С.Пушкиным, и её записки…

Остаётся лишь удивляться меткости её характеристики, прогрессивности мышления в оценке многих явлений и событий, - ведь Н.Дурова никогда и нигде не училась. У неё был чётко выраженный лейтмотив отношения к искусству, культуре, народному творчеству.

Галина Фадеева «Надежде Дуровой»

Света Ходакова

Моя мятежная душа,

Я вновь бессильна пред тобою:

Ты где-то кружишь над землёю,

Свободой вечности дыша.

Летишь, летишь на встречу с миром,

Расправив крылья-паруса,

И чутко ловишь голоса

Своих отчаянных кумиров.

В простор полей, на берег Камы,

Где шепчет что-то старый бор,

Где Спасский высится собор-

Обитель неподкупной кармы.

Туда, где улицы хранят

Следы набегов лихолетья

Своей реальностью манят.

Душа волшебной чудо-птицей

Летит в другие времена

Изящным воином-девицей.

Меня сомненья с давних пор

Тревожат яркостью виденья.

Душа не чувствует смятенья

- Она привыкла к звону шпор!

Седло знакомо с колыбели,

Удобна сабли рукоять.

И так легко, легко скакать

Корнетом в огненной метели.


- Читает свою работу Алмаз о Тази Гиззате.

- Имя Тази Гиззата близко нашему городу, особенно нашей школе.

- А почему ребята? ( У нс есть музей Тази Гиззата)

Стихотворение Гульзеды Ахтямовой о Тази Гиззате читают Алмаз и Радик.

-Алмаз, как ты открываешь для себя Елабугу? (Алмаз читает своё стихотворение)

Затем Радик Галлямов покажет свою работу о родном городе. Оба мальчика читают стихотворение Гульзеды Ахтямовой «Тази Гиззату» на татарском языке «Первым строителям»


-Ах ты, игрушечный в лёгкой дымке берёзовой,

Над речною излучиной прихотливо разбросанный!

Купола с колокольнями над лугами зелёными.

Неширокие улицы с тополями и клёнами.

Двухэтажные домики. Прорезные наличники.

Что-то очень красивое и не очень привычное.


- Алёна, познакомь нас со своей работой. ( Ученица читает свою работу).

- Аделя, пожалуйста, расскажи ребятам о своём открытии родного города (Аделя читает свою работу)

Обе ученицы исполняют стихотворение Н.А.Вердеревской «Елабужский вальс»

Стихотворение «Суровый сорок первый год» читает Ганиева Алина.


Суровый сорок первый год.

Железный крюк под крестовиной.

И скорбной памятью живёт-

Война, Елабуга, Марина.

Мы этой памяти верны:

Трудна осенняя дорога,

Растёт обочиной полынь,

Устало простучит подвода…

Прикамья вольного простор.

Могила тихая марины

Издалека печалит взор

Горящей ягодой рябина.

Надгробья каменная твердь.

Цветы живые у порога.

А дальше – больших потерь

Неуходящая тревога.

И святость строгая души

И голос Родины любимой.

Черты одной большой судьбы

Звались – Цветаевой Мариной.


У нас есть ещё одно стихотворение Ю.Щербакова. Оно было напечатано в сентябре 1980 года «Марина и Надежда». Прочитает его Шарафутдинова Альфина.

- Мне хотелось бы услышать Мошкину Люду. Её работа звучит очень красиво «Милая родина Елабуга» Она нам подготовила материал о С.Т.Романовском. (девочка читает и говорит о С.Т. Романовском).

Продолжает о С.Т. Романовском Панфилов Владик

Он читает отрывок из письма С.Т. Романовского, а затем своё сочинение о Елабуге.

- всю землю с одинаковой силой любить нельзя – не получается, не запомнить её всю, но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги, и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью.

В нашем городе много замечательных людей, об это, ребята, вы пишете в своих работах. Ведь город наш славится не только красивыми архитектурными зданиями, музеями, но и людьми. Люди-труженики – это гордость нашего края.

Регина читает стихотворение А.И. Силкиной «Край мой – славное прикамье».


- Слово Радику. Он прочитает стихотворение А.И. Силкиной «Только б родина была»

И я хочу познокомить вас с нашей ученицей. Она прочитает вам свои стихи.

- Вот, пожалуй, мы идём к завершению нашей беседы о хорошем городе Елабуге. В оформлении кабинета к уроку помогали мне мои ученики, с которыми я веду, кроме основных своих уроков, поисковую работу по краеведению. Я позволяю себе оценить работу ребят на оценку «5», ведь для проведения этого урока нам пришлось совершить несколько экскурсий, искать сборники стихов, других материалов. Спасибо им.

Спасибо моим ассистентам, членам совета музея Т.Гиззата при школе №9. Урок наш прошёл в кабинете-музее Т.Гиззата. я приглашаю коллег к сотрудничеству. Приходите и приезжайте, пожалуйста, на экскурсию в наш музей.

Ребята, а вам домашнее задание:

Подготовьте ответ на вопрос:

Что мы должны делать, чтоб наш город процветал в будущем?

Викторина:

1.какие реки протекают возле Елабуги?

2.назовите соборы (Спасский, Никольский, Покровский).

3.какие учебные заведения есть в нашем городе?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!