СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.Приставкина "Фотографии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для  внеклассного чтения на примере небольшого рассказа. При прочтении которого обучащиеся узнают и поймут, как жилось в то страшное время "детям войны".

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.Приставкина "Фотографии"»

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) Разработала учитель русского языка и литературы Пушмынцева А.В.

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение)

Разработала учитель русского языка и литературы Пушмынцева А.В.

Цели:   Обучающие.

Цели:

Обучающие.

    Развивающие.   Развитие образного и логического мышления. Развитие умений и навыков анализа художественного текста. Развитие навыков учащихся работать в малом коллективе.  Развитие творческих способностей учащихся.  Развитие навыков грамотной устной речи.

    Развивающие.

    • Развитие образного и логического мышления.
    • Развитие умений и навыков анализа художественного текста.
    • Развитие навыков учащихся работать в малом коллективе.
    • Развитие творческих способностей учащихся.
    • Развитие навыков грамотной устной речи.
    Воспитательные.

    Воспитательные.

      Планируемые результаты:   Предметные: познакомить с рассказом А. Приставкина «Фотографии», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-патриотическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выступать  перед аудиторией сверстников с сообщениями; Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.

      Планируемые результаты:

      • Предметные: познакомить с рассказом А. Приставкина «Фотографии», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения;
      • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
      • Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-патриотическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
      • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
      • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
      • Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
      Оборудование урока.

      Оборудование урока.

        Индивидуальные и групповые задания для учащихся к уроку.   1.Одна часть учащихся занимается поиском материала о биографии (работа в группах) Другая часть учащихся занимается творчеством писателя (работа в группах) 2.Двое учащихся готовят выразительное чтение рассказа по ролям. (работа в парах) 3.Синквейн слов «Война», «Мир» (индивидуальная работа). 4.Работа со словарем. (индивидуальная работа) 5.Один из учащихся, прочитав текст, приготовит отзыв о произведении.

        Индивидуальные и групповые задания для учащихся к уроку.

        • 1.Одна часть учащихся занимается поиском материала о биографии (работа в группах)
        • Другая часть учащихся занимается творчеством писателя (работа в группах)
        • 2.Двое учащихся готовят выразительное чтение рассказа по ролям. (работа в парах)
        • 3.Синквейн слов «Война», «Мир» (индивидуальная работа).
        • 4.Работа со словарем. (индивидуальная работа)
        • 5.Один из учащихся, прочитав текст, приготовит отзыв о произведении.
        Эпиграф к уроку   Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Р.Рождественский

        Эпиграф к уроку

        Помните!

        Через века, через года, -

        помните!

        О тех,

        кто уже не придет никогда,-

        помните!

        Не плачьте!

        В горле сдержите стоны,

        горькие стоны.

        Памяти павших

        будьте достойны!

        • Р.Рождественский
        Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам.  Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Приставкина «Фотографии».  Наша задача - проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов.
        • Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам.

        Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Приставкина «Фотографии».

        Наша задача - проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов.

         Творческие экскурсионные группы рассказывают о писателе, делают обзор произведений, опираясь на выставку книг.

        Творческие экскурсионные группы рассказывают о писателе, делают обзор произведений, опираясь на выставку книг.

        Учитель. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, по объёму небольшое, так как это рассказ. Запишем в тетрадях, что такое рассказ. Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Чтение рассказа. ( Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают произведение по ролям)
        • Учитель. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, по объёму небольшое, так как это рассказ. Запишем в тетрадях, что такое рассказ.
        • Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
        • Чтение рассказа.
        • ( Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают произведение по ролям)
        «Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен­ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за­бывала родных, раз в месяц я приводил сест­ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография­ми. — Смотри, Люда, вот наша мама. Она до­ма, она сильно болеет. — Болеет... — повторяла девочка. — А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. — Бьет… — Вот это тетя. У нас неплохая тетя. — А здесь? — Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я. И сестренка хлопала в крошечные синева­тые ладошки и повторяла:
        • «Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен­ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за­бывала родных, раз в месяц я приводил сест­ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография­ми.
        • Смотри, Люда, вот наша мама. Она до­ма, она сильно болеет.
        • Болеет... — повторяла девочка.
        • А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
        • Бьет…
        • Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
        • А здесь?
        • Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
        • И сестренка хлопала в крошечные синева­тые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."
        • Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе­жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
        • Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...
        • А мама?
        • Мама? Где же мама? Наверное, затеря­лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
        • Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва­лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче­нело в животе. Два дня я не приходил к сест­ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
        • Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те­тя. А здесь Людочка и я...
        • А где же папа?
        • Папа? Сейчас посмотрим.
        • Затерялся, да?
        • Ага. Затерялся.
        • И сестренка переспросила, подымая чис­тые испуганные глаза.
        • Насовсем затерялся?
        • Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
        • Мальчик, здесь на некоторое время ос­тается часть наших воспитанников. Мы остав­ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...
        • Мне зачитали ответ.
        • В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку­чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо­тографии.
        • Вот Людочка. А вот я.
        • А еще?
        • Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
        Учитель. -Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало? -От какого лица ведется повествование? -Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? -Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. -Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным?
        • Учитель.
        • -Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
        • -От какого лица ведется повествование?
        • -Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение?
        • -Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.
        • -Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным?
        Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.

        Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.

        Учитель . Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям. - Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе? -Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил? -Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке. -Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит? -Что вы ещё можете добавить? -Какой возраст мальчика? -Каков слог героя произведения?
        • Учитель . Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям.
        • - Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе?
        • -Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?
        • -Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
        • -Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?
        • -Что вы ещё можете добавить?
        • -Какой возраст мальчика?
        • -Каков слог героя произведения?
        Учитель Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр. - В чём его мудрость? Какое слово он нашел? (затерялся) Затерялся - символ ( с греч. « знак»). Он создается на основе переносного значения, его многозначности. Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет. - Какой вы представляете Людочку?
        • Учитель Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.
        • - В чём его мудрость? Какое слово он нашел? (затерялся)
        • Затерялся - символ ( с греч. « знак»). Он создается на основе переносного значения, его многозначности.
        • Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.
        • - Какой вы представляете Людочку?
        Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.
        • Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.
        Учитель. -Кто ещё герой рассказа? -Можно ли её осудить? Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу. -Как назвать тему произведения? -Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?
        • Учитель.
        • -Кто ещё герой рассказа?
        • -Можно ли её осудить?
        • Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.
        • -Как назвать тему произведения?
        • -Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?
        Ученик: Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия) Память – 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (Это на его памяти) 2.То же, что воспоминание о ком – чём - нибудь. (Хранить память о событии) 3.То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)
        • Ученик:
        • Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия)
        • Память
        • 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (Это на его памяти)
        • 2.То же, что воспоминание о ком – чём - нибудь. (Хранить память о событии)
        • 3.То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)
        • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)
        Учитель. -Какова же идея произведения? -Для чего автор показал историю детей? (Учитель выразительно читает эпиграф) -А теперь мы выполним синквейн со словами «Война», «Мир».
        • Учитель.
        • -Какова же идея произведения?
        • -Для чего автор показал историю детей? (Учитель выразительно читает эпиграф)
        • -А теперь мы выполним синквейн со словами «Война», «Мир».
        Учитель.
        • Учитель.
        Заключительное слово учителя.   Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить в мире, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

        Заключительное слово учителя.

        • Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить в мире, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!