Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Дорога к храму" по произведениям современной литературы.»
Дорога к храму
Цели урока
Основная цель:
Используя тексты рассказов Е. Тулушевой и А. Сегеня развивать умение учащихся читать между строк, воспринимать, интерпретировать современное произведение, дать определение таким понятиям, как неореализм и нон-фикшен
Обучающие задачи:
изучить произведения современной литературы в контексте литературы классической;
продолжить работу над навыками литературного анализа художественного текста, над совершенствованием навыков монологической речи, участия в диалоге.
Развивающие задачи:
развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
развитие критического мышления;
развитие познавательных умений – закрепление умений выделять главное, развитие умений поисковой познавательной деятельности;
развитие умения работать с Интернетом;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.
построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей, составление текста в письменной форме, умение признать возможное существование разных точек зрения на оценку одного события.
Воспитательные цели
способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников,
дать представление о развитии духовной культуры России в последние десятилетия.
способствовать формированию понятия «духовное выпрямление человека»
подготовить к пониманию необходимости нравственного самосовершенствования, к осознанию ценности человеческой жизни
Ход урока
Каждое художественное слово тем и отличается
от нехудожественного, что вызывает
бесчисленное множество мыслей, представлений
и объяснений.
Л. Н. Толстой
Вступительное слово учителя
В рамках семинара «Основные художественно-эстетические системы в русской литературе 20-21 веков» мы проводим второй урок из цикла, посвященного литературе последних десятилетий. Первый урок был посвящен ПОСТМОДЕРНИЗМУ, и мы во время лабораторной работы по рассказу В. Пелевина «Ника» учились понимать постмодернистский текс. Одновременно с этим пытались глазами автора посмотреть на то, ЧТО ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ. Пришли к выводу, что для Пелевина РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТОМНА. И теперь обратимся к самым новым произведениям, опубликованным в «Нашем современнике» за 2016 год, демонстрирующим нам другой подход к изображению реальности, да и к самой реальности, то есть к произведениям НЕОРЕАЛИЗМА, и в частности нового жанра НОН-ФИКШЕН. Почему
Александр КАЗИНЦЕВ, зав. критическим отделом этого журнала в статье «Окно возможностей открыто» утверждает, что высшее назначение литературы «высветить в человеке частицу БОЖЕСТВЕННОГО». Этим и руководствуется журнал при выборе публикуемых произведений. Над какими же вопросами мы будем размышлять сегодня?
Сформулируем их вместе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Целеполагание | Демонстрирует отрывок из фильма «Покаяние» | Сообщение ученицы о значениях и концепте опорных слов «дорога» и «храм». |
| «Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений» Л. Н. ТОЛСТОЙ | На основе увиденного и услышанного формулируют проблемный вопрос урока К чему должен вести жизненный путь? Каким должен быть жизненный путь? В чем смысл жизни? |
Работа над содержанием произведений | | Краткие биографические справки об авторах: Елене Тулушевой и Александре Сегене. |
| | Формулируют задачи урока применительно к выбранным произведениям Почему герои произведений выбирают такие разные жизненные пути? Почему один богоборец, а другой приходит к вере? Отчего это зависит? Выдвигают свои версии. |
| Организует работу групп с помощью стратегии «Зигзаг» (прием «Зигзаг -2») | В группах обсуждают ответы на проблемный вопрос 1 гр. Как повлияла на героев семья? 2 гр. Как повлияло время на героев? 3гр. Как сказалось место, где провели детство? 4гр. Каково влияние книг и идей, господствующих в обществе? |
| | Подводят итог обсуждения |
| | Озвучивают свои сиквелы (продолжения) истории Славы Выдвигают предположения, ОТ ЧЕГО или ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЕГО БУДУЩЕЕ. КАКОВА ПОЗИЦИЯ АВТОРА В ОЦЕНКЕ СЛАВЫ? |
Констуирование | Демонстрирует синайскую икону 12 века «Лествица» и икону Божией Матери «Тучная гора». | Отвечают на вопрос: « ЧТО, ПО-ВАШЕМУ, ИКОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА?» |
| | Стихотворение «Сегодня…» |
Создание творческого продукта | | ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ВАС? КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ДОРОГУ ВЫБРАЛ ТЫ? |
Рефлексия | | Я УЗНАЛ НОВОЕ… МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ СПОРНЫМ… ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ИЗВЕСТНЫМ… Я ЗАДУМАЛСЯ О… |
Слово учителя
Иисус Христос пришел когда- то именно к грешникам, даровав им надежду на спасение, которое лежит через покаяние. Значит не все потеряно и для Славы, да и для каждого человека.
(…)В колыбели у печи
Спит малышка сладко.
Добрый ангел прилетел
И качнул кроватку (…)
Автор этих строк – Юлия Турк, выпускница школы №3 Смоленска. В свои неполные четырнадцать лет она сумела найти образы тех, кто являются особенно важными для человека в начале его жизненного пути (АНГЕЛ, МАМА, ЛИКИ, СВЕЧИ). Это нужно всем: и взрослым, и детям.
ПЕСНЯ Л. Дебенева «Этот мир придуман не нами…»