СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Дорога к храму" по произведениям современной литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по  рассказам Е. Тулушевой "Слава" и А. Сегеня "Христос танцует" способствует популяризации чтения, повышению читательской грамотности. Проблемный вопрос урока позволяет вести серьезный разговор о судьбе человека, об ответственности его за выбор жизненного пути.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Дорога к храму" по произведениям современной литературы.»

Дорога к храму



Цели урока

Основная цель:

Используя тексты рассказов Е. Тулушевой и А. Сегеня развивать умение учащихся читать между строк, воспринимать, интерпретировать современное произведение, дать определение таким понятиям, как неореализм и нон-фикшен

Обучающие задачи:

  • изучить произведения современной литературы в контексте литературы классической;

  • продолжить работу над навыками литературного анализа художественного текста, над совершенствованием навыков монологической речи, участия в диалоге.

Развивающие задачи:

  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;

  • развитие критического мышления;

  • развитие познавательных умений – закрепление умений выделять главное, развитие умений поисковой познавательной деятельности;

  • развитие умения работать с Интернетом;

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей, составление текста в письменной форме, умение признать возможное существование разных точек зрения на оценку одного события.

Воспитательные цели

  • способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников,

  • дать представление о развитии духовной культуры России в последние десятилетия.

  • способствовать формированию понятия «духовное выпрямление человека»

  • подготовить к пониманию необходимости нравственного самосовершенствования, к осознанию ценности человеческой жизни

Ход урока

Каждое художественное слово тем и отличается

от нехудожественного, что вызывает

бесчисленное множество мыслей, представлений

и объяснений.

Л. Н. Толстой

Вступительное слово учителя

В рамках семинара «Основные художественно-эстетические системы в русской литературе 20-21 веков» мы проводим второй урок из цикла, посвященного литературе последних десятилетий. Первый урок был посвящен ПОСТМОДЕРНИЗМУ, и мы во время лабораторной работы по рассказу В. Пелевина «Ника» учились понимать постмодернистский текс. Одновременно с этим пытались глазами автора посмотреть на то, ЧТО ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ. Пришли к выводу, что для Пелевина РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТОМНА. И теперь обратимся к самым новым произведениям, опубликованным в «Нашем современнике» за 2016 год, демонстрирующим нам другой подход к изображению реальности, да и к самой реальности, то есть к произведениям НЕОРЕАЛИЗМА, и в частности нового жанра НОН-ФИКШЕН. Почему

Александр КАЗИНЦЕВ, зав. критическим отделом этого журнала в статье «Окно возможностей открыто» утверждает, что высшее назначение литературы «высветить в человеке частицу БОЖЕСТВЕННОГО». Этим и руководствуется журнал при выборе публикуемых произведений. Над какими же вопросами мы будем размышлять сегодня?

Сформулируем их вместе.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целеполагание

Демонстрирует отрывок из фильма

«Покаяние»

Сообщение ученицы о значениях и концепте опорных слов «дорога» и «храм».


«Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений»

Л. Н. ТОЛСТОЙ

На основе увиденного и услышанного формулируют проблемный вопрос урока

К чему должен вести жизненный путь?

Каким должен быть жизненный путь?

В чем смысл жизни?


Работа над содержанием произведений


Краткие биографические справки об авторах: Елене Тулушевой и Александре Сегене.



Формулируют задачи урока применительно к выбранным произведениям

Почему герои произведений выбирают такие разные жизненные пути?

Почему один богоборец, а другой приходит к вере?

Отчего это зависит?

Выдвигают свои версии.


Организует работу групп с помощью стратегии «Зигзаг» (прием «Зигзаг -2»)

В группах обсуждают ответы на проблемный вопрос

1 гр. Как повлияла на героев семья?

2 гр. Как повлияло время на героев?

3гр. Как сказалось место, где провели детство?

4гр. Каково влияние книг и идей, господствующих в обществе?



Подводят итог обсуждения



Озвучивают свои сиквелы (продолжения) истории Славы

Выдвигают предположения, ОТ ЧЕГО или ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЕГО БУДУЩЕЕ.

КАКОВА ПОЗИЦИЯ АВТОРА В ОЦЕНКЕ СЛАВЫ?



Констуирование

Демонстрирует синайскую икону 12 века «Лествица» и икону Божией Матери «Тучная гора».

Отвечают на вопрос: « ЧТО, ПО-ВАШЕМУ, ИКОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА?»



Стихотворение «Сегодня…»

Создание творческого продукта


ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ВАС?

КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ДОРОГУ ВЫБРАЛ ТЫ?

Рефлексия


Я УЗНАЛ НОВОЕ…

МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ СПОРНЫМ…

ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ИЗВЕСТНЫМ…

Я ЗАДУМАЛСЯ О…



Слово учителя

Иисус Христос пришел когда- то именно к грешникам, даровав им надежду на спасение, которое лежит через покаяние. Значит не все потеряно и для Славы, да и для каждого человека.

(…)В колыбели у печи

Спит малышка сладко.

Добрый ангел прилетел

И качнул кроватку (…)

Автор этих строк – Юлия Турк, выпускница школы №3 Смоленска. В свои неполные четырнадцать лет она сумела найти образы тех, кто являются особенно важными для человека в начале его жизненного пути (АНГЕЛ, МАМА, ЛИКИ, СВЕЧИ). Это нужно всем: и взрослым, и детям.

ПЕСНЯ Л. Дебенева «Этот мир придуман не нами…»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!