СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе Художественное своеобразие рассказа Марка Филатова «Пакет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по литературе, разработанный на местном материале

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе Художественное своеобразие рассказа Марка Филатова «Пакет»»

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе

Художественное своеобразие рассказа Марка Филатова «Пакет»

Оборудование урока: портрет якутского писателя М.Филатова, сборник его рассказов, карточки с заданиями для групповой работы, карточки со словарными словами, принадлежности для рисования, фонограмма песни С. Левашова «Бери шинель, пошли домой».

Ход урока:

  1. Слово учителя.

- Прошло 60 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но она всегда будет в нашей памяти, потому что, нет, наверное, ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Хотя в Якутии не было боевых действий, но якутяне, как и все народы нашей страны, внесли свою лепту в дело победы. Наверное, кто-то из ваших родных тоже был участником войны. Пожалуйста, вспомните и назовите их имена.

2. Выступления учащихся.

3. Слово учителя. – Тысячи солдат совершали подвиги на войне, но случалось и так, что награды не сразу находили героев. Примером тому служит произведение, над которым мы сегодня будем работать.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения: «Художественное своеобразие рассказа Марка Филатова «Пакет».

Цель урока:

- через анализ текста выявить роль художественного времени, художественного пространства, цвета, особенностей пейзажа, смысл данного произведения;

- развивать творческое воображение, речевую активность учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, чувство коллективизма в процессе групповой работы.

- Для решения задач урока предлагаю вам работать в группах. Вы сели так, как вам удобно. Надеюсь, что наша деятельность будет продуктивной и результативной.

4. - Готовясь к этому уроку, вы прочитали текст рассказа. Какие слова вам показались непонятными?

- Словарная работа: голень, орешник, гряда, лафет.

5.- А сейчас вы получите карточки с заданиями и начнете выполнять групповую работу. Желаю вам успеха!




Задания группам:

1 гр. Определите функцию художественного времени в рассказе

- в какое время суток, года происходит развитие действия в произведении?

- в течение какого времени развивается действие?

- каково движение времени в произведении (Быстрое, медленное, равномерное, скачкообразное)?

- что подчеркивает время в рассказе?

- изобразите время в виде схемы.

Вывод: Образ времени в рассказе приобретает особое значение. Оно быстрое, скачкообразное. Время показывает, что память жива («Сколько времени прошло!») Чувство товарищества, долга неподвластно времени.

2 гр. Определите художественное пространство в рассказе

- где происходит действие рассказа? Подтвердите примерами из текста;

- попробуйте изобразить пространство в виде схемы (рисунка)

Вывод: Действие рассказа охватывает огромную территорию от Урала до Якутска. Это подтверждает мысль, что ради дружбы, ради долга человек может преодолеть любые расстояния.

3 гр. Своеобразие цветовой гаммы в произведении

- какие цвета использованы автором в рассказе?

- почему именно черным цветом писатель окрашивает войну?

- что, по-вашему, символизируют эти цвета?

Вывод: Цвета данного рассказа контрастны. Мирное время раскрашено яркими цветами: алым, желтым, зеленым, а война – черным. При помощи цвета М.Филатов передает отношение к войне, показывает переход от мирного времени к войне (вечерело – темнело – черные фонтаны – огненный шар солнца стал черным).

4 гр. Особенности пейзажа в рассказе

- найдите описание пейзажа

- если бы вы были композитором, то какую музыку написали к этому произведению?

- почему автор описывает дождь? Что может символизировать дождь в рассказе?

- как связаны дождь и внутреннее настроение героя?

Вывод: Пейзаж в рассказе отражает внутреннее настроение героя (ясная погода – загудел ветер – пошел дождь – наутро дождь кончился). Дождь – это слезы скорби о героях, павших в Великую Отечественную войну.

6. Выступление групп и запись выводов в тетради.




7. Беседа по восприятию текста

- Какое чувство вызвал у вас рассказ? Понравился ли он вам?

- Каким вы представляете себе главного героя, Илью Ивановича?

- Какие черты его характера проявляются в данном рассказе?

- Посему вы считаете его смелым?

- Как вы понимаете слова Бориса Галкина «жизнь на одной ноге, но все-таки сладка»?

- Давайте подумаем, почему рассказ называется «Пакет». (Именно с пакетом связана жизнь, судьба главных героев. Вот какие могут быть судьбы)

8. Многие писатели, рисуя войну, используют различную гамму. Вот как сказал об этом писатель-фронтовик Юрий Бондарев: «Мы мечтали вернуться в солнечный довоенный мир, где трава была зеленой; весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у ног голубым апрелем, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жестких черных красок. За долгие четыре года войны мы повзрослели на двадцать лет. Мы узнали, что зеленая трава может быть фиолетовой, потом черной и вянуть от разрывов танковых снарядов. Мы входили в разрушенные, безлюдные города, дико зияющие черными пустотами окон, провалами подъездов. Не было слышно смеха, не звучала музыка, не загорались веселые огоньки папирос под обуглено-черными тополями мертвых парков. Наше внутреннее зрение воспринимало лишь две краски: белую и черную. Середины не было. Радужные цвета отсутствовали».

9. А сейчас вы, ребята, попробуйте создать ассоциативный рисунок по данному произведению. Постарайтесь выразить цветом, какие чувства вызвал у вас этот рассказ. В виде чего вы можете представить героев? Работать можно индивидуально и в группах.

10. На фоне музыки ученики создают АР.

11. Защита АР.

12 Итог урока.

13. Домашнее задание: опишите встречу ребят в лесу с Ильей Ивановичем в лесу от лица одного из героев.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!