Задания группам: 1 гр. Определите функцию художественного времени в рассказе - в какое время суток, года происходит развитие действия в произведении? - в течение какого времени развивается действие? - каково движение времени в произведении (Быстрое, медленное, равномерное, скачкообразное)? - что подчеркивает время в рассказе? - изобразите время в виде схемы. Вывод: Образ времени в рассказе приобретает особое значение. Оно быстрое, скачкообразное. Время показывает, что память жива («Сколько времени прошло!») Чувство товарищества, долга неподвластно времени. 2 гр. Определите художественное пространство в рассказе - где происходит действие рассказа? Подтвердите примерами из текста; - попробуйте изобразить пространство в виде схемы (рисунка) Вывод: Действие рассказа охватывает огромную территорию от Урала до Якутска. Это подтверждает мысль, что ради дружбы, ради долга человек может преодолеть любые расстояния. 3 гр. Своеобразие цветовой гаммы в произведении - какие цвета использованы автором в рассказе? - почему именно черным цветом писатель окрашивает войну? - что, по-вашему, символизируют эти цвета? Вывод: Цвета данного рассказа контрастны. Мирное время раскрашено яркими цветами: алым, желтым, зеленым, а война – черным. При помощи цвета М.Филатов передает отношение к войне, показывает переход от мирного времени к войне (вечерело – темнело – черные фонтаны – огненный шар солнца стал черным). 4 гр. Особенности пейзажа в рассказе - найдите описание пейзажа - если бы вы были композитором, то какую музыку написали к этому произведению? - почему автор описывает дождь? Что может символизировать дождь в рассказе? - как связаны дождь и внутреннее настроение героя? Вывод: Пейзаж в рассказе отражает внутреннее настроение героя (ясная погода – загудел ветер – пошел дождь – наутро дождь кончился). Дождь – это слезы скорби о героях, павших в Великую Отечественную войну. 6. Выступление групп и запись выводов в тетради. |