МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа № 4
Урок внеклассного чтения по литературе
в 9 классе на тему
«Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)»
Автор: Черняк Р.С., учитель русского языка и литературы
Покровск 2016
Предмет: литература, устный журнал, урок-презентация
Тема: «Судьба учителя-воина (листая страницы биографии)»
Продолжительность: 1 урок продолжительностью 45 минут
Класс: 9 класс
Технологии: информационно-коммуникационные технологии
Пояснительная записка
Урок внеклассного чтения по литературе «Судьба учителя-воина (листая страницы биографии)» проводился в 9 классе. Программа 9 класса отводит минимальное количество часов на изучение произведений о Великой Отечественной войне. Перед учителем стоит трудная задача: раскрыть тему урока таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны в целом и к реальным участникам событий, желание продолжить изучение истории Хангаласского улуса самостоятельно. В данной разработке представлена форма урока-презентации устного журнала, составленного самими учащимися. Ребята самостоятельно подбирали музыку, фотографии, материал о воинах-учителях, делали перевод с якутского языка на русский.
Материалы устного журнала могут быть использованы также и во внеклассной работе.
Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 13--16 лет
Цель:
создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи:
развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками;
воспитание патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому нашей родины, бережного отношения к традициям своего народа.
Ожидаемые результаты:
Вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся.
Желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны.
Желание выразить отношение к войне, к подвигу советского народа, воина-учителя в годы войны.
Возможность выбрать для «издания своей редакции журнала» наиболее интересный материал.
Возможность создать свою обложку будущего журнала.
Оборудование:
Иллюстрации.
Строки из стихотворений военных лет.
Мультимедийная презентация
Выставка книг о Великой Отечественной войне.
Аудиозаписи песен
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска
Тип урока:
Комбинированный урок.
Форма проведения:
Устный журнал. Урок – презентация.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии
Устный журнал
Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)
На фоне песни М.Бернеса «Журавли»
Слово учителя: - Из ветеранов той страшной, но героической для нашего народа войны остались единицы. Их семейные архивы, воспоминания, документальные свидетельства бесценны для памяти будущих поколений, а память - это способность помнить, не забывать прошлого. Владимир Даль в «Толковом словаре» добавляет ещё к этому определению следующее: «Память - это свойство души хранить, помнить сознанье о былом...». Наверное, будущее и прошлое через память и взаимосвязаны между собой, ведь этимология слова «память» у славян означает «разум, рассудок». Чтобы не прервалась духовная и душевная связь поколений, чтобы не потерялся разум, нам, молодым, нужно знать историю жизни тех, которые оставили после себя богатое культурное наследие в виде построенных городов, созданных открытий, больших и малых добрых дел.
Страница 1. Вклад хангалассцев в Великую Победу
На фоне песни “Священная война” муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О МОБИЛИЗАЦИИ ВОЕННООБЯЗАННЫХ
…Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года…
Москва, Кремль. 22 июня 1941 года.
Когда началась война, десятки тысяч лучших сынов Якутии с оружием в руках поднялись на борьбу против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов. А оставшиеся в тылу рабочие, колхозники и интеллигенция самоотверженно трудились во имя Победы.
Внесли свой достойный вклад в дело разгрома агрессоров и хангалассцы. Из нашего улуса на фронт было мобилизовано 2875 человек. Из них погибли или пропали без вести 1134 человека, вернулись – 1174. Осенью 1941 года, в тяжёлые дни битвы под Москвой, сокрушительные удары по врагу нанесли сибирские полки, в составе которых находился 21 человек из нашего улуса.
В сентябре 1942 года немецко-фашистские войска начали штурм Сталинграда. На оборону города были подтянуты воины из Якутии, в том числе 50 хангалассцев. В обороне Ленинграда участвовали 36 человек. 37 человек пополнили ряды бойцов, сражавшихся в Курской битве. Во взятии Берлина участвовало 24 наших земляка, Будапешта – 11, Вены – 7, Кенигсберга – 9, в освобождении Праги – 8, Варшавы -9. Воины-земляки служили во всех родах войск.
Награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» 4162 хангалассца.
Ветераны Великой Отечественной войны п. Покровск у памятника Павшим воинам
Храм-часовня св. Николая Чудотворца, построенная в память о воинах-якутянах, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в г.Новгороде
Страница 2. Историческая справка
Накануне войны в стране было более 191 т. дневных школ, в них обучалось около 35 млн. учашихся и работало 1 млн. 200 т. учителей. Война изменила это соотношение. На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины (47%) учителей, по всей стране их стало меньше на 14,2 %. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины. В годы войны орденами и медалями награждено 36 000 школьников.
В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.
Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя.
Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать.”
3. Литературная страница
Образ учителя, вставшего на защиту Отечества, навсегда останется в нашей культуре. Вспомним тех, кто добровольцем ушёл из школьных классов – и лишь немногие из них вернулись в родные школы. Вспомним и тех, кто был призван со студенческой скамьи, а учительский труд выбрал уже после войны, вернувшись домой «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».
Первые очерки Семёна Александровича Володина (Цемахмана) об учителях-героях Великой Отечественной были напечатаны в журнале «Народное образование». В 1985-м году, к сорокалетию Победы, в издательстве «Просвещение» вышла книга С. Володина «Подвиг продолжается», в которой сотрудник «Народного образования» рассказал об учителях-фронтовиках.
Об учителях на войне писали и Виктор Некрасов, и Юрий Яковлев, и многие другие.
Василь Быков рассказывает в повести “Обелиск” об учителе Морозе Алесе Ивановиче и его учениках. “Когда вывели их, учителя Мороза Алеся Ивановича и его учеников, на улицу сбежалась вся деревня. Полицаи стали разгонять людей. И тогда старший брат близнецов Кожанов Иван пробрался вперёд и говорит немцу: “Как же так? Вы же говорили, что когда явится учитель Мороз, то отпустите хлопцев?” Немец его толкнул, а потом выстрелил.
В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, их вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину - толстый такой брус. Сначала учителя Мороза и его ученика Бородача, потом остальных ребят, то с одной стороны, то с другой. Для равновесия.
Так и стояло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война закончилась, похоронили поближе к сельцу.”
Поступок учителя Мороза - это урок мужества, данный педагогом своим ученикам, урок, который никогда не забудется.
“Первый учитель” В. Фирсов
памяти А. А. Ковалёнкова
Я помню сожжённые сёла
И после победного дня
Пустую,
Холодную школу,
Где четверо, кроме меня.
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню
Поношенный китель
И пятна - следы от наград.
Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно
Левой рукою
Слова
Выводил
На доске.
Мелок под рукою крошился,
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами
Учился
Умению ровно писать.
Ему мы во всём подражали -
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.
В том же самом году в сорок пятом
Он как-то однажды сказал:
- Любите Отчизну, ребята,-
И вдаль за окно указал.
Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли…
- Всё это, ребята, Отчизна,
Её мы в бою сберегли.
И слово заметное это
Я множество раз выводил,
И столько душевного света
В звучанье его находил!
А после
Поношенный китель
Я помню, как злую судьбу,-
Лежал в нём
Мой первый учитель
В некрашеном сером гробу.
Ушёл, говорили, до срока.
Все беды теперь позади.
Рука его
Так одинока
Лежала на правой груди.
Могилу
Землёй закидали,
И женщины
Тихо рыдали,
И кто-то негромко сказал:
- Медалей-то, бабы, медалей!
Ить он никогда не казал…
Мой первый учитель!
Не вправе
Забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе -
Ты с нами идёшь сквозь года.
Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле.
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе.
В судьбу и жизнь каждого учителя-воина из Хангаласского улуса вплелось военное лихолетье.
Страница 4.
Храбрый воин, прекрасный педагог, мудрый наставник.
Звучит «Журавлиная песня»
Вас судьба не баловала чудом.
Всё прошли Вы:
Голод, смерть и страх.
Очень многих вывели Вы в люди,
Получив награду - седину в висках.
Георгий Николаевич Новиков
Родился 12 марта 1918 года в Эргисском наслеге (с. Кыл-Бастах) Орджоникидзевского района, в трудолюбивой крестьянской семье. Его отец Николай Васильевич, будучи грамотным, был одним из первых коммунистов Западно-Кангаласского улуса. Он - участник Гражданской войны, воевавший в красных отрядах, умер от пыток белобандитов. Трудовую деятельность Георгий Николаевич начал в Октемской школе Хангаласского улуса в 1938 году после окончания Якутского учительского института. В 1939-1942 годах работал директором этой же школы.
Боевая жизнь Георгия Николаевича началась в июне 1942 г., когда он был призван в Красную Армию.
Весной 1943 года 380-я пехотная дивизия, в которой Георгий Николаевич состоял связистом подвижной полевой телефонной связи, была переброшена под Орловский выступ Брянского фронта, что было подготовкой к знаменитой Орловско-Курской битве. Подготовка шла несколько месяцев, вблизи от фронта постепенно накапливались громадное количество танков, артиллерии и другой разной военной техники, большая масса пехоты. Пехотинцы фактически зарылись в землю, в бесчисленных и бесконечных траншеях, беспрестанно готовились к предстоящим боям. Летом их вывели на передовые позиции фронта, шла ежедневная перестрелка с врагом, так называемая позиционная война.
На участке, где воевал Г.Н. Новиков, наступление началось рано утром 12 июля. После короткой артиллерийской подготовки наших и ответного артналета врага, когда, кажется, ходуном ходит земля, от рвущихся снарядов и мин земля и воздух как бы клубятся в адском вихре, вдруг все мгновенно стихло и наших подняли из траншей в наступление.
Вскоре советским солдатам пришлось выбивать немцев из одного села. Враг обрушил на нас пулеметно-минометный огонь, батальон якутянина понес сильные потери убитыми и ранеными, но все-таки село захватили. Дома деревни, подожженные врагом, догорали, жителей живых не было. Захватили несколько пленных немецких солдат.
Вечером, в виду потерь, батальон Г.Н. Новикова расформировали и создали роту, он стал автоматчиком. Дальше шли дни и ночи безостановочного наступления. Надо было не давать врагу передышки, возможности остановиться и закрепиться. И рота Г.Н. Новикова с боями шла и шла, не думая о сне, питаясь в основном трофеями врага. Немцы откатывались на запад. Пути их отступления были усеяны разбитыми танками и орудиями. В воздухе стоял смрад от разлагающихся трупов и лошадей врага. Наверху почти всегда шел воздушный бой, падали, волоча дым, подбитые самолеты. Было жарко от пожарищ.
15 июля наши солдаты ползли по-пластунски во ржи, с заданием захватить деревню. Сыпались на голову срезанные пулями колосья. И вдруг Георгий Николаевич получил сильный удар в левое плечо, оказалось, пуля попала под лопатку. Затем лечение в госпитале в городе Камышов Свердловской области.
По излечении в 1943 году Камышовским райвоенкоматом отец был направлен в город Свердловск в учебный самоходный артиллерийский полк, где учился на наводчика САУ-85. По окончании учебы, получив на "Уралмаше" самоходки, в составе отдельного самоходного артполка № 1819 Г.Н. Новиков был отправлен на 2-ой Белорусский фронт. Уже в марте 1944 года полк вступил в отдельные схватки с пехотой и танками врага. В одном бою, выдвинувшись вперед, самоходка, где наводчиком был он, точным попаданием снарядов разрушила штабной блиндаж и подожгла отходящий бронетранспортер. Напиравшие с правого фланга несколько фашистских танков были подбиты мощным огнем полка, остальные отошли.
Понес жертвы и полк якутянина - оказались подбитыми три самоходки. За эти бои он был награжден медалью "За отвагу", которой он очень гордился, придавая ей статус больше, чем даже ордену.
Большое наступление по освобождению Белоруссии началось летом 23 июня 1944 года. Полк Г.Н. Новикова с боями прошел через многие города и села Белоруссии с Востока до Запада. Самые основные из них - Бобруйск, Могилев, Минск, Барановичи, Белосток, Ломжа - это уже Польша.
До логова фашистского зверя отцу не удалось дойти. 25 августа 1944 года в одном из боев его тяжело ранило в левый тазобедренный сустав. Полечившись несколько месяцев в эвакогоспитале в городе Тамбове во второй половине января 1945 года, получив инвалидность, отец был отправлен домой. По возвращении домой он вновь стал учительствовать. Когда заканчивался учебный год 1945-го, наступил День Победы, и Георгий Николаевич встретил его на родной земле.
В 1945 году он назначается завучем Покровской средней школы, затем четыре года работал в Ойской неполной средней школе. В 1953 году, после окончания историко-филологического факультета Якутского педагогического института, четыре года работал директором Покровской средней школы, а затем до осени 1963 года - учителем этой же школы. В 1963 году квалифицированного и опытного педагога назначают руководителем вновь открывающейся 8-летней школы № 2, где он двенадцать лет проработал директором до выхода на пенсию по старости, а после выхода на пенсию - четыре года воспитателем продленной группы, где он использовал свой богатейший опыт учителя и руководителя, а также опыт политической закалки. Надо сказать, Георгий Николаевич умел доводить свои слова до людей, ибо они звучали убедительно, четко и ясно.
За свои боевые заслуги и многолетнюю плодотворную работу Георгий Николаевич был награжден орденом Отечественной войны I степени, многими медалями, Почетной Грамотой Верховного Совета ЯАССР. Ему присвоено высокое звание заслуженного учителя ЯАССР. Он в 1953 г. был принят в члены КПСС, избирался депутатом районного и поселкового советов депутатов трудящихся.
Старейший педагог, заслуженный учитель ЯАССР, отдавший около шестидесяти лет своей трудовой деятельности делу обучения и воспитания нескольких поколений школьников, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Хангаласского улуса PC (Я) Георгий Николаевич Новиков скончался 1 февраля 1996 т. на 78-м году жизни, после продолжительной болезни.
Страница 5. Счастье ветерана
Без остатка отдавали сердце,
душу,
А порою - жизнь.
Скольким детям подарили детство,
Грудью их от пули защитив.
1 Малтанский наслег находился вдали от центра, но и здесь жили счастливо, свободно. Выращивали хлеб, косили сено, было где и на кого поохотиться. А какие ысыахи справляли! На них пятнадцатилетний Егор Ильин не знал себе равных в беге, прыжках "ыстанга", "куобах". Равных ему не было в районе, успешно участвовал он и в республиканских спартакиадах. Окончив педучилище в 1939-ом, Егор Петрович стал учительствовать в родной школе. А тут война проклятая грянула.
Повестка пришла в июне 1942-го сразу 60 односельчанам. Попал на Ленинградский фронт. В составе 168-й стрелковой дивизии стал защитником города, носящего имя дорогого всем Ильича. Гитлеровцы предполагали захватить Ленинград не позднее июля 1941 года. Они достигли его пригородов, но "главный город большевизма" не сдавался. Он стал первым городом, который фашистские войска не смогли захватить.
"В сентябре меня ранило, - вспоминает Егор Петрович. - Постоянные обстрелы, бомбежки, голод терпели ленинградцы. Паек все уменьшался. Истощенные люди снабжали войска оружием, боеприпасами, военной техникой.
После выздоровления попал в стрелковую часть, в город Пушкино. Все еще шли оборонительные бои. Немцы перебрасывали свои резервы, и к нам прибывали пополнения. Схватки были горячие, напряженные. Один за другим освобождали пригороды. Но Ленинград продолжал оставаться прифронтовым.
В январе опять ранение, госпиталь в Ленинграде, выздоровление, пересыльный пункт, оттуда - 144-й минометный полк Ленинградского фронта недалеко от Синявино. Враг все еще был сильным.
В апреле 1943-го был третий раз тяжело ранен. Госпиталя были переполнены. Тяжелораненых эвакуировали в тыл. Так оказался в Вологде, затем в Баку. Раны заживали медленно. Медицинская комиссия признала не годным к дальнейшей службе. Вернулся домой инвалидом войны 2 группы", - заканчивает Егор Петрович. Вернулся домой и сразу стал в строй другого фронта - трудового. Опустели без мужчин наслега, мелким колхозам пришлось объединить силы. Люди покинули и Малтанцы.
Но где бы ни пришлось жить Ильиным, везде нужен был учитель. 35 лет проработал Егор Петрович учителем начальных классов. И в пожилом возрасте он оставался с детьми, занимаясь краеведческой работой.
До выхода на пенсию Егор Петрович преподавал в Кыл-Бастахской восьмилетней школе № З. С большим уважением и любовью вспоминают выпускники тех лет своего учителя, преданного своему делу человека, великого энтузиаста, доброго и надежного друга.
Придавая большое значение воспитанию учащихся, Егор Петрович поставил перед детьми задачу - составить летопись района. Глубоко вникая в историю развития своего края, школьники узнали те большие преобразования, которые произошли в республике, в стране за годы Советской власти. Так был создан в Кыл-Бастахской школе краеведческий музей, богатый материал собран в двух больших книгах, которые бережно хранит учитель.
Егор Петрович всегда был в окружении детей. Своими знаниями, энтузиазмом, упорством мог увлечь за собой любого ученика. Они уважали своего учителя за исключительную порядочность и честность.
Под его руководством ребята собирали воспоминания об участниках гражданской войны, тружениках тыла, о героизме якутян в годы Великой Отечественной войны, об известных партийных и советских работниках. Все эти материалы были собраны и оформлены в тематические альбомы, которые легли в основу школьного краеведческого музея. Музей украшали также необыкновенные чучела птиц и зверей, сделанные самим учителем. Такого богатейшего краеведческого материала для музея тогда еще нигде не было.
Учащиеся установили памятный столб на месте боя красных и белых
У найденного следопытами места захоронения Е.А.Фёдорова, комсомольца, героя Гражданской войны, убитого белобандитами в 1922 году
Благодаря Егору Петровичу Кыл-Бастахская школа в те годы всегда занимала призовые места в районных и республиканских туристических слетах, награждалась почетными грамотами, поощрялась ценными подарками, а одна из его учениц была премирована поездкой в Москву на ВДНХ.
Для многих и многих выпускников жизненный путь Егора Петровича стал примером для подражания.
Всему научился Егор Петрович - делать макеты, чучела, фотографировать, оформлять. Трудолюбие учителя было достойно оценено. Он награжден Почетной грамотой президиума Верховного Совета ЯАССР, медалями "За трудовое отличие", "Ветеран труда" и другими. С особым чувством гордости носил Егор Петрович медаль "За оборону Ленинграда".
Для многих и многих выпускников жизненный путь Егора Петровича стал примером для подражания.
Страница 6. Учитель – воин-музыкант-организатор
А сколько вы потом повоевали,
Чтоб посеять разум, доброту,
Чтобы показать дорогу к свету,
Уничтожить без остатка тьму.
В сентябре 1958 года по решению исполкома Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся под № 191 от 28 августа 1958 года « О подготовке к открытию дней ЯАССР в п. Покровск», на основании приказа Совета Министров в п.Покровск была открыта музыкальная школа с тремя классами: фортепиано, скрипки и баяна с контингентом 35 учащихся. В программе обучения были и теоретические дисциплины. Работали 2 педагога - Костарев Петр Иванович и Катышева Римма Николаевна. Директором был назначен Костарев П.И.
Костарев Пётр Иванович – первый директор Покровской детской музыкальной школы, талантливый баянист, умелый дирижёр, педагог – теоретик. Ветеран ВОВ, фронтовиком приехал из г. Новосибирск по направлению Министерства культуры ЯАССР, был назначен директором Покровской детской музыкальной школы.
Костарев Петр Иванович родился 20 ноября 1926 года в деревне Нестерево Томской области Парабельского района. Его семья занималась сельским хозяйством, охотой и рыбалкой. С раннего детства ему приходилось много работать, помогать родителям в их нелегком труде, занимавшихся сенокосом, рыбалкой, охотой. выкорчевкой пней под сельхоз угодья. Он окончил школу- семилетку, и 19 сентября 1943 года был призван на фронт. Пройдя учебку, был направлен в Панфиловскую дивизию, где и воевал против немецких захватчиков.
В 1945 году был демобилизован и тут же призван на сверхсрочную службу в войска М.Г.Б. К тому времени ему было присвоено звание старшины и его направили в Прибалтику для борьбы с остатками фашистских банд.(Зеленых братьев). В одном из боев под г. Пярну Эстонской ССР был ранен и попал в госпиталь, в котором медицинской сестрой работала его будущая жена Мульд Ментина Оскаровна. Она за ним ухаживала, выходила его, и 24 июня 1948 года в местечке Абья-Палуае Эстонской ССР они зарегистрировали свой брак. После этого их направили в г. Ленинград для продолжения службы, но уже в спорт роту биатлонистом. За годы службы спортсменом он заработал много наград (почетных грамот, дипломов) и не только, как биатлонист , но и легкоатлет, и гимнаст.
Закончил он службу в г. Новосибирске 25 октября 1955 года. За фронтовые заслуги был награжден: орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией», значком Ворошиловский стрелок и другие. После демобилизации он наконец осуществил свою мечту детства стать музыкантом. Поступив в Новосибирское музыкальное училище и окончил его с красным дипломом. В 1958 году был направлен в Якутскую АССР п.Покровск Орджоникидзевского района. Где в том же 1958 году открыл детскую музыкальную школу и стал ее первым директором. У них родилось двое детей: сын Владимир и дочь Рита, которые так же, как и их отец, стали музыкантами. Сын и по сей день работает в той же школе, которую открыл отец, продолжая начатое им дело. Умер Петр Иванович в 1978 г. в п. Покровск.
Из воспоминаний Павловой Зинаиды Григорьевны – заслуженного работника культуры РС (Я), доцента, проректора по научно – методической работе, профессора Высшей Школы Музыки.
Мои воспоминания о музыкальной школе связаны с 1958г., годом открытия и первого набора. В один из осенних дней разнеслась новость по всему Покровску, что открывается музыкальная школа и набирают детей в возрасте от 7 до 12 лет. Мои родители, как и многие покровчане, естественно откликнулись на это событие: мама привела троих младших, т.е. меня и двух моих сестренок Свету и Галю. И что было для нее, прежде всего, удивительно, что всех нас троих приняли в музыкальную школу. По возрастам мы подошли к обучению в разных классах – Свету приняли в класс фортепиано, Галю определили на скрипку, а я, как самая старшая была принята в класс баяна. Возможно, залогом успеха было то, что нам с детства привили любовь к пению. Мы пели хором, дуэтом с сестрами. Поэтому на вступительных экзаменах не составило труда исполнить пионерскую песенку, простучать ритмические формулы, предложенные экзаменатором.
Моим первым учителем музыки стал директор Петр Иванович Костарев, прекрасный человек, внимательный и чуткий педагог. Он был человеком очень позитивным, инициативным. Благодаря его настойчивости здание музыкальной школы было расширено построением концертного зала. Петр Иванович преподавал практически все предметы, и специальные и теоретические, поэтому мои первые теоретические и практические познания были заложены им.
В одно время со мной учились Радомир Борисов, Раиса Пудова, Валентина Докторова, впоследствии избравшие профессию музыканта. В настоящее время Р.Борисов заслуженный деятель искусств РС (Я), доцент Арктического института; Р.Пудова преподаватель Магнитогорской консерватории и музыкального колледжа; В. Докторова - преподаватель Якутского музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова.
К сожалению, из-за отсутствия инструментов, мои сестры не доучились до конца. Безусловно, учиться музыке было сложно, но интересно. Для меня наиболее привлекательными были уроки хора, сольфеджио, теории, на которые я ходила с большим интересом. Очевидно, видя этот интерес, Петр Иванович посоветовал мне поступать в музыкальное училище на отделение теории музыки. Так я стала студенткой музыкального училища. И сегодня, став взрослым человеком, я испытываю чувство огромной благодарности Петру Ивановичу за то, что он принял участие в моей судьбе, музыкальной школе, за то, что дал мне возможность связать жизнь с музыкой.
Учителя-фронтовики – особая когорта русских педагогов. Это яркие, талантливые, чуткие люди, нетривиально мыслящие специалисты, общение с которыми оставило глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их тепло и с радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, учился у них. Сохранение памяти об учителях, прошедших Великую Отечественную, изучение их наследия – актуальнейшая задача, потому что сохраненные знания обогащают последующие поколения.
7 . Заключительная страница
Звучит песня «За того парня»
Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.
Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удастся никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.
Память, память, за собой позови
В те тревожные, далекие дни.
Ты героев ушедших сейчас оживи,
А живущим ныне юность верни.
Память! Память!
Ты же можешь, ты же должна
Стрелки на мгновенье повернуть
Мы хотим не просто вспоминать имена
Мы хотим в глаза им заглянуть
Память! Память!
Сегодня мы – дети, внуки, правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за мужество и стойкость, терпение и милосердие, за беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в Победу.
Об этой войне будут помнить всегда – недаром мы ведем отсчет лет, прошедших со дня ее начала, недаром, как всенародный праздник отмечаем день, ставший концом этой страшной войны.
Домашнее задание.
На выбор:
1.Отзыв о произведении о Великой Отечественной войне
2.Создание обложки журнала «Воины-учителя»
Подведение итогов