СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему «Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 9 классе в форме устного журнала

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему «Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)»»

МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа № 4













Урок внеклассного чтения по литературе

в 9 классе на тему

«Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)»











Автор: Черняк Р.С., учитель русского языка и литературы















Покровск 2016



Предмет: литература, устный журнал, урок-презентация

Тема: «Судьба учителя-воина (листая страницы биографии)»

Продолжительность: 1 урок продолжительностью 45 минут

Класс: 9 класс

Технологии: информационно-коммуникационные технологии

Пояснительная записка

Урок внеклассного чтения по литературе «Судьба учителя-воина (листая страницы биографии)» проводился в 9 классе. Программа 9 класса отводит минимальное количество часов на изучение произведений о Великой Отечественной войне. Перед учителем стоит трудная задача: раскрыть тему урока таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны в целом и к реальным участникам событий, желание продолжить изучение истории Хангаласского улуса самостоятельно. В данной разработке представлена форма урока-презентации устного журнала, составленного самими учащимися. Ребята самостоятельно подбирали музыку, фотографии, материал о воинах-учителях, делали перевод с якутского языка на русский.

Материалы устного журнала могут быть использованы также и во внеклассной работе.


Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.

Возраст обучающихся: 13--16 лет

Цель:

создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи:

развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками;

воспитание патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому нашей родины, бережного отношения к традициям своего народа.

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся.

Желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны.

Желание выразить отношение к войне, к подвигу советского народа, воина-учителя в годы войны.

Возможность выбрать для «издания своей редакции журнала» наиболее интересный материал.

Возможность создать свою обложку будущего журнала.

Оборудование:

Иллюстрации.

Строки из стихотворений военных лет.

Мультимедийная презентация

Выставка книг о Великой Отечественной войне.

Аудиозаписи песен

ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска

Тип урока:

Комбинированный урок.


Форма проведения:

Устный журнал. Урок – презентация.


Технологии: информационно-коммуникационные технологии


Устный журнал

Судьба учителя – воина (листая страницы биографии)

На фоне песни М.Бернеса «Журавли»

Слово учителя: - Из ветеранов той страшной, но героической для нашего народа войны остались единицы. Их семейные архивы, воспоминания, документальные свидетельства бесценны для памяти будущих поколений, а память - это способность помнить, не забывать прошлого. Владимир Даль в «Толковом словаре» добавляет ещё к этому определению следующее: «Память - это свойство души хранить, помнить сознанье о былом...». Наверное, будущее и прошлое через память и взаимосвязаны между собой, ведь этимология слова «память» у славян означает «разум, рассудок». Чтобы не прервалась духовная и душевная связь поколений, чтобы не потерялся разум, нам, молодым, нужно знать историю жизни тех, которые оставили после себя богатое культурное наследие в виде построенных городов, созданных открытий, больших и малых добрых дел.






Страница 1. Вклад хангалассцев в Великую Победу

На фоне песни “Священная война” муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

А.Твардовский


УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О МОБИЛИЗАЦИИ ВОЕННООБЯЗАННЫХ


…Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года…


Москва, Кремль. 22 июня 1941 года.



Когда началась война, десятки тысяч лучших сынов Якутии с оружием в руках поднялись на борьбу против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов. А оставшиеся в тылу рабочие, колхозники и интеллигенция самоотверженно трудились во имя Победы.

Внесли свой достойный вклад в дело разгрома агрессоров и хангалассцы. Из нашего улуса на фронт было мобилизовано 2875 человек. Из них погибли или пропали без вести 1134 человека, вернулись – 1174. Осенью 1941 года, в тяжёлые дни битвы под Москвой, сокрушительные удары по врагу нанесли сибирские полки, в составе которых находился 21 человек из нашего улуса.

В сентябре 1942 года немецко-фашистские войска начали штурм Сталинграда. На оборону города были подтянуты воины из Якутии, в том числе 50 хангалассцев. В обороне Ленинграда участвовали 36 человек. 37 человек пополнили ряды бойцов, сражавшихся в Курской битве. Во взятии Берлина участвовало 24 наших земляка, Будапешта – 11, Вены – 7, Кенигсберга – 9, в освобождении Праги – 8, Варшавы -9. Воины-земляки служили во всех родах войск.

Награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» 4162 хангалассца.

Ветераны Великой Отечественной войны п. Покровск у памятника Павшим воинам



Храм-часовня св. Николая Чудотворца, построенная в память о воинах-якутянах, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в г.Новгороде



Страница 2. Историческая справка


Накануне войны в стране было более 191 т. дневных школ, в них обучалось около 35 млн. учашихся и работало 1 млн. 200 т. учителей. Война изменила это соотношение. На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины (47%) учителей, по всей стране их стало меньше на 14,2 %. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины. В годы войны орденами и медалями награждено 36 000 школьников.

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.

Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя.

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать.”


3. Литературная страница


Образ учителя, вставшего на защиту Отечества, навсегда останется в нашей культуре. Вспомним тех, кто добровольцем ушёл из школьных классов – и лишь немногие из них вернулись в родные школы. Вспомним и тех, кто был призван со студенческой скамьи, а учительский труд выбрал уже после войны, вернувшись домой «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».

Первые очерки Семёна Александровича Володина (Цемахмана) об учителях-героях Великой Отечественной были напечатаны в журнале «Народное образование». В 1985-м году, к сорокалетию Победы, в издательстве «Просвещение» вышла книга С. Володина «Подвиг продолжается», в которой сотрудник «Народного образования» рассказал об учителях-фронтовиках.

Об учителях на войне писали и Виктор Некрасов, и Юрий Яковлев, и многие другие.

Василь Быков рассказывает в повести “Обелиск” об учителе Морозе Алесе Ивановиче и его учениках. “Когда вывели их, учителя Мороза Алеся Ивановича и его учеников, на улицу сбежалась вся деревня. Полицаи стали разгонять людей. И тогда старший брат близнецов Кожанов Иван пробрался вперёд и говорит немцу: “Как же так? Вы же говорили, что когда явится учитель Мороз, то отпустите хлопцев?” Немец его толкнул, а потом выстрелил.


В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, их вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину - толстый такой брус. Сначала учителя Мороза и его ученика Бородача, потом остальных ребят, то с одной стороны, то с другой. Для равновесия.


Так и стояло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война закончилась, похоронили поближе к сельцу.”


Поступок учителя Мороза - это урок мужества, данный педагогом своим ученикам, урок, который никогда не забудется.


“Первый учитель” В. Фирсов


памяти А. А. Ковалёнкова


Я помню сожжённые сёла

И после победного дня

Пустую,

Холодную школу,

Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград…

Я помню

Поношенный китель

И пятна - следы от наград.

Он жил одиноко при школе.

И в класс приходил налегке.

И медленно

Левой рукою

Слова

Выводил

На доске.


Мелок под рукою крошился,

Учитель не мог нам сказать,

Что заново с нами

Учился

Умению ровно писать.


Ему мы во всём подражали -

Таков был ребячий закон.

И пусть мы неровно писали,

Зато мы писали, как он.

Зато из рассказов недлинных

Под шорох осенней листвы

Мы знали про взятье Берлина

И про оборону Москвы.

В том же самом году в сорок пятом

Он как-то однажды сказал:

- Любите Отчизну, ребята,-

И вдаль за окно указал.

Дымок от землянок лучился

Жестокой печалью земли…

- Всё это, ребята, Отчизна,

Её мы в бою сберегли.

И слово заметное это

Я множество раз выводил,

И столько душевного света

В звучанье его находил!

А после

Поношенный китель

Я помню, как злую судьбу,-

Лежал в нём

Мой первый учитель

В некрашеном сером гробу.

Ушёл, говорили, до срока.

Все беды теперь позади.

Рука его

Так одинока

Лежала на правой груди.

Могилу

Землёй закидали,

И женщины

Тихо рыдали,

И кто-то негромко сказал:

- Медалей-то, бабы, медалей!

Ить он никогда не казал…

Мой первый учитель!

Не вправе

Забыть о тебе никогда.

Пусть жил ты и умер не в славе -

Ты с нами идёшь сквозь года.

Тебе я обязан

Всем чистым,

Всем светлым,

Что есть на земле.

И думой о судьбах Отчизны,

Что нёс ты на светлом челе.

В судьбу и жизнь каждого учителя-воина из Хангаласского улуса вплелось военное лихолетье.


Страница 4.

Храбрый воин, прекрасный педагог, мудрый наставник.

Звучит «Журавлиная песня»

Вас судьба не баловала чудом.

Всё прошли Вы:

Голод, смерть и страх.

Очень многих вывели Вы в люди,

Получив награду - седину в висках.

Георгий Николаевич Новиков

Родился 12 марта 1918 года в Эргисском наслеге (с. Кыл-Бастах) Орджоникидзевского района, в трудолюбивой крестьянской семье. Его отец Нико­лай Васильевич, будучи грамотным, был одним из первых коммунистов Западно-Кангаласского улуса. Он - участник Гражданской войны, воевавший в красных отрядах, умер от пыток белобандитов. Трудовую деятельность Георгий Никола­евич начал в Октемской школе Хангаласского улуса в 1938 го­ду после окончания Якутского учительского института. В 1939-1942 годах работал директором этой же школы.

Боевая жизнь Георгия Николаевича началась в июне 1942 г., когда он был призван в Красную Армию.

Весной 1943 года 380-я пехотная дивизия, в которой Георгий Николаевич состоял связистом подвижной полевой телефонной связи, была переброшена под Орловский выступ Брянского фронта, что было подготовкой к знаменитой Орловско-Курской битве. Подготовка шла несколько месяцев, вблизи от фронта постепенно накаплива­лись громадное количество танков, артиллерии и другой разной военной техники, большая масса пехоты. Пехотинцы фактически зарылись в землю, в бесчисленных и бесконечных траншеях, беспрестанно готовились к предстоящим боям. Летом их вы­вели на передовые позиции фронта, шла ежедневная перестрелка с врагом, так назы­ваемая позиционная война.

На участке, где воевал Г.Н. Новиков, наступление началось рано утром 12 июля. После короткой артиллерийской подготовки наших и ответного артналета врага, ког­да, кажется, ходуном ходит земля, от рвущихся снарядов и мин земля и воздух как бы клубятся в адском вихре, вдруг все мгновенно стихло и наших подняли из тран­шей в наступление.

Вскоре советским солдатам пришлось выбивать немцев из одного села. Враг обрушил на нас пулеметно-минометный огонь, батальон якутянина понес сильные потери убитыми и ранеными, но все-таки село захватили. Дома деревни, подожженные врагом, догора­ли, жителей живых не было. Захватили несколько пленных немецких солдат.

Вечером, в виду потерь, батальон Г.Н. Новикова расформировали и создали роту, он стал автоматчиком. Дальше шли дни и ночи безостановочного наступления. Надо было не давать врагу передышки, возможности остановиться и закрепиться. И рота Г.Н. Новикова с боями шла и шла, не думая о сне, питаясь в основном трофеями вра­га. Немцы откатывались на запад. Пути их отступления были усеяны разбитыми тан­ками и орудиями. В воздухе стоял смрад от разлагающихся трупов и лошадей врага. Наверху почти всегда шел воздушный бой, падали, волоча дым, подбитые самолеты. Было жарко от пожарищ.

15 июля наши солдаты ползли по-пластунски во ржи, с заданием захватить дерев­ню. Сыпались на голову срезанные пулями колосья. И вдруг Георгий Николаевич по­лучил сильный удар в левое плечо, оказалось, пуля попала под лопатку. Затем лече­ние в госпитале в городе Камышов Свердловской области.

По излечении в 1943 году Камышовским райвоенкоматом отец был направлен в город Свердловск в учебный самоходный артиллерийский полк, где учился на навод­чика САУ-85. По окончании учебы, получив на "Уралмаше" самоходки, в составе от­дельного самоходного артполка № 1819 Г.Н. Новиков был отправлен на 2-ой Белорусский фронт. Уже в марте 1944 года полк вступил в отдельные схватки с пехотой и танками врага. В одном бою, выдвинувшись вперед, самоходка, где наводчиком был он, точным попаданием снарядов разрушила штабной блиндаж и подожгла отходя­щий бронетранспортер. Напиравшие с правого фланга несколько фашистских танков были подбиты мощным огнем полка, остальные отошли.

Понес жертвы и полк якутянина - оказались подбитыми три самоходки. За эти бои он был награжден медалью "За отвагу", которой он очень гордился, придавая ей ста­тус больше, чем даже ордену.

Большое наступление по освобождению Белоруссии началось летом 23 июня 1944 года. Полк Г.Н. Новикова с боями прошел через многие города и села Белоруссии с Востока до Запада. Самые основные из них - Бобруйск, Могилев, Минск, Барановичи, Белосток, Ломжа - это уже Польша.

До логова фашистского зверя отцу не удалось дойти. 25 августа 1944 года в одном из боев его тяжело ранило в левый тазобедренный сустав. Полечившись несколько месяцев в эвакогоспитале в городе Тамбове во второй половине января 1945 года, по­лучив инвалидность, отец был отправлен домой. По возвращении домой он вновь стал учительствовать. Когда заканчивался учебный год 1945-го, наступил День Побе­ды, и Георгий Николаевич встретил его на родной земле.

В 1945 году он назначается завучем Покровской средней школы, затем четыре года работал в Ойской неполной средней школе. В 1953 году, после окончания историко-фи­лологического факультета Якутского педагогического института, четыре года работал директором Покровской средней школы, а затем до осени 1963 года - учителем этой же школы. В 1963 году квалифицированного и опытного педагога назначают руководите­лем вновь открывающейся 8-летней школы № 2, где он двенадцать лет проработал ди­ректором до выхода на пенсию по старости, а после выхода на пенсию - четыре года воспитателем продленной группы, где он использовал свой богатейший опыт учителя и руководителя, а также опыт политической закалки. Надо сказать, Георгий Николаевич умел доводить свои слова до людей, ибо они звучали убедительно, четко и ясно.

За свои боевые заслуги и многолетнюю плодотворную работу Георгий Николаевич был награжден орденом Отечественной войны I степени, многими медалями, Почет­ной Грамотой Верховного Совета ЯАССР. Ему присвоено высокое звание заслужен­ного учителя ЯАССР. Он в 1953 г. был принят в члены КПСС, избирался депутатом районного и поселкового советов депутатов трудящихся.

Старейший педагог, заслуженный учитель ЯАССР, отдавший около шестидесяти лет своей трудовой деятельности делу обучения и воспитания нескольких поколений школьников, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Хангаласского улуса PC (Я) Георгий Николаевич Новиков скончался 1 февраля 1996 т. на 78-м году жизни, после продолжительной болезни.








































Страница 5. Счастье ветерана

Без остатка отдавали сердце,

душу,

А порою - жизнь.

Скольким детям подарили детство,

Грудью их от пули защитив.

1 Малтанский наслег находился вдали от центра, но и здесь жили счастливо, свобод­но. Выращивали хлеб, косили сено, было где и на кого поохотиться. А какие ысыахи справляли! На них пятнадцатилетний Егор Ильин не знал себе равных в беге, прыжках "ыстанга", "куобах". Равных ему не было в районе, успешно участвовал он и в республиканских спартакиадах. Окончив педучилище в 1939-ом, Егор Петрович стал учительствовать в родной школе. А тут война проклятая грянула.

Повестка пришла в июне 1942-го сразу 60 односельчанам. Попал на Ленинград­ский фронт. В составе 168-й стрелковой дивизии стал защитником города, носящего имя дорогого всем Ильича. Гитлеровцы предполагали захватить Ленинград не позднее июля 1941 года. Они достиг­ли его пригородов, но "главный город большевизма" не сдавался. Он стал первым городом, который фашист­ские войска не смогли захватить.

"В сентябре меня ранило, - вспо­минает Егор Петрович. - Постоянные обстрелы, бомбежки, голод терпели ленинградцы. Паек все уменьшался. Истощенные люди снабжали войска оружием, боеприпасами, военной техникой.

После выздоровления попал в стрелковую часть, в город Пушкино. Все еще шли оборонительные бои. Немцы пе­ребрасывали свои резервы, и к нам прибывали пополнения. Схватки были горячие, напряженные. Один за другим освобождали пригороды. Но Ленинград продолжал ос­таваться прифронтовым.

В январе опять ранение, госпиталь в Ленинграде, выздоровление, пересыльный пункт, оттуда - 144-й минометный полк Ленинградского фронта недалеко от Синявино. Враг все еще был сильным.

В апреле 1943-го был третий раз тяжело ранен. Госпиталя были переполнены. Тя­желораненых эвакуировали в тыл. Так оказался в Вологде, затем в Баку. Раны зажи­вали медленно. Медицинская комиссия признала не годным к дальнейшей службе. Вернулся домой инвалидом войны 2 группы", - заканчивает Егор Петрович. Вернулся домой и сразу стал в строй другого фронта - трудового. Опустели без мужчин наслега, мелким колхозам пришлось объединить силы. Лю­ди покинули и Малтанцы.

Но где бы ни пришлось жить Ильиным, везде нужен был учитель. 35 лет прора­ботал Егор Петрович учителем начальных классов. И в пожилом возрасте он оставал­ся с детьми, занимаясь краеведческой работой.

До выхода на пенсию Егор Петрович преподавал в Кыл-Бастахской восьмилетней школе № З. С большим уважением и любовью вспоминают выпускники тех лет своего учи­теля, преданного своему делу человека, великого энтузиаста, доброго и надежного друга.

Придавая большое значение воспитанию учащихся, Егор Петрович поставил пе­ред детьми задачу - составить летопись района. Глубоко вникая в историю развития своего края, школьники узнали те большие преобразования, которые произошли в республике, в стране за годы Советской власти. Так был создан в Кыл-Бастахской школе краеведческий музей, богатый материал собран в двух больших книгах, кото­рые бережно хранит учитель.






























Егор Петрович всегда был в окружении детей. Своими знаниями, энтузиазмом, упор­ством мог увлечь за собой любого ученика. Они уважали своего учителя за исключитель­ную порядочность и честность.






























Под его руководством ребята собирали воспоминания об участниках гражданской войны, тружениках тыла, о героизме якутян в годы Великой Отечественной войны, об из­вестных партийных и советских работниках. Все эти материалы были собраны и оформле­ны в тематические альбомы, которые легли в основу школьного краеведческого музея. Му­зей украшали также необыкновенные чучела птиц и зверей, сделанные самим учителем. Такого богатейшего краеведческого материала для музея тогда еще нигде не было.

















Учащиеся установили памятный столб на месте боя красных и белых


У найденного следопытами места захоронения Е.А.Фёдорова, комсомольца, героя Гражданской войны, убитого белобандитами в 1922 году


Благодаря Егору Петровичу Кыл-Бастахская школа в те годы всегда занимала призовые места в районных и республиканских туристических слетах, награждалась почетными грамотами, поощрялась ценными подарками, а одна из его учениц была премирована поездкой в Мо­скву на ВДНХ.

Для многих и многих выпускников жизненный путь Егора Петровича стал примером для подражания.

Всему научился Егор Петрович - делать макеты, чучела, фотографировать, оформлять. Трудолюбие учителя было достойно оценено. Он награжден Почетной грамотой прези­диума Верховного Совета ЯАССР, медалями "За трудовое отличие", "Ветеран труда" и другими. С особым чувством гордости носил Егор Петрович медаль "За оборону Ленинграда".

Для многих и многих выпускников жизненный путь Егора Петровича стал примером для подражания.















Страница 6. Учитель – воин-музыкант-организатор

А сколько вы потом повоевали,

Чтоб посеять разум, доброту,

Чтобы показать дорогу к свету,

Уничтожить без остатка тьму.



В сентябре 1958 года по решению исполкома Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся под № 191 от 28 августа 1958 года « О подготовке к открытию дней ЯАССР в п. Покровск», на основании приказа Совета Министров в п.Покровск была открыта музыкальная школа с тремя классами: фортепиано, скрипки и баяна с контингентом 35 учащихся. В программе обучения были и теоретические дисциплины. Работали 2 педагога - Костарев Петр Иванович и Катышева Римма Николаевна. Директором был назначен Костарев П.И.



Костарев Пётр Иванович – первый директор Покровской детской музыкальной школы, талантливый баянист, умелый дирижёр, педагог – теоретик. Ветеран ВОВ, фронтовиком приехал из г. Новосибирск по направлению Министерства культуры ЯАССР, был назначен директором Покровской детской музыкальной школы.

Костарев Петр Иванович родился 20 ноября 1926 года в деревне Нестерево Томской области Парабельского района. Его семья занималась сельским хозяйством, охотой и рыбалкой. С раннего детства ему приходилось много работать, помогать родителям в их нелегком труде, занимавшихся сенокосом, рыбалкой, охотой. выкорчевкой пней под сельхоз угодья. Он окончил школу- семилетку, и 19 сентября 1943 года был призван на фронт. Пройдя учебку, был направлен в Панфиловскую дивизию, где и воевал против немецких захватчиков.


В 1945 году был демобилизован и тут же призван на сверхсрочную службу в войска М.Г.Б. К тому времени ему было присвоено звание старшины и его направили в Прибалтику для борьбы с остатками фашистских банд.(Зеленых братьев). В одном из боев под г. Пярну Эстонской ССР был ранен и попал в госпиталь, в котором медицинской сестрой работала его будущая жена Мульд Ментина Оскаровна. Она за ним ухаживала, выходила его, и 24 июня 1948 года в местечке Абья-Палуае Эстонской ССР они зарегистрировали свой брак. После этого их направили в г. Ленинград для продолжения службы, но уже в спорт роту биатлонистом. За годы службы спортсменом он заработал много наград (почетных грамот, дипломов) и не только, как биатлонист , но и легкоатлет, и гимнаст.

Закончил он службу в г. Новосибирске 25 октября 1955 года. За фронтовые заслуги был награжден: орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией», значком Ворошиловский стрелок и другие. После демобилизации он наконец осуществил свою мечту детства стать музыкантом. Поступив в Новосибирское музыкальное училище и окончил его с красным дипломом. В 1958 году был направлен в Якутскую АССР п.Покровск Орджоникидзевского района. Где в том же 1958 году открыл детскую музыкальную школу и стал ее первым директором. У них родилось двое детей: сын Владимир и дочь Рита, которые так же, как и их отец, стали музыкантами. Сын и по сей день работает в той же школе, которую открыл отец, продолжая начатое им дело. Умер Петр Иванович в 1978 г. в п. Покровск.





Из воспоминаний Павловой Зинаиды Григорьевны – заслуженного работника культуры РС (Я), доцента, проректора по научно – методической работе, профессора Высшей Школы Музыки.

Мои воспоминания о музыкальной школе связаны с 1958г., годом открытия и первого набора. В один из осенних дней разнеслась новость по всему Покровску, что открывается музыкальная школа и набирают детей в возрасте от 7 до 12 лет. Мои родители, как и многие покровчане, естественно откликнулись на это событие: мама привела троих младших, т.е. меня и двух моих сестренок Свету и Галю. И что было для нее, прежде всего, удивительно, что всех нас троих приняли в музыкальную школу. По возрастам мы подошли к обучению в разных классах – Свету приняли в класс фортепиано, Галю определили на скрипку, а я, как самая старшая была принята в класс баяна. Возможно, залогом успеха было то, что нам с детства привили любовь к пению. Мы пели хором, дуэтом с сестрами. Поэтому на вступительных экзаменах не составило труда исполнить пионерскую песенку, простучать ритмические формулы, предложенные экзаменатором.

Моим первым учителем музыки стал директор Петр Иванович Костарев, прекрасный человек, внимательный и чуткий педагог. Он был человеком очень позитивным, инициативным. Благодаря его настойчивости здание музыкальной школы было расширено построением концертного зала. Петр Иванович преподавал практически все предметы, и специальные и теоретические, поэтому мои первые теоретические и практические познания были заложены им.

В одно время со мной учились Радомир Борисов, Раиса Пудова, Валентина Докторова, впоследствии избравшие профессию музыканта. В настоящее время Р.Борисов заслуженный деятель искусств РС (Я), доцент Арктического института; Р.Пудова преподаватель Магнитогорской консерватории и музыкального колледжа; В. Докторова - преподаватель Якутского музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова.

К сожалению, из-за отсутствия инструментов, мои сестры не доучились до конца. Безусловно, учиться музыке было сложно, но интересно. Для меня наиболее привлекательными были уроки хора, сольфеджио, теории, на которые я ходила с большим интересом. Очевидно, видя этот интерес, Петр Иванович посоветовал мне поступать в музыкальное училище на отделение теории музыки. Так я стала студенткой музыкального училища. И сегодня, став взрослым человеком, я испытываю чувство огромной благодарности Петру Ивановичу за то, что он принял участие в моей судьбе, музыкальной школе, за то, что дал мне возможность связать жизнь с музыкой.




Учителя-фронтовики – особая когорта русских педагогов. Это яркие, талантливые, чуткие люди, нетривиально мыслящие специалисты, общение с которыми оставило глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их тепло и с радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, учился у них. Сохранение памяти об учителях, прошедших Великую Отечественную, изучение их наследия – актуальнейшая задача, потому что сохраненные знания обогащают последующие поколения.



7 . Заключительная страница

Звучит песня «За того парня»


Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.

Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удастся никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.


Память, память, за собой позови

В те тревожные, далекие дни.

Ты героев ушедших сейчас оживи,

А живущим ныне юность верни.

Память! Память!

Ты же можешь, ты же должна

Стрелки на мгновенье повернуть

Мы хотим не просто вспоминать имена

Мы хотим в глаза им заглянуть

Память! Память!


Сегодня мы – дети, внуки, правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за мужество и стойкость, терпение и милосердие, за беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в Победу.



Об этой войне будут помнить всегда – недаром мы ведем отсчет лет, прошедших со дня ее начала, недаром, как всенародный праздник отмечаем день, ставший концом этой страшной войны.


Домашнее задание.

На выбор:

1.Отзыв о произведении о Великой Отечественной войне

2.Создание обложки журнала «Воины-учителя»


Подведение итогов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!