СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по русскому языку в 7-9 классах по книге Л.П. Крысина «Язык в современном обществе» в форме путешествия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: образовательная: повышать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по русскому языку в 7-9 классах по книге Л.П. Крысина «Язык в современном обществе» в форме путешествия»



«СЛОВО-ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

Л.Н. Толстой





Урок внеклассного чтения

по русскому языку в 7-9 классах по книге

Л.П. Крысина «Язык в современном обществе» в форме путешествия



Выполнила Белоусова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Курчатовского района Курской области

Курск 2012г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Название проекта

«СЛОВО-ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

Л.Н. Толстой

Урок внеклассного чтения по русскому языку в 7-9 классах по книге Л.П. Крысина «Язык в современном обществе» в форме путешествия


Руководитель проекта

Бабкина М.В.

Консультант проекта

Бабкина М.В.

Учебный предмет

русский язык

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

лингвистика, литература,

изобразительное искусство


Обучающиеся

7-9класса

Состав проектной группы


Белоусова Т.А.

Петрова Т.Е.


Тип проекта

исследовательский с элементами информационного.

Заказчики проекта

учителя русского языка и литературы МОУ «Никольская СОШ» Курчатовского района Курской области

Белоусова Т.А.

Петрова Т.Е.


Цель проекта: образовательная:
развивающая:
воспитательная:

повышать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать стремление расширять кругозор;
воспитывать гордость за свой родной язык.



Задачи проекта

- углублять и расширять знания, получаемые на уроках;

- показать связь языка с обществом: выявить функции, выполняемые языком; определить факторы, определяющие использование языка в современном обществе;

- показать, как использует человек многообразие языковых средств в повседневной жизни.

Вопросы проекта

1.Какова роль языка в человеческом обществе?

2.Как использует человек многообразие языковых средств в повседневной жизни?

3.Что составляет основу русского речевого этикета?


Необходимое оборудование

-портреты русских писателей и лингвистов;

-плакаты с высказываниями о русском языке;

-выставка книг о русском языке;

-мультимедийная презентация.


Аннотация

Урок – путешествие «Слово – дело великое» помогает в занимательной форме раскрыть роль языка в современном обществе, рассказать, как происходит социализация человека, донести до обучающихся мысль о том, что «…по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

Предполагаемый продукт

-лингвистическая газета по вопросам культуры речи;

-поэтический альманах «Стихи о русском языке»;

-сборник высказываний о русском языке;

-иллюстрации жестов;

-разработка урока – путешествия «Слово-дело великое».

Этапы работы над проектом

  1. Выбор необходимой литературы.

  2. Определение круга вопросов.

  3. Исследовательская работа: поиск необходимой информации.

  4. Продукт (конспект урока).

Распределение ролей в проектной группе

руководитель проекта и автор сценария Белоусова Т.А.

генератор идей Петрова Т.Е.



Слайд№1

Учитель Ребята, сегодня мы проводим необычный урок русского языка, а урок-путешествие по книге Л.П. Крысина «Язык в современном обществе», который мы назвали словами Л.Н. Толстого «СЛОВО-ДЕЛО ВЕЛИКОЕ».

Отправляясь в путешествие, каждый из вас получит « Путевой лист», который во время пути нужно будет заполнить, а по приезде на конечную станцию сдать на проверку.

Наши роли на уроке: начальник поезда (н.п.) Белоусова Татьяна Алексеевна;

помощник начальника поезда (п.н.п.) Петрова Тамара Евтифьевна,

проводники-исследователи (п.-и.)- обучающиеся 9 класса.

П.Н.П. До отправления нашего поезда осталось 30 секунд. Провожающие могут не покидать вагон. Приготовьте ручки для заполнения «Путевого листа».

П-И раздают «Путевые листы»

Н.П. Кто же такой Леонид Петрович Крысин? Чем интересна его книга?

Слайд№2

П.-И. Л.П. Крысин родился в 1935 году. Российский лингвист, доктор филологических наук. Место работы – институт русского языка имени В.В. Виноградова.

Закончил МГУ в 1958 году.

С1991 года главный научный сотрудник института русского языка имени В.В.Виноградова.

Слайд№3

Автор 250 научных работ: «Иноязычные слова в современном русском языке», « Язык в современном обществе», « Жизнь слова», « Толковый словарь иноязычных слов»,

« Русское слово, своё и чужое», « Язык в современном обществе».

Слайд№4

Н.П. Путешествуя по страницам этой интересной книги, попытаемся ответить на вопросы:

1) какова роль языка в современном обществе;

2) какие функции выполняет язык;

3)какие факторы определяют использование языка в обществе - в социальной или профессиональной группе;

4) что такое «правильный» и «неправильный» язык;

5) каков язык жестов, и на некоторые другие.

Помогут нам в этом проводники-исследователи, которые, готовясь к уроку, провели определённую исследовательскую работу, узнали много интересного и хотят поделиться с вами своими знаниями.

Представляем исследователей.

Обратите внимание на плакаты, подготовленные вашими товарищами, с высказываниями знаменитых людей о русском языке.

Прочтите их выразительно. Наиболее понравившиеся запишите в «Путевой лист»

Слайд№5

Особое внимание я хочу обратить на слова К. Д. Ушинского: « В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ».

Слайд№6

П.Н.П. Наш поезд прибыл на станцию « Историческая» по главе «Язык и человеческое общество.»

Из всех живых существ только человек одарён

речью.

АРИСТОТЕЛЬ

П-И. Мы привыкли к мысли, что язык – это важнейшее средство общения и мышления, однако Л. П. Крысин расширяет это понятие и утверждает, что язык – не просто средство или орудие мышления, а особая система знаков, служащая человеку для мышления и для передачи разнообразной информации и существующая только в человеческом обществе.

КАК ЖЕ ВОЗНИК ЯЗЫК?

Слайд№7

Автор поясняет: возникновение и формирование языка происходило в человеческом обществе, пусть примитивном, но уже ощущавшем две настоятельнейшие потребности: мыслить и общаться.

Слайд№8

Язык возник как средство, удовлетворяющее эти потребности. Но можем ли мы сказать, что язык – продукт сознательного творчества отдельных людей? Конечно, нет. Язык формировался как результат многовековой совместной деятельности наших далёких предков и связанной с ней постоянной необходимостью контакта, общения. ИТАК, появление человеческой речи обусловил сложный комплекс биологических и социальных причин и обстоятельств.

Поэтому можно сделать вывод, что язык нужен не просто человеку, индивиду, а социальному человеку, он необходим обществу людей, так как обслуживает две потребности: мыслить и общаться. Функции языка, которые удовлетворяют эти важнейшие человеческие потребности, является социально наиболее важным.

Н.П. В « Путевом листе» запишите ответ на вопрос.

Слайд№9

П.Н.П. Наш поезд прибыл на станцию « Познавательная» по главе « Речевое общение» (« Путь в общество»).

Слайд№10

Создаёт человека природа, но развивает и образует его

общество.

В. Г. Белинский.

П-И. С ЧЕГО ЖЕ НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ?

Процесс социализации, как утверждает Л. П. Крысин, начинается с овладения речью данной социальной среды, нормами речевого поведения , свойственными этой среде. Исследуя этот вопрос, я узнал много интересного. В частности, произносить звуки и слова и понимать то, что говорят окружающие, ребёнок учится в человеческом обществе. Если же в самом раннем возрасте изолировать его от людей, то речь у него не будет развиваться. Больше того, по своему поведению и движениям этот ребёнок ничем не будет напоминать человека. В том, что это так, учёные убедились на примере людей, которые с раннего возраста росли в обществе животных.

Однажды (это было в 1920 году) индийский миссионер нашёл в джунглях, в волчьем логове, двух девочек разного возраста: восьми и полутора лет. Каждая из девочек была похищена волчицей сразу после рождения. Хотя оба ребенка обладали физическими свойствами, присущими человеку, они вели себя во многом подобно волкам: передвигались на четырёх ногах, могли есть только молоко и сырое мясо, прежде чем взять в рот пищу, тщательно обнюхивали. Дети хорошо видели в темноте, боялись огня и способны были чуять запах свежего мяса на расстоянии до 70 метров. Единственный звук, который каждая из девочек могла издавать, был волчий вой. Девочки не умели смеяться, у них не были развиты жесты и мимика, обычные для детей их возраста.

Младшая, Амалия, вскоре умерла, так и не приспособившись к новым условиям существования. А старшая, Камала, прожила до 1929года, находясь постоянно под наблюдением врачей и психологов. За всё это время она выучила не более 30 слов, научилась понимать простые команды и отвечать «да» и «нет».

Этот случай свидетельствует о том, что приобщение человека к себе подобным начинается с очень раннего возраста. А в течение всей жизни происходит непрерывный процесс его адаптации, приспособления к окружающим людям, и прежде всего через язык

. Слайды№11, 12, 13,14

Н.П. Наш поезд проследует до станции «Нормативная». А вы не забудьте ответить на очередной вопрос « Путевого листа».

Слайд№15

П.Н.П. Наш поезд прибыл на станцию «Нормативная» по главе «Язык и человеческое общество» («Норма»).

Слайд№16

П-И. Часто можно слышать: ты говоришь неправильно.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРАВИЛЬНАЯ И НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ? Говорить правильно – значит, говорить на литературном языке, который хорошо приспособлен для самых разнообразных задач общения.

Слайд№17

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – ЭТО НОРМИРОВАННЫЙ ЯЗЫК. Именно норма определяет, что правильно, а что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как «законные» и отвергает другие; важно, что норма – это не только рекомендации и запрет, но и возможность выбора, отбора: в одних условиях общения человек выбирает одни языковые средства, а в других – иные…

Языковые нормы никем не придуманы, объективно сложились в результате многовековой практики людей. В развитых литературных языках норма остаётся неизменной на протяжении сравнительно больших отрезков времени.

Литературные языки складываются на основе народной речи во всём её многообразии. Из языка народа выбирается наиболее ценный, выразительный материал: слова, конструкции, отдельные обороты. Роль такого отбора хорошо понимал ещё В. И. Даль.

Слайд№18

(ПРОЕЦИРУЕТСЯ портрет В. И. Даля и его высказывание )

«…вовсе не утверждаю, будто вся народная речь, ни даже все слова речи этой должны быть внесены в образованный русский язык: я утверждаю только, что мы должны изучить простую и прямую русскую речь народа и усвоить её себе, как всё живое усвояет себе добрую пищу и претворяет её в кровь и плоть…».

Слайд№19

П.-И. Рассказывает о В. И. Дале.

Владимир Иванович Даль (1801-1872г.) Сын врача. Учился в Морском корпусе. Окончил медицинский факультет в Дерпте. В 40-50г. Занимал крупные бюрократические посты в министерстве иностранных дел. Был другом А. С. Пушкина. Самая большая заслуга – два научных сборника – «Пословицы русского народа» и « Толковый словарь живого великорусского языка», над которым он работал более 40 лет.

Слайд№20

Н.П. Мы направляемся к станции «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ…» по главе « Речевое общение» ( «Необходимая вежливость», « Формулы вежливости»). А вы продолжайте заполнять «Путевой лист».

П.Н.П. Вы едете в ПОЕЗДЕ. К вам обращается незнакомая женщина:

- Простите, Вы не скажете, во сколько наш поезд прибывает на станцию «Театральная»?

- Объясните, почему женщина сказала «простите»? За что она просила прощения?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ.

№1. Она не просила прощения в буквальном смысле слова, этим словом она пыталась привлечь к себе внимание.

№2. А я думаю, что женщина обратилась к пассажиру со словом «простите», которое может означать «простите, что отнимаю у вас время».

П.Н.П. Совершенно верно! Это одна из формул вежливости. Обращаясь с просьбой – к знакомому, а тем более к незнакомому человеку,- мы непременно добавляем одну из формул вежливости, а иногда и несколько сразу: пожалуйста, будьте добры, не откажите в любезности; благодаря за оказанную услугу, произносим: спасибо, я вам очень признателен, благодарю.

В каждом обществе вырабатываются особые формы общения, которые помогают человеку вести себя так, как этого требуют культурные и нравственные традиции данного коллектива.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ – КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТ КУЛЬТУРНЫХ ЛЮДЕЙ.

Слайд№21

Н.П. До прибытия на станцию «Театральная» осталась 1 минута. Не забудьте сделать очередные записи в «Путевом листе».

Слайд№22

П.Н.П. Станция «Театральная» по главе «Речевое общение» («Как в театре»)

Слайд№23

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы – уходы. И каждый не одну играет роль. У. Шекспир.

Вашему вниманию предлагается инсценировка по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Слайд№24

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

- Что произошло с тонким?

-Почему он так изменился?

-Что с его голосом?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ.

Он узнаёт, что толстый стал тайным советником. Две звезды имеет! И всё мгновенно меняется - весь облик тонкого, а речь приобретает лакейский оттенок.

П.Н.П. Этот пример наглядно показывает, что речь человека в сильной мере обусловлена тем, какую социальную роль он играет.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Мы привыкли употреблять слово «роль» по отношению к актёрам. Играть, исполнять чью – то роль – значит, не быть самим собой, а на время принимать образ другого человека. Но, оказывается, роли исполняются не только в театре, но и в жизни.

ЧЕЛОВЕК ВНЕ ОБЩЕСТВА НИКАКИХ РОЛЕЙ НЕ ИГРАЕТ!

Робинзон Крузо, герой книги Д.Дефо, на необитаемом острове долгое время оставался наедине с собой: строил ли он жилище, долбил ли лодку или охотился. И только с появлением Пятницы он начинает играть роли – спасителя, затем господина, воспитателя, учителя и друга. Роль потому и называется социальной, что она возможна только в обществе людей, в социальном коллективе.

Социальная роль находится во взаимодействии с другой, переменной, обусловливающей речевое поведение – с ситуацией. Та роль, которую играет человек в определённой ситуации, диктует ему выбор и употребление наиболее подходящих для этой роли языковых средств.

Н.П. Через 3 минуты наш поезд прибывает на станцию «Невербальная». За это время постарайтесь ответить на очередные вопросы «Путевого листа».

Слайд№25

Н.П. СТАНЦИЯ «НЕВЕРБАЛЬНАЯ» по главе «Слово и жесты»

Поговорим без слов!

Слайд№26

Слайд№27

Кроме слов, можно было бы мысли изображать через разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела, как пантомимы на театрах представляют.

М. В. Ломоносов.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ОБЩЕНИЕ»? «ВЕРБАЛЬНОЕ»? «НЕВЕРБАЛЬНОЕ»?

Слайды №28 ,29

Вашему вниманию предлагается ПАНТОМИМА «Встреча друзей».

Вы поняли, о чём идёт речь?

ИМПРОВИЗАЦИЯ.

Желающим предлагается с помощью жестов

№1) объясниться в любви,

№2) объяснить учителю свою неподготовленность к уроку.

П.-И. Читая книгу Л.П. Крысина, я узнал много интересного, и хочу поделиться с вами приобретёнными знаниями. Оказывается, у разных народов РАЗНЫЕ жесты служат для выражения одного чувства (например, удивления), а одно и то же движение рук может обозначать разное – от гнева до изумления.

Например, у итальянцев приняты жесты, совсем неизвестные другим народам: руки над головой обозначают недоумённо – возмущённый вопрос: «Что вы хотите?!» Движение вытянутого большого пальца ко рту значит: «Здорово!»

Японцы, говоря о себе, показывают не на грудь, как русские, а на нос.

Китайцы хлопают руками от горя или разочарования, а от радости царапают себе щёки и уши.

Высунутый язык для европейца – это знак подразнивания, а в Древнем Китае он означал угрозу, в Индии – гнев.

Слайды№30, 31, 32,33, 34

Задание.

ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ.

КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ЖЕСТОВ?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ.

Жесты – помощники слов.

Н.П. Заканчивайте заполнять « Путевые листы».

Слайд№35

Наш поезд приближается к станции «Конечная».

Слайд№36

Н.П. Станция «Конечная».

Н. П. Приготовьте «Путевые листы». Проверим, как вы справились с заданием.

ПРОЕЦИРУЮТСЯ ВОПРОСЫ.

Учащиеся (2 – 3) зачитывают ответы на вопросы «Путевого листа».

Слайд№37

Н.П. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы.

№1. КАКОЙ МАТЕРИАЛ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА ПОКАЗАЛСЯ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ?

№2. ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЕЩЁ УЗНАТЬ О РОЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

№3.ПРОЧТИТЕ ПОНРАВИВШЕЕСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Н.П. В заключение я хочу обратить ваше внимание на высказывание Д.С. Лихачёва, человека, которого называют «совестью эпохи», о русском языке

Слайд№38

«Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли формируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

Многие писатели и поэты в своих произведениях говорили о роли русского языка, подчёркивали его красоту.

«БЕРЕГИТЕ ЧИСТОТУ ЯЗЫКА КАК СВЯТЫНЮ!... РУССКИЙ ЯЗЫК ТАК БОГАТ И ТАК ГИБОК, ЧТО НАМ НЕЧЕГО БРАТЬ У ТЕХ, КТО БЕДНЕЕ НАС», - писал И.С. Тургенев.

Слайд№39

ПОСЛУШАЙТЕ В ИСПОЛНЕНИИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО», КОТОРЫМ РУКОВОДИТ БЕЛОУСОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА, СТИХИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

КРУЖКОВЦЫ ЧИТАЮТ СТИХИ (3 – 4).

Н.П. За подготовку к уроку и помощь в его проведении оценки получают ПРОВОДНИКИ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ, обучающиеся, наиболее активно работавшие на уроке.

Н.П. Ребята, надеемся, что этот урок оставит след в вашей душе.

Слайд№40

Выберите себе вариант  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

№1.ПОДГОТОВИТЬ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ «РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ».

№2.НАПИСАТЬ ЗАМЕТКУ В ГАЗЕТУ «СЛОВО – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ».

№3.СОСТАВИТЬ СБОРНИК СТИХОВ (АЛЬМАНАХ) О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

№4.ОФОРМИТЬ ПОДБОРКУ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

№5.СОЧИНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Н.П. На выполнение задания вам даётся 1 неделя.

Слайд№41

Спасибо всем. Покидая класс, не забывайте свои вещи. Урок – путешествие окончен.

. Слайд№42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗИМНЕВА, О.Н. Методика подготовки и проведения уроков внеклассного чтения по русскому языку. – Комитет образования и науки Курской области КИНПО (ПК и ПП) СОО, г. Курск,2010.

КРЫСИН, Л.П. Язык в современном обществе. – М.: Русское слово, 2010

КРЫСИН, Л.П. Жизнь слова. – М.: Русское слово, 2010

КОСИВЦОВА, Л.И. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград: Издательство «Учитель» 2008.

Организация внеклассной работы по русскому языку.// Под редакцией С.В. Водолазьковой. – М.: Просвещение, 2008.

Чаплыгина, И.Д. и др. организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 1999.

ПИЗ АЛЛАН, Язык жестов .

Материалы интернет – сайтов: Фестиваль педагогических идей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!