«Красота родного края в произведениях поэтов Кабардино – Балкарии»».
Цель: Продолжить знакомство с поэтами нашего края, учить детей понимать поэзию, любить и восхищаться ею;
прививать любовь к Родине, к людям, проживающим в нашей республике;
пробуждать в детях желание и стремление служить верно своему Отечеству.
Оборудование: портреты поэтов и писателей КБР; выставка книг по теме урока; фонограмма записи песни «Мой край», DVD проигр.; компьютер (презентация к уроку); индивидуальные сборники стихотворений поэтов КБР; рабочие тетради по литературному чтению.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя:
(1слайд) Тема нашего урока «Красота родного края в произведениях поэтов Кабардино - Балкарии».
У каждого человека есть родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, прекрасным, родным.
Наша Кабардино – Балкария расположена на живописной и богатой земле, начинающейся от высочайшей вершины Кавказа Эльбруса и кончающейся там, где Терек неторопливо несёт свои воды по равнине. (2слайд) Кабардино - Балкария» - край белоснежных гор и зелёных долин, синева неба, вечное безмолвие камня и весёлый звон ручьёв. С давних времён здесь живут кабардинцы и балкарцы, русские и украинцы, и другие народности, живут как добрые соседи, как хорошие друзья. В настоящее время в нашей республике печатаются книги, газеты и журналы на трёх языках: кабардинском, балкарском и русском, на трёх языках ведётся трансляция по телевидению. Славные поэты нашей республики воспевают красоту и величие родного края.
Кабардино-Балкария! В этот край были влюблены А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Толстой и Грибоедов. Увидев эту землю однажды, никто не может не влюбиться. Гордостью кабардинцев и балкарцев являются писатели и поэты Алим Кешоков, Бекмурза Пачев, Кязим Мечиев, Адам Шогенцуков, Кайсын Кулиев, Инна Кашежева, Керим Отаров и многие другие. Подлинная поэзия, стихи и песни наших поэтов, композиторов хорошо знают не только в республике: они звучат по московскому радио и телевидению, их читают любители поэзии нашей многонациональной страны. Стихи наших поэтов – это жизнь нашего солнечного края, это дела наших современников. Поэзия делает человека прекраснее, учит ярче чувствовать, любить всё окружающее нас. Давайте же совершим путешествие в эту удивительную страну – поэзию.
Мы познакомимся с поэтами нашей республики, будем читать стихотворения, узнавать о жизни и деятельности наших поэтов-земляков, ещё раз убедимся в том, как прекрасна наша земля - Кабардино-Балкария.
Балкарский поэт Кайсын Кулиев – человек трепетно любящий жизнь, ему присуждена государственная премия РСФСР имени М.Горького.
В стихотворениях Кулиева слышно журчание рек и чувствуешь свежесть зелёной травы, любуешься красотой заснеженных гор и бескрайних равнин.
Ученик: (стихотворение К.Кулиева). 3-слайд-Водопад
Я воду пил, текущую из скал, что пахнет мокрой ягодой в ущелье
И стоя над водою, замечал: горели искры на боку форели.
Текущую меж скал я воду пил и ощущал мороз её истоков.
Я воду пил и набирался сил и приобщался к мудрости высокой.
II. Работа над новым материалом.
1.Рассказ учителя: До 1917года кабардинцы и балкарцы не читали и не писали на родном языке потому, что не было своей письменности и алфавита.
Среди кабардинцев и балкарцев были такие, которые слагали замечательные стихи, рассказывали старинные легенды, передавали предания о нартах, сочиняли песни. Только при советской власти они смогли учиться грамотности. Два прославленных народных певца: кабардинец Бекмурза Пачев и балкарец Кязим Мечиев являются основоположниками кабардинской и балкарской поэзии.
Ученики читают стихотворения:
Ученик: Кязим Мечиев - «Мы 4-слайд (Природа КБР)
Земля моих предков – Моя Кабарда,
Люблю я тебя и горжусь я тобой,
Всей жизнью своей и всем счастьем
Я слит неразрывно с твоею судьбой.
Прославлена доблесть джигитов твоих,
Твои скакуны, словно ветер быстры.
И взором сады не охватишь, а в них,
Как в сказке, несчётны дары.
Связала нас дружба, мы трудимся, строим,-
Дружны кабардинец и русский всегда.
Живёт под счастливой кремлёвской звездою
Средь братских республик Моя Кабарда.
2. Учитель: Столица КБР - Нальчик. Город окружён дугой гор. Такое расположение вершин напоминает подкову. Отсюда красивое название – Нальчик. Маленькая подкова приносит счастье горожанам и гостям. Жители и гости столицы наслаждаются горным воздухом, обилием солнечных дней. Сегодня Нальчик – город новостроек, город – парк, город – курорт. 8 сентября – день рождения республики. Ежегодно многонациональная республика отмечает этот праздник. Основную массу населения составляют кабардинцы, балкарцы, русские. Весело и дружно живут наши народы. Горожане очень любят и гордятся своей столицей.
Ученик: Адам Шогенцуков «Мой город».- 5 слайд « Мой Нальчик»
Будто бы подковой счастья, он хребтами окружён.
Я встречал счастливых часто, выйдя на лесистый склон.
Люди едут к нам лечиться, Нальчик, любишь ты гостей,
Город – сад, моя столица, младший брат Москвы моей.
Учитель: У большинства из нас город Майский - это наша малая Родина.
Ученик: Амирхан Шомахов - «Пушкинский дуб» 6 слайд
Правда ль это или сказка, но сомнений нет,
Что наш славный край кавказский посетил поэт.
И глядя на дуб ветвистый, на тенистый кров,
Так и слышишь голос чистый, пушкинских стихов.
Это Пушкин дал величье дереву тому
И, как нам велит обычай – поклонись ему!
3. Учитель: У нас в городе есть много местных поэтов: Бариева Людмила Ивановна, Дьякова Раиса Ивановна , Людмила Георгиевна Меркулова, Алексей Дербаба и многие другие. 7слайд
Ученик: стихотворение Л.И.Бариевой «Город родной» из книги «Зигзаги удачи»: 8слайд ( Майский)
Кто побывал здесь один только раз, тот никогда не забудет,
Майский родной мой, милый такой, он молодым всегда будет.
Мирное небо, цветёт всё кругом, слышатся песни и смех,
Майское солнце теплом и добром, щедро одарит нас всех.
Где бы ни были, снова сюда, в город наш сердцем стремимся.
Да, есть на свете ещё города, но в Майский нельзя не влюбиться!
4.Учитель: Зубер Тхагазитов – талантливый кабардинский поэт, ему присуждена премия Ленинского комсомола Кабардино – Балкарии. В его стихах много сердечности. Подкупает теплота, любовь к родному краю. Кабардино – Балкария славится своим гостеприимством. У гостей республики вызывает восхищение красивые пейзажи, пещеры, скалы, редкие растения и животные.
Ученик: Зубер Тхагазитов «Родная земля» 9слайд -10
Земля моя, любовь твоя, как милость!
А для своей и слов мне не найти.
О, если б ты в объятья поместилась,
Я б взял тебя, прижал тебя к груди…
Всем, что я есть, тебе обязан я,
И где бы ни был я, и что со мной ни будет,
Из сердца не уйдёшь ты, чёрная земля,
Ты, белым молоком вспоившая меня….
5. Учитель: С каждым годом в нашей республике появляется всё больше и больше талантливых поэтов и писателей. Стихи наших поэтов читают и любят не только у нас, но и далеко за пределами нашей республики.
-А кто из поэтов Кабардино-Балкарии полюбился вам? Чьи стихотворения вы с удовольствием читаете?
(Дети читают отрывки стихотворений из книг, взятых в библиотеке города, работа в группах( обмен сборниками); рассказывают о родном крае).
III. Закрепление нового материала.
(Чтение стихотворений наизусть из сборников стихотворений поэтов КБР, принесённых учениками).
1.Ученик: - Алим Кешоков – «Горные вершины» 11слайд:
Как будто подпирая небеса, стоят грядою горные вершины,
До их снегов взбираются леса, а из снегов рождаются стремнины.
У всех вершин свой облик дорогой, и спутать их нельзя ни в коем разе. Одна гора известнее другой, как будто бы поэты на Кавказе.
Ученик: Инна Кашежева «Родина» 12 слайд
Нет, не по привычке, а по крови
Я люблю, хотя живу вдали,
На горах - извечные покровы,
На горянках – шали до земли.
В беспокойстве, как в снегу, по брови,
Создают они судьбу мою…
И не по приказу, а по крови
Родине себя я отдаю!
Ученик: Керим Отаров - «Земля родная» 13слайд:( Реки КБР)
Мир широк, а Отчизна – огромная,
Зной, метелица, розы и снег,-
Золотая, гористая, ровная
С тёмно-синими жилками рек.
Рощи милые, светлые просеки,
Я вас в детстве, любя, рисовал…
….Побывал я на юге и севере,
Государство своё колеся,
Только всё ж без тебя, как без сердца,
О Балкария, жить мне, Нельзя!
Ученик: Кайсын Кулиев -« Горные вершины» 14слайд
Веков седыми старожилами считаю я вершины гор,
И горько мне, когда вершинами в мой адрес высказан укор.
В близи вершин вольнее дышится, я это знаю не один.
И откровеннее нам пишется вблизи вершин, вблизи вершин.
Вы, подарив мне ястребиную, заоблачную высоту,
Вдохнули в грудь неистребимую о восхождении мечту.
Я вас люблю, мои суровые, за похвалу и приговор,
Наставники седоголовые, вершины гор, вершины гор.
2. Учитель: Адам Шогенцуков - народный поэт Кабардино – Балкарии. В своих поэтических произведениях он воссоздаёт неповторимую красоту родных гор, рек и ущелий, рисует картины труда и жизни соотечественников.
Ученик: Адам Шогенцуков - «Весна» 15слайд (Весна в горах)
Идёт весна, нежна, чиста, чтоб всё живое возродилось.
Идёт весна, чтоб красота на всей планете утвердилась.
Повсюду веет новизной, и оперением фазаньим
Блестит заря, и мир земной волшебным кажется сказаньем.
А ты, что рос в её тепле, её дарами обладая,
Что сделал ты, чтоб на земле весна цвела, не увядая?
Ученик: - Адам Шогенцуков -«Моя земля». 16слайд (КБР)
Тобой, родная Кабардино - Балкария, живу, горя!
Я знаю: ты беловершинна снегами вечными не зря.
Всегда видна за небесами твоих мне взоров глубина.
Ещё броваста ты лесами, озёрами озарена.
На плечи давит свет тяжёлый во мгле мерцающих садов.
И тяжелы твои подолы от пламенеющих плодов.
В долинах свежести нарзанной легко и радостно дышать.
Здесь роз покой благоуханный, здесь красота и благодать
3. Учитель: Максим Геттуев - балкарский поэт, писал не только об устремлённых ввысь снежных вершинах, но и о возвышенности человеческого духа, о самоотверженности воинского и трудового народа.
Ученик: Максим Геттуев -« Вечный пленник высоты». 17слайд
Вокруг, от края и до края, как частокол – за пиком пик.
С утёсов, силу набирая, летит поток, студён и дик.
В снегах, безмолвных, белопенных, величественны и чисты
Вершины гор. Я – вечный пленник
Их первозданной красоты, я – вечный пленник высоты.
Люблю я мшистые поляны, озёр густую синеву,
И плес речной, и цвет багряный садов, роняющих листву.
Необозрим простор, а всё же нет в мире ничего дороже.
Чем островерхие хребты.
Я - вечный пленник высоты, я – вечный пленник высоты.
Ученик: Максим Геттуев – «Кавказские горы» 18слайд (Горы)
Кавказские горы – вершины, вершины,
Таящие думу и ночи, и дни.
Лежит на них небо, но как исполины,
Под ношей тяжёлой не гнутся они.
Следы на камнях – как условные знаки
Я древнюю повесть читаю по ним.
3. Учитель: Ребята, что является основной достопримечательностью нашего родного края? (гора Эльбрус).
А что вы можете рассказать о нём? (ответы детей).
Да, действительно, это самая высокая гора, её называют «горой счастья»,считали, что стоит посмотреть в сторону снежного великана, произнести свои желания и они обязательно сбудутся.
Ученик: Кайсын Кулиев «Эльбрус»- 19слайд
Ты - мечта людская, что на крыльях
Высоко под небо вознеслась.
Горцы бога своего молили, в сторону твою оборотясь.
И порою нам в чужих селеньях
По ночам твои вершины снились,
И тогда – пусть только на мгновенье –
Наши беды легче становились.
4. Учитель: Да, удивительно красив и богат наш край Кабардино – Балкария. И как крупная жемчужина в драгоценной оправе Кавказских гор сверкает своим великолепием седоглавый Эльбрус. И действительно, Эльбрус – наша гордость, наша краса, он вошёл в число «7 чудес света» и мы гордимся этим.
Дьякова Раиса Ивановна - заслуженный учитель школ Кабардино – Балкарии, ветеран педагогического труда, бывший учитель иностранного языка нашей школы, воспитывала детей в духе любви к своей Родине и в дружбе с детьми всех стран и национальностей через Клубы интернациональной дружбы, фестивали, встречи и дружескую переписку. Стихи Дьяковой Раисы Ивановны любят дети и взрослые, их читают в детских садах и школах, поют песни о школе и дружбе. Её поэтические строки – путь в светлое, доброе, чистое.
Ученик: Раиса Дьякова «Майские зори» 20слайд
Ты проснись ранним утром на зорьке, выйди к терским крутым берегам.
И полыни вдохнув запах горький, ты поймёшь и оценишь всё сам.
Ой, вы, зори, вы Майские зори, в сердце льётся ваш трепетный свет!
Ой, вы, горы, Кавказские горы, в нежной дымке Эльбрус и Казбек!
Ручеёк и звенит, и смеётся, в ожидании нового дня.
В его песенке светлой поётся, как прекрасна родная земля.
Просыпается город наш Майский, умолкают в лесу соловьи!
Оживают волшебные краски исцеляющей силы любви!
5. Учитель: Предоставляю слово ученице нашего класса - Мислишаевой Мадине, которая прочитает собственные стихотворения: «Закат» и «Нальчик», которые были опубликованы в детском журнале «Солнышко». (показ журнала с публикацией стихотворения).
«Нальчик» - Мислишаева Мадина (ученица МОУ СОШ№2)
Зачем дорога в путь зовёт?
Ведь я и здесь так счастлив,
И ни один из городов не превзойдёт
Наш милый город Нальчик!
«Закат» - Мислишаева Мадина (ученица МОУ СОШ№2)
Жди ясного на завтра дня:
Стрижи мелькают и звенят,
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарён закат.
6. Учитель: КБР – удивительная республика. Здесь есть всё: и горы с глубокими ущельями, с огромными ледниками, альпийскими лугами, и прекрасные леса. Любите свой край, познавайте его. И пожалуй не найдёшь такого человека, который бы не знал и не любил песни о родном крае.
Поэзию гор снова и снова можно слушать в стихах и песнях, воспевающих любовь к Родине. Пусть это небольшое приобщение к поэзии не пройдёт для нас бесследно, а зародит в наших сердцах глубокую любовь к родному краю. Давайте исполним все вместе песню « Мой край» слова В.Некрасова, музыка Н.Пахомова: (исполняют песню) 21слайд
IV. Итог урока.
Учитель:
-Какие чувства вызывает у вас этот урок по отношению к нашему родному краю?
Работа в тетрадях по литературному чтению:
-Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
V.Домашнее задание:
-подготовить наизусть стихотворения поэтов КБР;
-подготовить для конкурса рисунков иллюстрации на тему «Моя малая Родина».
Приложение1.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/07/s_5aa04159dc21b/850814_1.jpeg)
8