СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по теме: "Красота родного края в произведениях поэтов КБР" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного  чтения по теме: "Красота родного края в произведениях поэтов Кабардино - Балкарии", 4 класс.  Подборка стихотворений поэтов, воспевающих красоту Кабардино - Балкарии.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по теме: "Красота родного края в произведениях поэтов КБР" 4 класс»

«Красота родного края в произведениях поэтов Кабардино – Балкарии»».


Цель: Продолжить знакомство с поэтами нашего края, учить детей понимать поэзию, любить и восхищаться ею;

прививать любовь к Родине, к людям, проживающим в нашей республике;

пробуждать в детях желание и стремление служить верно своему Отечеству.

Оборудование: портреты поэтов и писателей КБР; выставка книг по теме урока; фонограмма записи песни «Мой край», DVD проигр.; компьютер (презентация к уроку); индивидуальные сборники стихотворений поэтов КБР; рабочие тетради по литературному чтению.


Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя:

(1слайд) Тема нашего урока «Красота родного края в произведениях поэтов Кабардино - Балкарии».

У каждого человека есть родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, прекрасным, родным.

Наша Кабардино – Балкария расположена на живописной и богатой земле, начинающейся от высочайшей вершины Кавказа Эльбруса и кончающейся там, где Терек неторопливо несёт свои воды по равнине. (2слайд) Кабардино - Балкария» - край белоснежных гор и зелёных долин, синева неба, вечное безмолвие камня и весёлый звон ручьёв. С давних времён здесь живут кабардинцы и балкарцы, русские и украинцы, и другие народности, живут как добрые соседи, как хорошие друзья. В настоящее время в нашей республике печатаются книги, газеты и журналы на трёх языках: кабардинском, балкарском и русском, на трёх языках ведётся трансляция по телевидению. Славные поэты нашей республики воспевают красоту и величие родного края.

Кабардино-Балкария! В этот край были влюблены А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Толстой и Грибоедов. Увидев эту землю однажды, никто не может не влюбиться. Гордостью кабардинцев и балкарцев являются писатели и поэты Алим Кешоков, Бекмурза Пачев, Кязим Мечиев, Адам Шогенцуков, Кайсын Кулиев, Инна Кашежева, Керим Отаров и многие другие. Подлинная поэзия, стихи и песни наших поэтов, композиторов хорошо знают не только в республике: они звучат по московскому радио и телевидению, их читают любители поэзии нашей многонациональной страны. Стихи наших поэтов – это жизнь нашего солнечного края, это дела наших современников. Поэзия делает человека прекраснее, учит ярче чувствовать, любить всё окружающее нас. Давайте же совершим путешествие в эту удивительную страну – поэзию.

Мы познакомимся с поэтами нашей республики, будем читать стихотворения, узнавать о жизни и деятельности наших поэтов-земляков, ещё раз убедимся в том, как прекрасна наша земля - Кабардино-Балкария.

Балкарский поэт Кайсын Кулиев – человек трепетно любящий жизнь, ему присуждена государственная премия РСФСР имени М.Горького.

В стихотворениях Кулиева слышно журчание рек и чувствуешь свежесть зелёной травы, любуешься красотой заснеженных гор и бескрайних равнин.

Ученик: (стихотворение К.Кулиева). 3-слайд-Водопад

Я воду пил, текущую из скал, что пахнет мокрой ягодой в ущелье

И стоя над водою, замечал: горели искры на боку форели.

Текущую меж скал я воду пил и ощущал мороз её истоков.

Я воду пил и набирался сил и приобщался к мудрости высокой.

II. Работа над новым материалом.

1.Рассказ учителя: До 1917года кабардинцы и балкарцы не читали и не писали на родном языке потому, что не было своей письменности и алфавита.

Среди кабардинцев и балкарцев были такие, которые слагали замечательные стихи, рассказывали старинные легенды, передавали предания о нартах, сочиняли песни. Только при советской власти они смогли учиться грамотности. Два прославленных народных певца: кабардинец Бекмурза Пачев и балкарец Кязим Мечиев являются основоположниками кабардинской и балкарской поэзии.

Ученики читают стихотворения:

Ученик: Кязим Мечиев - «Мы 4-слайд (Природа КБР)

Земля моих предков – Моя Кабарда,

Люблю я тебя и горжусь я тобой,

Всей жизнью своей и всем счастьем

Я слит неразрывно с твоею судьбой.

Прославлена доблесть джигитов твоих,

Твои скакуны, словно ветер быстры.

И взором сады не охватишь, а в них,

Как в сказке, несчётны дары.

Связала нас дружба, мы трудимся, строим,-

Дружны кабардинец и русский всегда.

Живёт под счастливой кремлёвской звездою

Средь братских республик Моя Кабарда.

2. Учитель: Столица КБР - Нальчик. Город окружён дугой гор. Такое расположение вершин напоминает подкову. Отсюда красивое название – Нальчик. Маленькая подкова приносит счастье горожанам и гостям. Жители и гости столицы наслаждаются горным воздухом, обилием солнечных дней. Сегодня Нальчик – город новостроек, город – парк, город – курорт. 8 сентября – день рождения республики. Ежегодно многонациональная республика отмечает этот праздник. Основную массу населения составляют кабардинцы, балкарцы, русские. Весело и дружно живут наши народы. Горожане очень любят и гордятся своей столицей.

Ученик: Адам Шогенцуков «Мой город».- 5 слайд « Мой Нальчик»

Будто бы подковой счастья, он хребтами окружён.

Я встречал счастливых часто, выйдя на лесистый склон.

Люди едут к нам лечиться, Нальчик, любишь ты гостей,

Город – сад, моя столица, младший брат Москвы моей.

Учитель: У большинства из нас город Майский - это наша малая Родина.

Ученик: Амирхан Шомахов - «Пушкинский дуб» 6 слайд

Правда ль это или сказка, но сомнений нет,

Что наш славный край кавказский посетил поэт.

И глядя на дуб ветвистый, на тенистый кров,

Так и слышишь голос чистый, пушкинских стихов.

Это Пушкин дал величье дереву тому

И, как нам велит обычай – поклонись ему!

3. Учитель: У нас в городе есть много местных поэтов: Бариева Людмила Ивановна, Дьякова Раиса Ивановна , Людмила Георгиевна Меркулова, Алексей Дербаба и многие другие. 7слайд

Ученик: стихотворение Л.И.Бариевой «Город родной» из книги «Зигзаги удачи»: 8слайд ( Майский)

Кто побывал здесь один только раз, тот никогда не забудет,

Майский родной мой, милый такой, он молодым всегда будет.

Мирное небо, цветёт всё кругом, слышатся песни и смех,

Майское солнце теплом и добром, щедро одарит нас всех.

Где бы ни были, снова сюда, в город наш сердцем стремимся.

Да, есть на свете ещё города, но в Майский нельзя не влюбиться!

4.Учитель: Зубер Тхагазитов – талантливый кабардинский поэт, ему присуждена премия Ленинского комсомола Кабардино – Балкарии. В его стихах много сердечности. Подкупает теплота, любовь к родному краю. Кабардино – Балкария славится своим гостеприимством. У гостей республики вызывает восхищение красивые пейзажи, пещеры, скалы, редкие растения и животные.

Ученик: Зубер Тхагазитов «Родная земля» 9слайд -10

Земля моя, любовь твоя, как милость!

А для своей и слов мне не найти.

О, если б ты в объятья поместилась,

Я б взял тебя, прижал тебя к груди…

Всем, что я есть, тебе обязан я,

И где бы ни был я, и что со мной ни будет,

Из сердца не уйдёшь ты, чёрная земля,

Ты, белым молоком вспоившая меня….

5. Учитель: С каждым годом в нашей республике появляется всё больше и больше талантливых поэтов и писателей. Стихи наших поэтов читают и любят не только у нас, но и далеко за пределами нашей республики.

-А кто из поэтов Кабардино-Балкарии полюбился вам? Чьи стихотворения вы с удовольствием читаете?

(Дети читают отрывки стихотворений из книг, взятых в библиотеке города, работа в группах( обмен сборниками); рассказывают о родном крае).

III. Закрепление нового материала.

(Чтение стихотворений наизусть из сборников стихотворений поэтов КБР, принесённых учениками).

1.Ученик: - Алим Кешоков – «Горные вершины» 11слайд:

Как будто подпирая небеса, стоят грядою горные вершины,

До их снегов взбираются леса, а из снегов рождаются стремнины.

У всех вершин свой облик дорогой, и спутать их нельзя ни в коем разе. Одна гора известнее другой, как будто бы поэты на Кавказе.

Ученик: Инна Кашежева «Родина» 12 слайд

Нет, не по привычке, а по крови

Я люблю, хотя живу вдали,

На горах - извечные покровы,

На горянках – шали до земли.

В беспокойстве, как в снегу, по брови,

Создают они судьбу мою…

И не по приказу, а по крови

Родине себя я отдаю!

Ученик: Керим Отаров - «Земля родная» 13слайд:( Реки КБР)

Мир широк, а Отчизна – огромная,

Зной, метелица, розы и снег,-

Золотая, гористая, ровная

С тёмно-синими жилками рек.

Рощи милые, светлые просеки,

Я вас в детстве, любя, рисовал…

….Побывал я на юге и севере,

Государство своё колеся,

Только всё ж без тебя, как без сердца,

О Балкария, жить мне, Нельзя!

Ученик: Кайсын Кулиев -« Горные вершины» 14слайд

Веков седыми старожилами считаю я вершины гор,

И горько мне, когда вершинами в мой адрес высказан укор.

В близи вершин вольнее дышится, я это знаю не один.

И откровеннее нам пишется вблизи вершин, вблизи вершин.

Вы, подарив мне ястребиную, заоблачную высоту,

Вдохнули в грудь неистребимую о восхождении мечту.

Я вас люблю, мои суровые, за похвалу и приговор,

Наставники седоголовые, вершины гор, вершины гор.

2. Учитель: Адам Шогенцуков - народный поэт Кабардино – Балкарии. В своих поэтических произведениях он воссоздаёт неповторимую красоту родных гор, рек и ущелий, рисует картины труда и жизни соотечественников.

Ученик: Адам Шогенцуков - «Весна» 15слайд (Весна в горах)

Идёт весна, нежна, чиста, чтоб всё живое возродилось.

Идёт весна, чтоб красота на всей планете утвердилась.

Повсюду веет новизной, и оперением фазаньим

Блестит заря, и мир земной волшебным кажется сказаньем.

А ты, что рос в её тепле, её дарами обладая,

Что сделал ты, чтоб на земле весна цвела, не увядая?

Ученик: - Адам Шогенцуков -«Моя земля». 16слайд (КБР)

Тобой, родная Кабардино - Балкария, живу, горя!

Я знаю: ты беловершинна снегами вечными не зря.

Всегда видна за небесами твоих мне взоров глубина.

Ещё броваста ты лесами, озёрами озарена.

На плечи давит свет тяжёлый во мгле мерцающих садов.

И тяжелы твои подолы от пламенеющих плодов.

В долинах свежести нарзанной легко и радостно дышать.

Здесь роз покой благоуханный, здесь красота и благодать

3. Учитель: Максим Геттуев - балкарский поэт, писал не только об устремлённых ввысь снежных вершинах, но и о возвышенности человеческого духа, о самоотверженности воинского и трудового народа.

Ученик: Максим Геттуев -« Вечный пленник высоты». 17слайд

Вокруг, от края и до края, как частокол – за пиком пик.

С утёсов, силу набирая, летит поток, студён и дик.

В снегах, безмолвных, белопенных, величественны и чисты

Вершины гор. Я – вечный пленник

Их первозданной красоты, я – вечный пленник высоты.

Люблю я мшистые поляны, озёр густую синеву,

И плес речной, и цвет багряный садов, роняющих листву.

Необозрим простор, а всё же нет в мире ничего дороже.

Чем островерхие хребты.

Я - вечный пленник высоты, я – вечный пленник высоты.

Ученик: Максим Геттуев – «Кавказские горы» 18слайд (Горы)

Кавказские горы – вершины, вершины,

Таящие думу и ночи, и дни.

Лежит на них небо, но как исполины,

Под ношей тяжёлой не гнутся они.

Следы на камнях – как условные знаки

Я древнюю повесть читаю по ним.

3. Учитель: Ребята, что является основной достопримечательностью нашего родного края? (гора Эльбрус).

А что вы можете рассказать о нём? (ответы детей).

Да, действительно, это самая высокая гора, её называют «горой счастья»,считали, что стоит посмотреть в сторону снежного великана, произнести свои желания и они обязательно сбудутся.

Ученик: Кайсын Кулиев «Эльбрус»- 19слайд

Ты - мечта людская, что на крыльях

Высоко под небо вознеслась.

Горцы бога своего молили, в сторону твою оборотясь.

И порою нам в чужих селеньях

По ночам твои вершины снились,

И тогда – пусть только на мгновенье –

Наши беды легче становились.

4. Учитель: Да, удивительно красив и богат наш край Кабардино – Балкария. И как крупная жемчужина в драгоценной оправе Кавказских гор сверкает своим великолепием седоглавый Эльбрус. И действительно, Эльбрус – наша гордость, наша краса, он вошёл в число «7 чудес света» и мы гордимся этим.

Дьякова Раиса Ивановна - заслуженный учитель школ Кабардино – Балкарии, ветеран педагогического труда, бывший учитель иностранного языка нашей школы, воспитывала детей в духе любви к своей Родине и в дружбе с детьми всех стран и национальностей через Клубы интернациональной дружбы, фестивали, встречи и дружескую переписку. Стихи Дьяковой Раисы Ивановны любят дети и взрослые, их читают в детских садах и школах, поют песни о школе и дружбе. Её поэтические строки – путь в светлое, доброе, чистое.

Ученик: Раиса Дьякова «Майские зори» 20слайд

Ты проснись ранним утром на зорьке, выйди к терским крутым берегам.

И полыни вдохнув запах горький, ты поймёшь и оценишь всё сам.

Ой, вы, зори, вы Майские зори, в сердце льётся ваш трепетный свет!

Ой, вы, горы, Кавказские горы, в нежной дымке Эльбрус и Казбек!

Ручеёк и звенит, и смеётся, в ожидании нового дня.

В его песенке светлой поётся, как прекрасна родная земля.

Просыпается город наш Майский, умолкают в лесу соловьи!

Оживают волшебные краски исцеляющей силы любви!

5. Учитель: Предоставляю слово ученице нашего класса - Мислишаевой Мадине, которая прочитает собственные стихотворения: «Закат» и «Нальчик», которые были опубликованы в детском журнале «Солнышко». (показ журнала с публикацией стихотворения).

«Нальчик» - Мислишаева Мадина (ученица МОУ СОШ№2)

Зачем дорога в путь зовёт?

Ведь я и здесь так счастлив,

И ни один из городов не превзойдёт

Наш милый город Нальчик!

«Закат» - Мислишаева Мадина (ученица МОУ СОШ№2)

Жди ясного на завтра дня:

Стрижи мелькают и звенят,

Пурпурной полосой огня

Прозрачный озарён закат.

6. Учитель: КБР – удивительная республика. Здесь есть всё: и горы с глубокими ущельями, с огромными ледниками, альпийскими лугами, и прекрасные леса. Любите свой край, познавайте его. И пожалуй не найдёшь такого человека, который бы не знал и не любил песни о родном крае.

Поэзию гор снова и снова можно слушать в стихах и песнях, воспевающих любовь к Родине. Пусть это небольшое приобщение к поэзии не пройдёт для нас бесследно, а зародит в наших сердцах глубокую любовь к родному краю. Давайте исполним все вместе песню « Мой край» слова В.Некрасова, музыка Н.Пахомова: (исполняют песню) 21слайд

IV. Итог урока.

Учитель:

-Какие чувства вызывает у вас этот урок по отношению к нашему родному краю?

Работа в тетрадях по литературному чтению:

-Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

V.Домашнее задание:

-подготовить наизусть стихотворения поэтов КБР;

-подготовить для конкурса рисунков иллюстрации на тему «Моя малая Родина».


















Приложение1.







8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!