СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Самоотверженность добра" по рассказу Е. И. Носова "Белый гусь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 5 Б классе «Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра» проведен учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Цели урока:раскрыть учащимся идейный замысел автора; развивать навыки работы с текстом; прививать интерес к творчеству Е.И. Носова. Оборудование урока: портрет Е.И. Носова, газета  посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Самоотверженность добра" по рассказу Е. И. Носова "Белый гусь"»

Урок внеклассного чтения в 5 Б классе

проведен учителем русского языка и литературы

Ломакиной Еленой Ивановной

Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра.





Цели урока:

а) раскрыть учащимся идейный замысел автора

б) развивать навыки работы с текстом

в) прививать интерес к творчеству Е.И. Носова



Оборудование:

Портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.

…не любить, не петь нельзя,

жить нельзя, себя не отдавая…

И. Максимова «Памяти Мастера»

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Стихотворение И. Максимовой «Памяти Мастера» читает учитель:

Распласталось пламя на ветру,

Став костром былых воспоминаний…

Вновь ромашки проросли во рву,

Тишина плывет из синих далей.



Пахнет хвойным духом летний лес,

Облака проносятся над речкой,

Радужно сверкает рыбный плес,

Тополь серебрится, словно свечка.



Не смолкает песня соловья

Малой родине над Курским краем…

Не любить, не петь нельзя,

Жить нельзя, себя не отдавая.



Зацветает овсяница в лугах,

Рожь заколосится новым хлебом…

Слово Мастера останется в веках

Под родным российским светлым небом.

Слово учителя:

Дорогие ребята, эти строки принадлежат перу поэтессы Ирины Максимовой. Горячий отклик вызвало у неё творчество Е.И. Носова: «Боже мой, как я могла жить раньше без его книг!» Очень хотелось бы, чтобы такой же сердечный отклик вызвало бы у вас произведение «Белый гусь». Это цель нашей работы.

Тему урока ты обозначим: «Самоотверженность добра». И я прошу прочитать толкование первого слова и записать его:

- работа с толковым словарем

-запись на доске

Самоотверженность – это …

Я вновь обращаю ваше внимание на стихи И. Максимовой: о чьей самоотверженности пишет поэтесса? (Е.И. Носова) Почему в качестве эпиграфа выбраны именно эти строки?

  1. Проверка домашнего задания

Домашним заданием было составление вопросов к рассказу, на доске записаны основные:

а) Какова основная мысль рассказа?

б) Какие герои притягивают писателя?

в) Легко ли быть добрым, а значит и самоотверженным? – в них скрыт замысел писателя.

Понять авторский замысел – цель нашего урока.

« Грустно и в то же время чем-то радующую нас историю поведал писатель Евгений Носов в одном из своих ранних рассказов «Белый гусь», - пишет сам критик Павленко

Задание классу:

- о чем эта история? Сжато перескажите рассказ.

4. Сжатый пересказ.

… На большом лугу не было птицы драчливее, чем белый гусь. Но особенно воинственность свою проявлял он в ту весну, когда пришлось ему заботиться о гусятах, мать которых « переехала машина». С неистовым остервенением нападал он на все, что, по его разумению ,могло угрожать беспомощным, жёлто-пушистым отпрыскам. А когда внезапно налетела туча и необыкновенно крупные градины обрушились на луг и все живое спасалось бегством, все гуси, не выдержав и забыв о своих гусятах, кинулись прятаться в лозняки и под береговые обрывы, лишь один Белый гусь остался на «родительском» посту. И погиб…

« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Я тронул крыло – гусь не шелохнулся

Все двадцать пушистых одуванчиков целые и невредимые, толкаясь, и давя друг друга, высыпались наружу…»

Грустная трагическая история из жизни птиц…

  1. Беседа по вопросам:

а) Только ли из жизни птиц эта история?

б) Нет ли в ней чего-то от людей, о наших человеческих взаимоотношений?

Вывод: всему живому свойственно творить добро, а добро истинное должно быть самоотверженным. Цена самоотверженности может быть очень высокой. Это и есть основная мысль рассказа.

…Град бил прицельно – по реке, по лугу, никто не ожидал его весной. Цветущий берег был уже не другом, а полем битвы, что сравнишь с войной.

Не выдержали гуси и бежали

Под хлипкую защиту лозняка,

А под собою сзади оставляли

Недвижные тельца молодняка…

Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,

Детей своих укрыл и защитил.

Когда гроза прошла, он обессилев,

Свои глаза уж больше не открыл…

(И.Максимова)

6. Работа с текстом

Белый гусь - заглавный герой произведения ( имя вынесено в заглавие)

Какой заглавный герой?

Образ белого гуся

а) С кем сравнивал автор Белого гуся? (с адмиралом)

« Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон…»

«кильватерным строем» 7 абзац

« к белоснежному кителю»

«больше эта шишка походила на кокарду»

б) Какие строки рассказа демонстрируют достоинство этой птицы? (2-3 абзац)

1)» Ходил он важно, обдумывая каждый шаг...»

2)» Этот гусь никогда не бежал…»

- как автор описывает мощь заглавного героя, подчёркивая его мощь (5 абзац)

«размахивал полуметровыми крыльями» - аллитерация

- «шуршали камыши» [ш]

- «по воде пробегала серая рябь» [р]

«издавал крик» - «тонко звенели подойники»

в) Какими привилегиями пользовался Белый гусь?

1.На него засматривались лучшие гусыни

2.Ему принадлежали отмели ( обилие тины, ряски и т. д.)

3.Самые чистые песчаные пляжи

4.Самые сочные участки луга

5.Плес,на котором рассказчик устроил приваду.

г) Черты характера заглавного героя

- Карточка №1

Положительные

Отрицательные

Смелость

Доброта

Само-

отвержен-

ность

Неужив-чивость

Легко-мыслен-ность

Дерзость



Примеры из текста







Приложение к «Работе по карточкам»

а. Эпизоды

1. Не испугался града « Когда особенно крупная градина падала в темя, он сгибал шею и тряс головой».

2. Беззаветно любил своих гусят. « Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошились гусята».

3. Когда остальные гуси не выдержали и побежали, забыв о смертельной опасности, остался один с малышами.

4. Драка с соседней стаей. Тяжба из-за плеса с рассказчиком. Нападение на телёнка.

5. « Гусята жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело, теряя из виду, своего буйного папашу».

6. Поедал из банки червей, утаскивая куканы с рыбой.

Вопросы к тексту:

Эпизод №1

Как повел себя Белый гусь во время града?

Эпизод №2

В чем проявлялась доброта Белого гуся?

Эпизод № 3

Как повел себя Белый гусь, когда остальные гуси побежали от града?

Эпизод №4

С кем никак не мог мирно существовать Белый гусь?

Эпизод №5

Почему рассказчик назвал Белого гуся « Легкомысленной птицей»?

Эпизод № 6

Как белый Гусь относился к рассказчику?

7.Портрет заглавного героя



До трагедии

После…

« Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к другому как ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают куски сахара».

« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови».

Ассонанс

[а] - радостное, храброе [и] – сталкивание, низкое

[о] – высокое, глубокое [е] – нежный, светлый

Что пытается подчеркнуть автор в облике птицы?

- великолепие, могущество, красоту

- такова цена доброты

8. Вопросы:

а) Какова мера ценности героя? (душевная доброта)

б) Какие герои привлекают писателя? Кому он отдает предпочтение?

Герои, наделенные подлинной душевной добротой. Предпочтение отдается тем, кто способен на самоотверженность.

в) Легко ли быть самоотверженным?

У самоотверженности высокая цена – смерть. Из-за своей доброты погибает Белый Гусь.

9. Оптимистичен ли конец рассказа?

Последний третий абзац выразительно зачитываются

Слово учителя:

- Не так все оптимистично в нашей жизни.





Не мог смириться я никак

С тем, что погиб отец-гусак.

Я перечитывал рассказ,

Но и в другой, и в третий раз,

Мою, утяжеляя грусть,

Не поднимался Белый гусь.

Но видел воспаленный взгляд

Спасенных дюжину гусят…

Но так ли нас от ливней зла

Хранили сильные крыла?

Но вот прошли года как град

И мы как стайка тех гусят:

Увидев солнечную высь,

По белу свету разбрелись.

А в это время из-за круч…

Восходит темень новых туч…

Так поэт Юрий Асмолов воспринимает смерть своего учителя, писателя Е. И. Носова.

10. Домашнее задание:

1) отзыв о рассказе

2) чтение и сжатый пересказ рассказов Е. И. Носова на тему «Самоотверженность добра»:

«Шуба»

«Варька»

« Подпасок» - по выбору учащихся



Отзыв о рассказе Е. И. Носова « Белый гусь»

Рассказ Евгения Ивановича был напечатан в 1976 году.

Произведение так названо потому, что автора привлекают персонажи, наделенные душевной добротой и самоотверженностью. Мера ценности героя – способность жертвовать собой во имя других. Таким и оказался Белый гусь. Автор восхищается главным героем. В отрывке, описывающем его внешность, писатель часто повторяет звуки «о», «а». И глубоко скорбит из-за его гибели. Стискивающее «и» передает безысходную боль рассказчика.

Несмотря на смерть главного героя, финал оптимистичен. « Мир удивительный» открылся спасенным «одуванчикам».

Рассказ Е. И. Носова «Белый гусь» произвел на меня очень сильное впечатление. Казалось, что может быть интересного: гусь – простая домашняя птица. А вот Евгений Иванович представил нам этого гуся как адмирала, описывая его важность и гордость. Белый гусь был хорошим и заботливым отцом. Очень жаль, что такого отважного гуся настигает нелепая смерть. Читая рассказ, я испытал различные чувства: гордость за гуся, радость за спасенных «одуванчиков». Е. И. Носов своим рассказом помогает нам учиться смотреть вокруг себя, любить родную природу и все, чем она наполнена.



Подготовил:

Ученик 5 Б класса

Руденко Денис



Урок внеклассного чтения в 5 Б классе «Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра» проведен учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Цели урока:раскрыть учащимся идейный замысел автора; развивать навыки работы с текстом; прививать интерес к творчеству Е.И. Носова. Оборудование урока: портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!