Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области
п. Энергетик
2015 г.
Тип урока: | Обобщение и систематизация знаний. |
Форма проведения: | урок-размышление, урок-игра. |
Цели урока: | Обучающие: | создать условия для ознакомления со сказками А.С.Пушкина; формировать умение соотносить иллюстрации с текстом, составлять краткую аннотацию в форме кластера; способствовать развитию интереса к чтению. |
Развивающие: | создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Воспитательные: | содействовать развитию коммуникативных умений, культуры общения; содействовать осознанию ценности совместной деятельности. |
Планируемые результаты: | Предметные: | познакомятся со сказками А.С.Пушкина; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения |
Метапредметные: | познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в группе, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: вырабатывают в группе критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой работы по выработанным критериям |
Личностные: | осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Образовательные ресурсы: | портрет А.С.Пушкина; выставка книг со сказками писателя; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» |
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор, фломастеры, листы бумаги, бумажные маски героев сказок А. С. Пушкина на голову. |
Подготовительная работа к уроку: | 5 групп учащихся прочитали по одной сказке А.С.Пушкина: “Сказка о рыбаке и рыбке”. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”. “Сказка о Золотом петушке”. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. “Сказка о попе и о работнике его Балде”. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Читает наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» на фоне звучащей увертюры к одноименной опере Задает вопрос о теме урока. | Готовятся к работе. Слушают вступительное стихотворение учителя. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. | - Сегодня мы с вами совершим путешествие по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? - Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. | Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: предположение темы урока |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний, эмоциональное воздействие иллюстраций и отрывков из произведений Пушкина А.С.. Анализирует знания учащихся. | Работают в группах: составляют кластеры о прочитанной сказке. Подбирают отрывки сказок, соответствующие иллюстрациям. Инсценируют отрывки из сказок (в масках, с использованием подручных средств в качестве декораций). Оценивают свой вклад в работу группы. | - Составьте кластер о сказке, которую ваша группа прочитала к сегодняшнему уроку. (Приложение 1) - Найдите и подготовьте к инсценированию тот отрывок из сказки, который соответствует данной иллюстрации. (Приложение 2) - Заполните первые строки оценочной таблицы. (Приложение 3) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: прогнозирование, внесение коррективов в действия. Познавательные: применение полученных знаний в обобщенном виде, преобразование текста в знаковую модель. Личностные: используют полученные знания, оценивают свои знания, вносят коррективы |
3. Постановка учебной задачи | Подводит учащихся к постановке учебной задачи | Просматривают слайды мультимедийной презентации, анализируют увиденное и услышанное, обобщают. | - Выделите лишнее в каждой группе. Попробуйте из выделенного составить предложение и сформулировать цель нашего урока. | Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей. Регулятивные: учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность; осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе; сопоставляют выполнение работы с образцом; участвуют в обсуждении проблемных вопросов; оценивают уровень качества усвоенного материала. Личностные: анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства; развивают речь, кругозор. Познавательные: используют речевые средства в соответствии с целями общения; отделяют знания от незнания |
4. Создание проблемной ситуации Совместный поиск путей решения проблемы | Создает проблемную ситуацию. Помогает группам учащихся в случае затруднения. | Высказывают свое мнение, аргументируют. Составляют картинный план для краткого пересказа и пересказывают. Слушают, анализируют. | - Как можно за такое короткое время познакомиться со всеми сказками А.С. Пушкина? - У вас на столах лежат конверты, в которых собраны иллюстрации из той сказки, которую вы читали к уроку. (Приложение 5) Расположите картинки в нужном порядке и составьте краткий пересказ по картинному плану. - Заполните следующие 2 строки оценочной таблицы. |
5. Обобщение | Организует опрос по содержанию сказок А.С. Пушкина. (Приложение 6) Анализирует знания, внимание и память учащихся. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. Оценивают свои знания. | - Ответьте на вопросы викторины. - Назовите сказки, в которых встречаются эти предметы. - Заполните последнюю строку оценочной таблицы. | Личностные: определяют позиции эмоционального состояния, участвуют в выражении своих мыслей, чувств. Регулятивные: принимают учебную задачу, адекватно оценивают свои знания и психоэмоциональное состояние. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Рефлексия | Анализирует оценки учащихся. Организует этап рефлексии. | Подводят итог своей работы на уроке с опорой на оценочную таблицу. Оценивают своё эмоциональное впечатление об уроке. | - Поставьте себе общую оценку за урок в лист оценочной таблицы. - Понравились ли вам сказки А.С.Пушкина? - Давайте «подарим» писателю за его бессмертный вклад в русскую литературу цветы (прикрепляют цветы вокруг портрета писателя)! (Приложение 4) Если вам было интересно и познавательно, то подарите красный цветок. Если вам не все понравилось – жёлтый. А, если вам было совсем неинтересно и сложно – синий. |
7. Домашнее задание | | Записывают в дневник. | - Прочитайте к следующему уроку стихотворения Сергея Есенина о русской природе. | |