Конспект урока русского языка во 2 классе по теме
«Приставка и предлог».
УМК : «Перспектива».
Выполнила: Ремизова Т.Н.
Цель урока: научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и на письме
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре и группах.
Оборудование:
1. Русский язык: Учебник. Часть 2: для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М. :Просвещение, 2016г. », авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;
2. Презентация
3. Карточки с заданиями.
4. Средства обратной связи (смайлики)
Методы: словесный, практический, наглядный
В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:
1) личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
2) познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
3) регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
4) коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко, с интересом даётся учение.
II.Актуализация знаний.
- Выполните задание.
- Возьмите тетрадь. Положите парту тетрадь , возьмите ручку, запишите тетради дату. (Предположения обучающихся.)
- Почему не получается выполнить задание? (Пропущены слова.)
- Чтобы понять смысл предложения чего вам не хватило в них? (Предположения обучающихся)
- Какие слова не произнесла, назовите их? (На, в.)
- Как они называются? (Предлоги.)
На слайде №1:( Возьмите тетрадь. Положите на парту тетрадь, возьмите ручку, запишите в тетради дату.)
- А теперь выполните следующее задание. (На слайде № 2 Запишите число, классная работа).
- Прочитайте и спишите слова в тетрадь
Слайд №3: ( На, за, по, от, со, в, под.)
- Что вы записали, предлоги или приставки?.
- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?
III.Создание проблемной ситуации
-Узнайте, о чём идёт речь в загадке?
а) Приставляемся всегда
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый. (Приставка)
- Почему вы решили, что это приставка? (Предположения обучающихся).
б) Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен
Незаменим и помнит роль свою. (Предлог)
-Почему вы решили, что это предлог? (Предположения обучающихся).
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался как будет звучать тема нашего урока? (Приставки и предлоги).Слайд №4
- Для чего нужно уметь различать их? (Предположения обучающихся).
-Сегодня на уроке мы научимся различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в письменной и устной речи.
V. Изучение темы урока.
1. Сравнение приставок и предлогов. (Слайд№5)
- Прочитайте и сравните приставки и предлоги.
ПРИСТАВКИ от-; ото-; до-; об-; обо-; по-; под-; про-; во-; взо-; о-; с-; из-; без-; бес-; за-; на-; над-; пре-; при-; у-; в- | ПРЕДЛОГИ о; от; по; про; под; до; об; из; без; к; у; с; в; во; на; над; за; при; через |
- Какой можно сделать вывод? (Предположения детей).
2 .Первичное усвоение новых знаний
Слайд №6 Хорошеесловодосердцадойдет.
- Расшифруйте данную пословицу.
Слайд №7: Хорошее слово до сердца дойдет.
- Объясните смысл данной пословицы.
- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).
- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем кружком . ( Слайд № 8)
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
Слайд № 9: Хорошее слово (до чего?) до сердца дойдет.
Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.
- Поэтому предлоги пишутся раздельно.
- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).
- Я хочу вам сказать важное о правописании предлогов . В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами.
3.Работа с учебником. с.112.
-Прочитайте вывод.
-Выполните упражнение с.113 №158.
- Проверка упражнения.( Прочитайте предложение которое у вас получилось)
4.Первичная проверка понимания.
-Работа по карточкам.
-Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
Лодка отплыла от берега. Тропинка спускалась с горы. Солнце зашло за тучу. Цветы подрезали под корень.
VI. Физкультминутка. ( Музыкальное сопровождение)
VII. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа по карточкам.
Задание №1(Работа в парах).
-Вставить подходящие по смыслу предлоги и записать в тетрадь на выбор любые два предложения
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Задание №2 (Индивидуальная работа).
VIII. Самостоятельная работа
IX. Закрепление изученного. (Работа в группах.)
- Составьте кластеры по теме урока. У каждой группы на столах карточки, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица предлога и приставки.
Слайд № 9:
Предлог | Приставка |
это часть речи | это часть слова |
пишу раздельно со словами | пишу слитно со словом |
не употребляется с глаголами | употребляется с разными частями речи |
служит для связи слов | служит для образования новых слов |
X.Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящён урок?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? Слайд №10
- Прикрепите ваши смайлики на доску?
XI.Домашнее задание. с. 117 Упр. №163.