СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Волшебная восьмерка", окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

УМК:  Школа 2100 (авт. учебника А.А.Вахрушев)

Тема урока:  Волшебная восьмерка.

Цели урока: способствовать обогащению  представлений учащихся о системе кровообращения, сформировать

Задачи:                                            

 Образовательные: познакомить учащихся со строением и работой сердца,  понятиями «большой и малый круги кровообращения», с названиями кровеносных сосудов.

 

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и  учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.

Воспитательные: способствовать расширению  кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

Оборудование:  

  • компьютер, тонометр,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация к уроку,
  • учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть «Человек и природа»,  авт. А.А.Вахрушев, Данилов Д.Д, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.:Баласс, 2009 г.
  • рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть «Человек и природа»,  авт. А.А.Вахрушев, М.:Баласс, 2008 г.
  • рабочая тетрадь учащегося.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

  -  Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

     Интересное узнать.

 -  Вы готовы начать урок и отправиться в путь?

Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи, соберитесь.

     Пусть хорошее настроение поможет вам...

  1. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы поговорим о волшебной восьмерке.  А что это за восьмерка вы узнаете чуть позже.

- Но сначала, ответьте на важные вопросы:

 

а. Перечислите системы органов человека.

Опорно-двигательная система, органы пищеварения, органы дыхания, органы кровообращения, нервная система, органы чувств, органы размножения.

б. Какие вещества необходимы для жизни клеток?

Вода, минеральные и органические вещества, кислород..

в. Какой газ поглощают, а какой выделяют клетки тела человека?

Поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Предлагаю выполнить следующее задание от автора:

г. Объясните, какие из перечисленных веществ  кровь несет в клетки тела, а какие обратно?

Кислород и питательные вещества кровь несет к живым клеткам, а углекислый газ и вредные вещества из клеток.

Кислород и питательные вещества кровь несет к живым клеткам, а углекислый газ и вредные вещества из клеток.

  3. Постановка проблемы

А теперь давайте прочитаем диалог между нашими героями Леной и Мишей.

Слова Лены: «Была бы я клеткой, я бы жила около легких:

Там всегда кислорода много».

- Вы согласны с Леной?

- Давайте прочитаем ответ Миши.

Слова Миши: «Нет особого смысла. От легких вся кровь, насыщенная кислородом идет прямо к сердцу. А уж сердце накачивает кровь во все органы – даже самые дальние от него, -  кому сколько надо».

Наши предположения совпали.

 Какой сделаем вывод?

Нет необходимости жить в каком-то определенном месте, потому что сердце распределяет кровь, насыщенную кислородом по всему организму.

 

1).А каким образом кровь переносит вещества по организму?

2).Что означает выражение «волшебная восьмерка»?

3).Почему рисунок капельки крови сначала красного цвета, а потом синего?

4. Поиск решения.

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

ТЕМА: Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Запись в тетради

Откройте свои тетради и запишите дату и тему урока. «Кровообращение»

 Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы отправимся в путешествие вместе с капелькой крови.

Рассмотрите схему движения крови по организму.

Проходя по сосудам нашего организма, капелька крови как бы описывает восьмерку.  Отсюда и название «Волшебная восьмерка».

*Как вы думаете, сколько раз капелька крови пройдет через сердце?

Верный ответ - 2 раза.

*Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе мы видим на рисунке?

2 круга.

*К какому органу несут кровь от сердца сосуды малого круга кровообращения?

К легким

Да, поэтому этот круг еще называют   легочным.

*Как вы считаете, что происходит с кровью в легких?

Там  кровь обменивает углекислый газ на кислород.

Верно.

Условно решили кровь, насыщенную кислородом обозначать красным цветом, а насыщенную углекислым газом – синим.

Потом кровь снова возвращается в сердце.

 *К каким органам несут кровь сосуды большого круга кровообращения?

Ко всем органам и тканям человека.

*Что происходит с кровью во всех органах и тканях человека?

Кровь раздает клеткам  кислород и питательные вещества и собирает в них углекислый газ и вредные отходы.

Затем кровь возвращается в сердце, чтобы начать свой путь сначала: от сердца к легким.

Доклад ребенка

Сердце – удивительный орган. Масса сердца взрослого человека примерно составляет 250-300 грамм. Размером сердце примерно с кулак. Это сильная мышца и очень большой труженик. Точно мотор способен работать  в течение всей жизни человека (100 – 150 лет) без остановки и ремонта.

*Объясните в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц?

Дело в том, что при сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении – отдыхает.

Кто знает, в среднем сколько раз в минуту  сокращается сердце? Найдите ответ в тексте с 32.

«Сердце – сильная мышца…. сокращается 60-80 раз в минуту….действует независимо от нашего желания.»

*Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос:

на сколько частей разделено сердце?

На 2.

*Смешивается ли богатая кислородом кровь с кровью, насыщенной углекислым газом?

Нет.

*Почему?

Мы видим на рисунке, что у сердца есть перегородка.

*Может ли кровь при сокращении сердца двигаться в двух направлениях? Почему?

Найдите ответ в учебнике  с.33.

Путь назад закрывают клапаны.

Из каких частей состоит сердце?

Из правого и левого предсердий, из правого и левого желудочков.

5. Физкультминутка

А теперь давайте немного подвигаемся.

«Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали,

Сели, встали, сели, встали. Ванькой - Встанькой словно стали, А потом пустились вскачь, (прыгаем) Словно мой упругий мяч.

Молодцы! Двигались очень здорово.

Кто помнит? Сколько в среднем составляет частота сокращений сердца, т.е. частота пульса?

А теперь проверьте свой пульс.

Для этого прижмите два пальца с обеих сторон у основания запястья, как показано на рисунке. Сосчитайте число ударов в минуту.

Что происходит с сердцем?

120 ударов

Частота пульса возросла.

Во время физической работы, частота пульса может возрастать до 150-200 ударов в минуту.

*А есть ли необходимость в ежедневных физических нагрузках для сердца. Как вы считаете?

Заставляя сердце работать, физкультура укрепляет сердечную мышцу.

Запись в тетради.

Работа с учебником

Какое правило мы для себя выведем?  «Чаще занимайся физкультурой!»

Запишите это правило к себе в тетрадь.

А по каким  сосудам течет кровь?

Кто знает, как они называются? Определите их роль. С 33-34учебника.

Капилляры, артерии, вены.

Запишите определения в рабочую тетрадь.

Артерия - кровеносные сосуды, идущие от сердца.

Вены - кровеносные сосуды, идущие к сердцу

Капилляры - тончайшие кровеносные сосуды, по которым кровь доставляется ко всем органам человека.

Кровь в сосудах течет очень быстро, кровь течет в сосудах даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести. Как же это происходит?

Кровь в артериях и капиллярах движется под действием  давления, оказываемого на их стенки при сокращении сердца, а в венах – за счет остаточного давления.

Кто знает, как называется медицинский прибор, определяющий давление крови?

Наблюдают за демонстрацией  работы тонометра.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа в парах.

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат таблицы – тесты. Из предложенных ответов необходимо выбрать единственный верный и отметить его «+» плюсом.

По окончании работы взаимопроверка .

Оценить ребят.

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2,3 ошибки

7. Подведение итогов

Какие вопросы ставили вначале урока?

Давайте ответим на каждый из них.

Каким образом кровь переносит вещества по организму?

Что означает выражение «Волшебная восьмерка»?

Почему рисунок капельки крови при движении к клетке сначала красного, а потом синего цвета?

Объясните выражение «Кровеносная система – главный «транспорт» в организме».

В каждую клетку тела кровь постоянно «транспортирует» питательные вещества и кислород и «вывозит» вредные о

тходы и углекислый газ.

8. Домашнее задание.

Тема 7.С.33-35

Ответить на вопросы с 1 – 4.

В тетради записать и выучить определения выделенных слов.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!