СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Осмысление ценности жизни близкого человека" ( Повесть В.Г.Распутина «Последний срок»). Литература. 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материалы по теме "Осмысление ценности жизни близкого человека"

(Повесть В.Г.Распутина «Последний срок»). Литература. 11класс

Просмотр содержимого документа
«Последний срок»

Урок вопросов и ответов

Осмысление ценности жизни близкого человека

(по повести В.Г.Распутина «Последний срок»)

Литература

11 класс

Учитель русского языка и литературы

Горшенина Алла Александровна


Главная цель урока - формирование общепризнанных человеческих ценностей:

- чувства любви,

- долга детей перед родителями;

- умения ценить то, что имеешь,

- окружать заботой близких людей,

- быть гуманным;

- учиться осмысливать, понимать и ценить жизнь во всех её проявлениях.


Главная задача урока – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения:

- воспитание доброты,

- уважение старости,

- осознание ценностей семейной жизни.




Оборудование урока


  1. В.Г.Распутин. Фотография писателя. Литература в школе.-20007.-№4

  2. Фотографии из семейного архива.

  3. Фотографии из журналов: «Работница», «Семья и школа», «Сельская новь», «Родина».

  4. Фрагмент фильма «Калина красная…» В. М. Шукшина.

  5. Публикации из журналов и газет.



Что твёрже камня? Сердце матери,

Что мягче пуха? Сердце матери.

Старинное присловие


«…Алексей с силой вытолкнул мать за дверь и

защёлкнул замок… скоро он с болью в сердце

будет вспоминать этот момент. Мамы не стало»




Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие мои ученики! Тема нашего сегодняшнего разговора очень серьёзная. Мы будем исследовать взаимоотношения детей и родителей, попытаемся ответить на вопрос: «Что значит для каждого из нас собственная жизнь и жизнь близкого нам человека?»

Мама моей знакомой как-то сказала: «Вам некогда, вы живёте в постоянных семейных заботах, у вас бесконечная работа. То внимание и любовь, которой обделены ваши родители, вы отдадите своим внукам». Действительно, мы, может быть, так компенсируем недостаточную заботу о родителях. Но, тем не менее,.. жизнь одна, одни родители, и, пока они живы, святой долг детей – помнить о них, любить их, помогать им.

Нам с вами предстоит выяснить о каком «последнем сроке» говорит писатель в своём произведении.

Итак, обратимся к повести В.Г.Распутина «Последний срок».


Почему автор называет свою героиню «старухой»?

Отжила свой век, не жалко, что помирает, повидала много, пришёл срок. Что же поделаешь?! Старуха, и всё этим сказано.




Исполнили свой «сыновний» и «дочерний» долг дети старухи Анны?

Ответ на этот вопрос неоднозначен: «напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал,.. – всё остальное зависело от самой матери,… - не копать же в самом деле могилу неготовому человеку». Скорее, долг исполнен по отношению к старухе, но не к матери.




Насколько сильна материнская любовь?

Сила любви к детям велика, происходит чудо. Мать оживает: «…у какой матери середь своих ребят силы не прибудет?», интересуется «…гостинцы не привезли?», а гостинцы то не для себя, для внучки Нинки. Сила её любви настолько велика, что Анна испытывает неловкость перед детьми за то, что не может быстро умереть: «Таньчора приедет, я не буду вас задерживать. Я знаю: вам долго,… нельзя»




Дети собрались вместе, в родном доме, около умирающей матери. Ощущаете ли вы глубину этого момента жизни? Как вы его осмысливаете?

Они, дети, не понимают того счастья, которое напоследок дарит им мать: ещё раз собраться всем вместе, окунуться в воспоминания детства, подышать воздухом родительского дома. Вот что по-настоящему ценно, а случается всё реже и реже: «Всё здесь было знакомо, всё было родное старухиным ребятам. И воздух здесь был тот же, каким они дышали в детстве».




Что же происходит с нами, когда мы становимся взрослыми?

О чём это: «Так и не умерла. Живая», «Корову отдаю. Кто из вас всех больше любит мать? Забирайте»

Слова Михаила показывают нашу слабость. Кто-то умеет подавить в себе это чувство, а другой скажет: «зачем обманывать себя и других». Наши жизненные заботы делают нас равнодушными, грубыми…




Какой смысл мы вкладываем в слова «мама моя»?

В чём их сила?

«Это ласково-призывное и одинокое «мама моя!» заставляло старуху замирать от счастья и страха… Дочь нашла для неё слова уже там, на чужой родине.

Дай бог, нам с вами находить такие слова сейчас, когда мы рядом с родителями.




Для того жила… Для чего?

«Изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки. А что, спрашивается, видала она в своей жизни? Только одно и знала: ребятишки, которых надо было накормить, напоить, обстирать».



Куда же, дети, мы торопимся?

Надо подождать. Мать просит об этом: «Помру я, помру. Погодите чутельку, погодите».

Надо остановиться, надо задуматься…



Предварительно ученикам было дано домашнее задание: в течение месяца изучить публикации периодической печати по вопросам взаимоотношения «отцов и детей»; посмотреть телепередачи по данной тематике, сделать анализ серьёзных публикаций, выделить проблемы, сформулировать вопросы и попытаться на них ответить.

Выступления учащихся




Проблемы, затрагиваемые в повести очень актуальны и в наше время:


- из милицейской хроники районной газеты мы узнали о том, что в селе Кананикольск сын убил свою мать за то, что она не дала ему денег на спиртное;

- в другом выпуске той же газеты было опубликовано письмо от командира воинской части, в котором он благодарит родителей за воспитание сына.



Очень много статей и телепередач разного характера: о благодарности и жестокости, о любви и бессердечии по отношению к близким людям.


Из телепередач:

- дочь выселила свою мать из квартиры, и та проживает на лестничной клетке;

- известную актрису Нину Сазонову избивал сын, после очередного избиения престарелая женщина потеряла сознание. Серьёзные травмы головы привели к слабоумию.


Это… трагедия современности. Родители многое прощают своим детям, кажется, что они не принимают всерьёз их жестокость и неблагодарность, находят любое оправдание невниманию детей. Недаром говорят: «Материнская любовь слепа».



Вниманию учеников предлагается фрагмент фильма «Калина красная…»










Муки совести и материнское смирение прочувствовал каждый из нас: деревенский говор старушки, страдания Егора, скупые мужские слёзы, слова «подлец я… ведь это мать моя… мать».



Посмотрите на фотографии женщин ( приложение 1): мамы, бабушки… Хочется сказать: «Мама моя!» Такой добротой, материнским теплом светятся их глаза. Они говорят нам о том, что это наш «последний срок» любить, ценить, пока живы те, кто дал нам жизнь.




В конце нашего разговора хочется вернуться к словам Валентина Распутина: «Бывает и так, что жить ему (духу) в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять её следует с самых младых лет, тут не может быть «рано», может быть лишь «поздно». «Последний срок» Распутина помогает нам оценить жизнь, понять её глубочайший смысл.



























Приложение 1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!