СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Возможности человечества к адаптации"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по экологии в соответствии с ФГОС, использованием разных форм работы

Просмотр содержимого документа
«Урок " Возможности человечества к адаптации"»

МБОУ Хвощевская СОШ Богородского района Нижегородской области

Курсы по экологии при НГПУ им. К. Минина

Разработка урока по экологии

для 9 класса

«Возможности человечества к адаптации

Выполнила

учитель экологии:

Зуева Елена Николаевна

Адрес: 607623Нижегородская обл.,

Богородский р-н, с. Хвощевка,

ул. Центральная, д.83,кв.29

телефон мобильный: (904) 781-0463

домашний: 883170-46-107

школьный : 883170-46-144

zu.zueva2013@yandex.ru






с. Хвощевка

2013



Учебник: Швец И.М.Биосфера и человечество: 9 класс: учебное пособие дя учащихся общеобразовательных учреждений/И.М.Швец, Н.А.Добротина,-2-е изд., испр. -М.Вентана-Граф, 2010


Цель урока

Расширить знания учащихся о возможностях человека к адаптации

Образовательный аспект цели

Сформировать понятия адаптивных типов

( арктического, тропического, аридного, высокогорного, континентального), «спринтерах» и «стайерах»,активной адаптации, влиянии современного ритма жизни на здоровье человека Закрепить знания о стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, здоровье человека.

Развивающий аспект цели

Развивать умение устанавливать межпредметные связи, использовать знания, полученные на уроках ОБЖ и биологии и личный опыта.

Воспитательный аспект цели

Развивать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

Планируемые образовательные

результаты

предметные

Владеет понятиями: адаптация, акклиматизация, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, здоровье. Познакомится с понятиями адаптивные типы( арктический, тропический, аридный, континентальный, высокогорный), «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация.

метапредметные

Формулировать цели урока, определять плана изучения темы, уметь находить ответы на вопросы, анализируя различные источники, выполнять схему, сравнивать определения, изучать и излагать материал учебника и свою точку зрения

коммуникативные

Уметь работать в группах, доброжелательно выслушать ответы одноклассников, задавать дополнительные вопросы оценивать свою работу и работу одноклассников.

личностные

Понимать важность здоровья, необходимость поддерживать его для полноценной жизни человека в обществе, интересоваться вопросами адаптации человека.











Этап урока

Содержание и обоснование этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


I. Мотивационно - ориентировочная часть

1 этап: Постановка общей дидактической цели, создание у школьников положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися


Учащимся предлагается два высказывания. И предлагается выбрать одно из них, правильное и привести в доказательство аргументы. Могут ли учащиеся сделать это сейчас? Предлагается определить, что нужно повторить, чтобы ответ был осознанным и обоснованным.


Выясняется актуальность темы в современных условиях










Актуализация знаний.

Работа в парах






























Знакомство с темой урока.

Определение плана изучения темы урока.




Возможности адаптации человека безграничны

Возможности адаптации человека небезграничны.

Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас? Какие понятие вам нужно вспомнить, для того чтобы ваш ответ был обоснованным?


Насколько актуальна сейчас эта тема? Почем










Учитель предлагает вспомнить, что знают учащиеся по данным вопросам, для каждому ряду в парах ответить на вопросы?

1.Что такое адаптация у животных, как она проявляется, какую роль в жизни животных она играет? Чем адаптация животных отличается от адаптации человека?

2.В каких климатических условиях, в каких природных зонах живет человек?

Есть ли млекопитающие, которые могут жить во всех этих климатических условиях?

3. Что такое стресс? Это благо или зло для человека? Какие изменения окружающей среды могут вызвать стресс?


Тема сегодняшнего урока «Возможности человека к адаптации»


Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?

По ключевым словам, выделенным в параграфе, учитель предлагает составить план урока.








Учащиеся предполагают адаптации, адаптация человека к климатическим условиям, стресс, экологические факторы






Человек осваивает разные уголки территории земли, путешествует, работает, отдыхает, находится при этом в климатических зонах, к которым он не приспособлен,

изменяет окружающую среду, не всегда положительно, и сам человек должен приспособиться к этой неблагополучной среде. Современная жизнь вызывает стрессы у человека, так как ритм жизни ускорился, жизнь в крупных городах требует быстро реагировать менять распорядок дня образ жизни.


Учащиеся в паре обсуждают вопросы и один из группы отвечает на данные вопросы. Другие учащиеся могут дополнить ответ.



Учитель и учащиеся приходят к выводам:

1.Адаптация- приспособление организмов к условиям среды. Организм животных и растений приспосабливается к различным климатическим условиям, высокой или низкой температуре, разной влажности, наличию или отсутствию воды, смене времен года, разному количеству кислорода и т.д. Животное приспосабливается, но оно не может изменить условия, а человек может изменять среду, чтобы выжить в ней.

2.Человек может жить практически во всех климатических поясах и природных зонах. Ни одно млекопитающее не способно на это.

3.Стресс- это реакция организма на ситуацию напряжения. Чаще всего стресс вреден, он приводит к возникновению болезней человека, но небольшой стресс он необходим, так как человек мобилизует свои силы. Люди по - разному реагируют на стресс. Стресс может быть вызван неблагоприятными явлениями природы: высокой или низкой температурой, нехваткой кислорода, а так же стихийными бедствиями.








Тему записывают.




Учащиеся выделят вопросы:


1. Адаптивные типы.

2. «Стайеры» и «спринтеры»

3. Поведение людей во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

4. Активная адаптация

5. Здоровье человека и адаптация.


II.Операционно-познавательная часть

2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения


Работа в группах:

учитель инструктирует каждую группу.

Учащиеся изучают предложенный материал : учебник, материал данные на карточках и выполняют задание


















Задание первой группе:

( приложение №1)

Как называется приспособление к климатическим условиям? Чем отличаются феноакклиматизация и генноакклиматизация, приведите примеры








Задание второй группе:

Изучите, какие бывают адаптивные типы.(стр.14-15)

Сопоставьте расы с адаптивными типами: и сделайте выводы. Почему для характеристики акклиматизации недостаточно знания рас?








Задание третьей группе: Дайте определение «стайеров» и «спринтеров»

Определите, о ком идет речь в «Книге рекордов Гиннеса» и песне В.Высоцкого

« Песня бегуна на короткую дистанцию» стр. 16

см. приложение № 2


Задание четвертой группе: Что такое стихийное бедствие? Какие стихийные бедствия вы можете назвать?

Составьте схему, в которой будут представлены различные стихийные бедствия.

Стихийных бедствий, подчеркните наиболее опасные, выделите цветом те, которые встречающиеся в нашей местности.

(стр. 16-17)


Задание пятой группе: Что такое активная адаптация? Как она проявляется?

(стр. 17-18)








Задание шестой группе: Дайте понятие чрезвычайной ситуации. Приведите примеры. Укажите, в чем сходство и отличие чрезвычайной ситуации от стихийного бедствия. Что нужно делать, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций? Как минимизировать урон от них.(стр.18)




Задание седьмой группе: Дайте понятие здоровья человека.

Причины болезней.

Правила поведения человека, стремящегося сохранить здоровье.

(стр.19)


















Восьмая группа- группа экспертов изучает весь материал §2 продумывает доводы безграничности и ограниченности адаптационных возможностей человека.


Акклиматизация- приспособление к климатическим условиям.

Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организма на новую среду, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа.( например, человек переезжает в другую местность, из умеренного климата и тропический, или при смене времен года )

Геноакклиматизация - это глубокие сдвиги в морфологии и физиологии, передающиеся по наследству, закрепленные в качестве новых наследственных характеристик географических рас и видов.

( монголоидная, европеоидная, негроидная расы, их особенности)


Представители одной расы проживают в разных условиях и наоборот представители разных рас в сходных, поэтому правильнее говорить не о расах, а о адаптивных типах- людях приспособленных к проживанию в различных климатических условиях. Существуют следующие адаптивные типы:

арктический( житель Заполярья), аридный( обитатель пустынь), высокогорный( жители гор),континентальный ( население умеренного пояса )

В тетради и на доске выполняется схема:

Расы Адаптивные типы

Негроид


арктический


тропический

монголоид

аридный


континентальный

европеоид

высокогорный

Люди одной расы могут проживать в разных климатических поясах, следовательно, приспособлены к разным условиям. И люди, принадлежащие разным расам в одном климатическом поясе, значит, у них будут общие признаки.

Ученики, говорят, что эти понятия связаны со спортом. «Стайеры»- бегуны на длинные дистанции, а «спринтеры» на короткие. Следовательно «спринтеры» способны выдержать сильные нагрузки, но короткое время, «стайеры» - длительно действующие нагрузки.


В первом примере приведен «спринтер», он выдержал неоднократно удар молнии, но не сумел преодолеть стресс от неразделенной любви.

Во втором примере «стайеры», он сумели около шести месяцев прожить в открытом море.



Стихийные бедствия- стремительное изменение факторов внешней среды, приводящее к нарушению нормальной жизнедеятельности , значительному ущербу для общества и природной среды.

Дети составляют схему:

См. приложение №4
















Активная адаптация –преобразование окружающей среды, технические изобретения, которые позволяют смягчить внешние воздействия.

Примеры: строительство домов, оборудованных системой отопления, водоснабжения, электричеством и газом, система орошения в засушливых районах, теплицы за Полярным кругом.

Человек не может предотвратить стихийное бедствие, но может его предсказать(прогнозировать), может возводить сооружения, защищающие город от селей, цунами, оползней, наводнений и т. д. организует службы спасения, учит людей вести себя в такой ситуации.


Чрезвычайные ситуация - обстановка, которая складывается во время аварий на технических объектах, фабриках, заводах, научных учреждениях, атомных и гидроэлектростанциях, которые несут значительный ущерб окружающей среде, экономике страны и приводят к гибели людей.

Они также как стихийные бедствия несут урон, приводят к гибели людей. Но в отличие от стихийных бедствий они бывают на технических объектах. Они в большей степени несут загрязнения окружающей среде. Они могут быть связаны со стихийными бедствиями, а могут быть связаны с человеческим фактором, преступной халатностью, научными просчетами.)

Необходимо просчитывать все возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, чтобы исключить их.

Проводить учения, чтобы люди знали как себя вести в такой ситуации. Строго соблюдать технологическую дисциплину.



Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (Определение Всемирной организации Здравоохранения).

Здоровье – это не только отсутствие болезней, нормальное функционирование всех систем организма, но и состояние физического, психического, социального благополучия, способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Причины болезней человека:

1. Неблагоприятные условия окружающей среды. ( экологическая обстановка)

2. Ускорившийся ритм жизни.

3. Поведение человека, отношение его к своему здоровью( вредные привычки, гиподинамия, несоблюдение гигиены, отказ от профилактики)

4. Наследственность.

Правила поведения:

1. Укреплять организм

2. Заботиться о чистоте окружающей среды

3. Правильно питаться

4. Иметь достаточную физическую нагрузку.

5. Соблюдать режим труда и отдых.

6. Делать профилактические прививки.



3-й. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня

Заслушивается выступление каждой группы. Группа экспертов задает дополнительные вопросы

Учитель предоставляет слово группам, может задать наводящие вопросы.









От каждой группы выступает ученик, раскрывая вопросы, предложенные группе.

Все учащиеся записывают основные положения.



















III. Рефлексивно-оценочная часть

4-й этап. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль.


Возвращение к высказываниям, предложенным в начале урока.









































Взаимная оценка и самооценка

См. приложение №5

Вернемся к началу урока. Как вы сейчас ответите на этот вопрос?

Ограничены ли адаптивные возможности человека или они безграничны. Приведите не менее трех аргументов, чтобы доказать выбранное вами суждение.

Учитель подводит итог, обобщает сказанное.




























Учитель оценивает работу экспертов.

Учащиеся в группах выбирают утверждение, с которым они согласны и обсуждают совместно доводы, которые они могут привести в защиту данного утверждения.

Группы приводят доводы, подтверждающие данное положение.

Основные положения

записываются в тетрадь


Адаптивные возможности человека безграничны:

1.Человек живет в различных климатических поясах и природных зонах

2.Человек может изменять природную среду изменяя ее (активная адаптация)

3. Человек может выжить во время стихийных бедствий в экстремальных ситуациях, чрезвычайных ситуациях

4. Человек может предвидеть стихийные бедствия и избежать их.

5. Человека с детства учат поведению в экстремальной ситуации.

Адаптивные возможности человека небезграничны:

1.Человек не может справиться со стихийными бедствиями, которые несут гибель людей(землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов).

2. Человек сам изменяет планету и его деятельность приводит к разрушительным последствиям для него самого: загрязнение воды, воздуха, почвы)

3. Невозможно всегда предвидеть или избежать чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в результате которых происходит гибель людей.

3. Адаптивные возможности человека ограничены его физиологическими особенностями, как биологического вида

(не может жить в воде, без воздуха, без воды, без пищи, находиться долго в холоде или при высокой температуре, кожа, слизистые оболочки чувствительны к химическим веществам химическим веществам)

4. Ускорение ритма жизни приводит к тому , что многие люди, которые не выдерживают хронического утомления и страдают депрессиями, это приводит их к алкоголизму и наркомании

Эксперты могут дополнить работу групп, оценивает работу каждой группы. Членам групп предлагаются оценочные листы, в которых каждый оценивает работу каждого члена группы по пятибалльной системе.


5-й этап. Подготовка учащихся к работе вне школы


Д/З §2, повторить определения основных понятий.

Задания на выбор:

1. Найдите в печати или интернете информацию и преодолении последствий стихийного бедствия. Сформулируйте этапы его преодоления.

2. Докажите на примерах, что человек обладает широкими возможностями к адаптации.

3. Кто вы, по-вашему «спринтер» или «стайер»? ответ обоснуйте

4.Какое влияние оказывает на биосферу стратегия активной адаптации человека- положительное или отрицательное?»








Приложение №1. Определения феноакклиматизации и геноакклиматизации.

Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических (внешних), физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа.

Геноакклиматизация - это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в генотип и закреплении их в качестве новых наследственных характеристик популяций, географических рас и видов.

Приложение№ 2. Человек в стрессовой ситуации (из книги рекордов Гиннеса)

Попадание молнии в человека.

В Роя Саливана, смотрителя парка из Вирджинии (США), в течение его жизни молния попадала 7 раз — рекордное число для человека. В 1942 г. от ее удара он потерял ноготь на большом пальце ноги, в 1969 г. у него спалило брови, в 1972 г. — волосы на голове, в 1973 г. помимо загорания волос ему парализовало ноги, в 1976 г. — повредило лодыжку, а в 1977 г. он получил ожоги груди и живота. Саливан покончил жизнь самоубийством в сентябре 1983 г. из-за неразделенной любви.

Длительное пребывание в открытом море.

-Табвай Микайе и Арента Табейтабу с о. Никунау (Кирибати) вместе еще с одним рыбаком 17 ноября 1991 г. попали в циклон вскоре после того, как вышли в море в своей 4-метровой открытой лодке. Всех троих обнаружили 11 мая 1992 г. унесенными на 1800 км к берегам Западного Самоа, где их и выбросило море. Третий из них скончался за несколько дней до этого.



Приложение №5.

В.Высоцкий. Песня бегуна на короткую дистанцию

Десять тысяч и всего один забег

Остался.

В это время наш Бескудников Олег

Зазнался.

Я, - говорит, - болен, бюллетеню, нету сил!

И сгинул.

Вот тогда наш тренер мне и предложил,

- Беги, мол.


Я ж на длинной на дистанции помру,

Не охну.

Пробегу всего от силы первый круг

И сдохну.

Но сурово эдак тренер мне

Мол, надо, Федя.

Главное дело, чтоб воля, говорит, была

К победе.


Воля волей, если сил невпроворот,

А я увлекся.

Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот,

И спекся.

Подвела меня (ведь я предупреждал)

Дыхалка.

Пробежал всего два круга и упал,

А жалко.


А наш тренер, экс- и вице-чемпион

Оруда,

Не пускать меня велел на стадион,

Иуда.

Ведь вчера еще мы брали с ним с тоски

По банке,

А сегодня он кричит: меняй коньки

На санки!


Жалко тренера,

Он парень неплохой, ну и бог с ним,

Я теперь ведь занимаюсь и борьбой

И боксом

Не имею я теперь на счет на свой

Сомнений.

Все вдруг стали очень вежливы со мной.

И тренер.





Приложение №3.

Соотнесение рас и адаптивных типов

Негроид


Арктический



Тропический


монголоид

Аридный



Континентальный


европеоид

Высокогорный




Приложение №4.

Схема «Экстремальные ситуаций»



Смерчи

Землетрясения

Наводнения


Цунами

Стихийные бедствия

Ураганы


Оползни

Пожары



Приложение №5

Оценочный лист


самооценка

ФИ

ФИ

ФИ

Фамилия И.





Фамилия И.





Фамилия И.





Фамилия И.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!