СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «всякий день с овощами»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Овощи в питании человека."  Технологии механической кулинарной обработки овощей Фигурная нарезка овощей. Украшение блюд.

Просмотр содержимого документа
«Урок «всякий день с овощами»»


Составитель:
МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1»

Учитель технологии

Петрова Алла Ивановна






5 КЛАСС

УРОК «ВСЯКИЙ ДЕНЬ С ОВОЩАМИ»

Овощи в питании человека.
Технологии механической кулинарной обработки овощей
Фигурная нарезка овощей. Украшение блюд.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией;

  2. Сформировать навыки по определению качества овощей, первичной обработке
    и приготовлению блюд из свежих овощей;

  3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прививать интерес
    к здоровому образу жизни, аккуратности, самостоятельности;

  4. Развивать эстетический вкус при оформлении блюда.

ЗАДАЧИ:
Обучающая:
— знакомство со значением овощей, фруктов и ягод в питании человека;
— правилами сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах;
— правилами приготовления салатов из овощей, правилами оформления блюд;
— классификацией овощей, этапами механической обработки овощей;
— видами нарезки овощей, историческими сведениям о некоторых овощах.
— формирование первоначальных умений и навыков механической обработки овощей, нарезки овощей, оформления салатов.

Развивающая:
— развитие творческих способностей при оформлении салатов.
— продолжение развития памяти, внимания.

Воспитательная:
— воспитание аккуратности, чувства меры, эстетического вкуса.
— воспитание чувства товарищества при работе в бригаде.

ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, ножи и приспособления для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, посуда и предметы сервировки стола, зелень, овощи и фрукты


ТИП УРОКА:
комбинированный

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
групповая, индивидуальная, практическая работа.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • словесный: лекция, инструктаж;

  • наглядные: иллюстрация, наблюдение;

  • практические: анализ таблиц, трудовая деятельность

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Отметить отсутствующих.

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Проверка домашнего задания «Сервировка завтрака».
Вопросы на закрепление пройдённого материала:
— Какие витамины вы знаете?
— Что такое питательные вещества?
— Какие профессии на предприятиях общественного питания?
— Где и как хранят продукты и готовые блюда?
— Чем надо пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?
— Как правильно надо передавать нож?
— Что необходимо иметь на кухне?

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Актуализация проблемной ситуации:
— Что вы знаете об овощах?
— Чем особенно богаты овощи?
— Что используют в пищу у различных групп овощей?
— Какое питание является здоровым?
Сообщение темы и цели урока.

Видео презентация «Блюда из овощей. Технология приготовления»

  • Необходимое количество овощей, фруктов и ягод каждый день.

  • Питательные вещества, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах.

  • Разнообразие горячих и холодных блюд из овощей, фруктов и ягод.

  • Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах.

  • Классификация овощей.

  • Исторические данные о некоторых овощах.

  • Механическая (первичная) обработка овощей.

  • Формы нарезки овощей.

  • Правила приготовления салатов из овощей.

  • Правила (принципы) оформления блюд.

  • Технологическую последовательность приготовления салатов из сырых овощей.

Записывают в тетради словарь терминов
овощи: луковые плодовые, бахчевые, корнеплоды, клубнеплоды, капустные, листовые, стручковые; салат; формы нарезки овощей; карвинг.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(выполняется в тетради)

Задание 1.
Установите соответствие.
Заполните таблицу.

Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные










огурец, свекла, картофель, редиска, кабачок, топинамбур, арбуз, батат, морковь.

Задание 2.

«Определение доброкачественности овощей по внешнему виду»
Учащиеся исследуют предложенные овощи, заполняют таблицу, записывают вывод о пригодности овощей.

План работы:
1. Подготовь овощи.
2. Определи доброкачественность овощей, используя таблицу.
3. Запиши вывод о пригодности овощей.

Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет







Запах







Консистенция
(степень плотности)





Физкультминутка

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Приготовление салата из сырых овощей
Перед началом работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности
и санитарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ.
Вспомним правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. (Учащиеся вспоминают, отвечают, проверяют свои знания)

  • Работать только хорошо заточенным ножом;

  • Пользоваться ножом осторожно;

  • Передавать нож только ручкой вперед;

  • Не поднимать нож высоко над разделочной доской;

  • Соблюдать осторожность при работе с терками, надежно удерживать
    обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки

  • При нарезке сырых и вареных овощей использовать разделочные доски соответствующей маркировки.

Учащиеся делятся на группы (бригады).
Принимают решение — какой салат приготовят из «общего набора овощей на класс». Устанавливают последовательность приготовления салата.

Распределяют роли в бригаде.

Рассчитывают норму продуктов.

Выбирают необходимые инструменты и приспособления.

Выполняют поручения, соответствующие роли в бригаде.

Дегустируют салаты. Дают салатам название.

Оценивают вкусовые качества приготовленного салата.
Практическая работа завершается уборкой рабочих мест.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Вопросы:

— В чем заключается первичная обработка овощей?

— Какие продукты есть без ограничения?

— Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?

— Почему овощи нельзя долго держать в воде?

V. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (итог урока)

Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки за урок. Каждый учащийся получает две оценки за практическую часть и теоретическую часть урока.


Домашнее задание:
(на закрепление)
Снять видеоролик или сделать презентацию из фото (в электронном или бумажном виде) «Я готовлю сама». (приготовление салата из свежих овощей)

На следующий урок принести продукты:
Свекла (отваренная в кожуре) – 200 г. (1-2 шт.)
Морковь (отваренная в кожуре) – 150г. (1-2 шт.)
Картофель (отваренный в кожуре) – 200 г. (2 шт.)
Огурцы соленые или капуста квашеная – 180 г.
Лук – 90 г. (1 шт.)
Растительное масло или майонез – 90 г. (3 ст. л)
Зелень - 60 г.
Горошек консервированный или отваренная фасоль (по желанию) – 1 банка
Соль, сахар - по вкусу.
Не забыть: спецодежду и полотенце.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

«Технология» 5 класс/учебник/под редакцией В.М. Казакевича/Просвещение/2017

«Блюда из овощей и фруктов. Технология приготовления»/«Видеоуроки
в интернет»/образовательная онлайн-платформа/ «Мультиурок»/2008

«Основы рационального питания»/учебное пособие/ М.М. Лапкин/ ГЭОТАР-Медиа/2007

«Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены»/ Л.П. Черникова/ИКЦ "МарТ"/2005































Приложение 1

Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные











Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные











Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные











Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные











Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные











Группа овощей

Корнеплоды

Клубнеплоды

Тыквенные










Приложение 2


Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)





Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)





Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)





Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)





Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)





Показатель качества

Характеристика показателя

Характеристика данного овоща

Заключение экспертизы

Цвет




Запах




Консистенция
(степень плотности)










КЛАССИФИКАЦИЯ ОВОЩЕЙ

Группа овощей

Овощи данной группы

Корнеплоды

Морковь, репа, брюква, свекла, редька, редис, хрен, корневой сельдерей, петрушка, пастернак.

Клубнеплоды

Картофель, батат (сладкий картофель)

Капустные

Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, савойская, брюссельская, китайская, брокколи

Тыквенные

Тыква, огурцы, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, арахис (земляной орех)

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Луковичные

Репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок

Листовые

Салат, кресс-салат, шпинат, щавель

Пряности

Укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, базилик, тмин, анис, мята перечная, майоран, кориандр (кинза)

Десертные

Ревень, спаржа, артишок



КЛАССИФИКАЦИЯ ОВОЩЕЙ

Группа овощей

Овощи данной группы

Корнеплоды

Морковь, репа, брюква, свекла, редька, редис, хрен, корневой сельдерей, петрушка, пастернак.

Клубнеплоды

Картофель, батат (сладкий картофель)

Капустные

Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, савойская, брюссельская, китайская, брокколи

Тыквенные

Тыква, огурцы, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, арахис (земляной орех)

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Луковичные

Репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок

Листовые

Салат, кресс-салат, шпинат, щавель

Пряности

Укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, базилик, тмин, анис, мята перечная, майоран, кориандр (кинза)

Десертные

Ревень, спаржа, артишок









ПРАВИЛА ОБРАБОТКИ, ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ОВОЩЕЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ В НИХ ВИТАМИНОВ И ПОЛЕЗНЫХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.

1. Овощи следует хранить в тёмном месте при температуре +1…+3 С, квашеные и солёные овощи – в рассоле.
2. Овощи для варки закладывают в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой.
Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
3. Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
4. Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
5. Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.


ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

— сортировка, мойка, очистка, нарезка.
— сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды, для равномерной тепловой обработки);
— удаляют посторонние примеси, загнившие и испорченные овощи;
— зелень укропа, петрушки, кинзы отделяют от стеблей;
— после сортировки овощи моют, затем чистят.
— при очистке картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.
— очищенные овощи промывают, а затем нарезают.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ САЛАТОВ ИЗ СЫРЫХ ОВОЩЕЙ:

  1. Первичная обработка овощей.

  2. Нарезка овощей (овощи для салата должны быть нарезаны одинаково).

  3. Заправка салата (перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись)

  4. Выкладывание в салатницу и украшение (заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформляют фигурно-нарезанными продуктами).



ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ САЛАТА НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

1. Салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.

2. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них первичную и тепловую.

3. Для салатов из сырых овощей, овощи и зелень моют сначала сырой водой, а затем кипячёной.

4. Нельзя соединять тёплые и холодные овощи – салат быстро испортится.

5. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1 –2 часа до подачи на стол).

6. Заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей на стол.

7. Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.

8. Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленных – 6 часов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!