СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Все народы воспевают материнство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Все народы воспевают материнство Задачи: 1. Образовательная: Формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту; 2. Развивающая: развивать образное мышление; 3. Воспитывающая: воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери. Вид урока: традиционный Тип урока: урок постижения новых знаний Основные понятия: духовность, икона Оборудование для учителя: Компьютер и мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, зрительный ряд Оборудование для учащихся: текст В.Осеевой, альбомный лист, худ. материалы по выбору уч-ся План урока: 1. Орг. Момент – 2 мин. 2. Мотивация – 8 мин. 3. Выделение этапов, сообщение нового материала – 20 мин. 4. Создание эссе – 10 мин. 5. Рефлексия – 5 мин. Ход урока: 1. Орг. Момент. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Мотивация. - Всю прошлую четверть мы изучали культуру разных стран и убедились в том, что она отличается друг от друга. Но есть в искусстве великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких тем посвящена материнству. И тема нашего сегодняшнего урока: «Все народы воспевают материнство». Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир. Ребята, я хочу, чтобы вы настроились на предстоящую работу, и предлагаю вам посмотреть видеоролик «Про маму». А вы внимательно его посмотрите и скажете, в чём же заключается красота материнства. Просмотр видеоролика (3 мин.) - Какое настроение передаёт музыкальное произведение? - Какие чувства вы испытывали при его просмотре? - В чём заключается красота материнства? - Какие материнские качества увидели? (Любовь, нежность, радость, искренность…) - Как вы думаете, почему в видеоролике наряду с фотографиями мам и их детей я использовала фотографии животных? - Каково главное назначение матери? - В чём проявляется забота? 3.Выделение этапов сообщения нового материала. 1. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова французского писателя Оноре де Бальзака: «Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни». - Чувствовали ли вы когда-нибудь, что между вами и вашей мамой протянуты тайные невидимые нити? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни. - Любовь матери к ребёнку заложена самой природой. Мама - первый человек, который встречает нас в самом начале жизненного пути. Вместе с ней мы познаём жизнь, делаем первые открытия. Для матери нет счастливей и дороже мгновений, когда ребёнок делает первые шаги, произносит первое слово. Она готова всё отдать ради счастья своих детей. Наши беды и тревоги мама чувствует на расстоянии. По голосу она уже знает, что у тебя неприятности, успокоит, поможет мудрым советом. Что бы вы ни натворили, она всегда простит, найдёт нужные слова. Когда вам плохо – успокоит, когда весело, мама радуется вместе с вами. Мать оберегает ребёнка на протяжении всей жизни, защищает от бед, поддерживает в трудную минуту. 2. Объяснение значений слова «мать» подбором синонимов и антонимов. - Каково же значение слова «мать»? Давайте подберём синонимы (мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек) -А антонимы? (Мать – мачеха) -А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе? (Мама, мамка, маменька (устар.), родительница, матушка, мамушка (устар., народ.-поэтическое, шутл.), мамуля (прост.), мамаша (устар.), матерь (высок. и трад.-поэт.), родимая (нар.-поэт.) - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»? Потрогайте это слово руками. Какое оно? (мягкое, нежное, тёплое…) - Возьмите лист бумаги, запишите в центре листа слово «мать», а вокруг него запишите ассоциации. начало жизни чистота продолжение рода счастье нравственность мать тепло духовность сердце верность любовь (ласка, улыбка, теплота, тревога, нежность, щедрость, покой, мягкость…) 3. Определение духовности. - Итак, вы назвали главные качества мамы – забота, самопожертвование, любовь к своим детям. Всё это относится к духовной красоте материнства. Ведь кроме качеств внешнего, физического проявления человека, есть ещё и его внутренний, душевный мир. Душа и духовность – близкие понятия. Духовность – это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности. Нет любви и заботы сильнее материнской. 4. Знакомство с картинами художников, воспевающих материнскую красоту. - В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественной выразительности. Сейчас мы познакомимся с картинами известных художников, а вы в свою очередь, попытайтесь определить, что объединяет все эти произведения. Презентация - слайд 1 Слайд 2 - Икона «Богоматерь Владимирская» «Икона» - греческое слово, по-русски оно означает «образ». Это картины особенного содержания, написанные на доске. Икона «Богоматерь Владимирская» создана в первой половине 12 века. Богоматерь Владимирская считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитаема на Руси и хранится в Государственной Третьяковской галерее. - Вглядитесь в неё. Какое у неё лицо? (Печальное, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях) - Почему младенец Иисус так прильнул к своей маме? ( Он любит её, они единое целое) - Какой цвет преобладает на иконе? Почему? (Золотистый, жёлтый. Цвет любви, нежности, тепла) Слайд 3 - Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» - На всемирно известной картине итальянского художника 16 века Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» тоже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Художнику позировала необычайно прекрасная крестьянская девушка. Её облик стал символом материнства. Женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Каждая мать так же несёт своего ребёнка к людям, к радостям и трудностям жизни. Что воспевает эта картина? ( Доброту, гармонию, величие материнского подвига). Слайд 4 - Сравните образ Богоматери и образ мадонны. –Что в них общего? Чем отличаются? - Замечательные картины о материнской любви создали великие художники: Слайд 5 – Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» Слайд 6 - Пабло Пикассо «Мать и дитя» Слайд 7 – Рембрандт «Святое семейство» - Посмотрите на эту картину внимательно. Что вы слышите? (Спокойное посапывание ребёнка) - Представьте себе, что вы засыпаете на руках у своей мамы. Что вы чувствуете? (Защищённость, мама любит меня, мне с ней хорошо и уютно) - А теперь посмотрим, как художники более поздней эпохи воплотили образ матери в своих картинах. Слайд 8– Кузьма Петров-Водкин «Мать» Слайд 9 - Аркадий Пластов «Мать» - Это другое время, но тема духовности матери остаётся вечной. Художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные с неисчерпаемой красотой душевных переживаний. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Слайд 10 – Евгений Сидоркин «Колыбельная» - Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина. Они словно единая скульптура - их не разлучить. Слайд 11 – Борис Неменский «Тишина» - В этой картине рука матери так же охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! - Что объединяет все эти произведения? (Светлый образ матери) 5. Работа с текстом - Сколько о маме сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы, поэты, писатели. Слайд 12 – «Сердце матери – это бездна, в которой всегда найдётся прощение…» О. Бальзак Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь. Обратимся к тексту великого педагога, учителя, писателя Василия Александровича Сухомлинского. Чтение текста. ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. - Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки. - Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки: - Ровно... Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. - Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша. - Угу! - отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...Размышления над текстом. - О чём рассказывается в тексте? - О чем думали мать и бабушка, когда дети ели печенье? - Обиделись ли они на своих детей? - Почему они ничего не сказала им? - Как вы поступили бы на её месте? - Как вы думаете , догодались ли дети , что они поступили нехорошо? - Как, по вашему мнению, они поступят в подобной ситуации в следующий раз? - А если бы она стала ругать детей, говорить им об их неблагодарности, испытал бы мальчики угрызения совести? - Можно ли назвать мать мудрым воспитателем? В чем проявилась ее мудрость? - Были ли в вашей жизни моменты, когда вы испытывали угрызения совести, после того как несправедливо обидели свою маму? Что вы сделали, чтобы исправить свою ошибку? - Может ли мать не простить своих детей? Могут ли дети не простить свою мать? - Как вы думаете, если бы люди любили друг друга так же, как мать любит своих детей, изменилась бы жизнь на земле? - Может ли подобная любовь существовать между любыми другими людьми? Пословицы о материнской любви. - Какие пословицы о матери вы знаете? Объясните смысл пословиц. • Слепой щенок и тот к матери ползет. • Мать кормит детей, как земля – людей • Чувство отца выше гор, чувства матери глубже океана (Японская пословица) • Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила • Материнская любовь и со дна моря поднимает. • Нет милее дружка, чем родимая матушка. • Всякой матери своё дитя мило. • Сердце матери лучше солнца греет - Как вы думаете, почему мать сравнивается с солнцем? - Назовите наиболее характерные черты материнской любви. (Мать всегда прощает своих детей; она всегда верит в них; всегда видит в них лучшее; в своих мыслях она всегда вместе с ними; она готова в любую минуту прийти на помощь детям; ради детей она, не задумываясь, может пожертвовать собой). 4. Практическая работа. Нарисуйте солнце души вашей мамы. На лучах этого солнца напишите все, за что вы любите свою маму. -Какова душа вашей матери? Давайте зачитаем несколько работ. - Что вы возьмёте в жизнь от своих матерей? - В чём проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней? - Какие качества появились в вас под воздействием лучей солнца материнской любви? - Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой? 5. Рефлексия. Методика «недописанного предложения». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… - Поделитесь своим настроением и впечатлениями. Домашнее задание: Варианты заданий: 1. Внимательно понаблюдайте за мамой и запишите все, что мамины руки делают за день, с раннего утра до позднего вечера. Напишите сказку о волшебных материнских руках (по желанию).

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!