Тема урока: Все народы воспевают материнство
Задачи:
1. Образовательная: Формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту;
2. Развивающая: развивать образное мышление;
3. Воспитывающая: воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери.
Вид урока: традиционный
Тип урока: урок постижения новых знаний
Основные понятия: духовность, икона
Оборудование для учителя: Компьютер и мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, зрительный ряд
Оборудование для учащихся: текст В.Осеевой, альбомный лист, худ. материалы по выбору уч-ся
План урока:
1. Орг. Момент – 2 мин.
2. Мотивация – 8 мин.
3. Выделение этапов, сообщение нового материала – 20 мин.
4. Создание эссе – 10 мин.
5. Рефлексия – 5 мин.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация.
- Всю прошлую четверть мы изучали культуру разных стран и убедились в том, что она отличается друг от друга. Но есть в искусстве великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких тем посвящена материнству. И тема нашего сегодняшнего урока: «Все народы воспевают материнство».
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир.
Ребята, я хочу, чтобы вы настроились на предстоящую работу, и предлагаю вам посмотреть видеоролик «Про маму». А вы внимательно его посмотрите и скажете, в чём же заключается красота материнства.
Просмотр видеоролика (3 мин.)
- Какое настроение передаёт музыкальное произведение?
- Какие чувства вы испытывали при его просмотре?
- В чём заключается красота материнства?
- Какие материнские качества увидели? (Любовь, нежность, радость, искренность…)
- Как вы думаете, почему в видеоролике наряду с фотографиями мам и их детей я использовала фотографии животных?
- Каково главное назначение матери?
- В чём проявляется забота?
3.Выделение этапов сообщения нового материала.
1. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова французского писателя Оноре де Бальзака:
«Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни».
- Чувствовали ли вы когда-нибудь, что между вами и вашей мамой протянуты тайные невидимые нити? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни.
- Любовь матери к ребёнку заложена самой природой. Мама - первый человек, который встречает нас в самом начале жизненного пути. Вместе с ней мы познаём жизнь, делаем первые открытия. Для матери нет счастливей и дороже мгновений, когда ребёнок делает первые шаги, произносит первое слово. Она готова всё отдать ради счастья своих детей. Наши беды и тревоги мама чувствует на расстоянии. По голосу она уже знает, что у тебя неприятности, успокоит, поможет мудрым советом. Что бы вы ни натворили, она всегда простит, найдёт нужные слова. Когда вам плохо – успокоит, когда весело, мама радуется вместе с вами. Мать оберегает ребёнка на протяжении всей жизни, защищает от бед, поддерживает в трудную минуту.
2. Объяснение значений слова «мать» подбором синонимов и антонимов.
- Каково же значение слова «мать»? Давайте подберём синонимы (мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек)
-А антонимы? (Мать – мачеха)
-А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе?
(Мама, мамка, маменька (устар.), родительница, матушка, мамушка (устар., народ.-поэтическое, шутл.), мамуля (прост.), мамаша (устар.), матерь (высок. и трад.-поэт.), родимая (нар.-поэт.)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»? Потрогайте это слово руками. Какое оно? (мягкое, нежное, тёплое…)
- Возьмите лист бумаги, запишите в центре листа слово «мать», а вокруг него запишите ассоциации.
начало жизни чистота
продолжение рода счастье
нравственность мать тепло
духовность сердце
верность любовь
(ласка, улыбка, теплота, тревога, нежность, щедрость, покой, мягкость…)
3. Определение духовности.
- Итак, вы назвали главные качества мамы – забота, самопожертвование, любовь к своим детям. Всё это относится к духовной красоте материнства. Ведь кроме качеств внешнего, физического проявления человека, есть ещё и его внутренний, душевный мир. Душа и духовность – близкие понятия.
Духовность – это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности. Нет любви и заботы сильнее материнской.
4. Знакомство с картинами художников, воспевающих материнскую красоту.
- В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественной выразительности. Сейчас мы познакомимся с картинами известных художников, а вы в свою очередь, попытайтесь определить, что объединяет все эти произведения.
Презентация - слайд 1
Слайд 2 - Икона «Богоматерь Владимирская»
«Икона» - греческое слово, по-русски оно означает «образ». Это картины особенного содержания, написанные на доске.
Икона «Богоматерь Владимирская» создана в первой половине 12 века. Богоматерь Владимирская считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитаема на Руси и хранится в Государственной Третьяковской галерее.
- Вглядитесь в неё. Какое у неё лицо? (Печальное, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях)
- Почему младенец Иисус так прильнул к своей маме? ( Он любит её, они единое целое)
- Какой цвет преобладает на иконе? Почему? (Золотистый, жёлтый. Цвет любви, нежности, тепла)
Слайд 3 - Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
- На всемирно известной картине итальянского художника 16 века Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» тоже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Художнику позировала необычайно прекрасная крестьянская девушка. Её облик стал символом материнства. Женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Каждая мать так же несёт своего ребёнка к людям, к радостям и трудностям жизни. Что воспевает эта картина? ( Доброту, гармонию, величие материнского подвига).
Слайд 4 - Сравните образ Богоматери и образ мадонны.
–Что в них общего? Чем отличаются?
- Замечательные картины о материнской любви создали великие художники:
Слайд 5 – Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Слайд 6 - Пабло Пикассо «Мать и дитя»
Слайд 7 – Рембрандт «Святое семейство»
- Посмотрите на эту картину внимательно. Что вы слышите? (Спокойное посапывание ребёнка)
- Представьте себе, что вы засыпаете на руках у своей мамы. Что вы чувствуете? (Защищённость, мама любит меня, мне с ней хорошо и уютно)
- А теперь посмотрим, как художники более поздней эпохи воплотили образ матери в своих картинах.
Слайд 8– Кузьма Петров-Водкин «Мать»
Слайд 9 - Аркадий Пластов «Мать»
- Это другое время, но тема духовности матери остаётся вечной. Художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные с неисчерпаемой красотой душевных переживаний.
И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения.
Слайд 10 – Евгений Сидоркин «Колыбельная»
- Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина. Они словно единая скульптура - их не разлучить.
Слайд 11 – Борис Неменский «Тишина»
- В этой картине рука матери так же охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!
- Что объединяет все эти произведения? (Светлый образ матери)
5. Работа с текстом
- Сколько о маме сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы, поэты, писатели.
Слайд 12 –
«Сердце матери – это бездна, в которой всегда найдётся прощение…»
О. Бальзак
Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
Обратимся к тексту великого педагога, учителя, писателя Василия Александровича Сухомлинского.
Чтение текста.
ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
- Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...Размышления над текстом.
- О чём рассказывается в тексте?
- О чем думали мать и бабушка, когда дети ели печенье?
- Обиделись ли они на своих детей?
- Почему они ничего не сказала им?
- Как вы поступили бы на её месте?
- Как вы думаете , догодались ли дети , что они поступили нехорошо?
- Как, по вашему мнению, они поступят в подобной ситуации в следующий раз?
- А если бы она стала ругать детей, говорить им об их неблагодарности, испытал бы мальчики угрызения совести?
- Можно ли назвать мать мудрым воспитателем? В чем проявилась ее мудрость?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы испытывали угрызения совести, после того как несправедливо обидели свою маму? Что вы сделали, чтобы исправить свою ошибку?
- Может ли мать не простить своих детей? Могут ли дети не простить свою мать?
- Как вы думаете, если бы люди любили друг друга так же, как мать любит своих детей, изменилась бы жизнь на земле?
- Может ли подобная любовь существовать между любыми другими людьми?
Пословицы о материнской любви.
- Какие пословицы о матери вы знаете? Объясните смысл пословиц.
• Слепой щенок и тот к матери ползет.
• Мать кормит детей, как земля – людей
• Чувство отца выше гор, чувства матери глубже океана (Японская пословица)
• Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила
• Материнская любовь и со дна моря поднимает.
• Нет милее дружка, чем родимая матушка.
• Всякой матери своё дитя мило.
• Сердце матери лучше солнца греет
- Как вы думаете, почему мать сравнивается с солнцем?
- Назовите наиболее характерные черты материнской любви.
(Мать всегда прощает своих детей; она всегда верит в них; всегда видит в них лучшее; в своих мыслях она всегда вместе с ними; она готова в любую минуту прийти на помощь детям; ради детей она, не задумываясь, может пожертвовать собой).
4. Практическая работа.
Нарисуйте солнце души вашей мамы. На лучах этого солнца напишите все, за что вы любите свою маму.
-Какова душа вашей матери? Давайте зачитаем несколько работ.
- Что вы возьмёте в жизнь от своих матерей?
- В чём проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней?
- Какие качества появились в вас под воздействием лучей солнца материнской любви?
- Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?
5. Рефлексия. Методика «недописанного предложения».
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
- Поделитесь своим настроением и впечатлениями.
Домашнее задание:
Варианты заданий:
1. Внимательно понаблюдайте за мамой и запишите все, что мамины руки делают за день, с раннего утра до позднего вечера.
Напишите сказку о волшебных материнских руках (по желанию).