Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег"
Людям хотелось бы все сохранить – и розы, и снег.
А.И.Герцен.
Всегда следует стремиться к прекрасному.
О. Бальзак.
1. Вступительное слово.
К. Паустовский. Мы произносим эту фамилию, и нам сразу представляется средняя полоса России: Волга, Кама, Ока, Мещера. Это самый счастливый край для писателя. Он писал об этом так: “Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки”.
- Каким вам человеком представляется К. Паустовский?
(Романтик, любил природу, много путешествовал.)
- О чём писал? (О жизни, о том, что видел.)
Да, он любил писать о том, что видел, о людях, с которыми встречался. “Каждая минута, каждое брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, - писал Паустовский, - каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями эти миллионы песчинок, собираем их из этого сплава, выковываем свою золотую розу”.
-Что за розу имел в виду писатель? (Произведения)
2. А сейчас перенесёмся в зиму. Представим себе зимнюю картину. Снег…
Включить музыку «Волшебная музыка зимы» Сергея Чекалина
Какие ассоциации вызывает у вас слово “снег”?
Какие зимние строчки вспоминаются?
(Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит)
(Чудная картина, как ты мне родна.
Белая равнина, полная луна.)
(Мороз и солнце! День чудесный!)
- Что же такое снег? (Что-то необычное)
3. У Паустовского снег разный. Посмотрим какой.
Учащиеся читают:
1. “Летел густой, медленный снег. Глядя на торжественное падание снега, вдыхая запахи лесов, подступающих к Петербургу, Кипренский думал, как он счастлив, что родился в России”. (Повесть “Орест Кипренский”) (Патриотическое чувство)
2. “Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь”. (Рассказ “Ручьи, где плещется форель”)
(Снег – любовь)
3. Рассказ “Стекольный мастер”. “Все гуще падал снег, засыпая могилу бабки Гани. И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей жизнью. И вся рязанская земля казалась мне теперь особенно милой”. (Снег – память).
Учитель. Рассказ “Снег”
- Ваши мысли после прочтения рассказа?
(ответы учащихся)
- О чём рассказ?
(о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки грозным ее обстоятельствам, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье, потому что писатель был убежден: маленького счастья не бывает, как не бывает маленькой любви. Это рассказ о достойных людях, вынесших на своих плечах военное лихо, сохранивших в душе своей тихий свет родных окон в далеких заснеженных русских городах.)
- Каков сюжет рассказа?
- Разбирая произведение, остановимся на пяти фрагментах.
Загадка названия рассказа.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово снег? Что представляете, когда слышите это слово?
- Какие пословицы и поговорки вспоминаются?
- Вспоминаются ли строчки поэтических произведений?
В русской национальной традиции слово снег окружено всевозможными ассоциациями – историческими, литературными, эмоциональными.
Сливаясь с поэтическим обликом зимы, слово снег вызывает у русского человека настоящий каскад чувств и настроений, как нельзя более точно выраженных в строчках А.Фета:
Чудная картина,
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Вспомним также искрящиеся пушкинские строчки:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Стоит произнести это слово – и возникает ощущение праздника! А в памяти всплывут святки, Рождество, заколдованный лес с Дедом Морозом и Снегурочкой, новогодняя ёлка…
«Снегу надует – хлеба прибудет», «Бел снег на черну землю – и то к лицу», «Снегу нет – и следа нет», «Красна весна цветами, лето – снопами, осень – пирогами, а зима – снегами», - любили повторять на Руси. Не случайно этот образ опоэтизирован во многих русских сказках, легендах, он необыкновенно музыкален благодаря народным песням. Красоту девушек на Руси сравнивали с белизной снега. Но снег холоден, поэтому иногда он воспринимается как символ одиночества, заброшенности.
В то же время в русской поэтической традиции особенно живо ощущается символическое значение этого слова: снег отождествляется с образом России.
Необычайно богата палитра этого слова в творчестве Константина Паустовского! В сознании писателя оно связывается с поэтическим миром детства, дорогими воспоминаниями, «снежной музыкой Грига» и такими милыми его сердцу пейзажами средней полосы России, где деревья зимой засыпаны «цветами мокрого снега».
1 группа – первый фрагмент.
“Однажды ночью она проснулась. Снега светили в окно”.
- Что необычного показалось во фразе? В каком числе стоит слово “снег”?
Что видится за этим? Как светили окна? Какая была жизнь у Татьяны Петровны? Найдите детали, подтверждающие это?
(Снега светили – огромное пространство холодной военной зимы, окна светят тускло – жизнь мрачная, даже язычок свечи вздрагивал)
2 группа – чтение письма Потапова к отцу.
- Какие воспоминания у Николая? Что для него Родина?
(Вспоминает зимний пейзаж: сад, беседка)
- А что для вас малая Родина?
3 группа – мысли и действия Татьяны Петровны после прочтения письма?
(Нужно что-то менять: повесила колокольчик, расчистила дорожку, настроила рояль, поставила подсвечник, зажгла свечи и заиграла на рояле)
- Чем наполнилась жизнь героини?
(Верой, надеждой, ожиданием)
4 фрагмент – рассказать о Николае Потапове.
- Где находится? Чем занимается? Обратить внимание на картины природы. Что оживило картину природы, когда приехал домой?
(Воевал, был ранен, получил отпуск, едет домой, узнал ,что отца нет, а в доме живут чужие люди. Природа в тон: небо сизое, ветер выдувал из глаз слёзы. Оглянулся: дом, сад и … дым!)
5 фрагмент – дальнейшие его действия.
- Что удивило, когда подошел к дому? Какие картины природы рисует Паустовский? Какой снег?
(Подошел к дому, сад как бы вздрогнул: узнал его. Удивило, что во дворе всё, как было раньше: значит, люди добрые живут. На улице идёт снежок.)
5. Итак, снег.
- Что же такое снег? Почему рассказ назван так?
(Снег – главный герой, малая Родина, отчий дом, суровость войны, одиночество, радость встречи)
Что вы думаете о дальнейшей жизни героев?
6. Слово учителя.
Всегда нужно верить, стремиться к прекрасному и учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же душевную чуткость, деликатность к прекрасному в природе, людях призван мир Паустовского, который каждому напоминает о том, что всё это вечно.
7. Рефлексия.
1. Есть французское выражение, что великие мысли исходят из сердца. Какие мысли возникли
У вас? Составим синквейн.
(Учащиеся составляют индивидуально или в парах.)
Снег.
Необычный, разный.
Манит, вызывает воспоминания, раздумья.
Это всегда что-то родное.
Отчий дом.
2. Заполнить лист самооценки.
Лист самооценки моей работы
ФИ_____________________________________________
Критерии оценки:
1 – совсем не присутствует;
2 – присутствует, но редко;
3 – часто;
4 – всегда.
развернуть таблицу
- Я активно участвую в обсуждении | _____________ |
- Я предлагаю ценные идеи | _____________ |
- Я слушаю внимательно, обобщаю | _____________ |
- Я делал всё самостоятельно | _____________ |
Сумма баллов | _____________ |
развернуть таблицу
7. Итог (на фоне музыки «Мелодия падающего снега» )
Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей памятью о нём стали его произведения. Они оставили добрый след в вашей памяти. Писатель обращается к вам: “Сделай и ты свою жизнь мелодичной, похожей на музыку”. Пусть это свидание со снегом напоминает вам о добром и светлом.