1. Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию. 2. Целеполагание и мотивация. Сегодня у нас необычный урок – мы отправляемся в гости к одной мастерице. Вы, конечно, знаете, что наша палехская земля богата талантами. Сколько палехскими вышивальщицами изделий сделано, да таких, что на весь мир известны! А эта рукодельница особая – настоящая искусница. Ну что ж, отправляемся в путь. (За пяльцами сидит девушка в русском сарафане, оформлена выставка вышитых изделий). А как вы думаете: Почему мастер на Руси всегда был в почете? (вселяет оптимизм; дарит красоту, радость; учит ремеслу) Чем отличаются работы мастера от изделий массового изготовления? (индивидуальностью, непохожестью, так как в них вложена частичка души) А вы хотите с помощью иголочки-волшебницы превратиться в настоящего мастера? Что вам для этого нужно? (терпение, умение, аккуратность, знания, трудолюбие, прилежность) Что побуждает вас к созданию вышитых изделий? (желание проверить свои силы, так как издавна все женщины умели вышивать; создать полезную и красивую вещь) Можно ли изготовление вышитого изделия считать проектом? Почему? Что такое проект? С какой целью вы стали бы создавать самостоятельно творческую работу? (проверить силы, создать красивую и полезную вещь, закрепить умения по вышивке) А знаете ли вы порядок проектирования? Какую цель вы должны поставить перед собой при проектировании изделия? 3. Актуализация опорных знаний. Учитель: Посмотрим, на что вы сейчас способны. Учащимся предлагается работа в группах по планированию деятельности: задание №1 (см. Приложение). Из каких этапов, по-вашему, должен состоять проект? (выбор, обоснование, планирование работы, изготовление изделия, представление изделия) Сможете ли вы выполнить поставленную задачу сегодня? Над каким этапом нам сегодня предстоит работать? (выбор изделия, выбор материалов, инструментов, обоснование выбора). 4. Работа по теме урока. 4.1. Выбор и обоснование проекта. Мы поставили перед собой цель и будем ее выполнять. Вам помогут контрольные вопросы, список ключевых фраз, а также совместное обсуждение. Свои размышления, предположения вы записываете в тетрадь, и в конце урока у вас получится мини-сочинение, которое будет являться обоснованием вашего проекта. Контрольные вопросы: 1) Что? Что можно изготовить в процессе проектирования? Что повлияло на ваш выбор? 2) Для чего? Зачем? 3) Какие материалы вы будете использовать? (Задание №2 в Приложении) 4) Какое будет ваше изделие? Какого цвета фон? Какие нитки будете использовать? 5) Чем? Какие инструменты вы будете использовать? 6) Как? Какие швы вы будете использовать? 7) Где? Где на изделии будет располагаться рисунок? Каким образом? 8) Сколько? Дорого ли вам это обойдется? 9) Смогу ли я? Успею ли в срок? 4.2. Представление работ. 5. Подведение итогов работы: Учитель: Марья-искусница, ты у нас известная рукодельница. Тебе и слово. Понравилась ли тебе сегодняшняя работа? Может быть, у тебя есть вопросы к ученицам? Марья-искусница задает вопросы: Чему сегодня учились? Справились ли с заданием? Что показалось трудным? Над чем работать дальше? Оценка работы учителем: Как работали? Справились ли с заданием? Обоснован ли выбор? Логично ли изложен материал? | Проверяет готовность учащихся к уроку. Организует совместное целеполагание и мотивацию, используя обращение к фольклору, ИКТ, образцы изделий. Уточняет ответы учащихся, помогает им сформулировать цели урока. Организует фронтальную работу по определению структуры творческого проекта, конкретизации цели урока. Организует обсуждение по контрольным вопросам, работу в группах, уточняет ответы учащихся, вносит коррективы по необходимости. Организует фронтальную работу на основе информационно-рецептивного с элементами частично-поискового метода с использованием компьютерной презентации. Организует работу по представлению идей и их обсуждению. Вовлекает учащихся в проектировочную деятельность. Организует работу по исследованию образцов материалов, побуждает к обсуждению. Организует фронтальную работу по повторению видов швов, применяемых в вышивке. Побуждает к выбору техники выполнения изделия. Организует работу в группах по составлению композиции изделия. Организует фронтальную работу по обсуждению предварительной стоимости будущих изделий, сроков выполнения проекта. Организует работу по представлению выполненных работ. Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, оценке работ. Выставляет и комментирует оценки. | Дежурные сообщают о явке учащихся. Анализируют информацию, высказывают суждения, аргументируют их, формулируют выводы. Отвечают на вопросы, определяют порядок выполнения творческого проекта, конкретизируют цель урока. Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, синтез, установление причинно-следственных связей, обоснование, выводы), опираясь на свой жизненный опыт и приобретенные ранее знания. Самоанализ, самоконтроль. Высказывают идеи, суждения, анализируют их, принимают решение, записывают в тетрадь. Исследуют образцы (анализ, сравнение, выводы), принимают решение, аргументируют его, записывают в тетрадь. Самоконтроль. Высказывают свои мнения, идеи цветового решения проекта (пространственные представления), воспроизводят информацию о применении инструментов. Обосновывают свое решение, записывают в тетрадь. Вспоминают, воспроизводят информацию, выбирают технику вышивания, аргументируют свои решения. Планируют расположение рисунка на изделиях разной формы (синтез, обобщение). Делают предположения о композиции своего будущего изделия, аргументируют свое решение, записывают в тетрадь. Анализируют возможные расходы, делают выводы, записывают в тетрадь. Соотносят сложность и объем планируемой работы со временем выполнения проекта, делают выводы. Зачитывают мини-сочинения, обосновывают свой выбор и защищают свою идею. Анализируют, сравнивают работы, делают выводы, аргументируют, дают самооценку. |