СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Выделение у растений.Листопад"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого  урока по биологии "Выделение у растений.Листопад"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Выделение у растений.Листопад"»

Тема урока: «Выделение растений. Листопад. Слайд 1.

Слайд 2.

Цель урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о процессе выделения, как одном из свойств живых организмов; углубить знания о способах выделения растений; объяснить причины и значение таких явлений как листопад, испарение воды, гуттация.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, развивать умение общаться друг с другом в процессе парной работы.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: старые карандаши, ломаные ручки, мятая бумага и другие отходы», детское ведерко.

На доске изображение ели, березы, сбрасывающей листья; переросших грибов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Тестирование по теме: « Транспорт веществ в организме».

1.Перемещение питательных веществ по клетке обеспечивает:

1) ядро

2)хлоропласт

3) цитоплазма

4) хромосома

2.Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются в растении по

1) сосудам древесины

2) клеткам луба

3) сердцевине

4)кожице

3.Транспорт веществ и газов по организму дождевого червя осуществляет

1)скелетная мускулатура

2)кровеносная система

3)нервная система

4)легкие

5) Уничтожает попавшие в организм млекопитающего животного болезнетворные микробы

1) сосуды

2)сердце

3)красные кровяные клетки

4) белые кровяные клетки

6) Все ткани и органы крысы пронизывают

1) кровеносные капилляры

2) механические волокна

3) сосуды луба

4) клетки проводящей ткани.

7.Верны ли следующие суждения:

А. Кровеносная система рыбы не имеет сердца и состоит только из сосудов.

Б. Транспорт веществ в организме обеспечивает кровь и гемолимфа.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) неверны оба суждения

8.Установите правильную последовательность

1) сердце

2) капилляры

3) вены

4) артерии.

Мотивация и целеполагание. Формирование темы, целей, задач урока.

- Почему опасно есть переросшие грибы?

-Почему деревья сбрасывают листья?

-Почему в городе плохо растут ели?

Мы выслушали варианты ваших ответов, но чтобы убедиться, правы вы или нет, нам надо изучить новую тему.

* определить название темы вам поможет мой захламленный стол, вам не хочется спросить, зачем на столе так много….кстати, чего? ( отбросов, мусора, отходов).

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажите, откуда взялся этот мусор?

(образовался в процессе деятельности)

-Вам нравится такое количество мусора на моем столе? ( нет)

- Что надо сделать с этим мусором? (собрать и выбросить).

-Почему его нужно выбросить? (Это не нужные нам отходы). Мусор собирается в ведерко и выносится из класса.

Может, быть, опираясь на полученную информацию вы скажете , о чем мы сегодня будем говорить, изучая живой организм ( Об отходах организма, где они образуются, как от них организм избавляется).

Первичное усвоение материала.

Прочитайте обобщающий текст на с 88. ( индивидуальная работа)

Попытайтесь ответить на главный вопрос, на который нам надо ответить в первую очередь.

Работа в группах.

Как происходит выделение ненужных веществ у растений?

Что такое листопад?

Какие вещества живой организм получает из внешней среды (вода, минеральные соли, витамины, органические вещества, кислород)

Какие вещества организм выделяет во внешнюю среду?

( вода, углекислый газ, мочевина, аммиак, кислород)

Сверим ваши ответы и информацию на слайде. Слайд 3

Уч. Что же такое выделение?.

Прием «Собери информацию».

Из предложенных слов собрать определение понятия «выделение»

(выделение, выведение, из, организма, конечных продуктов, обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся, в организме, или, поступивших, с пищей).

Какое же определение понятия у вас получилось?

Обсуждение в группе полученных результатов.

Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ - избытка воды, солей, ядов, образующихся в организме или поступивших с пищей. Слайд 4

Запись определения в тетрадь.

Есть ли у растений специальные органы для выделения?

Как происходит выделение ненужных веществ у растений?

Работа с учебником с 88.

( работа в группе)

Вывод: У растений нет специальной выделительной системы и не все вещества выводятся из организма. Многие ненужные вещества остаются в клетках и органах и сохраняются в течение всей жизни.

Исследовательский этап.

Заслушивание учащегося о результатах опыта, заложенного за три дня до урока.

За три дня до урока в три пробирки на одинаковый уровень налил воду. Одну пробирку оставил как есть, во вторую добавил масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместил побег с листьями и добавил масло. В процессе работы уровень воды выравнивал фломастером. Сделай вывод.

Вывод: Воды в первой и третьей пробирках стало меньше, вода в третьей пробирке испарилась растением.

Что такое испарение?

Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар. Испарение еще называют транспирацией.

Пар-это вода в газообразном состоянии. Слайд5.

С какой целью на поверхность воды вы налили масло?

Чтоб вода не испарялась?

Какой орган испаряет воду?

Какую роль играют устьица в процессе испарения? Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты, то испарение не происходит.

Все ли растения одинаково испаряют воду? От чего это зависит?

Вывод: разные растения испаряют разное количество воды. Это зависит от влажности, температуры, солнечного освещения, площади листа.

Какие приспособления имеют растения к меньшему испарению воды?

Колючки, густое восковой налет кожистые листья способность листа сворачиваться.

Какое значение имеет испарение?

1.-способствует передвижению воды в растении, питательных веществ.

2 охлаждает лист, предохраняет от перегрева.







Уч. Какие приспособления имеют растения к меньшему испарению воды?



Какие способы выделения у растений существуют?

Способы выделения у растений.

Цветковые нектарники.

Гуттация - растения – плаксы: Ванька мокрый» картофель, настурция, медуница, хвощ полевой, тополь черный( осокорь), ива, клен, черемуха.

Ива плакучая может перед дождем наплакаться столько, что сухая земля под ней становится влажной. Из наших деревьев более долгосрочные прогнозы у клена: если у основания черешка листьев появляются капли воды, то через три дня ожидай дождя.

Пищеварительные железки: У росянки, пузырчатки.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя