Тема урока: Почва. Состав почвы
Цель урока
закреплять у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), электронная презентация
Ход урока
I.Мобилизация класса
Психологическая установка на работу.
На уроке природоведения
Мы сегодня будем наблюдать
выводы делать и рассуждать
II. Актуализация знаний
1) МИНУТКА СИНОПТИКА
2)По электронной почте нам прислали сообщение с просьбой изучить свойства объекта . изображенного на фотографии. Что это?
Сначала проверим , что об этом объекте мы уже знаем.
Тест
1.Что происходит с горными породами при изменении температуры
А) сжимаются
Б) расширяются
В) трескаются
2. Где почвы нет?
А) в лесу
Б) в Арктике
В) на лугу
3.Что действует на разрушение горных пород?
А) воздух, ветер, дождь
Б) Вода, ветер, растения
В) Вода, ветер, животные
4.Что образуется в результате разрушения горных пород?
А) песок и глина
Б) Слюда и гранит
В) глина и гранит
5)Почва – это
А ) слой земли. покрытый опавшими листьями
Б) верхний слой земли. состоящий из песка и глины
В) верхний слой земли. на котором растут растения
6)Главное свойство почвы
А) влажность
Б) плодородие
в) цвет
Проверка детьми своих работ(самоконтроль)
III.Постановка проблемы.
Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним , почему почва плодородна?
- Как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Изучить из чего почва состоит.
- Вы хотите?
IV.Открытие нового знания.
Тогда я предлагаю представить . что вы находитесь в лаборатории
Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.
Инструктаж по ТБ
1.Выполнять по указанию научного руководителя ( учителя)
2) Не делать резких движений.
3) Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину
40 Соблюдать правила работы в паре
Практическая работа. Состав почвы.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух
Опыт № 2
Учитель: Насыпать на салфетку немного почвы и придавить. Что вы увидели?
Дети: Салфетка стала мокрой. В почве есть вода.
Опыт № 3 ( по видео)
Учитель: Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым, распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее)
Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: Песок ,поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем .Что произошло?
Дети: Это похоже на соль.
Учитель: перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей
(прокомментировать , для чего воздух, воды, перегноя, песок, глина и минеральные соли
-Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп.. С тех пор . как появились живые существа идёт непрерывный процесс образования почвы.
Какую роль они выполняют в почве ( Сообщение)
V.Закрепление изученного
1)Работа с учебником стр.56
-Что еще необходимо растениям для жизни?
-,.Тепло и свет
- Откуда получают?
- От солнца
- Что является источником питательных веществ для растений?
- Перегной.
- А вы задумывались, как он образуется?
2) Сообщение «Круговорот веществ»
- Что произойдет , если круговорот веществ прекратится
3) Прокомментируйте рисунок
4)Сравнение изображений почв
- Как вы думаете , наши почвы плодородны?
5) Групповая работа
Искусственное создание почв и посадка семян
6)Самостоятельная работа
Закончи предложение
VI. Рефлексия
Составить сенкан к слову почва
Прогнозирование темы следующего урока
Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Еще в старину люди называли землю кормилицей-матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия. Считалось, что она придает силы и помогает в чужих краях. Вот только защитить сама себя не может.
Защита земных богатств – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется красотой, то есть наш с вами.
Как вы думаете, какая будет тема следующего урока?
Домашнее задание
Может ли человек изменить свойства почвы?
(Рассуждение)
.