СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач" для учащихся 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

По дидактическим целям – урок усвоения нового материала;

Приоритетная педагогическая технология: системно-деятельностный подход, технология развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок "За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач" для учащихся 8 класса»

За двумя зайцами или Нестандартный подход

к решению задач на уроках химии

Цель урока:

  • обучающая: продолжить формирование у учащихся навыков решения количественных задач,

  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы, : развивать навыки работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи..

  • воспитательная: воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.


Тип урока:

По дидактическим целям – урок усвоения нового материала;

Приоритетная педагогическая технология: системно-деятельностный подход, технология развития критического мышления.


Оборудование: ПК, видеоролики с опытами, презентация, магний(порошок), серная кислота, пробирка, штатив для пробирок, шпатель.


Ход урока:

1. Вызов

Звучит музыка. Александр Бородин «Богатырская». На экране слайд 1.

Здравствуйте, рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем формировать навыки решения расчётных задач по уравнениям химических реакций. На экране слайд 2. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Марка Твена «Кто ясно не видит цели, очень удивится, придя не туда».

Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач воспользуйтесь мудрыми советами:

На слайде 3 советы.

  • «Обдумай цель раньше, чем начать».

  • «С началом считается глупец, о конце думает мудрец».

  • «Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда».

  • «Желаемое мы охотно принимаем за действительное».


На первой стадии урока используется прием «Вытащим из тайников памяти». На уроке мы будем решать расчётные задачи, и я предлагаю вспомнить факты, необходимые для решения задач.

Приложение 1

Задание найдите соответствие:

Масса вещества

Граммы

Молярная масса

Молярный объём

Моль

М

V = n · Vm

Количество вещества

22, 4 л/моль

мл

6 · 10 23

m= n · M

мг/ммоль

Объём вещества


Самопроверка на слайде 4.


Я предлагаю вам осуществить химический эксперимент: провести реакцию магния с серной кислотой и определить объем выделившегося водорода и массу образовавшегося сульфата магния.

Проведение эксперимента. Видеоролик.

Самостоятельная постановка проблемы путём проведения эксперимента.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Смогли вы определить объем выделившегося водорода и массу образовавшегося сульфата магния? Рассмотрим ваши предложения.

Тема урока: «За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач на уроках химии». О первой проблеме вам думать пока рано, поговорим о второй.


2. Постановка учебной задачи.

А теперь ответим на два вопроса. Первый: Что мы будем знать, решая расчётные задачи по уравнению реакции? Второй: Зачем необходимо уметь решать задачи? Это есть та учебная задача, которую нам предстоит решить.


Решив задачу, мы узнаем название и порядковый номер одного из химического элемента.


3. Актуализация знаний

Учитель диктует условие первой задачи, которую необходимо решить.

Видеоролик «Горение магния».

Условие задачи №1: При горении металла магния можно наблюдать очень красивое явление, похожее на фейерверк, при этом образуется оксид магния. Сколько грамм оксида магния можно получить при взаимодействии 70,2 г магния с кислородом.

Таблица «Лист решения проблем».

Приложение 2

Проблема

Что есть для решения проблемы?

Чего не хватает для решения проблемы?

Решение









4. Открытия нового знания. Работа в парах.

Решения задач.


По ходу решения задачи происходит заполнение «Листа решения проблем» (приложение 1).

Ответ задачи: 117 граммов.

Какой номер мы получили, решив задачу?117!

Видеоролик «Российские физики открыли 117-й элемент».1


Используя этот же прием, ребята самостоятельно решают следующую задачу. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.


5. Рефлексия.

На данной стадии используются два различных приема:

1. ребята, сидящие на четных партах пишут «эссе» в свободной форме (что узнали по пройденной теме? Что еще хотели бы узнать?) (приложение 2)

2. ребята, сидящие на нечетных партах заполняют таблицу «самоанализа», то есть отмечают «+» нужные строки в таблице (приложение 3)


Приложение 3

Эссе

Фамилия, имя: Класс

Что узнали по пройденной теме?

Что хотели бы еще узнать?









Приложение 4

Самоанализ

Содержание

Знаю уверенно

Надо повторить

1. Теоретическая часть:



  • формула для вычисления молярной массы



  • формула для вычисления молярного объема



  • единицы измерения массы, объема



  • единица измерения количества вещества



  • порядок оформления задачи



2. Практическая часть:



  • Составление уравнения реакции



  • Нахождение количества вещества по массе или объему



  • Вычисление молярной массы



  • Составление пропорции по уравнению реакции



  • Нахождение массы или объема по количеству вещества




6. Собственно рефлексия.

Беседа: «О первой проблеме вам думать пока рано, поговорим о второй».

Почему урок называется «За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач на уроках химии»?


7. Домашнее задание (на доске). Условие задачи №2: Какой номер на странице 150 учебника будет домашним заданием, если он совпадает с количеством вещества оксида натрия, который образуется при взаимодействии 4 моль натрия с кислородом?


Решив данную задачу, ребята узнают, что домашним заданием будет № 2 на странице 150, и записывают домашнее задание в дневник.



Гениальное открытие в области науки совершили российские ученые из Объединенного института ядерных исследований ОИЯИ, которые в подмосковной Дубне совместно с американскими коллегами впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, еще ранее получивший неофициальное название «унунсептий». До сих пор место этого элемента в таблице Менделеева между ранее полученными 116-м и 118-м элементами пустовало. Относительно большой период полураспада изотопов унунсептия подтверждает гипотезу о существовании так называемого «острова стабильности» в «море» сверхтяжёлых элементов. Еще в середине прошлого века физики-теоретики предсказывали существование сверхтяжелых химических элементов, которые могут существовать относительно долгое время. Однако получить подтверждение существования «острова стабильности» удалось сравнительно недавно. Новые химические элементы синтезируются в ускорителях заряженных частиц, в результате образуются ядра сверхтяжелых элементов. Получение нового элемента доказывает, что в экспериментальных условиях могут быть созданы более тяжелые химические элементы с неизвестными доселе свойствами.

Для получения 117-го элемента на циклотроне У-400 ионами кальция-48 бомбардировали мишень из берклия-249. Около 22 миллиграммов берклия специально для российских физиков синтезировали их коллеги из Окриджской национальной лаборатории (Oakridge National Laboratory) в США.

Для получения этого чрезвычайно дорогого вещества, они в течение 250 дней бомбардировали мишень из кюрия и америция потоком нейтронов в реакторе HFIR (High Flux Isotope Reactor). В результате, в декабре 2008 года было получено 22,2 миллиграмма берклия-249.

В российском НИИ атомных реакторов (Димитровград) берклий был нанесен на титановую фольгу толщиной 1,5 микрона. Сектора из этой фольги были вставлены в мишень – колесо диаметром около 20 сантиметров, которое затем была установлено на циклотроне.

«Снаряды» для обстрела мишени «выпускали» непосредственно в ОИЯИ. Ранее в институте научились ускорять кальций-48, очень редкий стабильный изотоп, стоимость которого составляет около 200 тысяч долларов за грамм.

Эксперимент по синтезу 117-го элемента начался 27 июля 2009 года. Ученым важно было успеть получить результат менее, чем за год, поскольку период полураспада берклия 320 дней, а это значит, что половина мишени за это время распадется.

Первые ядра 117-го элемента были получены еще в 2009 году, однако ученые долгое время проверяли и анализировали полученные данные, сказал директор Лаборатории ядерных реакций имени Флерова профессор Сергей Дмитриев.

Директор ОИЯИ академик А. Н. Сисакян заявил: «В Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) им. Г. Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) синтезирован новый 117-й элемент Периодической таблицы Д. И. Менделеева. Эксперименты (руководитель — академик Ю. Ц. Оганесян) проводились на ускорителе тяжелых ионов ЛЯР ОИЯИ в сотрудничестве с национальными лабораториями США в Ок-Ридже и Ливерморе, с университетом Вандербильта (США), а также с Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (Димитровград, Россия). Синтез нового элемента осуществлен в реакции ускоренных ионов кальция-48 с уникальной мишенью из изотопа искусственного 97-го элемента — берклия-249, период полураспада которого составляет всего 320 дней. Его наработка была осуществлена на самом мощном на сегодняшний день в мире атомном реакторе HIFR Национальной лаборатории США в Ок-Ридже.

В ходе длительного (более полугода) эксперимента было зарегистрировано 6 событий «рождения» нового элемента. Свойства распада изотопов элемента 117 и его дочерних продуктов — изотопов элементов 115, 113, 111, 109, 107 и 105, вместе с ранее синтезированными в Дубне изотопами элементов 112–116 и 118, являются прямым экспериментальным доказательством существования «островов стабильности» сверхтяжелых ядер.

Время жизни новых изотопов элементов 115, 113 и 111, измеряемое секундами, позволяет исследовать их химические свойства существующими экспрессными радиохимическими методами: проверяется периодичность изменения химических свойств тяжелейших элементов на основе фундаментальных законов квантовой электродинамики, описывающих электронную структуру сверхтяжелых атомов. Подобные эксперименты с открытыми ранее изотопами элементов 112 и 114 уже проводятся в ЛЯР ОИЯИ в широком сотрудничестве с ведущими радиохимическими лабораториями мира.

Однако успех эксперимента еще не означает окончательного признания достижения. Для международного признания результата нужно, чтобы ту же реакцию повторила другая лаборатория.

Ученые из ОИЯИ не намерены останавливаться и уже сейчас планируют следующий скачок: синтез элементов с атомными номерами больше 118 (119-го и 120-го) элемента таблицы Менделеева.

Для этого потребуется очередная модернизация ускорителя в целях получения интенсивных пучков ионов, создание нового сепаратора повышенной эффективности. Эти работы начнутся уже в этом году, а первые эксперименты запланированы на начало 2012 года.




1 Российские физики открыли 117-й элемент: http://www.newstube.ru/tag/117-j-ehlement



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!