Урок- зачет по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
10 класс
Тема урока: Изображение Руси и русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Цели урока:
Образовательные: провести географическое, историческое, литературное, лингвистическое исследование поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», организовать работу в форме группового анализа.
Развивающие: способствовать развитию самостоятельной работы, умений выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы и заключения.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес к изучению творчества Некрасова, создать необходимый эмоциональный настрой.
Тип урока: урок-зачёт
Технологии: на уроке использованы групповые технологи.
Подготовительный этап: разработка проблемных вопросов для зачёта, требующие монологического полного ответа с примерами и демонстрацией знания текста поэмы, сообщений по заданным темам.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока перед учащимися.
Ребята, мы с вами встретились сегодня на заключительном этапе изучения поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Наша задача сегодня проявить свои знания текста поэмы, обсудить вопросы, которые вы подготовили и озвучили на предыдущем занятии.
Урок-зачёт будет сегодня проходить в известной вам форме – зачёт в группах. Я вас объединяю в группы и назначаю тьютеров, которые будут вас внимательно слушать, корректировать ваши вопросы-ответы и именно их мнение будет учитываться при выставлении вам оценок за зачёт.
Организация работы групп (с учётов тематики вопросов, озвученных учащимися на предыдущем занятии).
Тьютеры: 1 группа – Симонова Анна
2 группа – Юдо Иван
3 группа – Неплюхин Дмитрий
4 группа – Данилов Сергей
Выступление группы тьютеров – презентация сообщений «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни».
Тематика сообщений:
- жанр, композиция,
- проблематика,
- народность,
- история создания произведения,
- герои.
5. Работа в группах/ контроль.
6. Подведение итогов 2 части урока, оценки, отметить работу групп с точки зрения полноты, содержательности. Высказывается оценка культуры и стиля ведения разговора, речевая компетентность учащихся.
7. Вывод по уроку
Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость. Эту истину прекрасно понимали поэты последующих поколений, А.Т.Твардовский , Исаковский .
У нас в памяти остались удивительные картины, связанные с русским человеком, его характером, его прекрасной душой. На многое способен русский человек: дать средства на строительство Храма, бороться с несправедливостью, отстаивать права народа, работать на благо России. Каждый может сделать то малое, на что он способен. Только надо дерзать, не отчаиваться и не бояться.
8. Домашнее задание – рефлексия: мини-сочинение: «Я открыл для себя, что Нерасов…»