СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-закрепление по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте  урока представлены задания на повторение и закрепление темы "Фразеология".

Просмотр содержимого документа
«Урок-закрепление по теме "Фразеологизмы"»

2


Урок – закрепление по теме «Фразеологизмы».

1. Слово учителя ( вопросы в качестве повторения)


- Что такое фразеологизм?

- Что такое переносное значение слова?


2. На доске записаны словосочетания:

Золотые руки, золотые зубы, дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, сбивать с толку, волчий хвост, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство, горькая правда.


задание: выписать в тетрадь только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении, дать их лексическое толкование.


3. На доске записаны фразеологизмы-словосочетания в два столбика:


1. На руках носить А) Своим горбом жить

2. На чужой шее сидеть Б) Держать в ежовых рукавицах

3. Лясы точить В) Держать язык за зубами

4. Сидеть сложа руки Г) Работать засучив рукава

5. От рук отбиться Д) Придать анафеме



P.S. заранее подготовленный ученик читает значение фразеологизма «придать анафеме».

задание: ребята должны указать фразеологизмы из 1-го и 2-го столбиков, которые являются по отношению друг к другу антонимами, дать лексическое значение некоторым из них. Затем ученик выходит и указывает всё на доске. Получается:


1-Д.

2-А.

3-В.

4-Г.

5-Б.


- Какой вывод можем сделать?

( фразеологизмы могут иметь антонимы , т.е. слова, противоположные по своему лексическому значению.)


4. Работа с учебником (устная).


задание: расшифровать рисунок, определив, какие «нарисованы» фразеологизмы. Придумать с ними простые предложения.


5. Работа с предложением у доски (синтаксический разбор).


Мама нас похвалила, потому что мы днём трудились до седьмого пота.


задание: найти в предложении фразеологизм, дать его лексическое значение, выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, записать характеристику и схему предложения. (выполняют у доски поочерёдно 2 ученика).


- Как выделяются фразеологизмы в предложении?

- Что нельзя делать со словами внутри фразеологизма?

( фразеологические сочетания выделяются одним членом предложения, внутри фразеологического сочетания нельзя убирать слова, т.к. фразеологизм потеряет своё значение.)

6. Работа с текстом ( текст дан на карточке каждому ученику).


Попались на удочку.


Пригласил нас как-то сын л(и,е)сника (к)себе. Сказал что сходим за гр(и,е)бами (по)охотимся рыбу ловить будем. Уху свар(и,е)м – пальчики оближеш(ь). Мы, конечно, обрадовались уши развесили слуша(и,е)м.

Мой братишка – так голову пот(и,е)рял от счастья. Как же! В лесу (за)ночуем пала(т,д)ки разобьём к(а,о)стёр разложим. Сын л(и,е)сника – мастер рыбу ловить, собаку на этом с(ъ,ь)ел. Не знаю, каких собак он там с(ъ,ь)ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.


задание: 1-ый ученик читает выразительно текст.

2-ой ученик объясняет орфограммы в словах.

3-ий ученик находит пропущенные запятые в первом абзаце, объясняет их постановку.

4-ый ученик находит пропущенные запятые во втором абзаце, объясняет их постановку.

5-ый ученик находит в тексте фразеологизмы, объясняет их лексическое значение.



7. Проверка домашнего задания, которое было дано к этому уроку.

( ученикам, сидящим на первом ряду, было дано задание найти в словарях и записать в тетрадь как можно больше фразеологизмов со словом –РУКА- Например, рука руку моет. Ученикам, сидящим на втором ряду, – со словом -ГОЛОВА-. Например, с больной головы на здоровую. Ученикам, сидящим на третьем ряду, - со словом–НОГА-. Например, в ногах правды нет. После урока за это задание оценка ставится каждому ученику.)




8. Работа с фразеологизмами на карточке ( карточка раздается каждому ученику).


Крокодил в мешке, как с совы вода, утиная песня, тигриная доля, конское упрямство, стрелянный петух, подложить барана, барсучья услуга.


задание: записать в тетрадь правильное употребление фразеологизмов.


9. Подведение итогов.


- Для чего нужны фразеологизмы в речи?

( они делают речь более красочной, яркой, выразительной.)


10. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Для чего нужны фразеологизмы в речи», используя в качестве примера фразеологизмы, употребленные на уроке.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!