СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -заседание литературного совета "Путь к нравственным истокам" .По рассказу "Лоскутное одеяло" Е.Носова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История семьи в истории страны. Разговор бабушки и внука. Связь поколений. Прошлое и настоящее.

Просмотр содержимого документа
«Урок -заседание литературного совета "Путь к нравственным истокам" .По рассказу "Лоскутное одеяло" Е.Носова»

Областной конкурс методических разработок по православной культуре



Урок

заседание литературного совета

«Путь к нравственным

истокам»

по рассказу Е.Носова

«Лоскутное одеяло»






Разработан

учителем русского языка и литературы

средней школы №2 округа Муром

Морозовой

Натальей Алексеевной







Цели урока


Предметные: - выбирать в развитии действия главное;

- выявлять авторскую позицию;

- определять тему, идею, сюжет, элементы композиции;

- уметь использовать литературоведческие термины ;

- знать Библейские сюжеты ;

Личностные: - развитие речи и творческой фантазии;

- аргументация собственного высказывания;

- воспроизведение иной точки зрения ;


Метапредметные: - воспитывать любовь к родному краю, русским православным традициям, языку, культуре взаимоотношений ;













Ход урока


Сегодня у нас необычный урок – заседание литературного совета. К нам попала рукопись Е. Носова под названием «Лоскутное одеяло». Цель нашего заседания – выявить достоинства произведения и рекомендовать его для публикации. Знакомясь с новым произведением, выявим идейный замысел, определим жанр, отметим художественно-выразительные средства, создадим макет будущей книги Е. Носова, разработаем вариант обложки, титульного листа. В работе заседания примут участие группы «литературоведов», «лингвистов», «художников», «артистов», «читателей», «режиссера», «историографа». Каждая группа выскажет свое мнение и мы примем решение.

Итак, тема нашего совета – Путь к нравственным истокам. Давайте откроем для себя тот путь к нравственным истокам, к которым призывает нас автор. С понятием «нравственность» мы с вами уже знакомы, а как вы понимаете слово «исток», и именно нравственный исток? (Предполагаемые ответы: Исток – начало, начало реки, ручья, начало жизни человека, начало всего прекрасного в душе человека. Сверяем по словарю Ожегова.) А как зарождается это прекрасное, что должен человек получить в начале жизненного пути, сохранить и пронести по жизни, делясь с другими?

Назовите эти истоки:

добро

любовь

культура

язык

душа


- Чтобы понять само произведение, обратимся к биографии писателя. Послушаем биографов.

- Мы узнали много интересного. Неизменной темой творчества является жизнь простого человека, любовь к природе, нравственные истоки. Эхо детства, доброты слышится во многих произведениях Е. Носова.

- К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные особенности этого жанра? Слово литературоведам. (Это рассказ, небольшой объем, рассказ повествует об одном или нескольких событиях в жизни человека).

- «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? Как думают читатели?

(Дом, история, память, тепло, бабушка, золотые руки, бережливость)

- Соответствует ли название сюжету?

Мнение литературоведов: У бабушки Варвары Ионовны было лоскутное одеяло. Шилось оно из лоскутков материи. Каждый косячок – отдельная история семьи. Дом держится на мудрости бабушки и трудолюбии. По вечерам, перед сном, Варвара Ионовна рассказывает внуку эпизоды из своей жизни.

- Когда происходит действие? Ответ.

(Начало 30-х годов 20 века). Какой была деревня в этот период нашей истории?

Слово художникам. (Мы приглашаем вас на заочную экскурсию по деревенской улице. Ряд деревянных домов…огороды…Мирно пасутся кони на лугу…На своих рисунках мы изобразили внешний и внутренний вид деревенской избы, дворовые постройки. Слово «изба» произошло из древнерусского – истьба, истоба…Далее ученик подробно рассказывает о названии углов в деревенской избе…Делает вывод: Крестьяне дорожили своим домом. Ведь дом – символ прочности семьи. Он подчеркивает связь человека с вековым укладом и традициями своего народа)

- И каково ваше мнение по поводу публикации?

(Я считаю, что рассказ надо печатать, так как из него мы узнаем о страницах нашей истории, как жили люди в прошлом. Создается впечатление, что мы побывали в крестьянской избе, узнали особенности быта и традиции русской деревни. Наши рисунки могут служить иллюстрациями к книге.)

- Прочитайте начало рассказа? Что оно напоминает?

(«Было одеяло», «шивала нехитрые обновы», я думаю это похоже на начало русских сказок, легенд. Из маленьких кусочков материи получается чудо, нужная вещь. Одеяло хранит частицу тепла бабушкиных заботливых рук. Начало рассказа приглашает нас к задушевному общению, придает словам особую выразительность. От первых строчек уже веет теплом и уютом. Человеку, умеющему шить лоскутное одеяло, необходимо трудолюбие, фантазия, бережливость)

- Так о чем же рассказ? Определим тему. Как думают литературоведы?

(Тема памяти, истории прошлого семьи, нашей страны, народных ремесел, обычаев, благодарности близкому человеку)

-Всегда ли мы внимательны к близким? Давайте подумаем, как складываются отношения детей и взрослых? О взаимоотношениях взрослых и детей мы не раз говорили на уроках. В каких произведениях? (Астафьев «Конь с розовой гривой», «Детство» М. Горького, Л. Толстой «Детство», Бунин «Цифры»)

- Как эта тема отражается в композиции нашего рассказа?

(У бабушки и внука полное доверие и взаимопонимание. Повествование ведется от первого лица. Происходящее показано глазами ребенка. Внук любит и жалеет бабушку. Как важно, что есть человек, с которым можно поделиться секретом, получить совет, прощение)

- Давайте послушаем диалог героев. Помогут нам артисты.


Инсценировка.


- Каково ваше мнение по поводу публикации?

(Мы думаем, что печатать надо обязательно. Несмотря на простой, казалось бы, сюжет, писатель сумел показать важные проблемы: любовь к родному краю, своей семье, языку. За будничным эпизодом жизни – яркое воспоминание детства, красота окружающего мира. Играть роли нам было интересно. Можно по рассказу поставить фильм.)

Мнение режиссера. Представьте, каким мог быть фильм?

(Я думаю, что фильм можно создать. Первые кадры – на фоне музыки – пейзажные зарисовки, деревенская улица, дом, интерьер дома, русская печь, предметы старины (крупным планом). Кадры – где хлопочет бабушка, приготовление ко сну. Центральные кадры – рассказ Варвары Ионовны по лоскуткам о истории семьи, эпизоды из ее молодости, где она красивая, молодая с пшеничной косой. Возвращение деда с войны. Фильм должен получиться добрым и лиричным. Он понравиться зрителю.)

- А какие факты истории обнаружили из рассказа бабушки историографы?

(Мы узнали, что происходит действие, где живет семья – «Сеймская вода…» События происходят на родине писателя (река Сейм, Курской области). Мы догадываемся, что пришлось пережить семье – служили у богатых, белые чуть не зарубили деда – господский хомут кто-то подложил в амбар. Узнаем знакомые даты истории нашей страны, обычаи. Вот некоторые:

  1. праздник Троица (покупка обнов, ситца).

  2. «Лоскуток от дедушкиной рубахи» - напоминание об империалистической войне (1914-1918 гг.)

  3. «Царя спихнули» - революция началась – 1917 г. (комитет, Питер, Зимний, белые – эти слова подтверждают реальные исторические факты).

  4. Смерть дочки – скорее всего в голодный неурожайный год – 1926 г.

Можно сказать, бабушка дает внуку бесценные уроки истории, пережитые ею самой. Воспринимаются они проще, проникновеннее. Мы делаем вывод, многое пришлось пережить людям в начале XX столетия.

- Трудная судьба русского человека. Но вопреки трагическим эпизодам истории, он сохранил свои национальные традиции, родную речь. «Так докуда мы дочитали нашу книгу? – одна фраза. Но она помогает много понять. Послушаем лингвистов. Каковы особенности речи бабушки и зачем автор использует именно такую лексику? Каков язык рассказа? Ваши наблюдения.

(Рассказ читается поначалу трудно, так как много диалектных слов, выражений, старославянизмов. Но когда находишь в словаре значение слов, узнаешь их толкование, текст становится понятным: вязенка – теплый платок, косяки – лоскутки, печурка – углубление в печи для просушки вещей, припечек – часть печки, подставка, торопко – быстро, застя – заслонив, каганец – самодельное освещение. Слова помогают представить нам деревенский мир. Они создают ощущение простоты и покоя. Как весточки из прошлого они делают рассказ достовернее и выразительнее, передают мудрость бабушки.

Много ярких эпитетов: веселое полотнище, робкий огонек, родной шепот, золоченая рама и другие.

Сравнения - Огонек как тыквенное семечко

волосы, как пшеничная краса

ситец, словно майский луг.


Эти художественные средства помогают понять, что несмотря на трудности, русский человек сохранил радость жизни. Внук замечает “хлопотливость» бабушки (фразеологизмы «на ногах с первыми петухами», «всякая всячина»). Множество глаголов – действий – споласкивает, ставит, накрывает, разбирает…

Сравнение – рука (тонкая, как клеть; темная, словно из корья) уменьшительно-ласкательный суффикс – получедая косица – передают сочувствие и жалость к бабушке.

Все лексические приемы помогают передавать состояние, характер бабушки. Она старенькая, много пережившая. Это вызывает и наше сочувствие и сопереживание. Доброта бабушки выражается через обращение «внучек мой», про деда говорит «сердешный».

Речь Варвары Ионовны мелодичная, певучая, журчащая, как родниковая вода. Особое отношение главной героини к богу, автор передает при помощи старославянизмов: вопрошает, осенив, истово, щепоть, склоненно.

Выражение - Не приведи Господь

- Царица Небесная – передают состояние души, подчеркивают, что живет она по христианским законам, помогают понять особое отношение к семейным святым обычаям. Символичен жест: молится сама перед иконой, 3 раза осеняя крестом, «а заодно и меня перекрестив». Он объединяет и символизирует единство прошлого, настоящего и будущего.

- Кончается день, кончается задушевный разговор (не навсегда), «опускает на колени и разрушает одеяльный погребок…»Завтра еще чего вспомним…

- Почему рассказ не закончен?

- За героями встает автор. Обратимся к эпиграфу. Любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье.

- К чему же призывает автор? (Любить родных, знать историю, беречь язык)

- Итак, все группы высказали свое мнение. Решение нашего совета – печатать рассказ.

- Какой будет обложка, титульный лист? Посмотрим эскизы художников.

- Подведение итогов урока.

-Рефлексия.

Домашнее задание.

  1. Продолжить рассказ.

  2. Написать историю своей бабушки.

  3. Написать письмо автору о впечатлениях от рассказа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!