МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Учитель географии: Сычёва Ольга Анатольевна
Открытый урок-конкурс в 8 классе по теме Презентация и защита учебного проекта «Особо охраняемая природная территория России»
Цели урока:
Учебная:
Способствовать развитию навыков защиты своих идей;
Формировать у учащихся навыки творческой деятельности;
Закрепить представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
Определить роль охраняемых территорий.
Воспитательная:
Формировать навыки культуры публичной речи;
Учиться слушать и оценивать выступления своих одноклассников.
Образовательная:
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, в том числе с цифровыми образовательными ресурсами;
Формировать навыки синтеза и анализа информации;
Формировать экогеографическое мировоззрение.
Задачи:
Закрепление знаний по природным компонентам природных зон РФ;
Овладение теоретическими и прикладными знаниями по проблеме формирования экологической ситуации в регионах РФ;
Усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование ситуаций в пределах определенного природного участка);
Развитие ценностных ориентаций по проблемам оптимизации экологической ситуации в пределах ООПТ
Воспитание готовности к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.
Тип урока:
Конкурс – защита учебных проектов «ООПТ в пределах определенного субъекта РФ», с участием старшеклассников (Толкачева Е., Азиков Д., Тихонов П. Гусева П. – представители Министерства природы России)
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
Методы обучения:
Межпредметные связи:
география – экология;
география – биология;
география – краеведение;
география – информатика.
Средства обучения:
Физическая карта России;
Карта “Заповедники России”;
Атлас 8 класса, издательство «Дрофа»
Учебник: Баринова И.И. “География: природа России – 8 кл.”;
Индивидуальные проекты “ООПТ в пределах субъекта РФ”;
Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся и учителя.
Содержание урока:
На доске тема: Проект «Особо охраняемая природная территория в пределах различных субъектов России»
Презентация учителя на экране (1 слайд)
Ход урока:
1.Оргмомент: (1 мин)
II. Введение в урок (4 мин)
Учитель: Уважаемые друзья, гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем уроке. На уроке присутствуют учащиеся 8 класса, в том числе авторы проектов – непосредственные защитники проекта и учащиеся 10 класса (4 человека) – представители Министерства природы, которые участвуют в оценке по выявлению лучших проектов: Толкачева Елена, Гусева Полина, Азиков Дмитрий, Тихонов Петр ( слайд1)
У нас сегодня урок-конкурс. Конкурс учебных проектов, которые посвящены вопросам сохранения естественных ландшафтов, памятников природы, приумножению и разведению редких и исчезающих видов растений и животных. На 1этапе (проблематизация) (личностная окраска) работы над проектом мною была предложена общая тема- «Создание особо охраняемой природной территории», т.к. большинство школьников ярко представляют себе изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности человека и близко к сердцу принимают проблему уничтожения растений и животных (слайд № 2)
В оценке каждого проекта ООПТ принимают участие все учащиеся 8 класса, вы получаете оценочный лист и после каждой защиты проставляете оценку от 3 до 5 баллов каждому автору. В связи с этим прошу вас быть внимательными слушателями.
Слово представителю Министерства природы.
Представитель Минприроды: сегодня вы представляете на конкурс свои проекты ООПТ, и прежде я хочу сделать небольшое вступление.
Наша страна огромна, 17 млн. кв.км., разнообразие ее ландшафтов потрясает, но, к сожалению, все они испытывают разнообразную антропогенную нагрузку. Уже со второй половины 20 века (слайд 3), хозяйственная деятельность в условиях сурового Севера, территории средней и северной тайги (слайд 4) получает все большее развитие, и эта тенденция будет сохраняться . В хорошо освоенной зоне смешанных лесов (слайд 5) все более значительное развитие получают промышленно-городские комплексы. Реликты естественных экосистем сохраняются лишь в немногих заповедниках. Исторически хорошо освоенная зона степей (слайд 6) превратилась в пахотные угодья, что привело к серьезным негативным экологическим последствиям. Это: засухи, пыльные бури, истощение почв, уничтожение целинных охотничье-промысловых видов фауны. Хозяйственная деятельность в полупустынях (слайд 7) (геологоразведка, добыча минерального сырья, строительство поселков) оказывает разрушительное воздействие на ландшафт, опустынивание прогрессирует. И есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем антропогенные экологические комплексы будут преобладать. Человеку придется самому поддерживать благоприятный экологический баланс, и мы должны быть готовы к значительным материальным затратам. Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека (слайд 8). Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.
Пожалуйста, предлагайте свои проекты ООПТ (слайд 9).
Учитель (слайд 10): Итак, на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, которые созданы вами. Они предназначены для сохранения природных комплексов, редких видов животных и растений.
111. Представление проектов в форме презентаций с последующими вопросами членов Министерства природы. Регламент – каждый выступающий –
3-4 мин, 1 мин – дополнительные 2 вопроса, один по проекту и один – рефлексия.
Когда выступающий будет называть тип ООПТ – слайд с определением этого типа ООПТ (слайды 10-14).
1.Автор проекта – Пронин Богдан: Я представляю проект ООПТ в Республике Саха. Защита по плану. 1.Общие сведения о природе территории (рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир этой природной зоны); 2. Перечень и характеристика основных объектов охраны (редких и исчезающих видов растений и животных) 3. Запрещенные и разрешенные виды деятельности и природопользования
4.Существенные особенности и дополнительные сведения; существенные особенности ООПТ
……
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
Какие источники информации вы использовали в своей работе?
С какими трудностями столкнулись при составлении презентации?
2. Автор проекта - Гришкина Анастасия: Я представляю проект ООПТ на территории Камчатского края. Защита по плану.
…….
Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Какую информацию из ИНТЕРНЕТА вы использовали в работе над проектом?
2. Что дала вам работа над этим проектом?
3. Автор проекта Нечаева Диана: Я представляю проект ООПТ Московской области, в нашем родном Рузском районе. Защита по плану.
Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Озеро Глубокое уже относится к областному заказнику, ты об этом знаешь?
2. Что вы узнали нового во время работы над проектом?
4.Автор проекта Лебедева Екатерина: Я представляю проект ООПТ в Тюменской области. Защита по плану.
….
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1.
2. Что было наиболее интересным в работе над проектом?
5.Автор проекта Шубина Мария: Я представляю проект ООПТ в Чукотском автономном округе. Защита по плану.
….
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Чему ты научилась в результате работы над проектом?
2. 6. Автор проекта Суванов Бахтияр: Я представляю проект ООПТ в Приморском крае. Защита по плану. ……
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. На территории Приморского края действуют несколько ООПТ, какие вы знаете? 2. 7. Автор проекта Ляпкин Владислав: я представляю проект ООПТ в республике Алтай . Защита по плану. …. Вопросы представителей Минприроды: 1. 2.
1У. Итоги урока-конкурса защиты ( 4 мин)
Учитель: Все проекты для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они осуществились. Каждый человек уникален по своим способностям и талантам и каждый предложил интересный достойный проект ООПТ. Подведем итоги урока-конкурса (слайд 15)
Проанализировать рейтинговую оценку каждого проекта, объявить баллы приглашаю представителей Министерства природы (слайд 16).
Представитель Минприроды: По нескольким критериям оценивания проектов наилучшим проектом объявляем проект _____________________
( вручается грамота)
Решением министерской комиссии объявляем благодарность за ответственное отношение к подготовке проекта и его защиты и награждаем грамотами по номинациям:
1. «За практическую направленность проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
2.«За оригинальное оформление и представление проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
3.«За высокое мастерство публичного выступления» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
4.«За сохранение редких видов растений и животных» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
5.« За любовь к родному краю» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
6. « За _________________ автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)
Учитель: И последнее, определим автора проекта-победителя по решению учеников 8 класса, пожалуйста, передавайте свое решения на первые парты.
Подсчет баллов и определение автора проекта- победителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов | Пронин Богдан | Гришина Настя | Нечаева Диана | Шубина Ксения | Лебедева Катя |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом плане? | От 0 до 1 | | | | | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | | | | | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты работы доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 | | | | | |
| | | | | | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | | | | | |
Методы работы над проектом | Целесообразность применяемых методов | 1 | | | | | |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | | | | | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 | | | | | |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | | | | | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | | | | | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | | | | | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | | | | | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 | | | | | |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | | | | | |
форма материала соответствует задумке | 1 | | | | | |
текст легко воспринимается, | 1 | | | | | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | | | | | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 | | | | | |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | | | | | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | | | | | |
| Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | | | | | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы | От0 до 2 | | | | | |
Максимальный балл – 33