СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-защита проекта "особо охраняемая природная территория"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю план проведения урока-конкурса защиты проектов по созданию особо охраняемой природной территории в пределах выбранного субъекта РФ.  Проведению данного урока предшествовала значительная  проектная работа учащихся 8 класса.  Задание дается на период до 1 – 1,5    месяца и оканчивается  после изучения природных зон РФ, растительного и животного мира.  Конечно, учащиеся, будут более подробно знакомиться с характеристикой  отдельных ООПТ, но это не умаляет их работы по созданию собственного охраняемого природного объекта. Кроме того,  в процессе  работы над проектом можно  и нужно затронуть и экономические вопросы существования этих объектов. Для защиты отбираются наиболее интересные проекты, от 5 до 7.  Но защиту проектов  можно продолжать на 2-3 уроках.   В приложениях можно ознакомиться с презентациями учащихся, подготовленных к защите проектов.  Приложения вышлю (выложу) по просьбе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проекта "особо охраняемая природная территория"»

МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»


Учитель географии: Сычёва Ольга Анатольевна

Открытый урок-конкурс в 8 классе по теме Презентация и защита учебного проекта «Особо охраняемая природная территория России»

Цели урока:

Учебная:

  1. Способствовать развитию навыков защиты своих идей;

  2. Формировать у учащихся навыки творческой деятельности;

  3. Закрепить представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.

  4. Определить роль охраняемых территорий.

Воспитательная:

  1. Формировать навыки культуры публичной речи;

  2. Учиться слушать и оценивать выступления своих одноклассников.

Образовательная:

  1. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, в том числе с цифровыми образовательными ресурсами;

  2. Формировать навыки синтеза и анализа информации;

  3. Формировать экогеографическое мировоззрение.

Задачи:

  • Закрепление знаний по природным компонентам природных зон РФ;

  • Овладение теоретическими и прикладными знаниями по проблеме формирования экологической ситуации в регионах РФ;

  • Усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование ситуаций в пределах определенного природного участка);

  • Развитие ценностных ориентаций по проблемам оптимизации экологической ситуации в пределах ООПТ

  • Воспитание готовности к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.



Тип урока:

Конкурс – защита учебных проектов «ООПТ в пределах определенного субъекта РФ», с участием старшеклассников (Толкачева Е., Азиков Д., Тихонов П. Гусева П. – представители Министерства природы России)

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • индивидуальная

Методы обучения:

  • игровой (конкурс)

  • метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение.

Межпредметные связи:

  • география – экология;

  • география – биология;

  • география – краеведение;

  • география – информатика.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;

  2. Карта “Заповедники России”;

  3. Атлас 8 класса, издательство «Дрофа»

  4. Учебник: Баринова И.И. “География: природа России – 8 кл.”;

  5. Индивидуальные проекты “ООПТ в пределах субъекта РФ”;

  6. Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся и учителя.









Содержание урока:

На доске тема: Проект «Особо охраняемая природная территория в пределах различных субъектов России»

Презентация учителя на экране (1 слайд)

Ход урока:

1.Оргмомент: (1 мин)

  • приветствие;

  • проверить подготовку ребят к уроку.

II. Введение в урок (4 мин)

Учитель: Уважаемые друзья, гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем уроке. На уроке присутствуют учащиеся 8 класса, в том числе авторы проектов – непосредственные защитники проекта и учащиеся 10 класса (4 человека) – представители Министерства природы, которые участвуют в оценке по выявлению лучших проектов: Толкачева Елена, Гусева Полина, Азиков Дмитрий, Тихонов Петр ( слайд1)

У нас сегодня урок-конкурс. Конкурс учебных проектов, которые посвящены вопросам сохранения естественных ландшафтов, памятников природы, приумножению и разведению редких и исчезающих видов растений и животных. На 1этапе (проблематизация) (личностная окраска) работы над проектом мною была предложена общая тема- «Создание особо охраняемой природной территории», т.к. большинство школьников ярко представляют себе изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности человека и близко к сердцу принимают проблему уничтожения растений и животных (слайд № 2)

В оценке каждого проекта ООПТ принимают участие все учащиеся 8 класса, вы получаете оценочный лист и после каждой защиты проставляете оценку от 3 до 5 баллов каждому автору. В связи с этим прошу вас быть внимательными слушателями.

Слово представителю Министерства природы.

Представитель Минприроды: сегодня вы представляете на конкурс свои проекты ООПТ, и прежде я хочу сделать небольшое вступление.

Наша страна огромна, 17 млн. кв.км., разнообразие ее ландшафтов потрясает, но, к сожалению, все они испытывают разнообразную антропогенную нагрузку. Уже со второй половины 20 века (слайд 3), хозяйственная деятельность в условиях сурового Севера, территории средней и северной тайги (слайд 4) получает все большее развитие, и эта тенденция будет сохраняться . В хорошо освоенной зоне смешанных лесов (слайд 5) все более значительное развитие получают промышленно-городские комплексы. Реликты естественных экосистем сохраняются лишь в немногих заповедниках. Исторически хорошо освоенная зона степей (слайд 6) превратилась в пахотные угодья, что привело к серьезным негативным экологическим последствиям. Это: засухи, пыльные бури, истощение почв, уничтожение целинных охотничье-промысловых видов фауны. Хозяйственная деятельность в полупустынях (слайд 7) (геологоразведка, добыча минерального сырья, строительство поселков) оказывает разрушительное воздействие на ландшафт, опустынивание прогрессирует. И есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем антропогенные экологические комплексы будут преобладать. Человеку придется самому поддерживать благоприятный экологический баланс, и мы должны быть готовы к значительным материальным затратам. Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека (слайд 8). Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.

Пожалуйста, предлагайте свои проекты ООПТ (слайд 9).

Учитель (слайд 10): Итак, на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, которые созданы вами. Они предназначены для сохранения природных комплексов, редких видов животных и растений.

111. Представление проектов в форме презентаций с последующими вопросами членов Министерства природы. Регламент – каждый выступающий –

3-4 мин, 1 мин – дополнительные 2 вопроса, один по проекту и один – рефлексия.



Когда выступающий будет называть тип ООПТ – слайд с определением этого типа ООПТ (слайды 10-14).

1.Автор проекта – Пронин Богдан: Я представляю проект ООПТ в Республике Саха. Защита по плану. 1.Общие сведения о природе территории (рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир этой природной зоны); 2. Перечень и характеристика основных объектов охраны (редких и исчезающих видов растений и животных) 3. Запрещенные и разрешенные виды деятельности и природопользования

4.Существенные особенности и дополнительные сведения; существенные особенности ООПТ

……

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

    1. Какие источники информации вы использовали в своей работе?

    2. С какими трудностями столкнулись при составлении презентации?

2. Автор проекта - Гришкина Анастасия: Я представляю проект ООПТ на территории Камчатского края. Защита по плану.

…….

Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Какую информацию из ИНТЕРНЕТА вы использовали в работе над проектом?

2. Что дала вам работа над этим проектом?

3. Автор проекта Нечаева Диана: Я представляю проект ООПТ Московской области, в нашем родном Рузском районе. Защита по плану.

Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Озеро Глубокое уже относится к областному заказнику, ты об этом знаешь?

2. Что вы узнали нового во время работы над проектом?

4.Автор проекта Лебедева Екатерина: Я представляю проект ООПТ в Тюменской области. Защита по плану.

….

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1.

2. Что было наиболее интересным в работе над проектом?

5.Автор проекта Шубина Мария: Я представляю проект ООПТ в Чукотском автономном округе. Защита по плану.

….

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Чему ты научилась в результате работы над проектом?

2. 6. Автор проекта Суванов Бахтияр: Я представляю проект ООПТ в Приморском крае. Защита по плану. ……

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. На территории Приморского края действуют несколько ООПТ, какие вы знаете? 2. 7. Автор проекта Ляпкин Владислав: я представляю проект ООПТ в республике Алтай . Защита по плану. …. Вопросы представителей Минприроды: 1. 2.

1У. Итоги урока-конкурса защиты ( 4 мин)

Учитель: Все проекты для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они осуществились. Каждый человек уникален по своим способностям и талантам и каждый предложил интересный достойный проект ООПТ. Подведем итоги урока-конкурса (слайд 15)

Проанализировать рейтинговую оценку каждого проекта, объявить баллы приглашаю представителей Министерства природы (слайд 16).

Представитель Минприроды: По нескольким критериям оценивания проектов наилучшим проектом объявляем проект _____________________

( вручается грамота)



Решением министерской комиссии объявляем благодарность за ответственное отношение к подготовке проекта и его защиты и награждаем грамотами по номинациям:

1. «За практическую направленность проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)



2.«За оригинальное оформление и представление проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)

3.«За высокое мастерство публичного выступления» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)

4.«За сохранение редких видов растений и животных» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)

5.« За любовь к родному краю» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)

6. « За _________________ автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________( вручается грамота)



Учитель: И последнее, определим автора проекта-победителя по решению учеников 8 класса, пожалуйста, передавайте свое решения на первые парты.

Подсчет баллов и определение автора проекта- победителя.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии оценивания проектов учащихся


Формы и методы контроля: защита проектов.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Пронин Богдан

Гришина

Настя

Нечаева

Диана

Шубина Ксения

Лебедева

Катя

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом плане?

От 0 до 1






Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2






Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты работы доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2













Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1






Методы работы над проектом

Целесообразность применяемых методов

1






Соблюдение технологии использования методов

1






Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2






оригинальность, неповторимость проекта

2






  в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1






есть ли исследовательский аспект в работе

2






есть ли у работы перспектива развития

1






Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2






логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2






форма материала соответствует задумке

1






текст легко воспринимается,

1






отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1






Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2






Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2






Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2







Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2






Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы

От0 до 2








Максимальный балл – 33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!