СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок — завершение исследовательского проекта на тему «Творческая лаборатория М. Ю. Лермонтова в поэме "Мцыри"»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок — завершение исследовательского проекта на тему «Творческая лаборатория М. Ю. Лермонтова в поэме "Мцыри"».

Просмотр содержимого документа
«Урок — завершение исследовательского проекта на тему «Творческая лаборатория М. Ю. Лермонтова в поэме "Мцыри"»»

«Я ЗНАЛ ОДНОЙ ЛИШЬ ДУМЫ ВЛАСТЬ, ОДНУ -НО ПЛАМЕННУЮ

СТРАСТЬ»




Урок — завершение исследовательского проекта на тему «Творческая

лаборатория М. Ю. Лермонтова в поэме "Мцыри"»


Цели урока: учить школьников самостоятельно находить информацию и критически её осмысливать; развивать у учащихся навыки высказываний личного отношения к проблемам, поднятым автором художественного произведения, аргументируя свое мнение примерами и цитатами из текста; дать представление об исследовательских методиках и заинтересовать одаренных учащихся будущими научными изысканиями; воспитывать вдумчивое чтение.

Оборудование: портреты М. Ю. Лермонтова; иллюстрации И. Глазунова, Л. Пастернака, М. Тоидзе к поэме «Мцыри», репродукции картин М. Ю. Лермонтова о црироде Кавказа; фрагменты классической музыки И. Баха, М. Шостаковича, М. Огиньского, Ф. Шуберта, современных записей (ансамбль Поля Мориа, грузинские исполнители и др.); визитки приглашенных на конференцию специалистов; мультимедиа; иллюстрации к поэме, выполненные учениками; географическая карта Кавказа.


Ход урока


1. Актуализация и мотивация заданий проекта.


Учитель (или ученик — ведущий конференции). Уважаемое собрание! Сегодня мы подводим итоги работы над общим проектом «Творческая лаборатория М. Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри»». Это произведение было исследовано с самых разных точек зрения, и сегодня результатами своих наблюдений с нами поделятся участники проекта. А перед началом конференции предлагаю прослушать два коротких музыкальных отрывка — «Прощание с родиной» М. Огиньского и «Аве Мария» Ф. Шуберта.

Звучат отрывки из музыкальных произведений. , — Как связаны прослушанные отрывки с изучаемой поэмой ? Какие ассоциации вызвала у вас музыка ? (Неслучайно первым прозвучал отрывок знаменитого полонеза М. Огиньского «Прощание с родиной», так как тема разрыва с отечеством — центральная в поэме. Музыка вызвала трогательные, печальные картины трагедии человека, живущего на чужбине.

Второй отрывок отражает состояние души еще одного современника Лермонтова — австрийца Франца Шуберта. К высотам небес и полета человеческих же ланий уносит нас «Аве Мария». И кажется, что это лермонтовский герой познает счастье достижения цели.

Оба музыкальных отрывка совершенны, как и гениальное творение М. Лермонтова. Можно находить множество параллелей на волне образных представлений, рожденных музыкой и словом, строить ассоциативные ряды, например: свобода, красота природы, торжество духа, величие целей, человечность и т. д.)


2. Презентация творческих разработок юных исследователей.

Своими изысканиями делятся «биограф», «историк», «литературный критик», «философ», «искусствовед», «стилист», «языковед», «психолог», «медик», «теолог», «природовед», «художник», «музыкант», «хореограф», «режиссер», «человекХХ1 века, наш современник». Приводим для примера некоторые из выступлений.

Биограф. Исследователь жизненного пути Лермонтова Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Шан-Гирея и Хастатова, связывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно-Грузинской дороге: в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха... узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым... Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность сведений, сообщенных Висковатовым, окончательно не доказана: вместе с тем рассказ его вполне правдоподобен. Лермонтов мог знать, например, историю происходившего из чеченцев живо-писца-академика Захарова, который ребенком был взят в плен и отвезен в Тифлис генералом Ермоловым.

Известно, что Лермонтов сам читал «Мцыри» своим друзьям. «Мне случилось однажды, — вспоминал поэт Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огромными глазами, которые были у него особенно вьгоазительными. «Что с тобой?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он и в ту же минуту в порыве восторга прочел мне великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера... Никогда никакая повесть не производи меня столь сильного впечатления».

По воспоминаниям писателя Аксакова, 9 мая 1840 года Лермонтов в Москве «читал Гоголю и другим отрывок из новой поэмы «Мцири» и читал, говорят, прекрасно». Уж очень много похожего в судьбе Мцыри и Лермонтова. Мои выводы, связанные с изучением та, подтверждают такие жизненные параллели: и Мцыри и Лермонтов рано были лишены родительской ласки и тепла, рано узнали в ни одиночество, рано их постигло отчаяние.


Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил!

И может быть, поэтому Мцыри называет старика отцом, а ей родиной — Кавказ, который стал вторым домом и для автора.


Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком. И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук!..


Литературный критик. Поэма «Мцыри» вызвала шквал критики. И надо было обладать талантом В. Белинского и его прозорливостью, чтобы увидеть в «охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь» веру Лермонтова в достоинства жизни и человека. «Это вопль страдания, но вопль, который облегчает страданье», — пи великий критик, оправдывая и разделяя этот суровый взгляд.

К концу XIX века одни критики выступали в роли обвините. Лермонтова и его героя, другие — в роли защитников. Так, Владимир Соловьев считает Мцыри смирившимся, а его способ бы постыдным и даже эгоистическим. Дмитрий Мережковский спорит с Соловьевым и видит в Мцыри сверхчеловека.

По-моему, понять поэта и его героя может каждый, изучив биографию писателя и его творчество. Я же согласна с мнением Ираклия Андроникова: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Стилист. Исследуя стиль Лермонтова, приходим к выводу, что романтические идеи, вошедшие в литературу с именами Жуковского, Карамзина, Пушкина, находят свое логическое завершен в романтических драмах, поэмах и даже прозаических романах, повестях. Но романтизм Лермонтова особенный, он все чаще уходит от романтических гипербол изображения неземной красоты, неистовых страстей, исступленной ненависти, смертельных мучений любви. И порой уже не романтически, а реально, но только с особенной остротой, мы чувствуем экстремальность ситуации, напряжение мыслей и чувства.


Бежал я долго —г- где, куда? Не знаю! ни одна звезда Не озаряла звездный путь. Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов, И только! Много я часов Бежал, и наконец, устав,

Прилег между высоких трав; Прислушался: погони нет. Г роза утихла. Бледный свет Тянулся длинной полосой Меж темным небом и землей, И различал я, как узор, На ней зубцы далеких гор; Недвижим, молча я лежал. Порой в ущелий шакал Кричал и плакал, как дитя, И, гладкой чешуей блестя; Змея скользила меж камней; Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей.


Мир романтической мечты уступает место изображению действительности. Борется и героически умирает Мцыри. Нет счастливого конца в поэме, ибо нет счастья и в самой жизни. Поэтому я прихожу к заключению, что стиль Лермонтова глубоко индивидуален — реалистически прост и романтически возвышен.

Языковед. Обращаюсь с твердой уверенностью ко всем присутствующим: что может быть точнее, разнообразнее и прекраснее, чем поэтический язык Лермонтова!? Пускай меня осудят литературные критики — пушкинисты, но речь лермонтовских произведений не имеет аналогов, она неповторима, современна и наиболее глубоко раскрывает богатство всего русского языка. Лермонтов начал писать стихи четырнадцатилетним подростком. До этого времени он уже впитал в себя все возможные художественные тропы романтизма, приемы реализма. Именно с этой точки зрения я анализировала текст поэмы.

Вы послушайте, какие эпитеты использовал автор поэмы: «воздух... душист», «небесных слез», «благовонный дым», «шумным светом», «пламенная страсть», «милых душ», «прекрасный свет», «блаженных дней», «пышный мир». Но Лермонтов — гениален. Он усложняет эпитет, добавляя к нему метафору, а значит — олицетворяет или овеществляет признак: «угрюм и одинок, грозой оторванный листок»; «прозрачно золотист играющий на солнце лист»; «обманутые надежды»; «безмолвен, одинок»; «сладостных имен»; «голубь молодой... испуганный грозой»; «гордый, непреклонный взор».

Языковеды называют десятки усложненных конструкций эпитетов, метафор. А что представляет собой сама метафора Лермонтова? «Страданье спит» — и оживают муки Мцыри. «Выл, кружась, сердитый вал» — и оживает явление природы. «Шакал кричал и плакал» —отчетливо звучит страшный крик животного, режущий душу. «Судьба смеялась надо мной» — и перед нами трагедия личности.

Литературный язык настолько выразителен и приближен к разговорно-народному, что Лермонтов не обходится без сравнений: «ребенок... как серна гор»; «снега... горящие, как алмаз»; «люди вольны, как орлы»; «Мцыри... как зверь». Мир для Мцыри — это противопоставление добра и зла. Поэтому автор не обходится без антитезы: «душные кельи — чудный мир тревог и битв»; «милые души — могилы»; «ненавидел и любил». Величие поступков Лермонтов передает посредством гиперболы: «бой кипел, смертельный бой»; «рукою молнию ловил» и др. Исследуя текст, я нашла анафору (повторенье в начале строк): «ты хочешь знать...» и аллитерацию (преобладание звонких согласных в описании грозы и бури).

Психолог. Особый интерес к поэме Мцыри, естественно, у психологической науки. Можно проследить короткую биографию Мцыри. Но как увидеть душу, становление его личности? Лермонтов сам был глубоко чувствующим психологом, поэтому нарисовал такие полные и яркие картины внутреннего состояния, что они объясняют и его поступки; Вначале перед нами — маленькое существо с огромными потенциалом: он горд, целеустремлен, непокорен.


Без жалоб он

Томился — даже слабый стон Из детских губ не вылетал, — Он знаком пищу отвергал, И тихо, гордо умирал. Методика литературы

Одиночество Мцыри способствует огромной работе души, желанию хотя бы со временем поведать свои тайны.


Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь; Но людям я не делал зла, И потому мои дела Не много пользы вам узнать, А душу можно ль рассказать? ...Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала ■ {

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

Да, гордая душа стремится к свободе, а психологические возможности личности расширяются: Мцыри стал отшельником только внешне, а внутренне он сам создает себя. Умственные способности дают ему возможность выучить чужой язык, эмоциональное богатство способствует пониманию языка природы. Это сильная личность, которая ради достижения цели может голодать, лишать себя сна, готовить к мукам и рыдать без стыда, хотя в детстве никто не видел его слез.


Я цель одну —


Пройти в родимую страну —

Имел в душе и превозмог

Страданье голода как мог.

...Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли.

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

Но, верь мне, помощи людской

Я не желал... я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил — клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.


Заслуга Лермонтова в том, что, прочитав поэму, каждый увидит границы безбрежной любви к жизни, милосердия и всепрощения, которые несет в себе образ Мцыри. По нашим меркам, его жизнь трагична, по мнению Мцыри, он жил не зря, ибо у него были три дня полного счастья:


...и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.


На мой взгляд, «Мцыри» — поэма скорее психологическая, чем романтическая.

Теолог. «Вкушая, вкусил, мало меда, и все я умираю» — эта строчка из Библии расшифровывается так: «Приобретая, обрел я свободу, и без нее жить больше не могу».

Интересен тот факт, что поэт обдуманно зачеркнул 115 стихотворных строк. А именно в них — обращение к Богу. Почему же автор вынужден был пойти на такой шаг? Наверное, потому, что монастырь не стал для Мцыри родным домом:

Я вырос в сумрачных стенах. Душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен...

Обычно человек, познавший безвыходность, ищет помощи у Бога. Мцыри не использовал эту возможность, он рассчитывал сам, без посторонней помощи, достичь цели.


Игра мечты, болезнь ума

На мне печать свою тюрьма оставила.


А колокольный звон — это страшный символ монастыря как темницы свободы. Что остается Мцыри? С точки зрения теологии искать спасенье перед смертью. Но что мы находим в тексте:


Но что мне в том? — пускай в раю, В святом, заоблачном краю Мой дух найдет себе приют... Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял..;


Как теолог я могу сделать такой вывод: Мцыри богоборец, но в том распространенном среди людей смысле, когда Бог есть икона. В широком смысле: Мцыри — боголюбец, когда Бог есть свобода и жизнь.

Природовед. Два года назад я с моими родителями был на Кавказе. Когда смотришь на далекие ледяные вершины Кавказских гор, кажется, что они сияют в лучах солнца. Как мне понравились твои горы, Кавказ! А бывали ли вы на Кавказе? Если нет, не расстраивайтесь. Для начала прочитайте «Мцыри» Лермонтова. И я уверен, что вы будете восхищены этим путешествием.


Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.


Если вы умеете обращаться с географической картой, то вот они — Арагва и Кура, а вот точное место событий — город Мцхета. Исходя из координат этой географической точки, эта местность характеризуется особенностями субтропического климата, специфической флорой и фауной.

Описания флоры и фауны столь разнообразны, что поэму можно использовать вместо учебника биологии, изучая растительный и животный мир Кавказа. Лермонтов неоднократно указывает на множество садов, цветущих в Грузии, что подтверждает наличие культурных, обработанных человеческими руками, участков земли и дикорастущих плодоносящих сортов растений.

В путешествии Мцыри сопровождали «птиц... пугливый рой» и «могучий барс», шерсть которого отливала серебром, «крики коростелей», «стрекозы живая трель» и «рыбок пестрые стада».


На Кавказе также можно встретить много разновидностей змей. Одна из них стала героиней поэмы «Мцыри». Из ее яда делают лекарства. А еще здесь проживает удивительный зверь — барс, который тоже занесен в Красную книгу.


Была поляна. Вдруг по ней Мелькнула тень, и двух огней Промчались искры... и потом Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег, Играя, навзничь, на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс.


О флоре Кавказа можно рассказывать бесконечно, ведь здесь самый лучший хлопок, здесь же можно увидеть удивительные цветы: лотос, анемоны, сиренево-белые аквигелии, хрупкие стаканчики денциан, огромные плантации, на которых выращивают чай, мандарины, лимоны.

Величественные реки Кавказа! Многие из них берут начало на больших высотах и питаются (пополняются водой) за счет таяния вечных снегов и ледников. На реках много живописных порогов, каскадов и водопадов.

В ущелье там бежал поток,

Он шумен был, но неглубок...

Вот еще строки из «Мцыри» описывающие живительные, целебные воды Кавказа.


Внизу, глубоко подо мной поток, усиленный грозой* Шумел, и шум его глухой...


Вывод однозначен: мир природы у Михаила Юрьевича Лермонтова многообразен и точен. Это живая иллюстрация учебников географии и биологии.


1-й художник. Читая текст поэмы, я представлял то яркие, жизнерадостные, то темные, грустные картины. Но один отрывок все-таки заставил меня взяться за кисть.

Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасен. Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной.


Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет, Как вдруг однажды он исчез...


Я представляю темную монастырскую келию, в которую через маленькое окошко едва пробивается свет. Он падает на лицо юноши с огромными пылающими глазами. Он весь в порыве убедить своего старого, мудрого наставника в том, что несколько дней свободы дороже многих лет заточения.

Перед Мцыри сидит старый монах в темных одеждах, который долгие годы живет в смирении и послушании. На его лице удивление и желание понять порыв молодой души, увидеть Отчизну, родителей, ту обстановку, в которой рос маленький гордый горец. Моя картина нарисована темными, тусклыми, неяркими красками, которые подчеркнули всю тяжесть жизни в неволе.


2-й художник. Мой рисунок отображает такие строки лермонтовского текста:


Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу...


Мцыри не может подойти к девушке, поэтому картина навевает на меня грусть: как сделать так, чтобы молодые, сильные духом не уходили из жизни рано, чтобы всем на земле было место для счастья!

Хореограф. Я занимаюсь в хореографическом кружке. И когда я прочитала поэму Лермонтова «Мцыри», то подумала: какое динамичное, наполненное действием произведение!

Я даже попыталась станцевать: отобразить в движении некоторые сцены. Это оказалось нелегко. Как подсказал мне Интернет, известных музыкальных произведений о Мцыри не так уж и много: так, в 1964 году грузинский композитор А. М. Баланчивадзе создал одноименный балет, а в 2009 году к 195-летию поэта Московский театр оперетты и Московский театр Пластики и драмы под руководством Александра Бабенко подготовили новую постановку спектакля «Мцыри».

Режиссер киностудии. Мечтаю снять фильм на Кавказе о Мцыри. Думаю, он получится не менее захватывающим, чем приключение, не менее эмоциональным, чем мелодрама, не менее экстремально напряженным, чем боевик. На главную роль я бы пригласил сниматься знаменитых актеров: американца Джона Депа или россиянина Сергея Безрукова, или украинца Василия Бондарчука; на роль монаха, мне кажется, подойдет британец Девид Шлимер или украинец Богдан Ступка.


Думаю, что придется найти в лучших зоопарках мира дрессированного барса. А снимать фильм — на территории какого-нибудь грузинского храма. О декорациях я не беспокоюсь, так как природа Кавказа сыграет свою главную роль.

Человек XXI века, наш современник. Изучение поэмы Лермонтова «Мцыри» должно стать для каждого из моих современников ярким примером проявления силы воли и характера.

У каждого в жизни будут трудности: у кого-то меньше, у кого-то больше. Но преодолеть препятствия сможет не каждый, а только сильный, имеющий цель и стремящийся к ней. Сегодняшний разговор показал, что одно произведение умного писателя может дать миру целую энциклопедию знаний и сведений, оценок и выводов. В наших сердцах Лермонтов навсегда останется символом борьбы за жизнь.


3. Решение конференции (проект решения готовит творческая группа, которая его и зачитывает).

Учащиеся с интересом и увлечением работали над доказательством гипотезы, что настоящий мастер слова имеет в своем арсенале разнообразные творческие приемы, идейные замыслы и гениальные вариации их воплощения. Это и есть творческая лаборатория. Собственными походами в мир лермонтовской поэмы — только одного из многих его произведений — мы доказали, что такая лаборатория существовала как сумма его личностных компетенций в различных сферах жизни. Именно поэтому его поэзия — ив частности поэма «Мцыри» — это вечное произведение о победе разума и таланта над деградационными процессами человечества. Наш вывод: о творческих возможностях познания в поэме «Мцыри» нельзя говорить в прошедшем времени. Поэзия Лермонтова жива, она учит и вдохновляет нас.

  1. Оценивание презентаций с помощью оценочного листа (при наличии времени каждый может назвать понравившихся ораторов). Учитель подводит краткие итоги.

  2. Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение «Что может дать миру произведение искусства (на примере поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри")».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!