Тема: Завоевания Александра Македонского
Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского, развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.
Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.
УУД:
- Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из
различных источников, сверять её с практикой.
- Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее
место; определять цель выполнения заданий на уроке,
определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия. Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации
- Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
- Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст
учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия. Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица).
Планируемые результаты:
Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце А. Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы А. Македонского.
Метапредметные: продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности; формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
Личностные: продолжить формирование коммуникативной компетентности; формировать интерес к исторической науке.
Ход урока
-
На прошлом уроке мы начали с вами изучать тему «Возвышение Македонии».
Мы с вами узнали о таком государстве как Македония.
Давайте с вами посмотрим на картину. Как вы считаете, что на ней изображено?
ВОЙНА. Какие у вас ассоциации с этим словом?
Мы с вами знаем, что война может нести как положительные, так и негативные характеристики. Все зависит от поставленных целей и участников. Для кого то война будет ассоциироваться с освобождением, миром, победой, отвагой, справедливостью, родиной, для кого то со страхом, смертью, ужасом, трагедией.
Нам сегодня предстоит разобраться в войне 4 века до н.э. Она будет связана с именем Александра Македонского. Посмотрим с вами какой характер носила именно эта война.
II. Создание проблемной ситуации
Посмотрите внимательно на карту и скажите, какую по размеру территорию занимала Македония? ( не большую)
Следовательно, какую армию могла иметь Македония? (Малочисленную)
Итак: 1 факт – Армия Македонии была малочисленной
Скажите, что на карте обозначено красными стрелками? (походы македонцев)
Что можно сказать о результатах этих походов? (много завоевано земель) Чьи это земли? (персов)
Итак: 2 факт – Македония завоевала персидскую державу.
Посмотрите внимательно на эти два факта, сравните соотношение сил и результаты походов.
В чем противоречие?
Какой возникает вопрос?
ПРОБЛЕМА: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу?
Предположите почему? Давайте выполним с вами задание, которое поможет создать основу для ответа на данный вопрос.
-
Где находится Македония? (показать по карте и рассказать о местоположении)
-
Какие взаимоотношения были между Грецией и Македонией изначально?
-
При каком правителе Македония начала усиливаться?
-
Что предпринял Филипп для усиления страны?
Как повел себя Филипп в отношении завоеванных греков? (объединение против персов и начало войны)
Удалось ли ему осуществить этот поход? (нет) Почему? (был убит)
Кто продолжил его дело? (Александр)
Чтобы объяснить причины побед македонцев, надо найти факты, которые помогут объяснить причины побед. Давайте попробуем вместе сформулировать пункты плана нашего урока, в ходе него мы подробно изучим и ответим на поставленный вопрос.
У нас с вами получился план, по которому мы будем работать.
III. Изучение нового материала
Когда погиб Филипп Александру было 20 лет. В таком молодом возрасте трудно управлять страной, да еще и возглавлять военные походы, но Александр с этим прекрасно справился.
Давайте ознакомимся с вами с документами о личности Александра Македонского и отметим маркерами или фломастерами в них его качества.
Плутарх о Александре Македонском. 1 ряд
Еще в детские годы обнаружилась его воздержность; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал его отец Филипп, хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний поэтов, флейтистов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям не назначал наград их участникам.
Кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим
Воспитание Александра Македонского 2 ряд
Когда Александру исполнилось 13, отец для его воспитания пригласил греческого ученого Аристотеля. 3 года прожил он со своим учеником вдали от царского двора. Нелегко было сладить Аристотелю с Александром- уже тогда проявлялись его качества: смелость, доходящая до безрассудства, вспыльчивость и упрямость..Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады» Гомера— хорошее средство для достижения военной доблести. Любимым героем он считал Ахиллеса.
Когда Филипп пошел походом против византийцев, Александр, которому было только шестнадцать лет, остался правителем Македонии, и ему была доверена государственная печать. За это время Александр покорил восставших медов, захватил их город, изгнал оттуда варваров и, заселив его переселенцами из различных мест, назвал Александрополем. Александр участвовал также в битве с греками при Херонее и, говорят, первый бросился в бой со священным отрядом фиванцев
Гордиев узел. 3 ряд
Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.
В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежащую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней. Существовало предание, что тот, кто развяжет узел, овладеет всей Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако, он не растерялся: выхватив меч из ножен, он одним ударом разрубил узел.
Двадцати лет от роду Александр получил царство, которому из-за сильной зависти и страшной ненависти соседей грозили со всех сторон опасности.
Давайте с вами разберем документы. Все внимание на слайд, пока ряд отвечает, остальные записывают качества Александра Македонского в тетрадь.
Таким образом Александр был……
Может это быть одним из фактов побед македонцев? (да)
ВЫВОД: 1. Неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению Македонии, но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать еще причины.
А теперь мы с вами обратимся к военным событиям и составим таблицу. Из моего рассказа и потом из видео, вы должны будет заполнить пустые строки таблицы.
Дата | Событие | Итог |
334 год до н.э. | | |
333 год до н.э. | | |
332 год до н.э. | | |
331 год до н.э. | | |
326 год до н.э. | | |
324 год до н.э. | | |
Небольшое войско под предводительством юного царя перешло морской пролив и было готово к бою. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.
Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.
Битва произошла Весной 334 г. до н. э.у реки Граник (карта, таблица)
Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.
Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.
Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он стал собирать войско, чтобы дать отпор македонцам.
Далее осенью 333 года противники встретились около города Исса. Многие приближенные персидского царя погибли. Александра ранили в бедро, а Дарий бросил армию и бежал.
Далее внимательно смотрите видео и продолжите выписывать основные события похода Александра Македонского.
Давайте с вами посмотрим, все ли вы верно заполнили.
334 г. до н.э. - Битва при Гранике
333 г. до н.э.- Битва при г.Иссе
332 г. до н.э. - Завоевание Тира
332 гг.до н.э.- Подчинение Египта
331 г. до.н.э - Битва при Гавгамелах
326 г. до н.э. - Поход в Индию
324 г. до н.э. - Возвращение в Вавилон
Что помогло македонцам в этих победах?
- трусость Дария
- смелость и решительность македонцев
- жестокость в отношении тех, кто оказал сопротивление
- порядочность в отношении женщин
Как Александр отнесся к своим победам?
(они вскружили ему голову и он посчитал себя богом)
Он уверовал в свою божественность и могущество.
Походы были завоевательные, несправедливые, но так же и очень изнурительные, воины шли пешком, ехали на колесницах днями и ночами. Например у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. когда произошло еще одно сражение с персами.
Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.
Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. “Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок”.
Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. “Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу”, - удивился Парменион.
“Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили”, - весело ответил царь.
Города Персидской державы сдавались один за другим. В Вавилон Александр въехал победителем.
Далее настала очередь Персеполя. Именно там в древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар лошадей и 5 тысяч верблюдов.
После этого Александра Македонского провозгласили «царем Азии»
Для дальнейшего изучения темы нам понадобится карта представленная на слайде и карта, которая так же есть у каждого индивидуально. Давайте с вами зафиксируем места записанных в таблице военных сражений.
Посмотрите на карту и скажите, куда в первую очередь отправился Александр? На какой полуостров? ( в Малую Азию)
Давайте отметим на карте эти события .
Один выходит показывает около доски, остальные делают лично.
Мы с вами в начале урока читали документы о качествах Александра Македонского, теперь для сравнения, я предлагаю вам прочитать выдержки из документа и определить, изменилось ли что то в личности Александра Македонского?
ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.
В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»
некоторые из его военачальников начали носить персидские наряды, использовать парфюм, добавлять пахучие масла в ванны и так далее. Македонцы не привыкли к такой роскоши: они были простыми деревенскими жителями, привыкшими к крестьянской еде и деревенскому вину, часто носили одну и ту же одежду несколько дней. У них не было никакой величественности, которую мы привыкли ассоциировать с персидским двором.
Вывод: Александр из выдающегося полководца, который создал огромную державу, превратился в деспотичного правителя, против которого росло недовольство. Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. Он начал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и жизнью.
Это полководец Парменион (тайно убит) и его сын Филот (после пыток казнен). На пиру, в порыве гнева он убил своего друга Клита, который осмелился упрекнуть своего царя в том, что он возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному. Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшего его от гибели в бою при Гранике, уже нельзя было вернуть.
И даже все это не останавливало Александра от желания завоевать весь мир.
После трех лет боев Александр с войском вторгся в долину реки Инд. Это произошло в 326 году до н.э.Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы Александр основал город Никею. (победа)
На этом силы войска иссякли. Заставить воинов идти дальше Александр не смог ни уговорами, ни угрозами. И объявил о возвращении домой.
Столицей своего огромного государства он сделал город Вавилон.
Александр помышлял о новом походе на Запад,, мечтая покорить Сицилию, Италию, но этим мечтам не суждено было сбыться.
В 323 году до н.э. в возрасте 33 лет он внезапно заболел малярией и умер.
Правил Александр 12 лет и 8 месяцев.
Так создавалась держава Александра Македонского.
Для закрепления посмотрим какой была Македонская держава и какой стала.
Помните, в начале урока мы говорили о характере войны. Как вы думаете, какими были захватнические действия Александра Македонского, справедливые, несправедливые, освободительные или захватнические?
Держава объединяла много разных народов, люди редко выезжали за границы своего города, где жили, при таких объединениях распространялись традиции и обычаи, которые изменили мир
IV. Подведение итогов урока.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу? (на доске)
-
Неординарная личность Александра Македонского
-
Умелые действия хорошо подготовленного македонского войска
-
Разобщенность и слабость персов
-
Народы Востока сами подчинялись Александру
Рефлексия.
Для подведения итогов представьте если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?
Цвета и их расшифровка представлены на экране, ознакомьтесь ими и выберете карточку подходящего цвета и поднимите с ней руку вверх.
Мы с вами видим, что преобладает такой то цвет, он означает ….. вот так бы выглядел Александр Македонский
Слайд. черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть
красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,
синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность
желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость
коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.
зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.
Далее для закрепления материала давайте составим с вами синквейн у себя в тетрадях о Походах Александра Македонского.
Его схему вы видите на слайде.
Давайте я вам помогу с первым словом.
Александр Македонский.
Великий, искусный.
Побеждает, правит, воюет.
Самый знаменитый полководец.
Военачальник.
Александр Македонский.
1) Царь.
2) Могущественный, ответственный.
3) Правил, убеждал, руководил.
4) Он был сыном Филиппа, и был очень могущественным как отец.
5) Храбрость.
Домашнее задание: §36, записи в тетради - уметь показывать на карте места крупных сражений, атлас, контурные карты стр.5, задания 1-6
Плутарх о Александре Македонском. 1 ряд
Еще в детские годы обнаружилась его воздержность; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал его отец Филипп, хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний поэтов, флейтистов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям не назначал наград их участникам.
Кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим
Воспитание Александра Македонского 2 ряд
Когда Александру исполнилось 13, отец для его воспитания пригласил греческого ученого Аристотеля. 3 года прожил он со своим учеником вдали от царского двора. Нелегко было сладить Аристотелю с Александром- уже тогда проявлялись его качества: смелость, доходящая до безрассудства, вспыльчивость и упрямость..Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады» Гомера— хорошее средство для достижения военной доблести. Любимым героем он считал Ахиллеса.
Когда Филипп пошел походом против византийцев, Александр, которому было только шестнадцать лет, остался правителем Македонии, и ему была доверена государственная печать. За это время Александр покорил восставших медов, захватил их город, изгнал оттуда варваров и, заселив его переселенцами из различных мест, назвал Александрополем. Александр участвовал также в битве с греками при Херонее и, говорят, первый бросился в бой со священным отрядом фиванцев
Гордиев узел. 3 ряд
Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.
В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежащую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней. Существовало предание, что тот, кто развяжет узел, овладеет всей Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако, он не растерялся: выхватив меч из ножен, он одним ударом разрубил узел.
Двадцати лет от роду Александр получил царство, которому из-за сильной зависти и страшной ненависти соседей грозили со всех сторон опасности.
Дата | Событие | Итог |
334 год до н.э. | | |
333 год до н.э. | | |
332 год до н.э. | | |
331 год до н.э. | | |
326 год до н.э. | | |
324 год до н.э. | | |
Дата | Событие | Итог |
334 год до н.э. | | |
333 год до н.э. | | |
332 год до н.э. | | |
331 год до н.э. | | |
326 год до н.э. | | |
324 год до н.э. | | |
Дата | Событие | Итог |
334 год до н.э. | | |
333 год до н.э. | | |
332 год до н.э. | | |
331 год до н.э. | | |
326 год до н.э. | | |
324 год до н.э. | | |
Слайд. ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.
В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»
Слайд. ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.
В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»
Слайд. ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.
В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»
Слайд. ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.
В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»