2.1. Постановка и решение учебной задачи. Вода - самое привычное вещество на земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Она- источник жизни, береги ее! Но знаем ли мы какую тайну хранит вода? - Ребята, хотите узнать какую тайну хранит вода? Чтобы узнать о какой тайне пойдет сегодня речь на уроке, послушайте стихотворение о воде. Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. О каких состояниях воды идет речь в стихотворении? Ответы детей (жидкое, твердое, газообразное состояние воды). Какова тема нашего урока? (Превращения и круговорот воды) - А какую цель и задачи мы поставим перед собой? Ответы детей. Цель: познакомить детей с тремя состояниями воды, термином «круговорот воды». Задачи: выяснить причины превращения воды из одного состояния в другое, сформировать представление о круговороте в природе. 2.2 Решение частных учебных задач. - Почему вода может переходить из одного состояния в другое? Разобраться нам помогут опыты. Опыт №1 У вас на столе стоят стаканчики. Помощники-лаборанты разложите кусочки льда в стаканчики. - Ребята, в каком состоянии находится вода, которую вы получили? (твердом) Возьмите стаканчик в руки и поставьте на теплую ладонь. - Что происходит с кусочком льда? (тает) - Сделайте вывод, как изменилось состояние воды? (из твердого состояния вода превратилась в жидкое) - Что способствовало превращению воды? (температура) Опыт №2 проводит учитель. Нагреваю воду, сверху держу стекло. - Ребята, а где вы наблюдали нагревание воды в закрытом сосуде? (чайник, кастрюля) Поднимаю стекло. - Что вы видите на стекле? (пар) - Сделайте вывод, что произошло? (превращение воды в пар) Пар - газообразное состояние воды. Опыт №3 У каждого на столе лежит стеклышко. Подышите на него. - Что увидели на стекле? (мельчащие капельки воды) Проведите по стеклу пальцем. (стал мокрым) - Какое волшебство произошло? (из газообразного состояния вода перешла в жидкое состояние). - Итак, что способствовало переходу воды из одного состояния в другое? (температура) . 2.3. Работа по учебнику с.55 в парах. - Из чего состоят вещества? (Из частиц или молекул, атомов Молекулы –сложные частицы, а атомы - простые частицы..) - Различаются ли расположение и движение молекул в трех состояниях воды? Рассмотрим иллюстрацию. 1). Когда вода при нагревании превращается в пар, Расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновения. (Кипение воды.) 2). При охлаждении вода превращается в лед. Ее молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они все время колеблются. (Замерзание воды.) 2.4 Закрепление. На парте набор моделей для создания молекул. Я показываю собранную модель молекулы воды Н2О. Синий шарик – 1. Кислород Белые шарики – 2 Водород Дети собирают модели молекул воды. 1). Положите модели молекул воды на некоторое расстояние друг от друга. - Какое состояние воды вы изобразили? (газообразное) Слайд 2). А теперь положите модели молекулы воды таким образом, чтобы они образовали «цепочку», которая напоминает волну. - А это какое состояние воды вы изобразили? (жидкое) Слайд 3). Положите модели молекул воды плотно друг к другу. - Какое состояние воды вы изобразили? (твердое) Слайд Итак, что вы с помощью моделей изобразили? (три состояния воды) 2.5 Физкультминутка Встаньте дети. Представьте, что вы молекулы воды, и вы образовали облачко. Покружитесь. - Какое состояние воды вы изобразили? (газообразное) Возьмитесь за руки. Покажите морскую волну. - А это какое состояние воды? (жидкое) Прижмитесь друг к другу спиной или боком. - Какое состояние воды изобразили? (твердое) - Скажите в каком состоянии находится вода, изображенная на слайдах? Демонстрируются слайды, на которых можно наблюдать три состояния воды (например, снег, водоемы, туман, иней, айсберг, белье сохнущее на солнце и т.д.). Благодаря превращениям воды из одного состояния в другое происходит очень важное природное явление – круговорот воды в природе. - Объясните смысл слова «круговорот». Ответы детей. Работа по учебнику с.56, рассмотрите иллюстрацию. - Как происходит круговорот воды в природе? Ответы детей. (Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется большое количество влаги. Водяные пары поднимают воздух с поверхности всех водоемов, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют облака. Накопившаяся в облаках влага выпадает в виде дождя или снега, града. Судьба выпавших капель различна. Одни из них попадают в моря, реки и со временем снова испаряется в воздух. - Ребята, какой опыт из тех, что мы сегодня наблюдали можно отнести к этому явлению? Ответы детей. - Итак, можно ли сказать, что вода вращается по кругу? Ответы детей. |