СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Живая природа Карелии", 6 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Живая природа Карелии", 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Живая природа Карелии", 6 класс»

Федотова Н.Ю.Моя Карелия 6 класс. Живая природа в нашей жизни.

Тема урока: Живая природа в нашей жизни.

Задачи:

  • Раскрыть учащимся универсальность природы Карелии.

  • Изучить влияние человека на природные комплексы Карелии

  • Показать на примерах произведений художников и писателей красоту северной карельской природы.

Оборудование: репродукции И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, Н.К.Рериха, произведение П.И.Чайковского «Зимние грезы», презентация «Живая природа Карелии»

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по ранее изученной теме.

Фронтальная беседа:

  1. Что такое природная экологическая система?

  2. Какие природные экологические системы являются характерными для нашей республики?

  3. Какими факторами определяются особенности природных экологических систем Карелии. Приведите примеры.

  4. Докажите на примерах, что дикорастущие растения и дикие животные в нашей республике приспособлены к жизни в северных условиях.

  5. Подумайте, чем отличаются леса на севере и на юге нашей республики?

Индивидуально( решение экологических задач)

  1. В карельских ламбушках щуки в десятилетнем возрасте едва достигают веса 1 килограмма, тогда как в других водоемах (например, в южных реках и озерах) в таком возрасте они нередко весят до 16 кг. Чем объясняются эти различия?

2. Белые куропатки на зиму остаются в тундре или откочевывают в лесотундру. У этих птиц к зиме на пальцах появляются длинные жесткие перья и отрастают когти. Какое значение имеют названные изменения в строении и поведении птиц,


3.Изучение нового материала. Живая природа Карелии.

3.1.Универсальная ценность природы.


  • Подумайте зависела ли жизнь людей на территории нашего края от природы и сохраняется ли эта зависимость сегодня?( ответы детей)

  • Приведите примеры взаимосвязей компонентов природы?


В природе Карелии все связано со всем. Состояние озер зависит от полноводности рек и чистоты воды в них, полноводность рек от того, как «хранят» воду болота и прибрежные леса (снег в лесу тает постепенно), болота «консервируют» углекислоту, обеспечивают определенный уровень грунтовых вод… Подобные рассуждения можно продолжить.

  • Какое значение для жителей Карелии имеют природные экосистемы?

Попробуем на него ответить. Многим в первую очередь захочется назвать те или иные природные ресурсы (то есть вещества и силы природы, используемые человеком) и продукты их переработки. Но, если подумаем еще, попробуем все вместе обсудить этот вопрос, то наверняка придем к мысли об универсальной ценности природы, то есть об ее разностороннем значении.


3.2.Природные ресурсы в жизни населения.

Прежде всего, следует отметить экономическое значение природы ‑ практическое использование природных ресурсов человеком. Остановимся лишь на биологических ресурсах природных систем нашего края.


  • Попробуйте составить список возможного применения древесины.

Деревья наших лесов используются для производства различных изделий. Лучшая, экологически чистая мебель изготавливается из древесины сосны и березы, из древесины ели – музыкальные инструменты, из осины – спички и т. д. Еще более многочисленны продукты химической переработки древесных пород, среди них: бумага и спирт, скипидар и канифоль, ткани, лаки и краски, кормовые дрожжи.


Наряду с древесиной к биологическим ресурсам относятся:

  • лекарственные растения – заросли промышленного значения образуют около 30 видов;

  • ягодные растения – широко собираются 6 видов из 17 – клюква, черника, брусника, рябина, морошка, малина;

  • грибы – заготавливается около 15 видов съедобных грибов;

  • охотничьи животные – бурый медведь, лось, северный олень, ондатра, бобр, норка, куница, выдра, рысь, росомаха, а также морские звери – тюлень и нерпа;

  • промысловые птицы – глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка;

  • рыбы – пресноводные (сиг, судак, лещ, ряпушка, лосось) и морские – сельдь, навага, корюшка, семга, треска;

  • водоросли ‑ ламинария (морская капуста), анфельция, фукус;

  • пресноводные раки, морские моллюски мидии.

Биологические ресурсы относятся к возобновимым природным ресурсам, то есть на месте вырубленного леса может вырасти новый, у животных каждый год (у некоторых не один раз в год) появляется потомство. Однако самовосстановление происходит лишь при правильном использовании биологических ресурсов. Например, деревьев можно вырубать столько, сколько прирастает древесины в лесах республики за год (такое количество называется расчетной лесосекой), тогда запасы древесины не истощаются. Если вылавливать не более трети взрослой семги, идущей на нерест, то общее количество особей сохраняется, место выловленных рыб занимает молодь.

Биологические ресурсы можно сохранять и другими способами. В нашей республике выполняются специальные лесовосстановительные работы: посев семян и посадка саженцев, выращенных в питомнике, содействие естественному возобновлению леса путем сохранения подроста (молодых деревьев), оставление обсеменителей (взрослых деревьев, дающих семена).

Уделяется внимание и возобновлению биологических ресурсов водоемов. В форелевых хозяйствах обеспечивается получение товарной рыбы, На специальных станциях выращивается молодь рыб, которая затем выпускается в реки и озера. В Белом море на фермах разводят моллюсков мидий.

3.3.Наше здоровье и природная среда.

Человек, как живое существо, нуждается в чистом воздухе и в чистой воде. И то, и другое мы находим в природе. Многие жители Карелии, устав от напряженной работы, от городской суеты, для восстановления сил и сохранения здоровья зимой стремятся встать на лыжи, летом отправиться на берег озера, в лес…

Известно, что в лесу легче дышится: лесной воздух богат кислородом (в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород). Гектар любого леса поглощает за час столько углекислоты, сколько ее за это время выдыхают 200 человек. Листовая поверхность, фильтруя воздух в процессе дыхания и фотосинтеза, задерживает пыль и вредные выбросы промышленных предприятий. Так, на гектаре елового леса оседает на хвое до 32 тонн пыли, соснового – до 36 тонн. Листья и цветки многих деревьев выделяют летучие вещества ‑ фитонциды, которые дезинфицируют воздух, уменьшая количество микробов. Нам приятно слушать шелест листвы, плеск волн, журчание ручья, такой природный шум успокаивает нервную систему человека, устающую от городской суеты.

Приведенные факты говорят о том, что здоровье человека зависит от здоровья окружающей его природной среды, то есть природа имеет гигиеническое значение. А вот здоровье окружающей среды во многом зависит от заботливого отношения к ней людей. Хотя природные экосистемы и обладают способностью самоочищения, но эти возможности, конечно же, не безграничны.

3.4.Природа хранит много тайн.

Природа Карелии хранит немало тайн, раскрыть которые пока не удалось. Внимательному человеку природа задаст много вопросов, заставит задуматься, доставит радость поиска ответов. Поэтому не стоит забывать о познавательной ценности природы.

Ценной формой березы повислой является береза карельская, определить которую можно по ряду внешних признаков: она ниже обычных повислых берез одного возраста, имеет конусовидный ствол со вздутиями, с возрастом на стволе появляются продольные трещины. Древесина карельской березы очень высоко ценится, она имеет красивый рисунок и используется для изготовления различных изделий: от маленьких шкатулок до мебели. Попытки вырастить карельскую березу до сих пор не вполне удачны: при посеве семян карельской формы в большинстве своем вырастают обычные повислые березы. Почему? На этот вопрос ученые пока не нашли ответа.

А вот лишь некоторые вопросы, на которые вы сами можете поискать ответы:

  • Почему около муравейника ягоды крупнее и слаще?

  • Почему грибы растут по кругу? Как быстро растут грибы?

  • Почему вода на сфагновом болоте – холодная? Шмель или пчела посещает большее количество цветков растений за одно и то же время?

  • Могут ли быть полезны для леса гусеницы, объедающие листья?


3.5.Как прекрасен мир природы

Следует обратить внимание на эстетическое значение природных экосистем. Леса в Карелии привлекательны своей неброской красотой в любое время года: зимой с шапками пушистого снега, весной с нежной зеленью листьев, побегов хвойных пород, летом с цветущими и плодоносящими растениями, грибами, осенью с яркой окраской листьев рябин, осин, берез. Сочетание лесов с озерами, болотистыми участками, скалами придает своеобразную прелесть карельским пейзажам.

Красивы отдельные растения (формой кроны, особенностями строения ствола, листьев, цветков, соцветий) и животные (формой тела, окраской, изяществом движений, разнообразием звуков). Вспомните бархатистые листья березы пушистой, трепещущие листья осины, красные и зеленые молодые шишки ели, маленькие лилии гусиного лука, «фарфоровые» колокольчики цветков брусники и розовые кувшинчики – черники, изящные белые семилепестковые «звездочки» седмичника, свисающие со скал мхи и папоротники, цветущие стебли купены, можжевельники колонновидной формы (похожие на кипарисы), стволы деревьев с причудливыми грибами-трутовиками, белые кувшинки и желтые кубышки на водной глади озер, ковры из лишайников на крупных валунах, разноцветные изящные фиалки на скалах, «деловитых» шмелей, порхающих бабочек, поющих весной птиц…

Таинственная и прекрасная природа во все времена побуждала человека к творчеству, как к художественному, так и к техническому, то есть она имеет творческое значение для человека.

Неразрывная связь людей с природой всегда находила и находит свое выражение в произведениях народного творчества и профессионального искусства: использование природных материалов, природных мотивов, образов, навеянных природой.

Если говорить о народном творчестве – это деревянное зодчество, плетение из бересты, вышивка, узорное ткачество, вязанье, бытовая резьба и роспись по дереву, ювелирное и гончарное дело, народные приметы, пословицы и поговорки, народные сказки. Например, в орнаментах карельской вышивки, наряду с геометрическими, присутствуют растительные мотивы, а также изображения птиц и животных. Названия карельских сказок сами говорят об их основных персонажах: «Медведь, волк и лиса», «Овод и козы», «Голубая важенка», «Черная уточка», «Невеста-мышь», «Ольховая чурка», «Сын-медведь» и др.

Природа Карелии вдохновляла и вдохновляет профессиональных художников,

композиторов, писателей и поэтов на создание произведений искусства. Почти на пятьдесят лет, начиная с середины XІX века, остров Валаам стал мастерской под открытым небом для русских художников-пейзажистов. Изображение его природы вошло в программу пейзажного класса петербургской Академии художеств, студенты проводили на нем летние месяцы. Природа острова Валаам нашла отражение в полотнах выдающихся художников-пейзажистов И. И. Шишкина, М. К. Клодта, Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха и др.

Образ Валаама звучит в музыке П. И. Чайковского. Многие знают его первую симфонию «Зимние грезы», но оказывается вторая часть симфонии, названная «Угрюмый край, туманный край», написана под впечатлением поездки композитора на Валаам.

Был на острове и собиратель карело-финского эпоса, создатель «Калевалы» Элиас Ленротт.

Природа создала немало шедевров, их только надо разглядеть. И тогда любой человек может создать свои собственные произведения. Это и фотография, и рисунок, и мини-сочинение, и поделка из природного материала (причудливо изогнутых веток и корней, шишек, плодов, семян, грибов-трутовиков, капов и т. п.).

Вывод: Природный комплекс Карелии представляет единое целое, в нем все взаимосвязано. Природа нашего края отличается универсальной ценностью, то есть разнообразным ее значением для человека.

4.Закрепление изученного материала.


  1. Как ты понимаешь выражение «универсальная ценность природы»?

  2. Выбери любой объект живой природы (растение, животное, гриб и т. п.). Покажи универсальную ценность этого объекта для человека. Для этого можно найти примеры практического его использования, оценить эстетическую привлекательность, гигиеническое значение, узнать об интересных особенностях, о которых не все знают, вспомнить стихи, сказки, пословицы, песни, посвященные данному объекту, найти (сделать) рисунки, фотографии объекта и т. п.

  3. На примере природного комплекса Карелии поясни, как понимаешь один из законов экологии: «В природе все связано со всем»?

  4. Поясни на примерах, в чем заключается гигиеническое и рекреационное значение природы для населения республики?

  5. Окружающая человека среда – это все, что окружает человека и прямо или косвенно связано с ним. Как ты понимаешь выражение: «Здоровье человека зависит от здоровья окружающей среды»?



Литература:


1.Полин А.К. География Карельской АССР.- Петрозаводск, «Карелия», 1990.

2.Атлас КАССР

3.Моя Карелия.Электронное пособие. ГОУ «ИПКРО», 2007г.

http://yandex.ru/yandsearc

http://foto.rambler.ru/users/gerda57/album15/



Словарик

Природные ресурсывещества и силы природы, используемые человеком.

Универсальная ценность природы ‑ разностороннее значение природы для человека.

Здоровье – состояние физического, психического, социального благополучия человека.










6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!