СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Корочкинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок
«Значение и употребление имён прилагательных в речи»
«Русский язык»
3 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Кононцова Т Н
2023-2024 учебный год
Тема урoка : Значение и упoтребление имён прилагательных в речи
Тип урока: oсвоения новых знаний
Цель урока: уточнить знания oб имени прилагательном, как части речи и познакомить с егo ролью в речи
Планируемые oбразовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
личностные: уметь оценивать свои результаты, опираясь на предоставленный лист самооценки; понимать и удерживать в сознании учебную задачу, поставленную на уроке; осознавать личную причастность к процессу получения знаний и способность делать осознанный выбор. Развитие познавательных интересов и учебных побуждений должно способствовать формированию ценностей и смыслов в учебной деятельности. Важно осознавать необходимость сотрудничества с преподавателем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.
метапредметные: Уметь извлекать нужные сведения; делать обоснованные заключения, используя сопоставление и анализ; осуществлять самопроверку и самооценку; проявлять самоконтроль; самостоятельно ставить познавательные цели; организовывать и структурировать знания; осознанно и целенаправленно строить устные высказывания; формулировать учебные задачи, учитывая уже имеющиеся знания и пробелы; сравнивать полученный результат с ожидаемым стандартом; владеть навыками точного и полного выражения своих мыслей в зависимости от коммуникативной ситуации.
предметные: уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён прилагательных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, кластер на доске, карточки для групповой работы, тест.
I этап. Организационный момент
Приветствует учащихся.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает .
- Проверим готовность к уроку.
II этап. Мотивация к учебной деятельности
1.Запись числа
2. Разминка для ума.
В три столбика записаны слова:
Ручка играть добрый
Диван думать смелый
Книга рисовать сильный
-Установите закономерность между словами в столбиках
-Что объединяет слова первого столбика? (имена существительные)
- Второго? (глаголы)
- Третьего? (имена прилагательные)
- К чему относятся имена существительные, глаголы, имена прилагательные? (части речи)
III этап. Самоопределение
Определение темы и целей урока
-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:
-Я - имя замечательное,
Очень увлекательное...
Всё о предметах подмечаю-
Я признаки обозначаю
Ведь без меня не скажешь ты,
Какого цвета тут цветы,
Какие парты, стол какой,
Какой котёнок озорной.
Я подружиться с вами радо,
Мне будут знания наградой!
-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить? (Об имени прилагательном)
-Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное)
Корректирую:
- Значение и употребление имен прилагательных в речи.
-Сформулируйте задачи урока.
- Выяснить, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи
IV этап. Учебно-познавательная деятельность
-Откройте учебник на с.63 и прочитайте, чему будем учиться, работая над этим разделом учебника
Читаем по учебнику.
-Вы готовы добывать знания?
-Тогда отгадайте загадку.
…рост, …хвост, …шубка, …зубки.
- Почему вы ее не отгадали?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?
- Послушайте еще раз:
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это?(Мышка)
-Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные)
- Почему прилагательные помогли отгадать загадку?(Потому что они обозначают признак предмета)
-Что они обозначают?
- Вот и первое открытие в нашу копилку знаний
(на доске копилка знаний)
Словарная работа (Слайд 1 )
-Прочитайте слова. На какую они орфограмму?(Непроверяемая безударная гласная)
п_нал
в_р_бей
м_роз
л_пата
к_пуста
т_пор
-Запишите слова столбиком, вставьте пропущенные буквы.
-Проверьте свою работу. (Слайд 2)
-У кого не было ошибок?
Молодцы! Все справились с заданием на отлично!
-К какой части речи относятся эти слова? Почему так думаете?(Имя существительное)
Игровой момент. Проблемная ситуация.
-С существительными решили подружиться с имена прилагательные и вот что получилось…
-Прочитайте. (Слайд 3)
пенал красивое
воробей маленький
работа яркое
солнце сладкий
сахар красный
пальто домашняя
-Вы согласны? Почему? (нет смысла)
-Поможем исправить ошибки.
-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что надо сделать? (поставить вопросы)
-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)
-С какой частью речи всегда связано прилагательное?(с существительным)
-На какие вопросы отвечают прилагательные? (какой? какая? какое?...) (Слайд 4)
-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку (выставляю на доске) (Закрыть экран!)
V этап. Проектирование и фиксация нового знания.
Наблюдение над значением прилагательных в предложении
Упр. 110 стр.64
- Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы текст был более понятным, точным?(Вставить пропущенные слова)
-Где мы можем посмотреть недостающие слова? (в «Словах для справок»)
- Прочитайте слова для справок.
- Прочитайте текст со словами. Запишите текст. (Один ученик работает у доски)
- Как изменился текст с именами прилагательными? (Текст стал более понятным, точным, интересным)
- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной)
- От какой части речи всегда зависит прилагательное? (от имени существительного)
- Найдите в тексте словосочетания прил. + сущ.
- Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.
-Каким членом предложения является прилагательное? (второстепенным членом)
-Вот и ещё одно маленькое открытие вы сделали.
VI этап. Физминутка
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом-
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопки в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега вам и нам.
Повторяют движения
VII этап. Первичное закрепление нового материала.
Работа с учебником. Упр. 111 (с. 65).
-Найдите упр.111. Прочитайте слова и подумайте, к какой части речи они относятся?
-Почему так думаете?
-Договоритесь и запишите любых 6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.
Прочитайте свои словосочетания
- Молодцы! Все справились с заданием!
-Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов.
-Выберите и назовите прилагательные, которые обозначают цвет: .... размер:... качества:...
-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)
-А громкий? (звук)
- А тёплый, прохладная? (температуру)
-Что могут обозначать имена прилагательные? (Обозначают цвет, вес, размер, вкус, запах и т.д.)
(вывод на доску) Открыть экран
Развитие речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте.
(На экране картинки с разными временами года) (Слайд 5)
-Чем отличаются эти картинки? (разные времена года)
-Прочитаем текст.
Был ____________________ день. Дул ___________________ ветер. По ________________ небу плыли ___________________ облака. Погода была _____________________ .
-Можете сказать, о каком времени года говориться в этом тексте?
-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе будет дана карточка с этим текстом, нужно дополнить данный текст такими прилагательными, чтобы описать время года, указанное в задании
(учитель раздаёт карточки с заданием).
- Договоритесь, кто будет докладчиком, а кто помощником. Приступайте к работе.(Работа в группах)
- Прочитайте, что у вас получилось.
-Оцените работу группы.
-Какая часть речи помогала менять текст?(Прилагательные)
-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?(Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.) Выключить экран
- Обратите внимание на нашу «Копилку знаний»
-Расскажите всё, что узнали об имени прилагательном.
IXэтап. Рефлексия
-Вспомним, какие задачи ставили на уроке?
-Мы их достигли?
-Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?
-Оцените свою работу на уроке
-Я думаю, знания, полученные на уроке, позволят вам легко выполнить домашнее задание
Самооценка деятельности. (13-15 б. – «5», 10-12б. – «4», 7-9б. – «3»)
Этап урока | Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял |
Словарная работа |
|
Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными» |
|
Упр. 110 |
|
Упр. 111 |
|
Тест |
|
Итого: |
|
X этап. Домашнее задание
с.65, упр. 112
-СПАСИБО всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!
И пожелать всем:
Здоровья- богатырского, зрения- зоркого,
Памяти- ясной, дня- чудесного,
Настроения- отличного!
© 2025, Кононцова Татьяна Николаевна 42 0