СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Значение опорно-двигательной системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Значение опорно-двигательной системы.Состав и строение, свойства и рост костей!

Просмотр содержимого документа
«Урок "Значение опорно-двигательной системы"»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЛИЦЕЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 2»





УРОК БИОЛОГИИ

В 8 КЛАССЕ

«ЗНАЧЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СОСТАВ, СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И РОСТ КОСТЕЙ»











УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

БИЛЯЛОВА УСНИЕ НУРИЕВНА







2020 г.




Урок № 17 Дата: 29.10.2020 г.

с использованием технологии критического мышления и проблемного обучения


Тема: Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение, свойства и рост костей.


Цель: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.


Задачи:

Образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.

Воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.


Планируемые результаты:

Предметные: знают понятия остеон, остеоцит, пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз; знают части ОДС, структурные компоненты и свойства кости, виды костей; умеют определять понятия по теме урока; описывать особенности строения и химического состава костей.

Метапредметные: участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы, выдвигают и доказывают гипотезу; зарисовывают рисунки, схемы и делают к ним надписи; находят необходимую информацию, работая с различными источниками; работают в парах; участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Личностные: воспитывают чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.


Понятия: пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз.

Тип урока (вид урока): комбинированный

Оборудование: модель «Скелета человека»; таблицы «Скелет человека», «Строение костей», «Скелетные мышцы»


I. Организационный этап

- приветствие;

- проверка отсутствующих;

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос по вопросам:

1) Что такое ткань?

2) Какие типы тканей вы знаете?

3) Дайте характеристику соединительной ткани?

4) Виды соединительной ткани?

5) Что такое орган? Приведите примеры.

6) Что такое система органов? Приведите примеры.

7) Какую роль выполняет опорно-двигательная система в жизни животных?

8) Из каких отделов состоит скелет млекопитающих?


III. Мотивация учебной деятельности, определение темы, целей и задач урока.

Движения чрезвычайно важны для здоровья человека. С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

Люди не могут не двигаться, и начинают это делать осознанно уже на четвёртом месяце жизни: они тянутся, хватают различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве: прыгаем, бегаем, ползаем, плаваем, шагаем. Совершаем каждый день тысячи разнообразных сгибаний, выпрямлений, поворотов? Какая система обеспечивает движения тела человека и позвоночных животных в пространстве?

Каков состав опорно-двигательной системы, какими органами она образована?


Обучающиеся определяют тему, цель и задачи урока и записывают в тетради тему. (слайд 1,2,3)


IV. Изучение нового материала.


Посмотрите на картину голландского художника Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». (На ней показано, как доктор Николас Тульп, потянув за мышцу предплечья покойного, приводит в движение его пальцы. Этот опыт демонстрирует последовательность процессов: потянули мышцу, она потянула сухожилия, а те — кости пальцев). (слайд 4)

- О чем свидетельствует данный опыт? (развитие критического мышления)

(В движении участвуют не только мышцы, но и кости — это и есть две составляющие опорно-двигательной системы).

Работа с презентацией и рассмотрение основных вопросов темы:

1. Состав опорно-двигательной системы: (слайд 5)

- активная часть (мышцы)- около 600 скелетных мыщц

- пассивная часть (скелет)- примерно 208-210 костей

2. Функции опорно-двигательной системы:

1) Активная часть: (слайд 6)

- Энергетическая функция (превращение химической энергии в механическую и тепловую)

- Двигательная функция (обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве)

- Защитная функция (брюшной пресс защищает органы брюшной полости)

- Формообразующая функция (определяют формы и размеры тела)



2) Пассивная часть: (слайд 7)

- Двигательная функция (передвижение тела и его частей в пространстве)

- Защитная функция (создают полости тела для защиты внутренних органов (череп – головной мозг, грудная клетка – сердце, легкие, позвоночник - спинной мозг) е

- Формообразующая функция (определяют формы и размеры тела)

- Опорная функция (опорный остов организма)

- Кроветворная функция (красный костный мозг – источник клеточных элементов крови)

- Обменная (запасающая) функция (кости источник – Ca, F и других минеральных веществ)


3. Кость. Строение кости.

Что такое кость? (проблемный вопрос)

КОСТЬ – орган, в состав которого входит: (слайд 8)

- костная ткань

- костный мозг

- надкостница

- нервы

- кровеносные сосуды

- суставные хрящи

Состав костной ткани: (слайд 9)

- костные клетки –остеоциты,

- плотное межкостное вещество

Химический состав костей (слайд 10)

ФИЗМИНУТКА


Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.






(Проблемный вопрос)

Большая берцовая кость, находящаяся в вертикальном положении, может выдержать груз 1650 кг, бедренная - 1500 кг, плечевая – 850 кг, коленная чашечка – 600 кг. Предел прочности рёбер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг.

Кость в 30 раз твёрже кирпича, в 25 раз - гранита, прочнее дуба. По прочности она в 9 раз превосходит свинец и почти также прочна, как чугун.

У человека массой 70 кг средняя масса скелета 8-9 кг. У взрослого мужчины скелет составляет 18% от веса, у женщины – 16%, у новорожденного 14%.

Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его лёгкости?

(слайд 11)


Рассмотрите самостоятельно внутреннее строение кости (стр47) и расскажите в чем особености кости. (слайд 12 – 16)

Виды костей (слайд 17)

Рост костей (слайд 18- 22)

V. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Тест (раздаются карточки с тестовыми заданиями)

Вариант 1.

1. Костная ткань относится к:

а) эпителиальной; б) жировой; в) соединительной.

2. Какая функция опорно-двигательной системы возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

а) опорная; б) двигательная; в) защитная.

3. Какие вещества придают кости эластичность:

а) органические; б) неорганические; в) вода.

4. Какие кости состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество:

а) трубчатые; б) плоские; в) губчатые.

5. Рост кости в толщину осуществляет:

а) надкостница; б) хрящ; в) красный костный мозг.

6. Головка трубчатой кости покрыта тканью

а) жировой; б) хрящевой; в) нервной.

Вариант 2.

1. Клетка костной ткани называется:

а) остеоцит б) лейкоцит в) нефрон

2.Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:

а) опорная; б) рефлекторная в) двигательная

3. Какие вещества придают кости твердость:

а) органические; б) минеральные; в) вода.

4. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:

а) 5-10 лет; б) 20-30 лет; в) 60-70 лет.

5. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:

а) клетки желтого костного мозга; б) клетки красного костного мозга;

в) клетки синего костного мозга.

6. Рост кости в длину осуществляет:

а) надкостница; б) хрящ; в) красный костный мозг.


VI. Домашнее задание


П.16 (стр. 46-47), подготовить сообщение «Рекорды костей» (самые маленькие, самые большие, самые подвижные и т.д.), «Архитектура и кости»


VII. Итоги урока

- выставление оценок за урок

VIII. Рефлексия

- интересный ли был урок?

- что вызвало у вас затруднения?

- если было скучно, то почему?















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!