СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Значимость Победы в Великой Отечественной войне для потомков разных исторических эпох"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Значимость Победы в Великой Отечественной войне для потомков разных исторических эпох"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа №1»








Номинация «Лучший урок истории»



Тема: «Значимость Победы в Великой Отечественной войне для потомков разных исторических эпох»



Выполнила:

Федорова Лариса Ивановна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Садовская СОШ №1»

















Садовое, 2019 г


Тема урока: «Значимость Победы в Великой Отечественной войне для потомков разных исторических эпох»



«Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть».

Н. Карамзин

Резюме урока

Предметная деятельность: история России, современная всемирная история, обществознание, литература.

Ведущая деятельность: аналитическая, познавательная.

Использование технологий: педагогическое сотрудничество, технология учебных дискуссий, с использованием средств фрагментов кино.

Форма проведения: урок

Возрастная группа: 11 класс.

Материально – техническое оснащение: художественные фильмы (фрагменты), историческая литература, материалы СМИ, музыкальные и литературные произведения.

ЦЕЛИ:

Образовательные: 1. Проанализировать связь и определить значение Победы в Великой Отечественной войне для исторических событий XX-XXI веков.

2. Характеризовать значимость основных событий: борьбы с фашизмом в Великой Отечественной войне, с международным терроризмом в локальных войнах и локальных конфликтах.

3.Повысить историческую грамотность обучающихся.

Развивающие: - совершенствовать навыки работы с документами, дополнительной литературой;

- умение отбирать, оценивать, анализировать полученную информацию;

- совершенствовать умение вести дискуссию, выдвигать гипотезы и их аргументировать, делать определённые выводы;

Воспитательные: 1. На примере событий Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов показать мужество, массовый героизм, стойкость, верность присяге и воинскому долгу Солдат нашей Родины, независимо от исторических эпох, необходимость увековечивания памяти о Победе в Великой Отечественной войне.

Реализация задач урока

  1. Выбор исторических событий для рассмотрения их средствами кино:

  • Великая Отечественная война: фрагменты фильма «Ладога»

(О. Маловичко);

  • локальные войны, локальные конфликты: «Грозовые ворота» (А. Усова), «Ненастье» (С. Урсуляка).

  • подбор: документальных материалов, материалов СМИ о подвиге младшего лейтенанта М. Нурбагандова, спецназовца А. Прохоренко, лётчика, майора Р. Филиппова.

  1. Просмотр фрагментов художественных фильмов и их анализ, прослушивание литературных произведений.

  • анализ документальных материалов.

Урок на тему «Значимость Победы в Великой Отечественной войне для потомков разных исторических эпох».

Звучит песня «Шестая рота» (Памяти бойцов 6 роты 104 полка 76-й дивизии – Стас Конопляников) в исполнении обучающихся 11 класса Пазухина А. и Кулькина В., аккомпанемент – гитара.

Учитель: В 2020 наша Родина-Россия будет отмечать 75-летие Великой Победы. 9 мая во всех храмах и церквях зажгут поминальные свечи, в каждой семье накроют праздничный стол. Снова и снова внуки и правнуки, уже в третьем поколении, будут слушать воспоминания о героизме и мужестве, стойкости и храбрости, о воинском долге и чести, об огромной любви к Родине их дедов и прадедов.

Выделение проблемы

Наш урок подводит итог месячнику военно-патриотического воспитания, в котором вы принимали участие. На основе предложенных фрагментов художественных фильмов и документальных материалов, сегодня на уроке мы попробуем разобраться:

  • как проявляется и в чем выражается Память о Победе в Великой Отечественной войне поколений, выросших после войны.

  • попытаемся выявить значимость увековечивания этой Памяти;

  • увидеть связь событий со словами Н. Карамзина «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть».

Обучающийся: Была война, прошла война

На поле боя тишина

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

(Идёт просмотр материалов: на экране звуковой подбор фрагментов из художественных фильмов: «Ладога» (О. Маловичко), «Грозовые ворота» (А. Усова), «Ненастье ( С. Урсуляка), «6 рота»(С. Бондарчук); документальных материалов о подвиге младшего лейтенанта полиции М. Нурбагандова; спецназовца А. Прохоренко; лётчика, майора Р. Филиппова) (10 – 15 минут, на усмотрение учителя).

Учитель: Вы посмотрели фрагменты художественных фильмов и документальные материалы. Ваши комментарии об увиденном.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие исторические периоды в жизни нашей страны показаны в фрагментах фильмов?

  2. Какими режиссёры фильмов представляют зрителю героев. Герой, кто он – человек или народ?

  3. Насколько правдиво отражены исторические события в каждом из фильмов?

  4. Человек на войне: долг и совесть, сила духа и трусость, жизнь и смерть, любовь и ненависть, выбор и безвыходность, предательство и патриотизм.

Примерные комментарии. Тезисы:

  • Можно выделить 3 исторических периода: «Великая Отечественная война» 1941-1945 г., участие СССР в локальной войне - войне в Афганистане; участие в локальных войнах и конфликтах современной России.

  • Все периоды связаны огромной трагедией, имя которой – «Война».

  • Путь к Победе складывался из беззаветного мужества и героизма сражавшихся солдат, защищая каждую пядь родной земли в Великой Отечественной войне.

  • Нравственный подвиг жителей блокадного Ленинграда, благодаря которому город выстоял.

  • Вели борьбу с международным терроризмом, выполняли свой интернациональный долг в Афганской войне, защищали суверенитет России в локальных конфликтах.

  • Без слёз нельзя смотреть фильмы о Великой Отечественной войне, войне за пределами нашего государства. Герои везде остаются героями, выполняя свой воинский долг и верность присяге. В лице каждого героя – целая страна.

  • Исторические события очень правдивы, фильмы поучительные. Есть над чем думать и размышлять в наше неспокойное время.

Обучающийся читает отрывок из стихотворения «О Зое Космодемьянской». М. Алигер.

На экране: фрагмент – последние минуты жизни лейтенанта полиции М. Нурбагандова и его последние слова «Работайте, братья!».



Стала ты под пыткою, Татьяной,

Онемела, замерла без слез. Босиком в одной рубашке рваной Зою выгоняли на мороз… Снегом запорошенные прядки

Коротко остриженных волос – Это я, не бойтесь, всё в порядке Я молчала. Кончился допрос И она избитая, босая, От бессмертных мук едва жива, Выпрямилась, гордая, бросая В будущее смелые слова – Граждане, не стойте, не смотрите! Я живая, голос мой звучит. Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит! Родина! Слова звучат, как будто. Это вовсе не в последний раз,

Всех не перевешать, много нас! Миллионы нас!

Учитель: Зою Космодемьянскую и Магомеда Нурбагандова отделяют целая историческая эпоха. Что же их объединяет?

Примерные выступления. Тезисы:

  • Беззаветные мужество и героизм, огромная любовь к Родине. Их последние слова – призыв к борьбе.

Учитель: Ребята! Сергей Урсуляк назвал свой фильм «Ненастье». Как вы думаете, почему?

Примерные выступления присутствующих. Тезисы:

  • Слово «ненастье» конечно не связано с непогодой. Автор попытался в фильме передать «ненастье», которое было в душе солдат, вернувшихся с войны. Они не нашли должной оценки своему подвигу. Общество в Советское время, неоднозначно относилось к войне в Афганистане, а значит и к его участникам. Судьба многих бывших солдат – трагическая. И только спустя 40 лет произошла переоценка ценностей. Примером тому – открытие в 2019 году – памятника погибшим воинам-афганцам в нашем селе. Это была их Победа, с точки зрения поставленной им задачи.

Обучающийся читает стихотворение «Война в Афганистане» Е. Сизова:

Всё дальше в прошлое уходит та война,

Что бились по отрогам Гиндукуша… Далёкая и дикая страна. Где навсегда остались наши души. Как души тех, кто в цинковом гробу. С последней почестью вернулись к маме, И тех кто вспоминает про Кабул С протезными руками и ногами А Гиндукуш стоит как пьедестал Под памятник исполненного долга Взывая к тем, кто вас к нему послал Запомнить этот ложный долг надолго Далёкая и дикая страна, Да, ты права: мы все не из металла, Как хочется живым, чтоб та война Для всех для нас войной последней стала.

Учитель: Сегодня бытует мнение о том, что современное молодое поколение безнравственно, что у него отсутствует чувство патриотизма. Так ли это? Ответ свой аргументируйте.

Примерные выступления. Тезисы:

  • Это мнение ошибочное. На каждом этапе исторического развития старшее поколение считает недостаточность воспитания молодого. М. Лермонтов писал в стихотворении «Бородино»-
    «Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!». И сегодня это не исключение.

  • Страна прошла сложный путь демократизации: коллективизм сменялся индивидуализмом, патриотизм – интернационализмом, но нравственные начала, заложенные старшими поколениями, живут в каждом из нас.

  • Память о Победе: - в письмах солдат с фронта, которые стали уже историческими документами. Они бережно хранятся и передаются из поколения в поколения. (Письмо В.П.Маснева матери Татьяне Ефимовне… Мама, скоро вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной армии. Как подобает погибать. Декабрь 1942 г)

-в имени ленинградки Тани Савичевой. Ее дневник, ставшим на Нюрбергском процессе документом, обвиняющий фашизм, из 9 страшных записей, «визитов смерти» в родной дом и сегодня вызывает оцепенение.

- во внуках и правнуках, идущих в Бессмертном полку, 9 мая по всей России и за ее пределами;

-подвиг Дмитрия Маковкина, нашего земляка, предотвратившего террористический акт на железнодорожном вокзале города Волгограда, подвиг двух друзей из «Грозовых ворот», подвиг героя Российской Федерации – лётчика, майора Романа Филиппова и спецназовца А. Прохоренко.

Учитель: В 2018 -2019 учебном году ребята нашей школы принимали участие во Всероссийских, Республиканских конкурсах, посвящённых памятным датам, где стали победителями и призёрами. Работа – призёр «Русский Верден» на Всероссийском конкурсе «Наша история» открыла новую страницу массового героизма русских солдат в Первой мировой войне, незаслуженно забытых, не нашедших достойного отражения в школьных учебниках «История».

Автор: Пазухина Дарья; Эссе «Русский Верден» (отрывок)

В историю Первой мировой войны вошли города и населённые пункты, у которых разворачивались наиболее ожесточенные бои и сражения. Французский Верден и бельгийский Ипр известны всему миру. На белорусской земле есть свой символ мужества и воинской стойкости – это небольшой г. Сморгонь – город воинской доблести и славы. Восемьсот десять дней защиты города потрясли мир. О событиях под г. Сморгонь писали газеты военных лет «Русский инвалид», журналы «Всемирное обозрение» и «Родина». Огромный вклад в освещение этой темы внёс военный историк Лигута В.Н. Не остались в стороне от темы исследования историки Ростунова И.И., Зайончковский A.M., Вержховский Д.В. и Ляхова В. Ф.

В 1915 года война пришла на Беларусь. Русская армия отступала. Фронт установился от Балтики до Карпат. Немецкая армия, перегруппировав силы, прорвав фронт, устремилась в район г. Сморгонь. Русские войска восемь часов держали оборону. Понеся большие потери отступили. Командование русской армии, боясь прорыва, направило две гвардейские дивизии. Начались ожесточённые бои. До г. Сморгонь было 6 километров, но немецкая пехота так и не прошла. Угроза окружения была ликвидирована, впервые немцы были оставлены, союзники не провели на Западном фронте ни одной операции, чтобы помочь русской армии. Началась «позиционная война» - война. Ураганный огонь вела артиллерия, в небе были аэростаты и самолёты.

Не сломив сопротивление и нарушив решение Международной конференции 1899 года, немцы применили газ. Военный историк В.И. Лигута считает, что впервые газ был применён не под г. Ипр, а у г. Сморгонь. Второго июля в 3 часа 15 минут утра германская артиллерия открыла ураганный огонь, через несколько минут немцы выпустили первое облако газа синеватого цвета. Газы вырывались из баллонов с сильным шипением. Сразу за первой на передовые окопы уже надвигалась вторая волна газов, более густая, высотой 6 — 8 метров. За газовым облаком шла дымовая завеса, а за ней появились четыре цепи немецкой пехоты... Однако никто из атакующих пехотинцев до российских позиций не дошел. Пулеметчики спасали положение, они срывали маски, мешающие вести прицельный огонь, точно разили цели врага. Немцы были отброшены. За 1,5 часа атаки газ проник на глубину 19 км и нанес большой урон войскам. Было отравлено 40 офицеров и 2076 солдат. Телеги увозили почерневшие тела погибших, санитарные повозки были переполнены отравленными. Павших хоронили в братских могилах. Город был полностью разрушен германской артиллерией, изрыт русскими окопами и траншеями. Газета "Нива" назвала г. Сморгонь "мёртвым городом". Цель, которую ставило немецкое командование – окружение русской армии и вывода её основных сил из войны, провалилась. 810-дневная оборона г. Сморгонь была по достоинству оценена немецкими военными, назвавшими эту битву «Русским Верденом».

Учитель: Ребята, а ведь это событие из другой исторической эпохи! Ваши комментарии.

Комментарии: как в зеркале отражается героизм солдат Великой Отечественной войны. Они стояли насмерть, защищая каждую пядь родной земли, как и герои Первой Мировой войны.

Учитель: А есть ли ещё в истории России примеры оценки героизма русских солдат врагами.

Примерные выступления. Тезисы:

«Из дневника гитлеровского солдата в боях под Сталинградом».

  • 14 октября 1942 года «Русские, непохожие на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня…Матросы, на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда…»

  • Международное признание поступка Александра Прохоренко, поставившего военную задачу выше собственной жизни.

  • Передача французской семьей Маге наград родных, участников Второй мировой войны родным героя.

Подведение итогов:

Обращение к проблеме.

• как проявляется и в чем выражается Память о Победе в Великой Отечественной войне поколений, выросших после войны.

• попытаемся выявить значимость увековечивания этой Памяти;

• увидеть связь событий со словами Н. Карамзина «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть».

Примерные выступления. Тезисы:

  • Каждое названное имя и каждый их героический поступок и есть смысл слов Николая Карамзина.

  • Говоря об увековечивании памяти о Победе в Великой Отечественной войне мы должны понимать:

  • все дальше и дальше от нас Великая Отечественная война, мы наверно меньше интересуемся историей той войны, чем старшее поколение. Есть опасность переписывания истории, уменьшение значения нашей Победы. При освещении событий допускается подмена научности и доказательности вымыслами. А это очень опасно для истории.

  • практически нет не одной семьи, которой не коснулась война. 27 миллионов жизней-цена бесценной Победы. Забыть — значит предать, то, что дали нам деды и прадеды-свободу, мирную жизнь, счастье. Герои не умирают они живут в памяти поколений

  • Каждый подвиг солдата на войне – это маленькая победа. Из них складывалась Великая Победа. Это понимают наши герои-современники, отдавая свои жизни в борьбе с терроризмом во им свободы и независимости России.

  • Если мы будем изучать и понимать историю, то значит и помнить.

Учитель: Сегодня вы показали в своих выступлениях высокую гражданскую позицию, мнение анализировать, отстаивать свою точу зрения, делать определенные выводы. Мне показалось, что в ваших сердцах заложены нравственные начала, пусть они живут и ведут вас по жизни. Спасибо!

А завершим наш урок сочинением – призёром Республиканского конкурса «Слава тебе, солдат!» Автор: Панасенко Виктория

(На экране.)











Навеки в наших сердцах: мужество, проявленное в боях.

Нет в России семьи такой, где бы не памятен свой герой. На протяжении последних пяти тысяч лет на планете произошло четырнадцать тысяч воин, в которых погибло пять миллиардов человек. После Второй мировой в семидесяти странах случилось сто тридцать вооруженных конфликтов и «малых» войн, в которых погибло двадцать миллионов человек.

Наша страна всегда была богата героями: от Ивана Сусанина, Эрдни Деликова до Романа Филиппова. В годы Первой мировой войны русские солдаты одной ротой остановили наступление дивизии немецких войск у Белорусского города Сморгань. Сегодня этот город называется Русский Верден. Верден в истории — это образец мужества и героизма.

Каждый солдат Великой Отечественной войны – герой. Мой прадед Леонов Иван Сергеевич, воевавший в Заполярье, в знаменитых ракетных войсках «Катюша», тоже герой. Он был тяжело ранен, поддерживая наступление батальона, который шел для доставки живого языка, своим огнем. Я помню и горжусь им! А сколько таких героев? Об этом говорит идущий ежегодно Девятого мая в непрерывном людском потоке «Бессмертный полк». Герои они в каждой семье. Мы помним мужество защитников легендарной Брестской крепости. Вечно будет жить бессмертная слава городов-героев: Сталинграда и Москвы, Минска и Севастополя. Каждый из нас осязаемо чувствует на себе глаза павших, чистоту их сердец, ощущает ответственность перед памятью этих людей. Те нравственные начала, заложенные поколениями, живут в каждом из нас.

Может поэтому выполняя свой интернациональный долг, в Афганистане погиб наш земляк Петр Бураев. 3 ноября 1982 года в составе расчета миномета он поддерживал мотострелковую роту, блокировавшую выход из ущелья, когда был ранен командир, Петр заменил его и продолжал вести огонь по противнику. Командую расчетом, получил смертельное ранение.

Как похожи подвиги Николая Гастелло и Романа Филиппова, Александра Матросова и Александра Прохоренко. Какая безграничная любовь к Родине и её гражданам в последних словах Зои Космодемьянской: «Я умру, но правда победит!» и Магомеда Нурбагандова: «Работайте, братья».

А подвиг Спецназовца Александра Прохоренко, погибшего в Сирии, облетел весь мир. Солдат поставил военную задачу выше собственной жизни. Вызвав огонь на себя, он предпочел смерть плену. Преклоняясь перед мужеством русского солдата, французская семья Маге передала семье героя России самое дорогое, что может быть, -награды родных, участвовавших во Второй Мировой войне. Родителям офицера была вручена памятная медаль г. Фламерслана «Родителям солдата вооруженных сил, который погиб героем».

Героизм и мужество русских солдат вызывают и вызывали уважение не только у людей, которым дорог мир, но даже у врагов. Солдаты гитлеровской армии писали с восхищением и страхом в своих дневниках о самоотверженности и героизме русских солдат, защищавших Сталинград, а офицеры отдавали честь защитникам Брестской крепости.

Несмотря на то, что эти люди жили в разное время, их объединяет одно: они пожертвовали своей жизнью ради нас, ради мирного существования всего человечества.

За всю историю существования человечество прожило в мире всего лишь тридцать лет. Мир — это первое и необходимое условие для полноценного детства. Нет более несовместимых понятий чем война и дети; нет более благородной цели для человечества, чем защищать детей и всех людей от войн и конфликтов. Это понимали солдаты-герои, отдавая свои жизни. А мы должны помнить об этом. Сегодня, в наше непростое время, как никогда, понимаешь, что значит защищать Родину. И если каждый из нас будет помнить о подвиге каждого солдата, отдавшего жизнь за Отечество и нашу мирную жизнь, и понимать, насколько хрупок мир, может быть, тогда слова Сергея Городецкого «Когда из вражьего предела домчалась весть войны. Война!» останутся навсегда просто строкой из стихотворения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!