СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ""Золотое кольцо России- Ярославль, Владимир, Ростов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок интересен и познавателен для детей

Просмотр содержимого документа
«Урок ""Золотое кольцо России- Ярославль, Владимир, Ростов.»

Ур 59. 5 кл природа. Дата_______Тема урока: «Золотое кольцо России; Ярославль, Ростов, Владимир, Великий.»

Цель урока: знакомство детей с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.

Задачи: Расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, интерес к ее духовному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль- Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль).

  • Приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.

  • Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Личностные:

  • Создание условий для развития интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе.

  • Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию; воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Метапредметные:

- Регулятивные универсальные учебные действия:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- Коммуникативные универсальные учебные действия:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: открытие нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник ,презентация, карта, задания, рабочая тетрадь.

Ход урока

Приветствие, подготовка рабочих мест Психологический настрой уч-ся на работу


На доске: чемодан, фотоаппарат, панама, карта. (Приложение 1)

- Посмотрите на доску, что вы видите?

- Кому могут принадлежать эти предметы?

- Какого человека называют путешественником?

- Скажите, а любите ли вы путешествовать?

- А какими видами транспорта вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию.

А для того, чтобы узнать куда мы отправимся, послушаем стихотворение:

- Кто-нибудь знает куда входят эти города?

- Так куда мы отправимся в путешествие?

Тема нашего урока: Золотое кольцо России.

- Каковы же цели нашего путешествия?

- Сегодня и мы отправимся в путешествие по древним городам России.

- О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать?


Рассматривают иллюстрации на доске

Участвуют в беседе

-туристу, путешественнику.

- который путешествовал, ездил по странам, городам

- автобус, катер, поезд, автомобиль, самолет.

- в Золотое кольцо России.

- по Золотому кольцу.

- Познакомиться с интересными древними городами России.

- Узнать об их достопримечательностях

- Больше узнать об истории нашего государства.

1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо?

2. Какие богатства оно в себе скрывает?

3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?

Личностные: выраженная познавательная мотивация;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Усвоение новых знаний

20 мин

Итак, в путешествие мы отправляемся из главного города нашей страны.

Как он называется?

- Что вы знаете о Москве?

- Назовите достопримечательности города Москвы?

Москва – столица Российской Федерации, находится в центре европейской части России. дата основания – 1147 год. Основал Москву – Юрий Долгорукий. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ.

Мы покидаем столицу нашей Родины Москву и отправляемся в наше путешествие дальше - Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

Выступление 1 экскурсовода (приложение 2).

- Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов.

1. В честь кого назван город?

2. Достопримечательности?

3. Что означает слово «лавра»?

На столах обратите внимание у вас карта Золотого кольца России (приложение 3).

1 задание.

- Отметьте пожалуйста первый город на вашей карте.

- В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада.

- Мы отправляемся дальше.

Выступление 2 экскурсовода (приложение 2).

Ответьте на вопросы:

1. Кто основал город?

2. Родиной чего является Переславль- Залесский?

3. Какие есть достопримечательности?

Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Давайте теперь отметим на нашей карте следующий город о котором нам поведал экскурсовод (приложение 3).

- Наше путешествие не заканчивается и о следующем городе нам поведает 3 экскурсовод (приложение 2).

Ответьте на вопросы:

1. Как называли Ростов?

2. Чем славится Ростов?

3. Какая самая замечательная часть Ростова?

Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

- Давайте теперь отметим на нашей карте (приложение 3) следующий город о котором нам поведал экскурсовод.

Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудизапись). 

Физкультминутка:

- Ребята мы немного устали путешествовать, нам необходимо размяться:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Едем дальше, я приглашаю 4 экскурсовода (приложение 2):

- Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов.

1. От какого слово произошло название города?

2. Что построена на реке Волге?

3. Какие достопримечательности в городе Углич?

- Давайте теперь отметим на нашей карте (приложение 2) следующий город о котором нам поведал экскурсовод.

- Куда же мы отправимся дальше, нам расскажет 5 экскурсовод (приложение 2).

Какие достопримечательности находятся в Ярославле?

Спасибо за интересный рассказ.

Отметить на карте город Ярославль (приложение 3).

2 задание:

- А теперь проверим, как хорошо вы слушали рассказ?

На столах у вас лежат листочки (приложение 4).

- Москва

- это столица нашей Родины.

- Красная площадь, кремль.














Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.





Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.




Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.





Личностные:

- выраженная познавательная мотивация;

- устойчивый интерес к новым способам познания.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Коммуникативные: - слушать собеседника, соблюдать правила общения.

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать и оценивать свою работу.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу.


Закрепление знаний и способов действий

7 мин

- Вы сегодня на уроке от наших замечательных экскурсоводов услышали много интересной информации.

- Сейчас мы проверим, как вы все усвоили и решим кроссворд (приложение 5):

-Молодцы!

Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси.

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд.

1. Углич

2. Ярославль

3. Москва

4. Ростов

5. Лавра

6. фенифть

7. Ростов

8. Переславль.

9. Сергиев.

10. Волков.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

Обобщение и систематизация знаний

7 мин

Подведение итогов:

Ребята наш урок подошел к концу, но на этом наше путешествие на закончилось. На следующем уроке мы продолжим путешествие по остальным городам Золотого кольца.

- Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России?

-В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих пяти городов, которые мы изучили сегодня?

- Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России?

- В каком значении еще употребляется слово «золотое»?

- В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками.

- Все знают, что золото - символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны

Рефлексия:

Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

С остальными городами мы продолжим знакомиться на следующий урок.

Ответьте на вопросы:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Было трудно …

Я научился …

Теперь я могу …

Урок дал мне для жизни …

Мне захотелось …

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.




- Да

- Высказывают свое мнение

- Потому что, города расположены в виде кольца, а золотое- так как является народным достоянием.

-украшение, времена.













-Да.

- Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль.

Отвечают на вопросы

- Высказываю свое мнение.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

- владеть монологической и диалогической формой речи;


Информация о домашней работе

3 мин

С.. 89 – 91 читать и пересказывать, с. 96 ответить на вопросы под графой «Обсудим!».

- Задание на выбор: создать рекламу, понравившегося Вам города.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-различие способа и результата действия;

-выполнение учебных действий в устной и письменной форме.

Оценки работы класса.

2 мин

- Теперь оценим вашу работу на уроке.

- Итак, ребята скажите, кто активно работал на уроке? А какие оценки они заслужили за урок? Почему?

Учитель выражает свое согласие/ несогласие и выставляет соответствующие отметки, обосновывая их.

- Те ребята, которые сегодня не работали на уроке, отсиживались, поставьте себе на полях «-», на следующий урок вы должны постараться и преврати их в «+».


Слушают, оценивают друг другу.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.




Приложение 1

Аннотация: на этапе подготовки к основному этапу занятия, дети рассматривают иллюстрации на доске и делают вывод о теме урока. Служит наглядным материалом.




Приложение 2


Аннотация: данный материал используется на уроках усвоения новых знаний. Дети выступают в роли экскурсоводов. Заранее детям раздаются карточки с описанием города, входящего в «Золотое кольцо России».

Карточка 1:

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. 

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30 000 экспонатов. Счастливого пути!

Карточка 2:

Экскурсовод 2: Добрый день!

Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский.

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Карточка 3:

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий на слайде)

Карточка 4:

Экскурсовод 4: Следующий город Углич.

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город.

Карточка 5:

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. История города Ярославля берет начало с 1010 года в момент построения крепости. По приказу князя Ярослава Мудрого на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость. Место, на котором стоит современный Ярославль, называется «Медвежьим углом». Местные язычники, большего всего почитали медведя, как животного, которые ведает мед. В городе была развита торговля, процветало ремесленничество. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.























Приложение 3


Аннотация: карта используется на этапе усвоения новых знаний и служит опорным и наглядным материалом. Дети учатся ориентироваться по карте и быстро находить расположение городов.



Приложение 4


Аннотация: дети получают карточки с пропущенными словами в тексте. Задача детей восполнить пробелы, вставив нужные слова. Данное задание проводится на этапе усвоения новых знаний.

История города Ярославля берет начало ……….. года в момент построения крепости.

По приказу князя …………. на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость.

Место на котором стоит современный Ярославль, называется «………….». В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.

Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной

. В центре города мы увидим памятник ………….Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.






















Приложение 5

Аннотация: на этапе закрепления знаний и способов действий дети отгадывают кроссворд. Кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой. Данная работа позволит обобщить усвоенный материал в форме игры.

Вопросы:

1. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».

2. Город, образованный Ярославом Мудрым.

3. Город, в котором начинается путешествие по Золотому кольцу.

4. Город, знаменитый звонами своих колоколов.

5. Главный, важный монастырь.

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты.

7. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим.

8. Этот город, как и Моска был основан Юрием Долгоруким?

9. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского?

10. Как фамилия человека, который создал общедоступный театр?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!