СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки доброты - курс тренинговых занятий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Уроки доброты" разработана для реализации в рамках мероприятий ко Дню толерантности и ко Дню инвалида. Может быть реализована в 1-4 классах общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Уроки доброты - курс тренинговых занятий»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор

_______________ФИО


«____»______________20_____г.









«Уроки доброты» программа развивающих занятий с элементами тренинга, формирующих толерантное отношение к детям с ОВЗ, для обучающихся 2 класса


Срок реализации:

2021-2022 учебный год

Программу реализует:

педагог-психолог

МБОУ Горковской СОШ

А.В.Чеканова








Горки-2

2021


Пояснительная записка


Программа является развивающей. Подготовлена на основе программы «Тренинг толерантности», авторы Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шадрова и программы занятий «Уроки доброты и понимания» Марии Перфильевой и Юлии Симоновой, РООИ «Перспектива», г.Москва. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция – Федеральный закон от 26.05.2021 №144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). В нём определены основные ориентиры развития и изменения образовательной практики, содержания образовательных отношений, правовое поле всех участников образовательного процесса. Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.

Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В школе, как и в обществе в целом, существует ряд серьёзных проблем:

  • отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;

  • отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;

  • отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;

  • дефицит методических разработок в этой области.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Ребята с ОВЗ очень хотят общаться со здоровыми сверстниками. По мнению кандидата психологических наук, директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светланы Алёхиной, ребята с ОВЗ не знают, как общаться с остальными, у них нет такого опыта. И от этого у них возникает чувство одиночества. Со стороны здоровых детей, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их успешной социальной адаптации. По мнению Виктора Зарецкого, кандидата психологических наук, МГППУ, когда в классе «обычных» детей появляется ребенок с ОВЗ, то неизбежно начинается процесс самоопределения. Дети должны определить свое отношение к новому однокласснику. Вопросы для самоопределения могут быть самыми разными. Неожиданными, глупыми, наивными, оскорбительными, но – и это нужно понимать – они могут возникать у детей. Вопрос первый: это полноценный человек или нет? Нужно ли к нему относиться по-человечески? Если окружение ребенка твердо стоит на гуманистических позициях, вопроса нет. Но часто о себе дает знать ксенофобия. А ведь это, может быть, самое важное в воспитательном отношении: главное не то, что ребенок с какими-то физическими и психическими особенностями, главное, что он – другой! И как к нему, другому, следует относиться? Либо это нормально – быть другим, непохожим, отличающимся качественно, либо это не нормально. Либо это такой же человек, либо это «другой», «иной». Либо он имеет право на всё то, на что имею право я, либо он этих прав должен быть лишен, потому что он другой. Вот далеко не полный круг вопросов, по отношению к которым начинается процесс самоопределения детей, возможно, самый ресурсный процесс для их развития, но и самый отягощенный рисками… Потому что если это процесс пойдет как-то не так, то выправить траекторию будет очень непросто. Предположим, что самоопределение прошло успешно. Что означает это для ребенка? Он приобретает способность принимать другого человека таким, каков он есть (это больше, чем толерантность, это принятие в роджерианском смысле слова, признание права другого быть другим). Он приобретает способность строить отношения с человеком, несмотря на то, что он другой. Он начинает различать в человеке форму (тело) и содержание (душу).

Воспитание толерантности как личного качества в обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. Также очень важным является изменение отношения здоровых детей к людям с ограниченными возможностями. Программа развивающих занятий «Уроки доброты» направлена на формирование толерантного отношения к себе и к детям с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении развивающих занятий важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации тренинговых занятий должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игровую деятельность (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, важно в процессе подготовки и проведения тренинговых занятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

Цель тренинга – формирование толерантного отношения к себе и другим людям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • знакомство с понятиями «толерантность» и «терпимость»;

  • формирование чувства милосердия к окружающим людям;

  • развитие воображения, способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию;

  • формирование доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Адресность. Тренинг «Уроки доброты» разработан для обучающихся 2 класса общеобразовательного учреждения.

Форма проведения занятий – групповая.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание

(раздел, тема занятия)

Кол-во часов

Примечания

планируемая

фактическая

1



Толерантность

1


2



Толерантность к себе

1


3



Инвалидность – одна из человеческих особенностей

1


4



Инвалидность – одна из человеческих особенностей (продолжение)

1


5



Возможности людей с инвалидностью.



6



Мы общаемся – мы все разные.

1


7



Трудности перевода

1


8



Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью.

1


9



Жизнь без барьеров

1





Всего 9






Литература

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница – Дата обращения: 11.11.2016

  2. Инклюзивное образование/сост. Битянова; - сост.: М.Р.Битянова; - М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224с.

  3. Международный день инвалидов. http://my-calend.ru/holidays/den-invalidov

Дата обращения: 28.10.2016

  1. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Муниципальный центр дистанционного обучения, муниципальное автономно общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г-к Анапа. Анапа, 2013

  2. На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255с.

  3. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов http://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-uroki-dobra.pdf –Дата обращения: 11.11.2016

  4. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с. ISBN 5-250-01874-2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/toler/index.php –Дата обращения: 19.02.2012

  5. Фильм детей с ограниченными возможностями здоровья https://www.youtube.com/watch?v=S1aXRb6lwg8 – Дата обращения: 11.11.2016

  6. Цветик-семицветик https://www.youtube.com/watch?v=miKL9LeuYbU – Дата обращения: 11.11.2016

  7. Шрифт Брайля https://ru.wikipedia.org/wiki/Шрифт_Брайля –Дата обращения: 11.11.2016










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!