СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки французского

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки французского»

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Нравственные проблемы рассказа

В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока: Познакомиться кратко с биографией  В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского» Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности Создать образ современного учителя

Цели урока:

  • Познакомиться кратко с биографией

В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского»

  • Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем
  • Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов
  • Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности
  • Создать образ современного учителя
   Распутин  Валентин Григорьевич р одился 15.03.1937  в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик.   Детство Валентин провёл  в деревне Аталанка .    Писать художественную прозу начал в 1961 , в основном рассказы.

Распутин Валентин Григорьевич р одился 15.03.1937 в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик. Детство Валентин провёл в деревне Аталанка .

Писать художественную прозу начал в 1961 , в основном рассказы.

Произведения Повесть «Последний срок» (1970) Повесть «Живи и помни» (1974) Повесть «Прощание с Матёрой» (1976)

Произведения

  • Повесть «Последний срок» (1970)
  • Повесть «Живи и помни» (1974)
  • Повесть «Прощание с Матёрой» (1976)
Проверь себя! К какому жанру литературы относится произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»?   Автобиографический рассказ

Проверь себя!

К какому жанру литературы относится произведение

В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Автобиографический рассказ

Словарная работа Автобиография  (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание , последовательное изложение человеком фактов жизненного пути. В автобиографии в определённой мере отражается становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание. Автобиографическое произведение - это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

Словарная работа

  • Автобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание , последовательное изложение человеком фактов жизненного пути. В автобиографии в определённой мере отражается становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание.
  • Автобиографическое произведение - это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

  Прототип  - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения.

Прототип - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения.

Словарная работа  Нравственность  - это принятие на себя ответственности за свои поступки.  Нравственность  - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести или согласно своим принципам.

Словарная работа

Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки.

Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести или согласно своим принципам.

Какие синонимы можно подобрать  к слову нравственность? Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика, благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.

Какие синонимы можно подобрать к слову нравственность?

Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика, благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.

Словарная работа Проблема  (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения .

Словарная работа

Проблема (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения .

Эпиграф к рассказу Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами.  В.Распутин

Эпиграф к рассказу

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами.

В.Распутин

«В.Г. Распутин  “ Уроки французского ” » Кроссворд  2. Из чего были перешиты штаны героя? 3. Река, где жил мальчик. Что прислала учительница в обеих посылках? 5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал мальчик на выигранные деньги? 5. Какое чувство постоянно испытывал герой? 9. Назовите главного игрока в деньги? 6. Что было во второй посылке? 4. Название игры.

«В.Г. Распутин Уроки французского »

Кроссворд

2. Из чего были перешиты штаны героя?

3. Река, где жил мальчик.

  • Что прислала учительница в обеих посылках?

5. Что помогло узнать отправителя первой посылки?

7. Кто нанес первый удар мальчику?

8. Что покупал мальчик на выигранные деньги?

5. Какое чувство постоянно испытывал герой?

9. Назовите главного игрока в деньги?

6. Что было во второй посылке?

4. Название игры.

«В.Г. Распутин  “ Уроки французского ” » Кроссворд

«В.Г. Распутин Уроки французского »

Кроссворд

Вопросы по тексту: -От чьего лица ведётся повествование? -О каком времени пишет автор? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? - Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре? Почему он не вернулся домой?

Вопросы по тексту:

-От чьего лица ведётся повествование?

-О каком времени пишет автор?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре?

  • Почему он не вернулся домой?
Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.

Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.

Вопросы по тексту: - Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Почему Вадик и Птаха избили его?

Вопросы по тексту:

- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

Вопросы по тексту: -Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Вопросы по тексту:

-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

В какой ситуации оказался мальчик?  Один в чужой семье Страх Диковатость Хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие Дурная компания, где его избивают

В какой ситуации оказался мальчик?

  • Один в чужой семье
  • Страх
  • Диковатость
  • Хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие
  • Дурная компания, где его избивают

Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»? Воровать влиться в компанию Птахи пожаловаться матери  и вернуться домой принять помощь Лидии Михайловны учиться вопреки всему

Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»?

  • Воровать
  • влиться в компанию Птахи
  • пожаловаться матери и вернуться домой
  • принять помощь Лидии Михайловны
  • учиться вопреки всему

Как говорят о таких людях? Это человек с нравственным стержнем Что это за качество? Жить по совести Оставаться самим собой в трудной ситуации Быть ответственным за своё дело, то есть за учёбу

Как говорят о таких людях?

Это человек с нравственным стержнем

Что это за качество?

Жить

по совести

Оставаться самим собой в трудной ситуации

Быть ответственным

за своё дело, то есть за учёбу

Какие же уроки получили вы  от своего ровесника?  умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не просить помощи ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе

Какие же уроки получили вы от своего ровесника?

  • умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не просить помощи
  • ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей
  • стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе
Вопросы по тексту Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Какой приём применяет автор в описании учительницы? Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

Вопросы по тексту

  • Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
  • Какой приём применяет автор в описании учительницы?
  • Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

 Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
  • Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
  • Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку? пригласила домой и попыталась накормить собрала посылку с макаронами и гематогеном

Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку?

  • пригласила домой и попыталась накормить
  • собрала посылку с макаронами и гематогеном

Почему Лидия Михайловна решилась на игру  в «замеряшки» со своим учеником?    Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором?

Почему не объяснила свой поступок директору?

Вопросы: Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает? Правильно ли она поступает?

Вопросы:

  • Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает?
  • Правильно ли она поступает?
Вопросы по тексту: Что мы узнали нового из монолога учительницы о её характере? Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом. Справедливо ли повёл себя в данной ситуации директор?

Вопросы по тексту:

  • Что мы узнали нового из монолога учительницы о её характере?
  • Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом.
  • Справедливо ли повёл себя

в данной ситуации директор?

Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации?   Успокоиться Не успокоиться Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет. Что могло бы быть дальше?

Не получается помочь!

Какие пути возможны в этой ситуации?

Успокоиться

Не успокоиться

Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет.

Что могло бы быть дальше?

Вопросы: Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?

Вопросы:

  • Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок?
  • Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?

Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?

Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?

Что значит «уроки доброты»?  умение почувствовать боль ближнего готовность прийти на помощь не отступничество, а заступничество готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность

Что значит «уроки доброты»?

  • умение почувствовать боль ближнего
  • готовность прийти на помощь
  • не отступничество, а заступничество
  • готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность
Как вы понимаете слово «добро»? взаимопонимание; любовь; поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях; доверие друг к другу.

Как вы понимаете слово «добро»?

  • взаимопонимание;
  • любовь;
  • поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;
  • доверие друг к другу.
Каким должен быть хороший учитель?

Каким должен быть

хороший учитель?

Словарная работа Подберите антоним к слову нравственность. Антонимы -???????????????????? Нравственность  – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.

Словарная работа

Подберите антоним

к слову нравственность.

Антонимы -????????????????????

Нравственность – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.

Рефлексия: Чем запомнился Вам урок? Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?

Рефлексия:

  • Чем запомнился Вам урок?
  • Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?
Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.    В.Астафьев

Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.

В.Астафьев

Домашнее задание: Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Домашнее задание:

Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Спасибо за работу на уроке!  До встречи!

Спасибо за работу на уроке! До встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!